ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. 1978


МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолѣпный надгробный памятникъ, голубецъ, намогильникъ.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Мавзолей (Μαυσσόλειον, Mausoleum) — надгробный памятникъ умершаго в 353 г. до Р. Хр. карiйскаго царя Мавзола, воздвигнутый, чрезъ нѣсколько лѣтъ по его кончинѣ его сестрою и супругою, Артемизiей, въ Галикарнасѣ (нынѣ Будрунѣ), въ Малой Азiи. Это гигантское сооруженiе, считавшееся однимъ изъ семи чудесъ свѣта, въ теченiе полутора тысяч лѣтъ возбуждало всеобщее удивленiе, пока не было въ Среднiе Вѣка разрушено, вѣроятно, землетрясенiемъ, и въ XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологическiя раскопки, произведенныя въ его мѣстонахожденiи въ 1856—59 гг. англичаниномъ Ч. Ньютономъ, привели, однако, къ открытiю остатковъ его основанiя и отчасти верхняго яруса и дали возможность при помощи описанiя, сдѣланнаго Плинiемъ Старшимъ («Historia naturalis», XXXVI, 5), получить довольно ясное понятiе о первоначальномъ видѣ знаменитаго сооруженiя. Своими формами оно значительно отличалось отъ другихъ древне-греческихъ построекъ. Это было зданiе съ планомъ продолговатого четырехугольника, длиною въ 35,7 м. и шириною въ 26,5 м., и состояло изъ двухъ этажей: въ нижнемъ, болѣе высокомъ, заключался погребальный склепъ царя, а верхнiй представлялъ родъ храма, окруженнаго со всѣхъ сторонъ портикомъ съ iоническими колоннами (11 колоннъ въ длинной и 9 колоннъ въ короткой сторонѣ); между колоннами стояли мраморныя статуи; базы колоннъ чрезъ одну опирались въ такiя же изваянiя львовъ. Надъ колоннами тянулся по антаблементу рельефный фризъ, изображающiй битву амазонокъ (многiя части этого фриза хранятся теперь въ британскомъ музѣе, въ Лондонѣ). Все зданiе увѣнчивалось, по восточному обычаю, усѣченной пирамидою, образовывавшею 24 мраморныя ступени; на верхней ея площадкѣ стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены ѣдущими Мавзолъ и управляющая ими богиня. Вышина всего зданiя вмѣстѣ съ колесницею равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифiй и Сатиръ; его скульптурныя украшенiя были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасомъ, Леохаресомъ, Брiаксисомъ и Тимофеемъ. Дошедшiя до насъ куски вышеупомянутаго фриза неодинаковы по мастерству исполненiя, но въ смѣлыхъ, оживленныхъ движенiяхъ своихъ фигуръ и группъ представляютъ нѣкоторые новые, вполнѣ художественные мотивы, отличающiе этотъ фризъ отъ другихъ рельефовъ того же содержанiя, напримѣръ отъ извѣстнаго фигалiйскаго фриза. Впослѣдствiи, у римлянъ, слово М. стало употребляться вообще для обозначенiя колоссальныхъ и роскошныхъ архитектурныхъ надгробныхъ памятниковъ, каковы, напримѣръ, пирамидальный трехъярусный монументъ въ Сенъ-Реми, въ департаментѣ Устьевъ-Роны, во Францiи, и усыпальница имп. Адрiана (нынѣ Крѣпость св. Ангела) въ Римѣ. Въ новѣйшее время М. нерѣдко называютъ даже небольшiя надмогильныя сооруженiя.— Ср. Ch. Newton, «The excavations of Budrun» (Л., 1858); его же, «History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae» (Лонд., 1865); Kinkel, «Mosaik zur Kuns tgeschichte» (1876).

А. С—въ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МАВЗОЛЕЙ, монументальное надгробное сооружение. Название происходит от гробницы царя Карии Мавсола Галикарнасского (Малая Азия, 4 в. до н. э.), т. н. Галикарнасского мавзолея.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МАВЗОЛЕЙ (от греч. Маusиleion, первонач.— гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе, 4 в. до н. э.), монументальное погребальное сооружение. В архитектуре социалистич. стран М. выдающихся деятелей (В. И. Ленина в Москве, Г. Димитрова в Софии, Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, Хо Ши Мина в Ханое) служат одновременно усыпальницей и трибуной.

 

 

С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». Москва, «Русский язык», 1986


МАВЗОЛЕЙ, -я, м. Большое надгробное сооружение. М. Ленина в Москве.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


МАВЗОЛЕЙ (лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент. погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (ныне в Турции; сер. 4 в. до н. э.). М. получили распространение в Др. Риме и в ср. века на Востоке (см. также Гробница). В арх-ре социалистич. стран М. крупнейших политич. деятелей являются одновременно усыпальницей и трибуной — Мавзолей В. И. Ленина в Москве, мавзолей Г. М. Димитрова в Софии, усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, мавзолей Хо Ши Мина в Ханое.

МАНАСА МАВЗОЛЕЙ, памятник ср.-век. арх-ры в Кирг. ССР, в верховьях р. Талас: усыпальница Кянизяк-хатун, дочери эмира Абука, по легенде — гробница богатыря Манаса. Построен в 1334. Образец портально-купольного кирп. мавзолея, кв. в плане, с шатровым ребристым покрытием (восстановлено в 1969-70) над сферич. куполом и гл. фасадом в виде портала с входной стрельчатой нишей, украшенного тонким орнаментом и надписями из резных терракотовых плиток.

Мавзолей Манаса

Мавзолей Манаса. 1334. Общий вид (после реставрации 1969—70).

 

 

МАВЗОЛЕЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


МАВЗОЛЕ́Й (от греч. Μαυσώλειον), один из ви­дов ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ний, мо­ну­мен­таль­ная над­зем­ная по­гре­баль­ная по­ст­рой­ка. На­зва­ние про­ис­хо­дит от име­ни пра­ви­те­ля Ка­рии Мав­со­ла, со­ору­див­ше­го Га­ли­кар­нас­ский мав­зо­лей. Как ар­хит. тип М. сфор­ми­ро­вал­ся на ос­но­ве гроб­ни­цы, имев­шей вид жи­ли­ща или ге­ро­она (свя­ти­ли­ща на мо­ги­ле ге­роя); по­гре­баль­ные со­ору­же­ния та­ких ти­пов воз­во­ди­лись на тер­ри­то­рии Гре­ции и Ма­лой Азии на­чи­ная с ар­ха­ич. пе­рио­да (напр., па­мят­ник Гар­пий в Ксан­фе, ок. 480 до н. э.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние М. по­лу­чи­ли в Древ­нем Ри­ме, где, кро­ме ре­ше­ния в ви­де хра­ма, М. мог­ли иметь ци­лин­д­рич. или 8-гран­ную (про­из­вод­ную от эт­рус­ских гроб­ниц-ту­му­лусов) фор­му [мав­зо­леи Ад­риа­на (см. За­мок Свя­то­го Ан­ге­ла) и Це­ци­лии Ме­тел­лы (кон. 1 в. до н. э.) в Ри­ме; Дио­кле­тиа­на (ны­не со­бор; ок. 300 н. э.) в Спли­те, и др.], а так­же фор­му пи­ра­ми­ды (влия­ние др.-егип. ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ний; т. н. Пи­ра­ми­да Цес­тия в Ри­ме, ок. 12 до н. э., и др.). Сре­ди др.-рим. М. встре­ча­ют­ся и мно­го­ярус­ные со­ору­же­ния (мав­зо­лей Юли­ев в Сен-Ре­ми-де-Про­ванс, 2-я пол. 1 в. до н. э.). Ран­не­хри­сти­ан­ские М. ча­ще все­го пред­став­ля­ли со­бой цен­трич. ро­тон­даль­ные или мно­го­гран­ные по­строй­ки, сбли­жа­ясь по ар­хит. ре­ше­нию с мар­ти­рия­ми [мав­зо­леи Кон­стан­ции в Ри­ме (ны­не ц. Сан­та-Кос­тан­ца, сер. 4 в.), Тео­до­ри­ха в Ра­вен­не (ок. 526)].

В cредние ве­ка в Ев­ро­пе М. прак­ти­че­ски не воз­во­ди­лись, их за­ме­ни­ли за­хо­ро­не­ния в по­гре­баль­ных ча­сов­нях церк­вей и в крип­тах. С это­го пе­рио­да М. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние на ис­лам­ском Вос­то­ке, где на его фор­му (ча­ще все­го ку­поль­ное со­ору­же­ние, квад­рат­ное в пла­не) по­влия­ли рим.-ви­зант. М., зо­роа­ст­рий­ские хра­мы Са­са­нид­ско­го Ира­на, в Вост. Азии – буд­дий­ские сту­пы. Сре­ди при­ме­ров вос­точ­ных М. – Ис­маи­ла Са­ма­ни в Бу­ха­ре (кон. 9 – нач. 10 вв.), Ай­ша-Би­би, близ г. Та­раз (ныне Ка­зах­стан), Ти­му­ра и Ти­му­ри­дов в Са­мар­кан­де (Гур-Эмир), Тадж-Ма­хал в Аг­ре, мав­зо­лей Ху­маю­на в Де­ли, Ага-Ха­на III в Асуа­не (1959).

Мавзолей Ч. Хоуарда на территории замка Хоуард в Великобритании. 1729–42. Архитектор Н. Хоксмур.

На­чи­ная с эпо­хи клас­си­циз­ма фор­маль­но ори­ен­ти­ро­ван­ные на ан­тич­ные об­раз­цы М. вновь воз­во­дят на За­па­де (мав­зо­лей Ч. Хоу­ар­да в ви­де хра­ма-то­ло­са с ку­по­лом на тер­ри­то­рии зам­ка Хоу­ард в Ве­ли­ко­бри­та­нии, 1729–42, арх. Н. Хок­смур), а так­же и в Рос­сии (М.-ро­тон­да И. С. Ба­рыш­ни­ко­ва в усадь­бе Ни­ко­ло-По­го­ре­лое, 1784–1802, арх. М. Ф. Ка­за­ков, не сохр.; яв­ляю­щий­ся, по су­ти, ке­но­та­фом мав­зо­лей «Суп­ру­гу Бла­го­де­те­лю» в пар­ке Пав­лов­ска, 1805–10, арх. Ж. Ф. То­ма де То­мон). В эпо­ху эк­лек­тиз­ма М. ста­но­вят­ся бо­лее раз­но­об­раз­ны­ми по фор­маль­но­му ре­ше­нию (нео­ро­ман­ский ко­ро­лев­ский мав­зо­лей Фрог­мор ко­ро­ле­вы Вик­то­рии и прин­ца Аль­бер­та в Винд­зо­ре, 1862–68, ар­хи­тек­то­ры А. Дж. Хам­берт, Л. Гру­нер). В 20 в. в про­ек­тах М. круп­ных по­ли­тич. дея­те­лей ти­по­ло­гия по­гре­баль­ных по­стро­ек про­шлых эпох вы­ра­же­на совр. ар­хит. язы­ком (напр., мав­зо­леи В. И. Ле­ни­на в Мо­ск­ве, 1924, 1929–30, арх. А. В. Щу­сев; Ата­тюр­ка в Ан­ка­ре, 1944–53, ар­хитек­то­ры Э. Онат, О. Ар­да, скульп­тор З. Мю­ри­дог­лу). Бо­лее ка­мер­ные по раз­ме­ру М. так­же стро­ят­ся на нек­ро­по­лях, как пра­ви­ло, в ка­че­ст­ве се­мей­ных скле­пов (не­оклас­си­ци­стич. М. се­мей­ст­ва Эр­лан­гер на Вве­ден­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве, 1914, арх. Ф. О. Шех­тель).

Библиография

Лит.: Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Мав­зо­лей Ле­ни­на: ис­то­рия соз­да­ния и ар­хи­тек­ту­ра. М., 1972; Ra­gon M. L’espace de la mort. P., 1981; Col­vin H. Architecture and the after-life. New Haven; L., 1991; Johnson M. J. The Roman imperial mau­soleum in late antiquity. Camb.; N. Y., 2009.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024