В. Даль. Толковый словарь. 1978
СОНАТА ж. музыкальное, фортепiянное сочинение своего рода. Сонетъ м. стихотворение изъ двухъ четырестишiй, и двухъ трестишiй. Сонетка ж. звонокъ, колокольчикъ, позвонокъ, съ проводомъ куда, для призыва прислуги. Сонометръ м. лат. звукомѣръ, снарядъ для измѣренья силы звуковъ и для сравненья разныхъ звуковъ.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
СОНАТА, муз. произведение для одного или двух инструментов, написанное в сонатной циклической форме (обычно из 4—3, реже 2 частей); встречаются и одночастные С., сохраняющие только гл. часть цикла — сонатное аллегро (см. Сонатная форма). Старинная С. либо близка по построению к сюите (А. Корелли, И. С. Бах и др.), либо одночастна (Д. Скарлатти). Совр. тип С. сложился во 2-й пол. 18 в. С., особенно богато представлена в музыке для фп., а также для фп. и скрипки, фп. и виолончели и т. н. Широко известны сонаты И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, А. Дворжака, Э. Грига; в русской музыке — П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина; в советской музыке — С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А. Н. Александрова и др.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
СОНАТА (итал. sonata), муз. произв. для одного или неск. инстр-тов, написанное в сонатной циклич. форме. Обычно состоит из 3—4 частей. Классич. тип С. сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; вершина в развитии жанра — сонаты Л. Бетховена. Значительные соч. в жанре С. созд. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ в зап.-европ. музыке, А. Н. Скрябин и Н. К. Метнер в русской, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др. в советской.
СОНАТА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
СОНА́ТА (итал. sonata, от sonare – звучать), со времён Возрождения до 21 в. музыкальное инструментальное произведение. Термину «С.» предшествовало слово «sonare», которое применялось к пьесам, предназначенным для пения с участием инструментов, а в кон. 16 – нач. 17 вв. – к чисто инструментальным сочинениям, разнообразным по форме и функциям (в т. ч. переложенным с вокальных): мадригалы «da cantare e sonare» («для пения и игры»), «canzona da / per sonare» («канцона для исполнения на инструментах»; напр., «Первая книга канцон для игры на инструментах на 4 голоса» Ф. Маскеры, изд. в 1582). Постепенно стал употребительным термин «С.»: «Sonata piano e forte» для корнета, альта и 6 сакбутов Дж. Габриели (1597). Иногда он обозначал инструментальные части, которые включались в богослужение («Sonata sopra Sancta Maria» в «Вечерне Блаженной Девы» К. Монтеверди). Применялся в значении увертюры (вступление к опере М. А. Чести «Золотое яблоко», 1667; духовная кантата «Himmelskönig, sei willkommen» И. С. Баха BWV 182, 1715). К нач. 17 в. сформировался жанр трио-сонаты. Сонаты для солирующей скрипки с бассо континуо сочиняли Б. Марини (1620-е гг.), Г. И. Ф. фон Бибер, И. С. Бах (ему принадлежат также 3 сонаты без сопровождения). И. Кунау первым назвал «С.» сольную клавирную пьесу (6 «Библейских сонат», 1700). Именно эти исполнительские составы (солирующий инструмент с аккомпанементом или без него) стали со временем отождествляться с С. Сонатный цикл в совр. понимании сформировался к кон. 18 в. у К. Ф. Э. Баха, композиторов мангеймской школы и венской классической школы. К этому времени также сложилась форма, позднее (в 1824) названная сонатной формой. Она стала обязательной для сонатно-симфонич. цикла (соната, квартет, классический концерт, симфония и др.) – хотя бы для одной (обычно первой) части; т. е. С. как цикл дала название сонатной форме, а сонатная форма – сонатно-симфонич. циклу. (Пример сонатного цикла без единой сонатной формы – в клавирной сонате A-dur В. А. Моцарта KV 331.) В сонатно-симфонич. цикле обычно 3–4 (реже 2–5; в Квартете cis-moll op. 131 Л. ван Бетховена – 7) содержательно-, жанрово-, темпово-, тонально-контрастных частей. В эпоху романтизма под влиянием жанра поэмы появились одночастные С. (Ф. Лист). В них разделы сонатной формы по масштабам и функциональной самостоятельности приближаются к частям цикла, образуя «одночастный сонатный цикл». В дальнейшем сонатно-симфонич. цикл кардинальных изменений не претерпел.
Лит. см. при ст. Сонатная форма.