ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 358—369


Время императора Николая I (1825—1855).

§ 150. Личность императора Николая I и обстановка его воцаренiя.
§ 151. Важнѣйшiя внутреннiя мѣропрiятiя императора Николая I.

 

§ 150. Личность императора Николая I и обстановка его воцаренiя. Императоръ Николай Павловичъ вступил на престолъ еще молодымъ человѣкомъ. Онъ родился въ 1796 году и росъ вмѣсте съ своимъ младьшимъ братомъ Михаиломъ (род. въ 1798 г.) отдѣльно отъ старшихъ братьевъ, Александра и Константина, которые были старше ихъ чуть не на 20 лѣтъ. Такъ какъ младьшихъ великихъ князей не готовили къ престолу, то ихъ образованiе не вызывало особенныхъ заботъ. Николай, повидимому, мало былъ привязанъ къ своему воспитателю (генералу Ламсдорфу) и къ своимъ учителямъ. Онъ самъ говорилъ. что мало вынесъ изъ своихъ учебныхъ занятiй. Съ дѣтства былъ приверженъ къ военнымъ играмъ, а затѣмъ къ военному дѣлу. Очень настойчивый и упрямый по натурѣ, Николай былъ, однако, поклонникомъ дисциплины и самъ, когда началъ служить, показывалъ примѣры служебнаго повиновенiя и скромности. Николай Павловичъ несъ обязанности главнаго инспектора по инженерной части въ войскахъ; вполнѣ занятый своею службою, онъ очень далеко стоялъ отъ государственныхъ дѣлъ и жизни большого двора. Женатый на дочери прусскаго короля (Фридриха-Вильгельма III) Александрѣ Ѳедоровнѣ, онъ былъ очень счастливъ въ семейной жизни и ничего не искалъ внѣ семьи и службы. Лѣтъ за шесть до своей кончины императоръ Александръ въ первый разъ намекнулъ Николаю и его супругѣ, что ихъ въ будущемъ ожидаетъ высокiй государственный жребiй. Николай не вполнѣ понялъ, что разумѣлъ въ своихъ намекахъ Александрѣ, однако сталъ готовить себя къ управленiю государствомъ. Онъ самъ пополнялъ чтенiемъ недостатки своего первоначальнаго образованiя и прiобрѣлъ много новыхъ знанiй. Но все-таки надлежащей подготовки и навыка къ дѣламъ онъ не получилъ до самого своего воцаренiя, такъ какъ Александръ не прiобщалъ его къ текущимъ дѣламъ управленiя и держалъ его попрежнему далеко отъ себя. Вполнѣ поэтому понятно, что когда пришла въ Петербургъ вѣсть о кончинѣ императора Александра, Николай не считалъ для себя возможнымъ принять тронъ. Надобно было Константину настойчиво подтвердить  свое отреченiе, чтобы Николай, наконецъ, принялъ власть.

Обстоятельства воцаренiя Николая были очень смутны. Дѣло декабристовъ оказало сильнѣйшее влiянiе на всю правительственную дѣятельность императора Николая. Первое, что государь вынесъ изъ своего знакомства съ дѣломъ, было заключенiе о неблагонадежномъ настроенiи всего вообще дворянства. Очень большое количество людей, прикосновенныхъ къ революцiоннымъ «союзамъ», было поголовно изъ дворянства. Замѣтивъ это, императоръ Николай былъ склоненъ считать заговоръ сословнымъ дворянскимъ движенiемъ, охватившимъ всѣ круги дворянства. Онъ не довѣрялъ дворянству и страшился за полноту своей власти. Поэтому онъ и постарался создать вокругъ себя бюрократiю и правилъ страною посредствомъ послушнаго чиновничества. безъ помощи дворянскихъ учрежденiй и дѣятелей. При императорѣ Николаѣ была очень усилена централизацiя управленiя: всѣ дѣла рѣшались чиновниками въ министерскихъ канцелярiяхъ въ Петербургѣ, а мѣстныя сословныя учрежденiя (§ 128) обратились въ простые исполнительные органы для министерствъ.

Съ другой стороны, императоръ Николай изъ дѣла декабристовъ убѣдился, что желанiе перемѣнъ и реформъ, которое руководило декабристами, имѣло глубокiя основанiя. Крѣпостное право на крестьянъ, отсутствiе хорошаго свода законовъ, злоупотребленiя чиновниковъ, недостатокъ просвѣщенiя, словомъ, все то, на что жаловались декабристы, было дѣйствительнымъ зломъ русской жизни. Его нужно было исправить. Покаравъ декабристовъ, императоръ Николай пончлъ, что правительство само должно было произвести это исправленiе и законнымъ путемъ начать реформы. Къ такимъ реформамъ Николай сразу же показалъ свою готовность и бодро началъ правительственную работу, направленную на улучшенiе администрацiи, суда и финансовъ и на улучшенiе быта крѣпостныхъ людей. Однако при томъ недовѣрiи къ дворянскому обществу, какое у него образовалось вслѣдствiе заговора декабристовъ, Николай имѣлъ въ виду вести свои реформы безъ участiя общественныхъ силъ, исключительно силами бюрократiи.

Въ свою очередь, и дворянство сторонилось отъ близости съ бюрократiей новаго царствованiя. Оно было запугано дѣломъ декабристовъ. Сотни семей дворянскихъ такъ или иначе были задѣты этимъ дѣломъ: оплакивали судьбу своихъ сосланныхъ родныхъ — мужей, сыновей и братьевъ; страшились преслѣдованiя за близость къ декабристамъ. Со времени Петра Великаго и Анны не было такого трепета въ обществѣ и такого числа пострадавшихъ и наказанныхъ. Въ ссылкѣ погибъ для общественной жизни цвѣтъ дворянской молодежи, и эта утрата отразилась не только на настроенiи дворянства, но и на его силахъ. Сословiе оскудѣло людьми и само устранялось отъ общественной дѣятельности. Между властью и обществомъ произошелъ такимъ образомъ какъ бы разрывъ и отчужденiе. Конечно, это дурно отразилось на силахъ самого правительства. Въ своихъ начинанiяхъ оно не встрѣчало сочувствiя и содѣйствiя общества, а потому не всегда могло осуществлять свои хорошiя намѣренiя и достигать своихъ добрыхъ цѣлей.

§ 151. Важнѣйшiя внутреннiя мѣропрiятiя императора Николая I. Тотчасъ по вступленiи на престолъ императоръ Николай I устранилъ отъ дѣлъ знаменитаго Аракчеева и явилъ полное свое равнодушiе къ мистицизму и религiозному экстазу. Настроенiе при дворѣ рѣзко измѣнилось по сравненiю съ послѣдними годами Александрова царствованiя. Къ дѣятельности были призваны иные люди: Сперанскiй, Кочубей и другiе дѣятели первой половины царствованiя Александра. Рѣшимость императора Николая начать реформы сказывалась не только въ рѣчахъ его, но и въ мѣропрiятiяхъ: въ концѣ 1826 года былъ учрежденъ подъ предсѣдательствомъ Кочубея особый секретный комитетъ (извѣстный подъ названiемъ «Комитета 6-го декабря 1826 года») для разбора бумагъ императора Александра и вообще «для пересмотра государственнаго управленiя». Этотъ комитетъ выработалъ проекты преобразованiя какъ центральныхъ, такъ и губернскихъ учрежденiй, а кромѣ того, приготовилъ обширный проектъ новаго закона 0 сословiяхъ, въ которомъ предполагалось, между прочимъ, улучшенiе быта крѣпостныхъ. Однако изъ трудовъ комитета многое осталось безъ дальнѣйшаго движенiя вслѣдствiе того, что революцiонныя движенiя 1830 года на Западѣ внушили страхъ передъ всякою реформою. Съ теченiемъ времени лишь нѣкоторыя мѣры изъ проектовъ «комитета 6-го декабря 1826 года» были осуществлены въ видѣ отдѣльныхъ законовъ.

Пока комитетъ обсуждалъ общiй планъ необходимыхъ преобразованiй, правительство принимало цѣлый рядъ отдѣльныхъ мѣръ для улучшенiя управленiя и для упорядоченiя государственной жизни. Изъ такихъ мѣръ наиболѣе замечательны: 1) устройство отдѣленiй «собственной Его Величества канцелярiи»; 2) изданiе Свода Законовъ; 3) уничтоженiе ассигнацiй; 4) мѣры для улучшенiя быта крестьянъ и 5) мѣры въ области народнаго просвѣщенiя.

1. Собственная Его Величества канцелярiя существовала и до императора Николая, но не играла замѣтной роли въ управленiи государствомъ, служа личною канцелярiею государя по дѣламъ, которыя онъ бралъ въ свое личное вѣдѣнiе. При императорѣ Николаѣ въ личное вѣдѣнiе государя взято было столько дѣлъ, что маленькая канцелярiя очень разрослась и была подѣлена на четыре постоянныхъ отдѣленiя 1), сверхъ коихъ бывали еще и временныя.

1) Первое отдѣленiе канцелярiи продолжало завѣдывать тѣми дѣлами, которыя раньше составляли ея предметъ, то-есть исполняло личныя повелѣнiя и порученiя государя, представляло государю поступающiя на его имя бумаги и объявляло по нимъ его рѣшенiя Второе отдѣленiе было образовано (въ 1826 году) съ цѣлью привести въ порядокъ русское законодательство. Tpeтье отдѣленiе канцелярiи (также съ 1826 года) должно было вѣдать высшую полицiю въ государствѣ и слѣдить за законностью и порядкомъ въ управленiи и общественной жизни. Съ теченiемъ времени „третье отдѣленiе" замѣнило собою тѣ тайныя канцелярiи по по-литическимъ дѣламъ, которыя существовали въ ХVIII вѣкѣ (§§ 117, 124). Четвертое отдѣленiе было основано послѣ кончины императрицы Марiи Ѳеодоровны (1828). Оно замѣнило собою канцелярiю государыни по управленiю учрежденiями, которыя императоръ Павелъ по вступленiи своемъ на престолъ (1796) передалъ въ вѣдѣнiе своей супруги. Совокупность этихъ учрежденiй (институтовъ, училищъ, прiютовъ, богадѣленъ и больницъ) впослѣдствiи получила наименованiе „вѣдомства учрежденiй императрицы Mарiи" въ память основательница этого вѣдомства.

Императоръ Николай все свое царствованiе держался обычая брать въ свое непосредственное управленiе тѣ дѣла, успехъ которыхъ его особенно интересовалъ. Поэтому канцелярiя императора Николая въ государственномъ управленiи стала играть громадную роль.

2. Тотчасъ по воцарении императоръ Николай обратилъ особое вниманiе на беспорядокъ въ законахъ и поручилъ второму отдѣленiю своей канцелярiи старое дѣло кодификацiи (§§ 126, 143). Составленiе законодательнаго кодекса было ввѣрено знаменитому Сперанскому, который сумѣлъ постепенно прiобрѣести полное довѣрие и привязанность Николая. Сперанскiй сначала собралъ всѣ законы, изданные съ 1649 года (то-есть со времени Уложенiя), а затѣмъ изъ этого матерiала составилъ систематическiй сводъ дѣйствующихъ законовъ. Такой способъ работы былъ указанъ самимъ императоромъ Николаемъ, который не желалъ «сочиненiя новыхъ законовъ», а велѣлъ «собрать вполнѣ и привести въ порядокъ тѣ, которые уже существуютъ». Въ 1833 году трудъ Cперанского былъ законченъ. Было отпечатано два изданiя: во-первыхъ, «Полное Собранiе Законовъ Россiйской Имперiи» и, во-вторыхъ, «Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи». «Полное Собранiе» заключало въ себѣ всѣ старые законы (1649 — 1825 гг.) въ хронологическомъ порядкѣ и заняло 45 большихъ томовъ 1).

1) Законы, данные въ царствованiе Николая I и Александра II (1825 — 1881), также были впослѣдствiи напечатаны въ хронологическомъ порядкеѣ и составили второе „Полное Собранiе Законовъ" (въ 57 книгахъ). Законы, изданные съ 1881 года, печатаются ежегодно въ третьемъ „Полномъ Собранiи Законовъ".

Изъ этихъ законовъ было извлечено все то, что еще не утратило силы закона и годилось для будущаго. Извлеченный законодательный матерiалъ распредѣлили по содержанiю въ извѣстной системѣ («Основные государственные законы»; «Учрежденiя»; <Законы о состоянiяхъ»; «Законы гражданскiе» и т. п.) и напечатали въ систематическомъ порядкѣ въ 15-ти томахъ подъ названiемъ «Свода законовъ». Понимая всѣ трудности кодификацiи, Сперанскiй не удовольствовался тѣмъ, что было имъ сдѣлано для составленiя Свода; онъ предложилъ, планъ устройства постоянныхъ работъ надъ исправленiемъ и дополненiемъ Свода въ будущемъ 2).

2) По этому плану „второе отдѣленiе" (нынѣ превратившееся въ одно изъ отдѣленiй государственной канцелярiи) непрерывно слѣдить за движенiемъ законодательства и постоянно вносить дополненiя и измѣненiемъ въ Сводъ; когда текстъ какого-либо тома Свода существенно измѣнится отъ подобныхъ дополненiй и измѣненiй, то его печатаютъ новымъ „изданiемъ" въ отмѣну старыхъ, и такимъ образомъ составъ Свода постепенно обновляется въ уровень съ движенiемъ законодательства.

3. Императоръ Николай наслѣдовалъ отъ времени Александра большое разстройство финансовыхъ дѣлъ. Борьба съ. Наполеономъ и дѣйствiе континентальной системы потрясли государственное хозяйство Россiи (§ 144). Усиленные выпуски ассигнацiй были тогда единственнымъ средствомъ покрывать дефициты, изъ года въ годъ угнетавшiе бюджетъ. Въ теченiе десяти лѣтъ (1807 — 1816) было выпущено въ обращенiе болѣе 500 миллiоновъ рублей бумажныхъ денегъ. Немудрено, что курсъ бумажнаго рубля за это время чрезвычайно упалъ: съ 54 копѣекъ онъ дошель до 20 копѣекъ на серебро и только къ концу царствованiя Александра поднялся до 25 копѣекъ. Такъ и укрѣпился обычай вести двоякiй счетъ деньгамъ: «на серебро» и «на ассигнацiи», при чемъ одинъ серебряный рубль стоилъ приблизительно 4 ассигнацiонныхъ. Это вело ко многимъ неудобствамъ. При расчетахъ продавцы и покупатели обыкновенно условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платежъ; при этомъ они расцѣнивали самыя деньги 1) и болѣе ловкiй изъ нихъ обманывалъ или прижималъ менѣе догадливаго.

1) Такъ, напримѣръ, въ 1830 году въ Москвѣ рубль крупнымъ серебромъ цѣнили въ 4 рубля ассигнацiями, рубль мелкимъ серебромъ — въ 4 руб. 20 коп. ассигнацiями, а за рубль мѣдью давали на ассигнацiи 1 р. 08 копѣекъ.

Люди бѣдные и мало понимавшiе въ расчетахъ несли убытки при каждой сдѣлкѣ и покупкѣ. Само правительство не могло установить устойчивый курсъ ассигнацiй и сладить съ произвольною расцѣнкою денегъ (съ «простонародными лажами»). Попытки уменьшить количество ассигнацiй не привели къ хорошему результату. Хотя въ послѣднiе годы Александра и было уничтожено ихъ на 240 миллiоновъ рублей, но цѣнность ихъ нисколько не поднялась. Надобны были иныя мѣры.

Министромъ финансовъ при императорѣ Николаѣ былъ ученый финансистъ генералъ Е. Ф. Канкринъ, извѣстный своею бережливостью и умѣлою распорядительностью. Ему удалось составить въ государственномъ казначействѣ значительный запасъ золота и серебра, съ которымъ можно было рѣшиться на уничтоженiе обезцѣненныхъ ассигнацiй и на замѣну ихъ новыми денежными знаками 2).

2) Помимо случайныхъ благопрiятныхъ обстоятельствъ (большая добыча золота и серебра), образованiю металлическаго запаса помогли выпущенные Канкринымъ „депозитные билеты" и „серiи". Особая депозитная касса принимала отъ частныхъ лицъ золото и серебро въ монетѣ и слиткахъ и выдавала вкладчикамъ сохранныя расписки, „депозитные билеты", которые могли ходить, какъ деньги, и размѣнивались на серебро рубль за рубль. Соединяя всѣ удобства бумажныхъ денегъ съ достоинствами металлическихъ, депозиты имѣли большой успѣхъ и привлекли въ депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успѣхъ имѣли и „серiи", то-есть билеты государственнаго казначейства, приносившiя владѣльцу небольшой процентъ и ходившiя, какъ деньги, съ безпрепятственнымъ размѣномъ на серебро.

Мѣры, необходимыя для уничтоженiя ассигнацiй, составили предметъ долгаго обсужденiя (въ которомъ дѣятельное участiе принималъ, между прочимъ, Сперанскiй). Было pѣшено (1839) объявить монетною единицею серебряный рубль (такого же вѣса, какъ нашъ нынѣшнiй) и считать его «законною мѣpoю всѣхъ обращающихся въ государствѣ денегъ». По отношенiю кь этому рублю былъ узаконенъ, постоянный и обязательный для всѣхъ курсъ ассигнацiй по расчету 350 рублей ассигнацiями за 100 рублей серебромъ. А затѣмъ (1843) быль произведенъ выкупъ по этому курсу въ казну всѣхъ ассигнацiй съ обмѣномъ ихъ на серебряную монету или же на новые «крѣедитные билеты», которые размѣнивались на серебро уже рубль за рубль. Мѣталлическiй запасъ и былъ необходимъ для того, чтобы произвести этотъ выкупъ ассигнацiй и чтобы имѣть возможность поддержать размѣнъ новыхъ кредитныхъ билетовъ. Съ уничтоженiемъ ассигнацiй денежное обращенiе въ государствѣ пришло въ порядокъ: въ употребленiи была серебряная и золотая монета и равноцѣнныя этой монетѣ бумажныя деньги.

4. Начиная со времени императора Павла (§ 139), правительство обнаруживало явное стремлѣние къ улучшенiю быта крѣпостпыхъ крестьянъ. При императорѣ Александрѣ I былъ данъ законъ о свободныхъ хлѣбопашцахъ (§ 142), въ которомъ какъ бы намѣчался путь къ постепенному и полюбовному освобожденiю крестьянъ отъ власти ихъ владѣльцевъ. Однако этимъ закономъ помещики но воспользовались, и крѣпостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбждало противъ себя негодованiе прогрессивной части дворянства. Вступая на престолъ, императоръ Николай зналъ, что предъ нимъ стоитъ задача разрѣшить крестьянскiй вопросъ и что крѣпостное право въ принципѣ осуждено его державными предшественниками. Настоятельность мѣръ для улучшенiя быта крестьянъ не отрицалась никѣмъ. Но попрежнему существовалъ страхъ предъ опасностью внезапнаго освобождеiя миллiоновъ рабовъ. Поэтому, опасаясь общественныхъ потрясенiй и взрыва стоастей освобождаемой массы, Николай твердо стоялъ на мысли освобождать постепенно подготовлять освобожденiе секретно, скрывая отъ общества подготовку реформы.

Обсужденiе мѣръ, касающихся крестьянъ, производилось при Николаѣ въ секретныхъ комитетахъ, не одинъ разъ для этой цѣли образуемыхъ. Началось оно въ секретномъ «комитетѣ 6-го декабря 1826 года» и коснулось какъ государственныхъ крестьянъ, такъ и крестьянъ владѣльческихъ. Въ отношенiи государственныхъ, «казенныхъ», крестьянъ были выработаны болѣе существенныя и удачныя мѣры, чѣмъ въ отношенiи крѣпостныхъ.

Въ «комитетѣ 6-ro декабря 1826 года» Сперанскiй заговорилъ о необходимости «лучшаго хозяйственнаго управленiя для крестьянъ казенныхъ» 1) и высказалъ мнѣнiе, что такое управленiе «послужило бы образцомъ для частныхъ владѣльцевъ».

1) Въ составѣ класса государственныхъ крестьянъ были прежнie „черносошные" крестьяне, населявшiе государевы черныя земли; далѣе — крестьяне „экономическiе", бывшiе на церковныхъ земляхъ, секуляризованныхъ государствомъ (§ 129); затѣмъ — однодворцы и прочiе „ландмилицкiе" люди, то-есть потомки того мелкаго служилаго люда, который когда-то заселялъ южную границу Московокаго государства.

Мысль Сперанскаго встрѣтила одобренiе государя, который привлекъ къ этому дѣлу графа П. Д. Киселева. Это былъ одинъ изъ образованныхъ русскихъ людей, сдѣлавшихъ походы 1812 — 1814 годовъ и видѣвшихъ европейскiе порядки. Приближенный императоромъ Александромъ, Киселевъ еще въ его время интересовался крестьянскимъ дѣломъ. Какъ знатокъ крестьянскаго вопроса, онъ обратилъ на себя вниманiе императора Николая и прiобрѣлъ его довѣрiе. Киселеву было поручено все дѣло о казенныхъ крестьянахъ. Подъ его управленiемъ было образовано министерство государственныхъ имществъ (1837), которому и ввѣрено было попечительство надъ казенными крестьянами. Подъ вѣдѣнiемъ этого министерства въ губернiяхъ стали дѣйствовать «палаты» (теперь «управленiя») государственныхъ имуществъ. Онѣ завѣдовали казенными землями, лѣсами и прочими имуществами; онѣ же наблюдали и надъ государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены въ особыя сельскiя общества (которыхъ оказалось почти 6.000); изъ нѣсколькихъ такихъ сольскихъ обществъ составлялась волость. Какъ сельскiя общества, такъ и волости, пользовались самоуправленiемъ, имѣли свои «сходы», избирали для управленiя волостными и сельскими дѣлами «головъ» и «старшинъ», а для суда (волостной и сельской «расправы») особыхъ судей. Такъ было устроено по мысли Киселева самоуправленiе казенныхъ крестьянъ; впослѣдствiе оно послужило образцомъ и для крестьянъ частновладѣльческихъ при освобожденiи ихъ отъ крѣпостной зависимости. Но заботами о самоуправленiи крестьянъ Киселевъ не ограничился. При его долгомъ управленiи министерство государственныхъ имуществъ провело рядъ мѣръ для улучшенiя хозяйственнаго быта подчиненнаго ему крестьянства: крестьянъ учили лучшимъ способамъ хозяйства, обеспечивали зерномъ въ неурожайные годы; малоземельныхъ надѣляли землею; заводили школы; давали податныя льготы и т. д. Дѣятельность Киселева составлятъ одну изъ свѣтлыхъ страницъ царствованiя императора Николая. Довольный Киселевымъ, Николай шутливо называлъ его своимъ «начальыикомъ штаба по крестьянской части».

Въ отношенiи крѣпостныхъ крестьянъ сдѣлано было меньше, чѣмъ въ отношенiи казенныхъ. Императоръ Николай не разъ образовывалъ «секретные комитеты» для обсужденiя мѣръ къ улучшенiю быта крѣпостныхъ. Вь этихъ комитетахъ Сперанскiй и Киселевъ не мало поработали надь уясненiемъ исторiи крѣпостного права и надъ проектами его уничтоженiя. Но дѣло не пошло далѣе отдѣльныхъ мѣръ, направленныхъ на ограниченiе помѣщичьяго произвола. (Была, напримѣръ, запрещена продажа крестьянъ безъ земли и «съ раздробленiемъ семейства»; было стѣснено право помѣщиковъ ссылать крестьянъ въ Сибирь). Самою крупною мѣрою въ отношенiи крѣпостного права былъ предложенный Киселевымъ законъ 1842 года объ «обязанныхъ крестьянахъ». По этому закону, помещикъ получалъ право освобождать крестьянъ oтъ крѣпостной зависимости, давая имъ земельный надѣлъ (въ наслѣдственное пользованiе на извѣстныхъ условiяхъ, опредѣляемыхъ добровольнымъ соглашенiемъ). Получая личную свободу, крестьяне оставались сидѣть на владѣльческой землѣ и за пользованiе ею обязаны были (откуда и названiе  «обязанныхъ») нести повинности въ пользу владѣльца 1).

1) Законъ объ обязанныхъ кростьянахъ былъ торжественно обсуждаемъ въ государственномъ совѣтѣ, при чемъ императоръ Николай въ пространной рѣчи высказалъ свой взглядъ на положенiе крестьянскаго дѣла въ его время. „Нѣтъ сомнѣнiя (говорилъ онъ), что крѣпостное право въ нынѣшнемъ его у насъ положенiи есть зло, для вслѣхъ ощутительное и очевидное; но прикасаться къ оному теперь — было бы зломъ, конечно, еще болѣе гибельнымъ". Поэтому крестьянское освобожденiе государь считалъ дѣломъ будущаго и думалъ, что оно должно совершиться лишь постепенно и съ непремѣннымъ coxpaнeнiемъ права помѣщиковъ на ихъ землю. Въ этомъ смыслѣ и былъ данъ законъ 1842 года, сохранявшiй крестьянскiе надѣлы въ вѣчной собственности помѣщиковъ.

Однако и на такомъ условiи помещики не стали освобождать своихъ крѣпостныхъ, и законъ объ обязанныхъ крестьянахъ не получилъ почти никакого примѣненiя въ жизни.

Между тѣмъ, общiй ходъ русской жизни такъ влiялъ на всю систему крѣпостныхъ хозяйствъ и крѣпостныхъ отношенiй, что надобно было ждать скораго паденiя крѣпостного строя. Патрiархальныя формы крѣпостного труда уже не соотвѣтствовали измѣнившимся общественнымъ условiямъ: крѣпостной трудъ вообще былъ мало производителенъ и невыгоденъ. Помѣщичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали въ задолженность, особенно въ неурожайные годы, когда помѣщики должны были кормить своихъ голодныхъ крестьянъ. Масса дворянскихъ населенныхъ имѣнiй была заложена въ казенныхъ ссудныхъ учрежденiяхъ; считаютъ, что къ концу царствованiя императора Николая въ залогѣ находилось больше половины крѣпостныхъ крестьянъ (около 7 миллiоновъ человекъ изъ 11-ти миллiоновъ крѣпостныхъ мужескаго пола). Естественнымъ выходомъ изъ такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьянъ государству, о чемъ и думали нѣкоторые помѣщики. Къ экономическимъ затрудненiямъ помѣщиковъ присоединялась боязнь крестьянских волненiй и безпорядковъ. Хотя въ царствованiе императора Николая не было бунтовъ въ родѣ Пугачевскаго, но крестьяне волновались часто и во многихъ мѣстахъ.

5. Мѣры въ области народнаго просвѣщенiя при императорѣ Николаѣ I отличались двойственностью направленiя. Съ одной стороны, очевидны были заботы о распространенiи образованiя въ государствѣ; съ другой же стороны, замѣтенъ былъ страхъ передъ просвещенiемъ и старанiя о томъ, чтобы оно не стало проводникомъ революцiонныхъ идей въ обществѣ.

Заботы о распространенiи образованiя выразились въ учрежденiи весьма многихъ учебныхъх заведенiй. Учреждались спецiальные учебныя заведения: военныя (кадетскiе корпуса и академiи, военная и морская), техническiя (технологической институтъ и строительное училище въ Петербургѣ, межевой институтъ въ Москвѣ). Всѣ эти учебныя заведенiя имѣли въ виду удовлетворенiе практическихъ нуждь государства. Для образованiя общаго сдѣлано также не мало. Учреждено было нѣсколько женскихъ институтовъ. Были улучшены мужскiя гимназiи (§ 147). По мысли министра народнаго просвѣщенiя графа С. С. Уварова, среднее образованiе, даваемое гимназiями, должно было составлять удѣлъ высшихъ сословiй и предназначалось для дѣтей дворянъ и чиновниковъ. Оно было сдѣлано «классическимъ». Для детей купцовъ и мѣщанъ предназначались уѣздныя училища (§ 147). Однако стремленiе къ знанiю настолько ужо созрѣло въ населенiи, что въ гимназiи вмѣстѣ съ дворянами поступали въ большомъ числѣ такъ называемые «разночинцы» (то-есть лица, уволенныя изъ податныхъ сословiй, но не принадлежащiя къ дворянамъ потомственнымъ или личнымъ). Наплывъ разночинцевъ въ гимназии и университеты составлялъ интересное и важное явленiе того времени: благодаря ему, составъ русскаго образованнаго общества, «интеллигенцiи», пересталъ быть, какъ прежде, исключительно дворянскимъ.

Опасения правительства относительно того, что учебныя заведенiя станутъ распространителями вредныхъ политическихъ влянiй, выразились въ рядѣ стѣснительныхъ мѣръ. Когда на Западѣ въ 1848 году произошелъ рядъ революционныхъ движенiй, русскiе университеты подверглись ограниченiямъ и надзору. Преподаванiе философiи было упразднено; посылка за границу молодыхъ людей для подготовленiя къ профессурѣ прекращена; число студентовъ ограничено для каждаго университета опредѣленнымъ комплектомъ (300 человѣкъ). Министерство народнаго просвѣщенiя, которому была въ то время подчинена цензура, чрезвычайно усилило цензурныя строгости. Послѣднiе годы царствования императора Николая I заслужили поэтому славу необыкновенно суровой эпохи, когда была подавлена общественная жизнь и угнетена наука и литература.

 

 

Начало книги    ◀ ▶    § 152. Первые войны времени императора Николая и Восточный вопросъ. §§ 153—154.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024