« НАЧАЛО
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 126—130
Большого подъёма достигла русская культура в 18 в. в связи с преобразованиями Петра I. Рост производительных сил страныстимулировал развитие технич., математич., физич., астрономич., биологич., географич. знаний. В 1733—43 на северном побережье Азии работала Великая Северная экспедиция, к-рая по размерам охваченных территорий и результатам не имела прецедента в истории географич. исследований. В 18 в. усиленно велась разведка полезных ископаемых. Высокого уровня достигли гидротехнич. строительство (Вышневолоцкая водная система, гидросиловые установки К. Д. Фролова), литейное дело («Царь-колокол», отлит Маториными в 1734—35) и др. К 1-й четверти 18 в. относится изобретение А. К. Нартовым механич. супорта. В 1763 И. И. Ползунов предложил свой проект универсальной паровой машины. Основным центром русской науки была Петербургская академия наук, созданная еще в 1724. В ней работали гениальный русский учёный, мыслитель и поэт М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, а также ряд выдающихся иностранных учёных, длительно живших в России — Л. Эйлер, Д. Бернулли и др. В мастерской академии долгое время работал замечательный механик И. П. Кулибин. С первых же дней своего существования академия развернула исключительно обширную для своего времени издательскую работу. В 18 и начале 19 вв. прогрессивные методы научного исследования, характерные для ломоносовского материалистич. естествознания, развивали астроном С. Я. Румовский, математик С. К. Котельников, первый русский электротехник В. В. Петров, естествоиспытатели и географы И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, минералог и химик В. М. Севергин и др.
Передовая русская философская мысль в это время была представлена М. В. Ломоносовым, к-рый явился основоположником материалистич. философии и научного естествознания в России. Вслед за Ломоносовым во 2-й половине 18 в. в России выступили его ученики и последователи — Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков и другие просветители. Дальнейшее развитие русской материалистич. философии связано с деятельностью А. Н. Радищева, заложившего основы революционной антикрепостнич. идеологии в России. Философский материализм Радищева, хотя и содержал в себе, элементы диалектики, носил еще, как и материализм Ломоносова, механистич. характер, что было обусловлено уровнем науки того времени.
В 18 в. вводится светское образование. Был принят гражд. шрифт (вместо церковнославянского). Устанавливается новый календарь (по новому летосчислению). Выходят первые газеты и журналы. Одна из наиболее характерных черт литературы 18 в.— патриотич. и гражд. пафос, обусловленный ростом нац. самосознания. Своеобразие русского классицизма 18 в.— в его воспитательных и просветительских тенденциях (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др.). Поэтич. творчество М. В. Ломоносова, имевшее огромное значение и для создания русского лит. языка, было проникнуто идеями патриотизма и просветительства. Крестьянское восстание под руководством Е. Пугачёва, отзвуки бурж. революции конца 18 в. во Франции имели огромное значение в развитии демократич. тенденций русской лит-ры. Появляются сатирич. и бытовые комедии; Д. И. Фонвизин создаёт сатирич. комедию «Недоросль». Получает большое распространение сатирич. журналистика (Н.И. Новиков и др.). Идея борьбы с самодержавием и крепостничеством воплотилась в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», положившей начало русской революционной лит-ре. Важным этапом на пути развития поэзии от классицизма к реализму явилось творчество Г. Р. Державина.
В архитектуре и изобразит. иск-ве с нач. 18 в. побеждает светское реалистич. начало. В развитии архитектуры большую роль играет строительство Петербурга. В сер. 18 в. выдвигаются блестящие мастера архитектуры барокко (В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и др.). Во 2-й пол. 18 в. развивается архитектура русского классицизма (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др.). В 18 — нач. 19 вв. высокого подъема достигает скульптура (Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин). В живописи 18 в. ведущая роль принадлежит портрету (И. М. Никитин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский) и историч. картине (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов). Зарождается пейзаж (Сем. Ф. Щедрин, Ф. Я. Алексеев) и крестьянский жанр (М. Шибанов).
В нач. 18 в. получают развитие профессиональное муз. иск-во и театр. В Петербурге при дворе учреждаются певческая капелла, оперный театр, оркестр. Появляются выдающиеся композиторы — М. С. Березовский, Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский, И. Е. Xандошкин и др. В 50-х гг. 18 в. начинается формирование в Москве постоянной труппы (драматич., оперной, балетной). В 1756 в Петербурге создаётся первый русский государственный театр во главе с А. П. Сумароковым и Ф. Г. Волковым. В театральном искусстве 18 в. получают яркое выражение прогрессивные, демократич. тенденции. На русской сцене ставятся произведения отечественной драматургии, проникнутые идеями свободолюбия, тираноборчества, лучшие пьесы мирового репертуара. Развивается творчество крупнейших актёров: И. А. Дмитревского, П. А. Плавильщикова, А. М. Крутицкого, С. Н. Сандунова, В. П. Померанцева, Я. Е. Шушерина и др. Во 2-й половине 18 в. на основе народного песенного творчества формируется бытовая комич. опера (М. М. Соколовский, М. Матинский, В. А. Пашкевич и др.). Закладываются основы русской школы классич. балета. На рубеже 18—19 вв. широкое развитие получают крепостные театры и оркестры.
19 в.— эпоха расцвета русской культуры, приобретающей мировое значение. В это время русскими учёными был сделан ряд крупных открытий и изобретений, проведены исследования, сыгравшие громадную роль в развитии многочисленных отраслей естествознания и техники. К 19 — нач. 20 вв. относятся: открытие неэвклидовой геометрии Н. И. Лобачевским, труды М. В. Остроградского, П. Л. Чебышева, А. А. Маркова, С. В. Ковалевской в области математики и механики, труды Э. X. Ленца, Б. С. Якоби и А. Г. Столетова по электромагнетизму и электротехнике, изобретение электромагнитного телеграфа П. Л. Шиллингом, дуговой лампы П. Н. Яблочковым и лампы накаливания А. Н. Лодыгиным, создание техники трёхфазного тока М. О. Доливо-Добровольским, изобретение радио А. С. Поповым, опытное доказательство существования светового давления П. Н. Лебедевым, открытие реакции получения анилина Н.Н. Зиминым, создание теории химич. строения А. М. Бутлеровым, открытие периодич. закона химич. элементов Д. И. Менделеевым, исследования Н. Н. Бекетова, В. В. Марковникова и др. по химии, П. П. Аносова и Д. К. Чернова по металлургии, В. Я. Струве и Ф. А. Бредихина по астрономии.
Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли (в 1-й четверти 19 в.) Антарктиду, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное плавание. Большое значение для развития науки имели географич., этнографич. и археологич. открытия Н. М. Пржевальского, Н. И. Миклухо-Маклая, П. К. Козлова и др. С именами К. Бэра, А. О. и В. О. Ковалевских, И. И. Мечникова, С. Н. Виноградского, И. М. Сеченова, великого русского учёного И. П. Павлова связаны основные открытия этого периода в области эмбриологии, микробиологии и физиологии. К 19 в. относится деятельность великого русского хирурга Н. И. Пирогова и выдающегося терапевта С. П. Боткина, основоположников современного научного почвоведения В. В. Докучаева, П. А. Костычева и др. учёных.
В начале 19 в. общественную и философскую мысль в России развивали И. П. Панин, В. В. Попугаев, Ф. В. Кречетов, А. П. Куницын и др. Материалистическую философскую традицию в России продолжили далее декабристы. Большинство декабристов — И. Д. Якушкин, Н. А. Крюков, В. Ф. Раевский, А. П. Барятинский и др.— были материалистами и атеистами. Материалистич. линия в русской философии от декабристов-материалистов идёт к революционным демократам, идеологам крестьянской революции против царизма и крепостничества. Развивая и углубляя материалистич. традицию, вожди русской революционной демократии — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поднялись выше всех домарксистских мыслителей-материалистов. Они вплотную подошли к диалектическому материализму и остановились перед историческим материализмом. Революционные демократы были предшественниками русской социал-демократии; их творчество оказало значительное влияние на развитие революционной мысли и передовой культуры в России и за рубежом.
Огромное общественное значение русской литературы 19 в. определялось её органич. связью с революционно-освободительным движением и расцветом критического реализма. В начале 19 в. еще сосуществовали романтич. и реалистич. тенденции. Выдающимся поэтом 1-й трети 19 в. был романтик В. А. Жуковский. Вызвавшая могучий патриотич. подъём Отечественная война 1812 и восстание декабристов 1825 имели большое значение для развития передовой литературы, приобретающей в это время боевой политич. характер и выражающей протест против самодержавного режима. Идеи декабристов пропагандировались в поэзии К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского и др., в произведениях А. С, Грибоедова, А. С. Пушкина. Творчество Пушкина, родоначальника новой русской лит-ры, вобрало в себя достижения предшествующей лит-ры и знаменовало утверждение нового, реалистического этапа её развития. Продолжателем традиций Пушкина и поэтов-декабристов выступил М. Ю. Лермонтов. Основоположником критического реализма явился гениальный сатирик Н. В. Гоголь. Основы русской революционно-демократич. эстетики и литературной критики были разработаны В. Г. Белинским. Продолжателями традиций Гоголя выступили в 40-х гг. выдающиеся писатели-реалисты И. С. Тургенев, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский (в 50—70-е гг. он перешёл на реакционные позиции.) и др. Традиции Белинского в 50—60-х гг. продолжали и развивали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, боровшиеся против реакционной литературы и идеалистич. эстетики. Их соратниками и последователями были поэт революционной демократии Н. А. Некрасов и великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Идеи революционных демократов имели огромное значение для развития критического реализма, повышения идейности и народности литературы. Ко 2-й пол. 19 в. относится расцвет русского реалистич. романа и повести (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). Драматургия А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина и др. способствовала утверждению на сцене национального репертуара. Шагом вперёд в художественном развитии всего человечества явилось гениальное творчество Л. Н. Толстого, отразившего противоречия русской жизни 1861—1905. В 80—90-е гг. развивалось творчество писателей-реалистов Г. И. Успенского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Г. Короленко и др., противостоявшее возникшей декадентской литературе. Критикой мещанства и безидейности, верой в силы народа было проникнуто творчество крупнейшего мастера реалистич. новеллы и драматурга А. П. Чехова.
В 1-й трети 19 в. блестящего расцвета достигает архитектура: величественные здания и ансамбли в стиле классицизма, созданные А. Н. Воронихиным, А. Д. Захаровым, К. И. Росси, В. П. Стасовым и др. в Петербурге; замечательные здания, построенные по проектам Д. И. Жилярди, О. И. Бове и др. при восстановлении Москвы после пожара 1812. Создаются выдающиеся произведения монументальной скульптуры (И. П. Мартос и др.). В живописи развивается реалистический портрет (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин), бытовой жанр (А. Г. Венецианов), пейзаж (Сильв. Ф. Щедрин); К. П. Брюллов и А. А. Иванов создают монументальные полотна на историч. и библейские сюжеты, стремясь выразить в них идеи современности. Морские пейзажи пишет И. К. Айвазовский. Выступают мастера социально-обличительного бытового жанра П. А. Федотов, В. Г. Перов. В 1870 организуется Товарищество передвижников, сплотившее демократические силы русского иск-ва. Значительнейшими идейными руководителями передвижников были живописец И. И. Крамской и критик В. В. Стасов. В Т-во передвижников входили художники В. М. Максимов, К. А. Савицкий, И. А. Ярошенко, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др. К передвижникам примыкали живописец-баталист В. В. Верещагин, скульптор М. М. Антокольский. Крупнейшими представителями реализма 19 века были великие художники И. Е. Репин и В. И. Суриков, входившие в Т-во передвижников.
Развитие музыки в нач. 19 в. связано с именами С. И. Давыдова, А. Н. Верстовского (опера), А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва (романсы) и др. Основоположником новой русской муз. школы, создателем нац. классич. оперы, русского симфонизма и классич. романса явился М. И. Глинка. Русская классич. музыка утверждала принципы реализма и народности, высокие гуманистич. идеалы. С творчеством Глинки и его последователя А. С. Даргомыжского связано возникновение русской вокальной школы, воспитавшей певцов О. А. Петрова, А. Я. Петрову-Воробьёву, позднее Д. М. Леонову, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Нежданову и др. В 1862 создастся консерватория в Петербурге, в 1866 — в Москве, возникают крупные школы муз.-исполнительского иск-ва. В 19 в. развиваются музыковедение и муз. критика (В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи). К 60-м гг. относится начало творческой деятельности «Могучей кучки» (композиторы М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи) и П. И. Чайковского. Их творчество принадлежит к высшим достижениям мирового муз. искусства. Позднее выдвигаются крупнейшие русские композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, В. С. Калинников.
В театре нач. 19 в. развитие реалистич. тенденций ярко проявилось в творчестве трагич. актрисы Е. С. Семёновой и актёра А. С. Яковлева. Общий подъём нац. культуры привёл к созданию крупнейших драматич. и оперных театров: Малого (1824) и Большого (1825) в Москве, Александринского (1832) и Мариинского (1836) в Петербурге. Огромное значение для утверждения реализма в русском театре имели постановки произведении А. С. Грибоедова, A. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, деятельность великих русских актёров-реалистов: М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, крупнейшего представителя прогрессивного романтизма — трагич. актёра П. С. Мочалова. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием драматургии А. Н. Островского развился талант П. М. Садовского, Л. П. Никулиной-Косицкой, О. О. Садовской и др. Героич., освободительными идеями было проникнуто творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Жизненной правдой, многосторонностью, блестящим мастерством отличалось творчество А. П. Ленского, Г. Н. Федотовой, А. И. Южина, B. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова, В. Ф. Комиссаржевской.
Высокого расцвета достигает в 19 в. русский балет (балетмейстеры Ш. Л. Дидло, А. П. Глушковский, И. К. Лобанов, артисты Е. И. Колосова, М. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская, Н. К. Богданова и др.). Реформа, произведённая в области балетной музыки П. И. Чайковским, способствовала дальнейшему развитию национальной школы хореографии (творчество балетмейстеров Л. И. Иванова, А. А. Горского, В. Ф. Гельцера, актёров М. М. Мордкина, В. А. Рябцева, В. Д. Тихомирова, А. П. Павловой, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинского и др.).
Новый этап в развитии русского реалистич. театра начинается с организации Московского Художественного театра (1898), созданного и руководимого К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Располагая крупнейшими актёрскими силами (В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и др.), МХТ утвердил новые принципы создания спектакля и внёс большой вклад в развитие мирового театрального искусства.
В конце 19 — нач. 20 вв. под воздействием упадочнической зап.-европ. бурж. культуры в иск-ве и литературе распространяются декадентство, формализм. Развивается упадочная поэзия символизма. Однако наиболее выдающиеся поэты этого направления А. А. Блок и В. Я. Брюсов позднее сумели приблизиться к пониманию идей революции. Реалистич. традиции в живописи в это время продолжали художники В. А. Серов, Н. А. Касаткин, С. В. Иванов и др.
Передовые позиции в литературной движении заняла на рубеже 19—20 вв. марксистская критика: Г. В. Плеханов, В. В. Воровский, А. В. Луначарский. Великий писатель М. Горький связал своё творчество с борьбой рабочего класса и явился основоположником лит-ры социалистического реализма. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции начинается формирование революционной поэзии В. В. Маяковского.
В начале 20 в. в области физико-математич. дисциплин работали А. М. Ляпунов, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов; огромное значение для развития аэродинамики имели открытия Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского; в области физики внесли большой вклад П. Н. Лебедев, П. П. Лазарев, Д. С. Рождественский, A. Ф. Иоффе, в области техники — B. Г. Шухов и др. Огромный вклад в развитие учения о живой природе сделали К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин; в области геолого-минералогич. наук — А. П. Карпинский, кристаллограф Е. С. Фёдоров, геохимики В. И. Вернадский и А. Е. Ферсман.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 открыла новую эру в развитии русской культуры. Миллионы людей приобщились к знаниям. Коммунистическая партия направляет развитие советской культуры, помогает её творческим работникам бороться с безидейностью, проявлениями бурж. идеологии, формализма и натурализма. Особенно важную роль в развитии советской культуры сыграли постановления ЦК партии по идеологич. вопросам (1925, 1932, 1946—1948 и др.). Русская культура оказала плодотворное влияние на развитие культуры народов СССР. Наука впервые стала развиваться планомерно и в соответствии с реальными потребностями роста социалистической пром-ти и с. х-ва. Проведённые в различных областях Советского Союза поиски полезных ископаемых, металлов и нефти определили сырьевую базу советской пром-сти; многие задачи, имевшие значение для реализации пятилетних планов были решены при непосредственном участии А. П. Карпинского, В. И. Вернадского, А. Д. Архангельского, И. М. Губкина, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева и их учеников. Работы А. Е. Фаворского и С. В. Лебедева положили начало пром-ти синтетич. каучука в СССР; в различных областях химии важное теоретич. и практич. значение имели труды Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, В. А. Кистяковского, А. Н. Несмеянова, С. С. Намёткина, В. Р. Хлопина и др. Результаты, достигнутые советским математиком Н. Н. Лузиным и его учениками в теории функций, С. Н. Бернштейном, А. Н. Колмогоровым, А. Я. Хннчиным и другие в теории вероятностей, И. Г. Петровским, С. Л. Соболевым, В. И. Смирновым и мн. др. в области дифференциальных уравнений, имели большое значение для развития не только математики, но и физики, статистики, техники. Важные исследования в различных областях физики принадлежат С. И. Вавилову, Л. И. Мандельштаму, Н. Д. Папалекси, Д. С. Рождественскому, П. Л. Капице, Г. С. Ландсбергу, А. А. Лебедеву, И. В. Курчатову и др., в области астрономии — В. А. Амбарцумяну, В. Г. Фесенкову и др. Развитию механико-математич. и технич. наук широко способствовали труды С. А. Чаплыгина, А. Н. Крылова, Н. Е. Кочина, Л. С. Лейбензона, С. А. Христиановича и др. Многочисленные достижения советской науки в области селекции растений и животных, генетики и географии растений получили применение в с. х-ве. Особенно важными являются работы И. В. Мичурина, В. Р. Вильямса, Т. Д. Лысенко и их учеников. Большие коллективы советских учёных развивают учение И. П. Павлова. В современной технической биохимии широкое применение нашли результаты исследований А. Н. Баха, А. И. Опарина. Развитию различных разделов медицинской науки способствовали труды Н. Н. Бурденко, А. В. Вишневского, Н. Н. Петрова, Г. Ф. Ланга, А. А. Заварвина, В. П. Воробьёва, А. И. Абрикосова и др. Особое значение для медицинской науки имеет учение И. П. Павлова и его школы. Развивающаяся на основе марксистско-ленинской теории советская историч. наука разрешила ряд важных проблем истории СССР (труды Б. Д. Грекова, А. М. Панкратовой, М. Н. Тихомирова, Н. М. Дружинина). Усилиями советских археологов изучена древнейшая история многих племён и народов на территории СССР (труды М. Е. Массона, С. П. Толстова). Выявлено богатство древней культуры русского народа, оказавшей огромное влияние на соседние народы (работы А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова и др.). Значит. исследования в области изучения всеобщей истории принадлежат Е. А. Косминскому, Е. В. Тарле, В. П. Волгину и др.
Больших успехов достигла советская лит-ра. Основные её черты: неразрывная связь с народом, коммунистическая партийность, идейность, правдивость и верность передовым традициям классич. русской лит-ры. Советская лит-ра развивается на основе метода социалистического реализма. Большой вклад в развитие лит-ры народов РСФСР внесли русские писатели: в области прозы — М. Горький, Ф. М. Гладков, Л. М. Леонов, А. С. Макаренко, Н. А. Островский, П. А. Павленко, М. М. Пришвин, А. Н. Серафимович, А. И. Толстой, А. А. Фадеев, К. А. Федин, Д. А. Фурманов, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург и др.; в поэзии — В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Э. Г. Багрицкий, А. И. Безыменский, С. А. Есенин, М. В. Исаковский, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак, К. М. Симонов, A. А. Сурков, А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов и др.; в области драматургии — А. Н. Афиногенов, B. В. Вишневский, Б. А. Лавренёв, Н. Ф. Погодин, Б. С. Ромашов, К. А. Тренёв и др. Серьёзных успехов достигла лит-ра татарского, башкирского, чувашского, марийского, бурят-монгольского и других народов РСФСР. В советской лит-ре отображены патриотизм и героизм советского народа, его творческий труд, высокие моральные качества советских людей. Литература помогает партии и Советскому государству бороться с отрицательными явлениями и пережитками прошлого, пропагандирует принципы пролетарского интернационализма, дружбы народов, активно участвует в борьбе за мир. Высоким идейными художественным уровнем литературы народов РСФСР определяется её огромное влияние за рубежом.
Искусство народов РСФСР, преодолев пережитки формализма и натурализма, продолжая реалистич. традиции русского иск-ва, достигло высокого развития. Архитекторы ведут большую работу по созданию новых и реконструкции старых городов, по строительству жилых и общественных зданий и сооружений (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, B. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, А. Г. Мордвинов, Л. М. Поляков и мн. др.). Среди крупнейших произведений советской архитектуры — станции метрополитена и высотные здания в Москве, архитектурное оформление канала им. Москвы, Волго-Донского канала им. В. И. Ленина. Большого подъёма достигли живопись и скульптура. Мастера изобразит. иск-ва запечатлевают образы лучших сынов и дочерей народа, картины труда, подвиги советских воинов, отражают героич. историю страны (живописцы М. Б. Греков, И. И. Бродский, М. В. Нестеров, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, скульпторы Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, C. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич и мн. др.). Выдающихся успехов достигла книжная и станковая графика (Г. С. Верейский, И. Н. Павлов, Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик и др.), а также искусство плаката. Широкое развитие получило творчество народных мастеров. Вырастающее в реалистических, попятных всем образах передовые идеи современности, идеи борьбы за мир, патриотизма и героизма народа, советское изобразит. иск-во приобретает огромное значение в развитии прогрессивного иск-ва всех народов мира.
В советской музыке и прежде всего в песне (А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров и др.) нашли выражение героич. идеи революционной борьбы, социалистического гуманизма, патриотизма. Наряду со старыми мастерами (Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. Н. Александров и др.), выдвинулись новые композиторы, работающие в различных жанрах (Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, И. И. Дзержинский, Т. Н. Хренников и др.). Высокого расцвета достигло исполнительское искусство. Победы на международных конкурсах утвердили мировое первенство советских исполнителей. Возникли новые государственные исполнительские коллективы: Русский народный хор им. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Советской Армии, Гос. ансамбль народного танца СССР и мн. др. В числе крупнейших исполнителей пианисты — Э. Р. Гилельс, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Р. Р. Нейгауз, С. Т. Рихтер; скрипачи — Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин; певцы — В. В. Барсова, К. Р. Держинская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Л. В. Собинов; дирижёры — Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, А. М. Пазовский, Н. Р. Рахлин, С. А. Самосуд и др.
Помощь Коммунистической партии и правительства, прочная связь с народом определили новый подъём русского сценич. иск-ва, а также развитие театра др. народов РСФСР. Значительные в идейном и художественном отношении спектакли создали режиссёры Ю. А. Завадский, М. Н. Кедров, Н. П. Охлопков, A. Д. Попов и др. Большой вклад в развитие советского театра внесли артисты: Б. Р. Добронравов, B. И. Качалов, Е. П. Корчагина-Александровская, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, А. А. Остужев, М. М. Тарханов, Н. П. Хмелёв, Б. В. Щукин; глубоко реалистич. образы создали М. И. Бабанова, О. Л. Книппер-Чехова, В. П. Марецкая, В. Н. Рыжова, Н. К. Симонов, Р. Н. Симонов, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, Е. Д. Турчанинова, М. И. Царёв, Н. К. Черкасов, А. А. Яблочки на и др. Высоким мастерством отличается искусство актёров русского балета (Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, Н. М. Дудинская, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев и др., балетмейстеры В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский и др.). Русское киноискусство, возникшее в 1908, подлинное развитие получило лишь после 1917. Кинематография РСФСР создала выдающиеся художественные, документальные, научно-популярные фильмы. К числу крупнейших советских кинорежиссёров относятся: В. И. Пудовкин, С. М. Эйзенштейн, Г, В. Александров, С. Д. и Г. И. Васильевы, С. А. Герасимов, В. М. Петров, И. А. Пырьев, М. И. Ромм, Ф. М. Эрмлер и др.
В 1914 на территории, ныне занимаемой РСФСР, всего обучалось около 5,5 млн. ч. В 71 высшем уч. заведении числилось 85 т. студентов. За годы Советской власти ликвидирована неграмотность, осуществлено всеобщее семилетнее обучение. В 1954 в 117 т. школ обучалось 16,4 млн. детей и подростков. В школах рабочей и сельской молодёжи, а также в заочных средних школах без отрыва от производства обучалось 1100 т. ч. В 1954 в высших уч. заведениях РСФСР, в техникумах и др. средних спец. уч. заведениях (включая заочные) обучалось св. 2100 т. ч. Расходы на народное образование в 1953 составили св. 22 млрд. руб., или 1/3 бюджета республики. В 1953 в РСФСР имелось 220 т. библиотек с числом книг св. 600 млн. экз.
До 1917 числилось 12956 врачей, 128700 больничных коек, 3886 амбулаторий. В 1940 в РСФСР было св. 8000 больниц на 455,8 т. коек. Самостоятельных амбулаторно-поликлинич. учреждений было 19119. Работало 1165 родильных домов на 63894 койки, 3131 женская и детская консультации. На селе было создано 7963 врачебных участка и 20300 самостоятельных фельдшерских, фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов. Последствия войны были ликвидированы в 1-й послевоенной пятилетке; к 1953 количество больничных коек превысило довоенный уровень на 29%, амбулаторно-поликлинич. учреждений — на 30%. Серьёзные сдвиги произошли на селе: 80,7% районных больниц имели в 1950 самостоятельные терапевтич. отделения, 81% — хирургические, 66,6% — детские отделения, 48,9% — туберкулёзные и 100% — родильные отделения. Более чем на 50% увеличилось против 1940 количество женских и детских консультаций Постоянных мест в детских яслях св. 700 тыс. Имеются 45 мед. высших уч. заведений, 387 мед. средних уч. заведений и 146 н.-и. ин-тов. На нужды здравоохранения на 1954 ассигновано 13218,5 млн. рублей.
Приложение
Карманный Атлас СССР. — Ленинград, Гл. управление геодезии и картографии при СНК СССР, 1939
РСФСР (СЕВЕРНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ)
Ссылки
- Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — ЭнциклопедиЯ
- Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — Настольный календарь колхозника 1939