ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

« НАЧАЛО СТР.

Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 332—334


продолжение страницы

продолжение статьи — Карл Маркс и материал по теме: Маркс (Лафарг) Маркс, ЭлеонораМаркс, город

Серьёзным испытанием для Интернационала явилась франко-прусская война 1870—71. В первом воззвании Генерального совета по поводу войны К. Маркс с удовлетворением отмечал, что передовые рабочие как Франции, так и Германии сумели занять в этой войне правильную, интернационалистскую позицию. Во втором воззвании Генерального совета К. Маркс разоблачал захватническую политику Пруссии и приветствовал образование республики во Франции, предостерегал франц. рабочих от преждевременного восстания в крайне неблагоприятных условиях, когда прусские войска находились почти у ворот Парижа. Но когда весть о революции 18 марта долетела до Лондона, К. Маркс, восхищённый подвигом франц. рабочих, поспешил оказать им поддержку и помощь. По почину К. Маркса Генеральный совет развернул кампанию в защиту Парижской Коммуны 1871. К. Маркс помогал коммунарам советами, предостерегал их от ошибок. В самом ходе борьбы К. Маркс сумел в своих знаменитых письмах к Л. Кугельману оценить историч. значение Коммуны, вскрыть её ошибки и сделать весьма важные для революц. теории выводы. Гениальное теоретич. обобщение опыта Парижской Коммуны К. Маркс дал в своём труде «Гражданская война во Франции» (1871). Коммуна подтвердила мысль, высказанную К. Марксом еще в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», о необходимости сломать старую гос. машину. Коммуна приступила к созданию нового типа государства. Учтя опыт Коммуны, К. Маркс сделал новый, исключительной важности шаг в развитии своего учения о государстве и диктатуре пролетариата. Он пришёл к выводу, что не парламентарная республика, а политич. организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата. На основе опыта Парижской Коммуны и двух русских революций В. И. Ленин творчески развил учение К. Маркса, открыв Советскую власть как высшую политич. форму диктатуры пролетариата. Опубликование «Гражданской войны во Францию) в качестве официального документа Генерального совета являлось блестящим доказательством идейной победы марксизма над всеми разновидностями домарксовского социализма.

После поражения Коммуны европ. реакция обрушилась с клеветой и преследованиями на Интернационал и его вождя — К. Маркса. В качестве союзников европ. реакции выступили и бакунисты, стремившиеся взорвать Интернационал изнутри. На Лондонской конференции Интернационала в 1871 К. Маркс подверг сокрушительной критике бакунистов, к-рые боролись против создания рабочей партии. Решения Лондонской конференции знаменовали собой крупную победу марксизма над бакунизмом. В негласном циркуляре «Мнимые расколы в Интернационале» (1872) К. Маркс разоблачил интриги, двурушничество и раскольническую деятельность Бакунина. На Гаагском конгрессе (1872) борьба с бакунистами развернулась особенно остро. Присутствовавший на конгрессе К. Маркс в одном из своих выступлений заклеймил союзников бакунистов — лидеров англ. тред-юнионов, как людей, подкупленных буржуазией и правительством. Конгресс принял решение об исключении вожаков тайного альянса — М. Бакунина и Дж. Гильома — из Интернационала.

В изменившейся историч. обстановке старые формы Интернационала уже не соответствовали тем требованиям, к-рые история выдвигала перед рабочим классом и международным революц. движением. На очередь встала задача создания массовых рабочих партий в каждой стране, задача длительной подготовки к социалистической революции. Руководимый К. Марксом Интернационал выполнил свою роль, заложив фундамент пролетарской международной борьбы за социализм.

Наступивший после падения Парижской Коммуны относительно «мирный» период К. Маркс стремился использовать в первую очередь для завершения главного своего труда — «Капитала». Значительную часть времени ему пришлось потратить на 2-е нем. изд. 1-го тома «Капитала» и на редактирование его франц. перевода. Работа над 2-м и З-м томами «Капитала» потребовала у К. Маркса гораздо больше времени, чем он предполагал. Это объяснялось его чрезвычайной научной добросовестностью, стремлением привлечь огромный фактич. материал. Так, в связи с работой над проблемами земельной ренты К. Маркс предпринял обширное исследование аграрных отношений в России. К сожалению, К. Марксу не удалось закончить свою работу над «Капиталом». После смерти К. Маркса Ф. Энгельс завершил подготовку рукописей К. Маркса к печати и издал в 1885 2-й том, а в 1894 — 3-й том «Капитала».

После роспуска 1-го Интернационала К. Маркс выдвинул в качестве основной политич. задачй создание пролетарской партии в отдельных странах. При решении этой историч. задачи К. Маркс стремился учесть особенности каждой страны, рабочего движения в ней. В Германии главной опасностью для рабочего движения было лассальянство. Вопреки советам К. Маркса и Ф. Энгельса, созданная А. Бебелем и В. Либкнехтом партия эйзенахцев пошла в 1875 на беспринципное объединение с лассальянцами. Оппортунистич. характер проекта программы будущей объединённой партии К. Маркс вскрыл в своей знаменитой «Критике Готской программы». Непримиримая критика лассальянства сочетается в ней с разработкой ряда важнейших теоретич. вопросов. Центральное место в работе занимает вопрос о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о государстве этого периода, о двух фазах коммунизма. В «Критике Готской программы» К. Маркс как бы подводит итог своему учению о государстве, о диктатуре пролетариата. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом,— пишет он,— лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Как и предвидел К. Маркс, компромиссное объединение эйзенахцев с лассальянцами открыло доступ в партию мелкобуржуазным элементам и понизило её теоретич. и политич. уровень. Это обстоятельство вскоре сказалось в увлечении ряда деятелей герм. с.-д-тии новоизобретённой социалистической «системой» Е. Дюринга. Так как К. Маркс был занят работой над «Капиталом», основной труд по критике Дюринга взял на себя Ф. Энгельс. К. Маркс прочёл рукопись и написал X главу раздела о политической экономии — «Из "критической истории"», в к-рой дал сжатый очерк истории политич. экономии. В связи с введением в Германий исключительного закона против социалистов 1878 в герм. с.-д-тии обнаружились серьёзные оппортунистич. колебания. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Циркулярном письме...» (1879) заклеймили открытый оппортунизм Э. Бернштейна, К. Xёхберга, К. Шрамма и примиренческую позицию руководства партии. В то же время они решительно выступали против т. н. «левых» — героев революционной фразы — И. Моста и др.

С величайшим вниманием К. Маркс следил также за процессом формирования рабочей партии во Франции. Он принял непосредственное участие в выработке проекта программы партии и в присутствии Ф. Энгельса и П. Лафарга продиктовал приехавшему в 1880 в Лондон Ж. Геду мотивировочную часть программы. В развернувшейся вскоре борьбе между оппортунистич. частью партии (поссибилистами) и сторонниками Геда К. Маркс был на стороне последних. В то же время К. Маркс критиковал Гёда и Лафарга за свойственный им догматизм, недостаточную гибкость тактики и т. д. В 1882 произошёл раскол между гедистами и поссибилистами; К. Маркс и Ф. Энгельс оценили это как положительное явление, как шаг вперёд в развитии франц. рабочей партий.

Руководя международным рабочим движением, К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали амер. и англ. социалистов за их сектантство, догматизм и требовали, чтобы они не выжидали в стороне, пока рабочее движение поднимется до теоретически ясной программы, а примыкали к этому движению, указывали рабочим их ошибки и учили их на этих ошибках. «Наша теория — не догма, а руководство к действию»,— подчёркивали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Сплачивая силы рабочего класса, готовя его к грядущим революционным боям, К. Маркс всё чаще, особенно с начала 70-х гг., обращал взоры на Россию, как на страну, к-рая должна дать толчок революций в Европе. «Революция,— писал он в 1877 Ф. Зорге,— начнется на этот раз на Востоке, бывшем до сих пор нетронутой цитаделью и резервной армией контрреволюций». К. Маркс изучал множество материалов и книг о России и проявлял к ней огромный интерес, как к стране неисчерпаемых революционных возможностей, к её прошлому, настоящему и будущему, к её народу, его культуре. Передовые люди России проявляли в свою очередь огромный интерес к трудам К. Маркса, к его революционной теории. На основе писем, к-рые К. Маркс получал из России, откликов на его труды в русской печати, в результате личных встреч с русскими революционными деятелями он пришёл к выводу, что в России больше изучают и ценят «Капитал», чем в любой другой стране. К. Маркс помогал передовым людям России в их теоретич. исканиях. В ряде статей, писем К. Маркс подверг суровой критике народнические взгляды.

Крайне напряжённый труд, постоянные материальные лишения подорвали могучий организм К. Маркса. Тяжёлым ударом для него была смерть его жены (2 дек. 1881) и вскоре последовавшая затем смерть старшей дочери Женни. В янв. 1883 К. Маркс заболел бронхитом, повлёкшим за собой ряд тяжёлых осложнений. 14 марта 1883 К. Маркса не стало. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться»,— так писал Ф. Энгельс после смерти К. Маркса — величайшего человека, пламенного борца за дело освобождения рабочего класса. 17 марта 1883 К. Маркс был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне. На могиле своего друга Ф. Энгельс произнёс краткую речь, которая кончалась пророческими словами: «И имя его и дело переживут века!».

Ярчайшим свидетельством торжества учения К. Маркса как могучего оружия в деле революционного преобразования мира является построение социализма в СССР. Верный последователь учения Карла Маркса и Ф. Энгельса — В. И. Ленин творчески развивал марксизм в новых историч. условиях. Созданная и выкованная гением революции В. И. Лениным Коммунистическая партия под знаменем марксизма-ленинизма привела трудящихся России к победе Великой Октябрьской социалистической революции 1917, организовала диктатуру пролетариата, призвала к сознательному творчеству многомиллионные массы трудящихся и обеспечила построение социалистического общества в СССР. Закалённая в боях под руководством гениального Ленина, ученика и продолжателя дела Ленина великого Сталина и их соратников Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ вперёд, к коммунизму. Строительство социализма в странах народной демократии, усиление международного освободительного движения, укрепление лагеря мира, демократии и социализма являются живым доказательством того, что учение Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина всесильно и непобедимо.

МАРКС (Л а ф а р г), Лаура (1845—1911), деятель рабочего движения, вторая дочь К. Маркса. Ей принадлежат переводы на франц. яз. ряда работ основоположников научного коммунизма. С 1868 — жена Поля Лафарга.

МАРКС, Элеонора (1855—98), деятель английского и международного рабочего движения, младшая дочь Карла Маркса, жена англ. социалиста Эдуарда Эвелинга. Была одним из организаторов стачки лондонских докеров (1889), участвовала в создании лондонского Союза рабочих газового производства. Подготовила к печати и опубликовала работу К. Маркса «Заработная плата, цена и прибыль» (1898).

МАРКС, город, р. ц. Саратовской обл. РСФСР, пристань на Волге, в 74 км  выше Саратова. Крупный машино-строит. з-д, солодовый з-д. Техникум механизации с. х-ва.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. —  С. 772—773


МАРКС (Маrх) Карл (5.5.1818, Трир, Германия,— 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, великий учитель и вождь междунар. пролетариата. Род. в семье адвоката. В 1835 окончил гимназию, затем учился в Боннском и Берлинском ун-тах. В молодости М. был революц. демократом, его филос. взгляды складывались под влиянием младогегельянцев. В 1842 стал ред. демократич. «Рейнской газеты» в Кельне. После ее закрытия в окт. 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистич. и демократич. движения, Переход М. к материализму и коммунизму нашёл выражение в статьях «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», опубл. в «Немецко-французском ежегоднике» (1844). В Париже летом 1844 началась дружба М. с Ф. Энгельсом. В тр. «Святое семейство» (1845) они на основе критики мелкобурж. идеологии разрабатывают теорию и тактику революц. пролетариата. В февр. 1845 М. по настоянию прус. пр-ва был выслан из Парижа и переехал в Брюссель, куда вскоре прибыл и Энгельс. В 1845—46 в совместном тр. «Немецкая идеология» М. и Энгельс дали развёрнутую критику идеализма Г. Гегеля и младогегельянства, непоследовательного материализма Л. Фейербаха и сформулировали осн. положения диалектич. и историч. материализма. В тр. «Нищета философии» (1847), направленном против мелкобурж. философии П. Ж. Прудона, М. изложил основы историч. материализма и пролет. политич. экономии. По поручению 2-го конгресса Союза коммунистов М. и Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии» (1848) — первый программный документ марксизма и пролет. партии. После начала рев-ции 1848 во Франции бельг. пр-во арестовало М. и выслало его. М. прибыл в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов, В апр. М. и Энгельс отправились в Кёльн, где М. был гл. редактором «Новой Рейнской газеты». В мае 1849 прус. пр-во выслало М., закрыло газету. М. выехал в Париж, откуда в авг. 1849 он вынужден был переехать в Лондон, где прожил до конца жизни, М. обобщил уроки рев-ции 1848—49 во Франции в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». После поражения рев-ции в Европе наступил период реакции. Все тяжести изгнания, клевета врагов, материальные лишения обрушились на М. Всестороннюю помощь ему оказывал Энгельс. В июне 1859 вышла работа М. «К критике политической экономии», в к-рой были сформулированы важнейшие теоретич. положения его экономич. учения.

М. был организатором и вождем осн. 28 сент. 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. М. стремился объединить рабочее движение разных стран, вёл решит. борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» — осн. труд М., в к-ром дан анализ развития капитализма и показана неизбежность его рев. смены коммунистич. формацией. Работу над 2-ми 3-м томами «Капитала» М. не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В работе «Гражданская война во Франции» (1871) М. сделал вывод, что не парламентарная республика, а политическая организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата. В написанной в 1875 «Критике, Готской программы» М. подверг критике оппортунистич. ошибки руководителей герм. с.-д-тии, разработал вопрос о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) М. выдвинул в качестве осн. политич. задачи создание пролет. партий в отд. странах. М.— основоположник последовательно научного мировоззрения — диалектич. и историч. материализма и пролет. политич. экономии. Он разработал теорию и тактику интернациональной клас. борьбы пролетариата, доказал историч. неизбежность социалистич. рев-ции, смены капитализма коммунизмом.

Великим продолжателем дела Маркса — Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых историч. условиях. Победа Окт. рев-ции, образование мировой социалистич. системы, широчайшее общенародное движение за мир, демократию и социализм знаменуют торжество идей марксизма-ленинизма.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Изд. политической литературы, 1987. — С. 257—258


стр. 257МАРКС Карл (1818—83) — основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии, вождь и учитель международного пролетариата. Исходный пункт эволюции мировоззрения М.— гегелевская философия, ее левое направление (Младогегельянцы). Но среди младогегельянцев М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В самой ранней работе — докторской диссертации „Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841) — М., оставаясь еще идеалистом, делает наиболее радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят М. к прямому столкновению с гегелевской философией из-за ее примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теоретических положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Коллизия с Гегелем и младогегельянцами в философском отношении выразилась в начавшемся переходе на материалистические позиции, на что существенное влияние оказали знакомство М. с реальными жизненными, прежде всего экономическими, отношениями и философия Фейербаха. Окончательный переворот в мировоззрении М. (1844) связан с изменением его классовой позиции, с переходом от революционного демократизма к научному коммунизму. Этот переход был обусловлен нарастанием классовой борьбы в Европе, изучением политической экономии, утопического социализма, истории. Новая позиция М. получила свое выражение в „Немецко-французском ежегоднике" (1844, статьи „К критике гегелевской философии права. Введение" и „К еврейскому вопросу"). В этих работах М. впервые раскрывает историческую роль пролетариата, приходит к выводу о неизбежности социальной революции, о необходимости соединения движения рабочего класса с научным мировоззрением. К этому времени происходит сближение М. с Энгельсом, в содружестве с к-рым он начинает систематическую разработку нового мировоззрения. Обобщению результатов научных исследований и обоснованию осн.положений новой теории посвящены „Экономическо-философские рукописи" М. (1844), „Святое семейство" (1845) и „Немецкая идеология" (1845—46), написанные совместно с Энгельсом, „Тезисы о Фейербахе" (1845) и „Нищета философии" (1847). Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. В 1847 М. примкнул к тайному пропагандистскому об-ву Союзу коммунистов. По поручению об-ва М. и Энгельс составили свой знаменитый „Манифест Коммунистической партии" (1848), в к-ром на основе всех предшествующих теоретических исследований было „обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества" (Ленин В. И., т. 26, с. 48), Философия М.— наиболее адекватный метод познания и преобразования мира. История развития практики и науки в 19—20 вв. убедительно доказала превосходство марксистской философии над всеми формами идеализма и метафизического материализма. В борьбе против ненаучных, антипролетарских и мелкобуржуазных течений мужало учение М., становясь единственной формой теоретического выражения интересов рабочего класса. Партийность, непримиримость к любому отступлению от научной теории-характерная черта деятельности М. Революционер в науке, М. активно участвовал в борьбе за освобождение пролетариата. В период революции 1848—49 в Германии он на переднем крае политической борьбы. В основанной и руководимой им „Новой Рейнской газете" М. решительно отстаивал пролетарские позиции в революции. В 1849, высланный из Германии, М. окончательно поселился в Лондоне, После роспуска Союза коммунистов (1852) деятельность М. в пролетарском движении связана с созданием (1864) и всей работой ! Интернационала. М. внимательно следил за ходом революционного движения во всех странах, проявлял большой интерес к России. До последнего дня своей жизни он был в самой гуще острейших событий современности. Это и давало М. необходимый материал для развития его теории. Опыт буржуазных революций 1848—49 в Европе послужил М. основанием для развития теории социалистической революции и классовой борьбы, идеи о диктатуре пролетариата, о тактике пролетариата в буржуазной революции, о необходимости союза пролетариата с крестьянством („Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год", 1850), о неизбежности слома буржуазной государственной машины („Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", 1852). Изучив опыт Парижской коммуны („Гражданская война во Франции", 1871), М. открыл государственную форму диктатуры пролетариата, глубоко проанализировав мероприятия первого пролетарского государства. Дальнейшее развитие теория научного коммунизма получила в работе „Критика Готской программы" (1875). Главный научный интерес М. был связан с политической экономией, с созданием осн. его труда — „Капитала" (1 т. вышел в 1867, 2 — издан Энгельсом в 1885, 3 — в 1894). Создание научной политической экономии явилось важнейшим средством научного обоснования коммунизма, развития материалистической диалектики. „Капитал", а также обширные подготовительные работы к нему (из к-рых особенно важны рукописи 1857—59 и 1861—63 гг.) имеют огромное философское значение. В них всесторонне развиты и блестяще применены к исследованию системы экономических отношений капитализма важнейшие стороны и принципы марксистской философии (диалектический метод, принцип единства диалектики, логики и теории познания и др.). Еще в предисловии к одному из первых своих экономических трудов — „К критике политической экономии" (1859) М. сжато изложил сущность материалистического понимания истории. В „Капитале" это понимание получило свое научное применение. Много материала для характеристики философии М. содержится в его переписке. В истории человечества никакое др. учение не получало такого подтверждения на практике, как учение, созданное М. Развитое в новых исторических условиях Лениным и его учениками и последователями, оно воплотилось в победоносных социалистических революциях в ряде стран и ныне является научной основой деятельности коммунистических и рабочих партий.

 

 

Ссылки


карл маркс

 

 

МАРКС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


К. Маркс. Фото 1867.

МАРКС (Marx) Карл Генрих (5.5.1818, Трир – 14.3.1883, Лондон), нем. социальный философ, экономист, публицист, обществ. и политич. деятель. Родился в семье адвоката – выходца из семьи раввина, перешедшего в протестантизм. Учился в ун-тах Бонна (1835) и Берлина (1836–41), где примкнул к кружку младогегельянцев (Б. Бауэр и др.). В 1841 в Йенском ун-те получил степень д-ра философии (дис. «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»). Мировоззрение М. формировалось под влиянием идей Просвещения (особенно Г. Э. Лессинга и Ж. Ж. Руссо), философии Г. В. Ф. Гегеля и затем Л. Фейербаха, Б. Спинозы, франц. и нем. социалистич. и коммунистич. учений 1820–40-х гг. В 1842–43 М. редактировал издававшуюся в Кёльне оппозиционную прус. правительству «Рейнскую газету», энергично отстаивая свободу печати. В 1843 М. женился на баронессе Женни фон Вестфален (1814–81), вместе с которой переехал в Париж, где обстоятельно изучал социалистич. лит-ру. В 1844 совм. с А. Руге (1802–80) выпустил «Немецко-французский ежегодник» (при участии Г. Гейне и Г. Гервега); в опубликованной в нём ст. «К критике гегелевской философии права. Введение» критика религии как иллюзорного «превратного мировоззрения», представляющего собой одновременно «выражение действительного убожества и протест» против него, превращается в критику реального «превратного мира», представленного государством и правом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414, 415). В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» (опубл. в 1932, рус. пер. 1956), отразивших интенсивные занятия М. политич. экономией в парижский период, он критически переосмысливает развитое Гегелем и Фейербахом понятие отчуждения, истолковывая его (как и М. Гесс, 1812–75) в социальном и экономич. аспектах как отчуждение труда, лежащее в основе «самоотчуждения» человека в буржуазном обществе. Упразднение этого самоотчуждения связывается с уничтожением частной собственности, положит. выражением которого предстаёт у М. коммунизм, формулируемый в терминах переосмысляемой им антропологич. концепции Фейербаха как «завершённый гуманизм», «возвращение человека к самому себе», как совершающаяся в процессе свободной деятельности всесторонняя «эмансипация всех человеческих чувств и свойств», отчуждением которых является культивируемое частнособственнич. цивилизацией «чувство обладания». При этом (как и в соч. Л. фон Штейна «Социализм и коммунизм в современной Франции») был подвергнут критике «грубый», уравнительный коммунизм, «отрицающий повсюду личность человека» (Там же. Т. 42. С. 116, 114).

Знакомство в 1844 с Ф. Энгельсом стало судьбоносным для дальнейшей жизни и идейной эволюции М. В 1845 они публикуют совместный памфлет «Святое семейство» с критикой младогегельянства и нем. идеализма вообще (рус. пер. 1908). В нач. 1845 М. был выслан из Франции и до марта 1848 жил в Брюсселе. Летом 1845 по приглашению Энгельса М. посетил Великобританию, где они познакомились с деятелями чартизма и членами тайной организации нем. политэмигрантов Союз справедливых. В совместном трактате «Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Л. Фейербаха, Б. Бауэра и М. Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» (1845–46; опубл. на рус. яз. в 1924) и памфлете М. «Нищета философии» (на франц. яз., 1847; критич. разбор соч. «Философия нищеты» П. Ж. Прудона) были впервые изложены основы материалистич. понимания истории, исходящего из «материального производства непосредственной жизни» и порождаемой им «формы общения» («гражданского общества» на его разл. ступенях) и выводящего отсюда все разл. «формы сознания, религию, философию, мораль и т. д.» (Там же. Т. 3. С. 36, 37). «Приобретая новые производительные силы, люди меняют свой способ производства» и вместе с ним «все свои общественные отношения. Ручная мельница даёт общество с сюзереном во главе, а паровая мельница – общество с промышленным капиталистом» (Там же. Т. 4. С. 133). В сжатом виде М. сформулировал эти идеи в дек. 1846 в письме П. В. Анненкову.

В 1847 М. вступил в Союз справедливых, который они совм. с Энгельсом преобразовали в междунар. Союз коммунистов. В качестве его программного документа ими был написан «Манифест коммунистической партии», в котором борьба классов (см. Классы социальные) рассматривалась как движущая сила истории, отмечалась историческая революц. роль буржуазии в развитии крупной промышленности, создании «всемирного рынка» и «космополитического» производства и потребления и разрыве с «идиотизмом деревенской жизни». Утверждалась неизбежность всё более разрушит. кризисов перепроизводства как показатель неспособности «буржуазных отношений собственности» справиться с новыми производит. силами и провозглашалась историч. миссия пролетариата как «могильщика» буржуазии, призванного в процессе коммунистич. революции уничтожить частную собственность, «централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (Там же. С. 446).

В период Революции 1848 во Франции и после начала Революции 1848–49 в Германии М. вернулся в Кёльн к активной политич. журналистике в качестве гл. редактора «Новой Рейнской газеты» (июнь 1848 – май 1849). Из статей в этой газете сложилась первая собственно экономич. работа М. «Наёмный труд и капитал» (1849). В авг. 1849 М. был вынужден уехать в Лондон, где поселился с семьёй до конца жизни, в течение мн. лет получая финансовую помощь от Энгельса... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024