ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: Русский язык, 1978


СЕНАТЪ м. латис. верховное правительственое мѣесто, въ разныхъ государствахъ, неодинаковаго устройства; нашъ сенатъ высшее распорядительное, исполнительное и судебное мѣсто, съ почетомъ правительствующаго. Суди меня сенатъ да канатъ (при Петрѣ I). || Зданiе сенатское, гдѣ канцелярiя и присутствiе его. Сенатскiй указъ. Сенатскiя Вѣдомомости. Сенаторъ, членъ сената: сенаторша, жена его. Сенаторство, санъ, званiе это. Ученому Гумбольту на поѣздкахъ его въ Росiи отдавали сенаторскiя почести. Сенаторская, комната, гдѣ присутствуютъ сенаторы.

 

 

.Энциклопедический Словарь. 1953—1955


СЕНАТ, 1) в Древнем Риме дореспубликанского периода — собрание родовых старейшин. В период республики — гос. орган верховной власти, орудие господствовавшей рабовладельческой знати. Компетенции С. подлежали: последующее утверждение законов, принятых народными собраниями, позднее заменённое предварит. утверждением законопроектов; гос. финансы; управление провинциями; вопросы внешней политики и пр. В период империи С. оставался оплотом аристократии, но потерял прежнее политич. значение. 2) В Российской империи С.— высшее правительств. учреждение, на к-рое был возложен надзор в делах суда, финансов и администрации. Был учреждён Петром I в 1711 взамен Боярской думы. В 1-й пол. 19 в. «правительствующий» С. стал высшим судебным органом. Члены С., или сенаторы, назначались или утверждались царём. С. просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции. 3) В ряде капиталистич. стран (США и др.) С.— верхняя палата парламента.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


СЕНАТ (лат. senatus), 1) в Др. Риме респ. периода верх. орган власти. 2) В России в 1711—1917 — Правительствующий С., высший гос. орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и гос. управления. С 1-й пол. 19 в. высший суд. орган, осуществлял надзор за деятельностью гос. учреждений и чиновников. По Суд. уставам 1864 — высшая кассац. инстанция. 3) Назв. верхней палаты парламента в ряде совр. заруб. гос-в (в США, Италия и др.).

СЕНАТОР, (лат. senator), член сената.

СЕНАТОРСКИЕ РЕВИЗИИ, в России 18 — нач. 20 вв. проверка деятельности местного гос. аппарата специально назначаемые  сенаторами. Введены в 1722. Проводились эпизодически. Результаты С. р. рассматривались в Сенате, докладывались императору, обсуждались в СМ.

СЕНАТОРСКИЙ РЕГИСТРАТОР, в России гражд. чин 13-го класса.Лица, его имевшие, занимали должности мелких служащих.

ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ, офиц. назв. Сената в Росс. империи.

 

 

  СЕНАТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СЕНА́Т, 1) в ряде стран – название верхней палаты парламента (Бразилия, Италия, Франция и др.). С. участвует в законодательстве и обычно обладает правом вето в отношении законов, принятых нижней палатой. С. ратифицирует или участвует в ратификации междунар. договоров, назначает некоторых высших должностных лиц решает вопрос об импичменте президента и др. С. формируется разл. способами: прямыми выборами (США), косвенными выборами (Франция), в некоторых странах сенаторы назначаются (Канада). 2) В ряде государств – название высшего органа гор. управления (напр., Сенат Берлина). 3) В некоторых странах – название отделений (коллегий) в составе высших судов (Австрия, ФРГ).

Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.

Фото А. И. Нагаева Здание Сената в Московском Кремле. 1776–87. Архитектор М. Ф. Казаков. Фото 2011.

4) В России Правительствующий (Высокий в 1726–30) Сенат, в 1711–1917 в зависимости от внутриполитич. обстоятельств – высший орган гос. власти, подчинённый монарху, центр. гос. учреждение или фактически совокупность центр. учреждений. Функции С. менялись. Образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. На практике действовал постоянно. Адм. деятельность С. была чрезвычайно разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. С. являлся также судом первой инстанции по наиболее важным делам, с 1713–14 – и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам (первоначально решения С. не были окончательными, допускались жалобы государю). Делопроизводство велось в канцелярии С. (делилась на столы), возглавлявшейся обер-секретарём (до 1722). С учреждением коллегий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе (такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720). Одновременно С. стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения С. было запрещено приносить под угрозой смертной казни [указ Петра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Значение С. в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера (первоначально просто «персона знатная»; при С. должность существовала до 1727 и в 1730–1810). Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий (подавать челобитные лично монарху было запрещено), решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в С., с 17(28).4.1722, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. С 1722 при С. действовала Герольдия.

Контроль за произ-вом дел в С. первоначально осуществляли генеральный ревизор (1715–20), обер-секретарь сенатской канцелярии (1720), штаб-офицеры гвардии (1721). С 1722 гласный надзор за законностью деятельности С. и всех Присутственных мест империи осуществлял генерал-прокурор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тайный адм.-финансовый надзор в 1711–30 проводился фискалами во главе с обер-фискалом, позднее – генерал-фискалом). Генерал-прокурор (его должность существовала до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 оставалась вакантной) имел право доклада монарху по делам С. и объявлял С. Высочайшую волю, возглавлял канцелярию С., ему подчинялись обер-прокуроры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м департаментах, затем – в каждом деп-те С.). В его ведении находились прокуроры при коллегиях (1722–26 и в 1730–1802) и надворных судах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а также губернские прокуроры (1733–1802).

Здания Сената и Синода на Сенатской площади в С.-Петербурге. 1829–34. Архитектор К. И. Росси. Фото 2015. Фото А. И. Нагаева

При преемниках Петра I статус С. и сфера его деятельности менялись. В 1726–30 С. был ответствен фактически перед Верховным тайным советом. Манифестом от 4(15).3.1730 имп. Анна Ивановна предприняла попытку восстановить С. как высший орган гос. власти. Ему были возвращены прежние права на тех же основаниях, на которых он действовал при Петре I. С. был разделён на 5 департаментов [указом от 1(12).6.1730]. Однако преобразования оказались кратковременными: указом от 11(22).11.1731 установлена отчётность С. перед Кабинетом министров (см. Кабинет министров 1731–41). Имп. Елизавета Петровна восстановила С. в «прежней силе» как высший орган гос. власти. К разнообразным адм. обязанностям С. добавилось руководство первым общегосударственным (т. н. Елизаветинским) межеванием земель в России, для этого при С. в 1754 учреждена Гл. межевая канцелярия [см. Межевая канцелярия (в 1-м значении)]. С. находился в Москве (1711–1712, 1728–33) или в С.-Петербурге (1712–1728, 1733–63), имел конторы в Москве (1722–28, 1733–63) или в С.-Петербурге (1728–33).

Имп. Екатерина II вновь несколько ограничила влияние С. Она оставила за собой право предписывать С. вторичное рассмотрение законченного дела в случае, если найдёт это нужным [указ от 19(30).7.1762]; потребовала указом от 2(13).6.1763 предоставления ежедневных рапортов из С. о решённых в нём делах. Манифестом от 15(26).12.1763 разделила С. на департаменты: 1–4-й в С.-Петербурге, 5–6-й в Москве, которые фактически приобрели характер совокупности центр. учреждений. Каждый деп-т по общему правилу действовал независимо от др. департаментов, решал дела собств. властью (гл. отличие от прежних департаментов), определённой тематич. направленности и/или территориальной принадлежности. Существенное значение имели 1-й (адм. дела, дела по герольдии и мн. др.) и 2-й (судебные, апелляционные и межевые дела) департаменты. Решения принимались единогласно, в спорных случаях дело переносилось в общее собрание С. (с 1763 собрания петерб. и моск. департаментов, в 19 в. – общие собрания департаментов преим. одной тематич. направленности), а если не могло быть решено и здесь, то на Высочайшее усмотрение. В 1774 роль ген.-прокурора возросла, по решению имп. Екатерины II он должен был надзирать за произ-вом дел в 1-м деп-те, общем собрании, наблюдать за деятельностью обер-прокуроров в др. департаментах, являлся гл. начальником как сенатской канцелярии, так и канцелярий всех департаментов. Общее присутствие всего С. собиралось в особо торжеств. случаях, напр. при принесении присяги новому императору.

В ходе министерской реформы 1802 С. потерял значение высшего органа гос. власти, фактически стал центр. судебным учреждением и органом надзора за законностью, подчинённым министру юстиции. Вместе с тем указом имп. Александра I от 8(20).9.1802 С. объявлен «верховным местом империи», которому подчинены все «присутственные места» (на практике эта норма не применялась: в 1803 министры получили право личных докладов императору). С. рассматривал судебные дела в апелляционных департаментах (с распределением гражд. и уголовных дел по территориальной принадлежности). Значение С. как высшей апелляционной инстанции было ограничено: министр юстиции получил право останавливать решённые департаментами С. дела и требовать рассмотрения их в общих собраниях С., а при его несогласии с решением общих собраний – представлять дело на рассмотрение Деп-та гражд. и духовных дел Государственного совета, образованного в 1810. В 19 в., наряду с прежними департаментами, действовали также департаменты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Москве, 9–10-й (1842–75) в Варшаве. Формой чрезвычайного надзора С. за деятельностью местных учреждений были сенаторские ревизии.

С 1860–70-х гг. значение С. как органа адм. юстиции возросло. В ходе судебной реформы 1864 он преобразован в высшую кассационную судебную инстанцию: в 1866 в С. образованы Гражданский и Уголовный кассационные департаменты, широко пользовавшиеся правом толковать законодательство, основываясь на общем смысле законов»; значит. место в деятельности С. заняло толкование законов о поземельном устройстве, органах крестьянского управления и самоуправления (в 1884 эти дела сосредоточены во вновь созданном 2-м деп-те). Апелляционные департаменты упразднялись по мере введения новых судебных учреждений на всём пространстве империи (завершено в 1897). В 1872–1917 Особое присутствие Правительствующего Сената рассматривало отд. политич. дела в качестве суда первой инстанции. В 1898 для рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры дореформенных судебных учреждений, Римско-католич. духовной коллегии и Евангелическо-лютеранской духовной консистории и пр. был образован Судебный деп-т Сената.

Сенаторы назначались монархом, имели чины не ниже первых трёх классов Табели о рангах; их численность нерегламентировалась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть сенаторов «присутствовала» в С. (105 чел. в 1874), для остальных звание сенатора было почётным и не связывалось с к.-л. обязанностями («неприсутствующие сенаторы», 55 чел. в 1874). С. обнародовал законодат. акты. Первоначально С. рассылал законодат. акты и распоряжения центр. и местным органам власти в виде отд. оттисков, позднее публиковал их в газетах «Санкт-Петербургские сенатские ведомости» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Собрание узаконений и распоряжений правительства» (с 1863). Издавал также «Решения...» Гражданского и Уголовного кассационных департаментов (с 1867). При С. сформировался архив – богатейшее собрание документов [частично опубл. в изданиях: «Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого» (т. 1–6, 1880–1901), «Сенатский архив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. были построены спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Казаков) и в С.-Петербурге (1829–34, арх. К. И. Росси).

После Февр. революции 1917 все права императора по отношению к С. были присвоены Врем. правительству. С. упразднён после Окт. революции 1917 Декретом СНК о суде № 1 от 22.11(5.12).1917.

Литература

Лит.: Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866; Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910. Кн. 1–3; История Правительствующего Сената за двести лет. 1711–1911 гг. СПб., 1911. Т. 1–5; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801–1917 / Отв. сост. Д. И. Раскин. СПб., 1998. Т. 1; Мурзанов Н. А. Словарь русских сенаторов. 1711–1917 гг.: Материалы для биографий / Изд. подгот. Д. Н. Шилов. СПб., 2011.

 

 

Правительствующiй Cенатъ. С.-Петербургъ. Типо-литографiя С.-Петербургской Одиночной Тюрьмы. Арсенальная наб. д. 5. 1912. Стр. 2—3


Краткiй историческiй очеркъ.

Правительствующій Сенатъ учрежденъ 22-го февраля 1711 года Императоромъ Петромъ Великимъ. Поводомъ къ созданію этого учрежденія послужили частыя отлучки Петра, мѣшавшія ему заниматься текущими дѣлами управленія. Уже съ 1706 г. Петръ „вручалъ дѣла" нѣсколькимъ избраннымъ лицамъ, отъ которыхъ требовалъ, чтобы они, не обращаясь къ нему ни за какими разъясненіями, вершали дѣла „какъ имъ дать отвѣтъ въ день судный“. Сначала такія полномочія носили характеръ временныхъ личныхъ порученій, но съ февраля 1711 г. они уже были возложены на созданный Петромъ „Правительствующiй Сенатъ“.

Новое учрежденіе не имѣло ничего общаго съ иностранными, того же имени, учрежденіями и исключительно было примѣнено къ своеобразнымъ условіямъ русской государственной жизни того періода.

Сенату была предоставлена власть, степень которой опредѣлялась тѣмъ, что Сенатъ былъ учрежденъ "вмѣсто его царскаго величества собственной персоны". Въ указе 2-го марта 1711 г. Петръ говоритъ: "мы опредѣлили управительный Сенатъ, которому всякъ и ихъ указамъ да будетъ послушенъ какъ намъ самому, подъ жестокимъ наказанiемъ, или и смертью, смотря по вине". Но учрежденiемъ политическимъ или въ чемъ-либо ограничивающимъ власть Петра Сенатъ не былъ. Каждый разъ во время отьѣзда Петра ему давались особыя инструкцiи и если Сенатъ дѣйствовал не согласно съ указанiями Петра — то "тогда будетъ нам суждено, и виновный жестоко будетъ нами наказанъ". Практическое дѣловое значенiе Сената обусловливалось не только степенью и широтою представленныхъ ему полномочiй, но и системою тѣхъ учрежденiй, которая групировались около него и составляли съ нимъ одно цѣлое. (Комиссары — "для спроса и приниманiя указовъ"; Герольдмейстеръ — вѣдавшiй служилое сословiе; фискалы —  вѣдавшiе дѣла сыска; рекетмейстеръ — вѣдавшiй надзоръ за дѣлопроизводствомъ въ коллегiяхъ и ходомъ правосудiя; институтъ прокуратуры — вѣдавшiй надзоръ не только надъ Сенатомъ, но и надъ всѣми центральными и мѣстными административными и судебными учрежденiями. Во главѣ прокуратуры стоялъ генералъ-прокуроръ, какъ начальникъ сенатской канцелярiи и какъ органъ надзора за сенатскимъ присутствiемъ. Помощникомъ генералъ-прокурора былъ оберъ-прокуроръ). Въ первое десятилѣтие своего существованiя Сенатъ пользовался весьма широкой законодательной властью въ области административного права. Въ области же гражданскаго права онъ былъ сдерживаемъ Соборнымъ Уложенiемъ 1649 г. Въ последнiе годы царствованiя Петра чрезвычайныя полномочiя Сената были значительно ослаблены, такъ какъ Петр больше прежняго сталъ обращать вниманiе на дѣла внутренняго управленiя. Съ 1711 г. по 1714 г. мѣстомъ пребыванiя Сената была Москва. Съ 1714 г. мѣстомъ его постояннаго пребыванiя сталъ Петербургъ.

При ближайшихъ преемникахъ Петра Великаго, въ эпоху Верховнаго Тайного Совѣта и Кабинета, значенiе Сената временами сильно падаетъ. Только при Императрицѣ Елизаветѣ Петровнѣ онъ снова поднялся на былую высоту и сталъ не только верховнымъ мѣстомъ Имперiи, не подчиненнымъ никакому другому учрежденiю, не только явился средоточiемъ суда и всего внутренняго управленiя, но нерѣдко совершенно безконтрольно осуществлялъ функцiи верховной власти, присвоивъ себѣ даже право самонаполненiя. Съ 1757 г. значенiе Сената снова начинаетъ падать. При Императрицѣ Екатеринѣ II роль Сената въ общей системѣ государственнаго управленiя существенно измѣнилась; въ 1763 г. послѣдовало раздѣленiе Сената на 6 департаментовъ: 4 въ С.-Петербургѣ и 2 въ Москвѣ. I департаментъ вѣдалъ дѣла государственныя внутренiя и политическiя, II — судебныя, III — дѣла Малороссiи, Лифляндiи, Эстляндiи, Выборгской губ., Нарвы, IV — дѣла военныя и морскiя. Изъ московскихъ департаментовъ V-й вѣдалъ дѣла административныя, VI-й — судебныя. Всѣ департаменты были признаны въ равной силѣ и дастоинствѣ. Въ дѣловомъ отношенiи раздѣленiе Сената на департаменты принесло громадную пользу, въ значительной степени устранивъ ту медленность, которой отличалось сенатское дѣлопроизводство. Въ политическомъ отношенiи права Сената были значительно умалены: мало-по-малу отъ него отнимались дѣла, представлявшiя дѣйстаительную государственную важность. Онъ былъ устраненъ отъ законодательства. Учрежденiе губернiй (въ 1775 и 1780 г.г.) нанесло значенiю Сената и степени его власти тяжелый ударъ, такъ какъвесьма многiя дѣла перешли въ губернскiя мѣста. Только въ царствованiе Императора Александра I намѣчается окончательно основной характеръ современнаго намъ Сената. Именнымъ указомъ 8 сентября 1802 года о правахъ и обязанностяхъ Сената систематически была опредѣлена самая организацiя Сената и отношенiе его къ другимъ высшимъ государственнымъ учрежденiямъ. Въ области законодательства Сенату предоставлено было право первоначальнаго предначертанiя законовъ; общiя собранiя Сената могли выработать проектъ закона и поднести его на Высочайшее утвержденiе черезъ Министра Юстицiи и Государственный Совѣтъ (учрежденный въ 1801 г.).  Въ области административныхъ дѣлъ роль Сената, со времени учрежденiя министерствъ совершенно упала. Во главѣ  исполнительныхъ органовъ государства становятся Министры. Законъ, однако, попрежнему признаетъ Сенатъ верховнымъ въ порядкѣ суда и управленiя Имперiей, не имѣющимъ надъ собой иной власти, кромѣ власти Императорскаго Величества, посылающимъ Министрамъ указы, получающимъ отъ нихъ рапорты. За нимъ сохраняются изъ дѣлъ исполнительнаго характера: публикацiи законовъ, начеты казны и на казну, (сложенiе недоимокъ, возвратъ денегъ, неправильно поступившихъ въ казну, и т. п.); дѣла казеннаго управленiя (утвержденiе торговъ, споры между министерствами о казенномъ имуществѣ); утвержденiе въ должности мировыхъ судей. Всѣ эти дѣла вѣдаются I-мъ департаментомъ. Удостовѣренiе правъ состоянiя (переходы изъ одного состоянiя въ другое, удостовѣренiе въ принадлежности къ тому или другому состоянiю и др.). Эти дѣла вѣдаются частью первымъ департаментомъ, частью департаментомъ герольдiи. Во II-мъ департаментѣ производятся дѣла по земельному устройству крестьянъ, имѣющiя серьезное практическое значенiе. Вѣдѣнiю Сената подлежатъ также дѣла  по надзору за законностью управленiя. (Надзоръ за дѣйствшями разныхъ мѣстъ управленiя, разрѣшенiе возникающихъ между административными мѣстами пререканiй о власти, преданiе суду за преступленiя по должности должностныхъ лицъ IV и V класса, разсмотрѣнiе жалобъ частныхъ лицъ и органовъ самоупраленiя на неправильныя распоряженiя Министровъ и губернскихъ мѣстъ. Въ Судебномъ департаментѣ Сената разсматриваются дѣла исключительно судебнаго характера, изъ судебныхъ мѣстъ стараго характера поступающiя. Дѣла изъ судебныхъ установленiй, образованныхъ по уставамъ Императора Александра II, поступаютъ въ кассацiонные департаменты. Уголовный кассацiонный департаментъ  разсматриваетъ дѣла объ отмѣнѣ приговора или возобновленiи уголовнаго дѣла. Гражданскiй кассацiонный департаментъ разсматриваетъ дѣла объ отмѣнѣ (кассацiи) рѣшенiй, пересмотры ихъ и просьбы не участвовавшихъ въ дѣлѣ третьихъ лицъ. Департаментъ герольдiи вѣдаетъ дѣла о сопричтенiи къ дворянству, о княжескомъ, графскомъ и баронскомъ титулахъ, перемѣнѣ фамилiй, составленiе гербовниковъ и т. п. Означенные департаменты могктъ образовывать общiя собранiя и соединенныя присутствiя, которыя въ зависимости отъ входящихъ департаментовъ имѣютъ особую компетенцiю. Изъ состава кассацiонныхъ департаментовъ выдѣляются: особое присутствiе для дѣлъ о государственныхъ преступленiяхъ и высшее дисциплинарное присутствiе. Сенатъ составляетъ изъ особъ первыхъ трехъ классов. Сенаторы опредѣляются при непосредственному избранiю Государя Императора. Сенаторы раздѣляются на присутствующихъ въ департаментахъ, несущихъ на себѣ всю главную работу по Сенату, и неприсутствующихъ (Высшие сановники, члены Государственнаго Совѣта, Министры, товарищи ихъ и т. п.). Въ каждомъ департаментѣ, кромѣ I-го, назначается на одинъ годъ Первоприсутствующiй. Для надзора за производствомъ дѣла и за правильностью рѣшенiй въ каждомъ депортаментѣ, въ общемъ собранiи кассацiонныхъ депортаментовъ и въ соединенномъ присутствiи I-го и кассацiонныхъ депортаментовъ состоятъ оберъ-прокуроры съ товарищами. Въ депортаментѣ герольдiи оберъ-прокуроръ носитъ названiе герольдмейстера.

2-го марта 1911 года Правительствующій Сенатъ праздновалъ въ торжественномъ засѣданіи, въ присутствіи Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича, 200-лѣтнюю годовщину своего существованія.

 

 

Н. А. Мурзановъ. Правительствующiй Сенатъ (господа сенатъ) 22 февраля 1711 — 22 февраля 1911. Списокъ сенаторовъ. С.-Петербургъ. Сенатская типографiя. 1911


Стр. 50

Фуксъ, Владимiръ Яковлевичъ, р. 25 апрѣля 1848 г., назначенъ 15 сентября 1906 г.

Фуксъ, Эдуардъ Яковлевичъ, р. 21 января 1834 г., назначенъ 15 декабря 1877 г., † 1 октября 1909 г.

 

Стр. 3

Стр. 4

Стр. 3—4

СПИСОКЪ СЕНАТОРОВЪ

22 февраля 1711 — 22 февраля 1911.

Учредивъ, 22 февраля 1711 года, "Правительствующiй Сенатъ для управленiя", Петръ Великiй, вмѣстѣ съ тѣмъ, намѣтилъ и лицъ, которыя должны были составить эту коллегiю. Первыми сенаторами назначены были гр. Иванъ Алексѣевичъ Мусинъ-Пушкинъ, Тихонъ Никитичъ Стрѣшневъ, кн. Петръ Алексѣевичъ Голицинъ, кн. Михаилъ Владимировiчъ Долгорукiй, Григорiй Андреевичъ Племянниковъ, кн. Григорiй Ивановичъ Волконскiй, Михаилъ Михайловичъ Самаринъ, Василiй Андреевичъ Апухтинъ и Назаръ Петровичъ Мельницкiй.

Въ первое время званiе или рангъ для занятiя сенаторской должности роли не играли. По "Должности" же Сената 27 апрѣля 1722 года было повелѣно Сенату состоять изъ дѣйствительныхъ тайныхъ и тайныхъ совѣтниковъ, хотя, впрочемъ, это постановленiе не всегда соблюдалось 1). Въ общемъ, всетаки, нужно признать, что сенаторы являлись къ присутствiю въ Сенатѣ обладая уже чиномъ тайнаго совѣтника или равнымъ ему, по табели о рангахъ, чиномъ военнымъ или придворнымъ.

Отсутствiе въ сенатскомъ дѣлопроизводствѣ до половины XIX вѣка всякой регистрацiи лицъ, назначенныхъ къ присутствованiю въ Сенатѣ, создало необходимости собирать свѣдѣнiя о личномъ составѣ Сената по различнымъ источникамъ,— пришлось пересмотрѣть хранящiеся въ Сенатскомъ Архивѣ именные Высочайшiе указы и повелѣнiя, формулярные списки, производства Правительствующаго Сената и Министерства Юстийiи, а также многiе бiографическiе словари и историческiе журналы Петербургскiй и Московскiй Некрополи, адресъ-календари, списки чинамъ военнаго, морского и гражданскаго вѣдомствъ и даже посѣтиь существующiя въ С.-Петербургѣ и его окрестностяхъ кладбища. Однако, съ совершенною утвердительностiю сказать, что предлагаемый списокъ безусловно полонъ, невозможно.

Желанiе избѣгнуть пестроты списка принудило ограничиться указанiемъ на однѣ лишь даты рожденiя, назначенiя къ присутствованiю въ Сенатѣ и смерти. Въ тѣхъ случаяхъ, когда время смерти неизвѣстно или время увольненiя отъ службы или послѣднее упоминанiе о данномъ лицѣ, какъ живомъ.

Остается добавить, что въ списокъ не включены: во 1) министры, присутствовавшiе въ Сенатѣ въ силу общаго закона, но не носившiе званiя сенатора; во 2) лица, пожалованныя въ сенаторы Варшавскаго Сената, до 6 сентября 1841 года; въ 3) члены IX и X депортаментовъ Сената, хотя и входившiе въ составъ присутствiя Сената, но не имѣвшiе званiя сенатора. Не включены въ списокъ и первые, по времени, министры, не смотря на то, что по гражданскимъ спискамъ они значились сенаторами, а въ журналахъ Правительствующаго Сената показывались небывшими въ присутствiи "за другими дѣлами".

1) Такъ, между прочимъ, при Императрицѣ Екатеринѣ II въ числѣ сенаторовъ находился дѣйствительный статскiй совѣтникъ, именно Протасовъ (Арх. Сен., Высоч. указы и повел., кн. 110, л. 370).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сена́т (лат. senātus; от лат. senexбукв. «старик») — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).

В некоторых странах сенатом называют отделения в составе высших судебных инстанций. Членов сената называют «сенаторами». Происхождение слова связано с одной из древнейших форм социального устройства, в которой власть принадлежала племенным старейшинам.

Название «сенат» вошло в мировой обиход вслед за сенатом Древнего Рима, основанным около VI века до н. э. и прекратившим свою деятельность... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024