ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. 1978


МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолѣпный надгробный памятникъ, голубецъ, намогильникъ.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Мавзолей (Μαυσσόλειον, Mausoleum) — надгробный памятникъ умершаго в 353 г. до Р. Хр. карiйскаго царя Мавзола, воздвигнутый, чрезъ нѣсколько лѣтъ по его кончинѣ его сестрою и супругою, Артемизiей, въ Галикарнасѣ (нынѣ Будрунѣ), въ Малой Азiи. Это гигантское сооруженiе, считавшееся однимъ изъ семи чудесъ свѣта, въ теченiе полутора тысяч лѣтъ возбуждало всеобщее удивленiе, пока не было въ Среднiе Вѣка разрушено, вѣроятно, землетрясенiемъ, и въ XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологическiя раскопки, произведенныя въ его мѣстонахожденiи въ 1856—59 гг. англичаниномъ Ч. Ньютономъ, привели, однако, къ открытiю остатковъ его основанiя и отчасти верхняго яруса и дали возможность при помощи описанiя, сдѣланнаго Плинiемъ Старшимъ («Historia naturalis», XXXVI, 5), получить довольно ясное понятiе о первоначальномъ видѣ знаменитаго сооруженiя. Своими формами оно значительно отличалось отъ другихъ древне-греческихъ построекъ. Это было зданiе съ планомъ продолговатого четырехугольника, длиною въ 35,7 м. и шириною въ 26,5 м., и состояло изъ двухъ этажей: въ нижнемъ, болѣе высокомъ, заключался погребальный склепъ царя, а верхнiй представлялъ родъ храма, окруженнаго со всѣхъ сторонъ портикомъ съ iоническими колоннами (11 колоннъ въ длинной и 9 колоннъ въ короткой сторонѣ); между колоннами стояли мраморныя статуи; базы колоннъ чрезъ одну опирались въ такiя же изваянiя львовъ. Надъ колоннами тянулся по антаблементу рельефный фризъ, изображающiй битву амазонокъ (многiя части этого фриза хранятся теперь въ британскомъ музѣе, въ Лондонѣ). Все зданiе увѣнчивалось, по восточному обычаю, усѣченной пирамидою, образовывавшею 24 мраморныя ступени; на верхней ея площадкѣ стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены ѣдущими Мавзолъ и управляющая ими богиня. Вышина всего зданiя вмѣстѣ съ колесницею равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифiй и Сатиръ; его скульптурныя украшенiя были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасомъ, Леохаресомъ, Брiаксисомъ и Тимофеемъ. Дошедшiя до насъ куски вышеупомянутаго фриза неодинаковы по мастерству исполненiя, но въ смѣлыхъ, оживленныхъ движенiяхъ своихъ фигуръ и группъ представляютъ нѣкоторые новые, вполнѣ художественные мотивы, отличающiе этотъ фризъ отъ другихъ рельефовъ того же содержанiя, напримѣръ отъ извѣстнаго фигалiйскаго фриза. Впослѣдствiи, у римлянъ, слово М. стало употребляться вообще для обозначенiя колоссальныхъ и роскошныхъ архитектурныхъ надгробныхъ памятниковъ, каковы, напримѣръ, пирамидальный трехъярусный монументъ въ Сенъ-Реми, въ департаментѣ Устьевъ-Роны, во Францiи, и усыпальница имп. Адрiана (нынѣ Крѣпость св. Ангела) въ Римѣ. Въ новѣйшее время М. нерѣдко называютъ даже небольшiя надмогильныя сооруженiя.— Ср. Ch. Newton, «The excavations of Budrun» (Л., 1858); его же, «History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae» (Лонд., 1865); Kinkel, «Mosaik zur Kuns tgeschichte» (1876).

А. С—въ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МАВЗОЛЕЙ, монументальное надгробное сооружение. Название происходит от гробницы царя Карии Мавсола Галикарнасского (Малая Азия, 4 в. до н. э.), т. н. Галикарнасского мавзолея.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МАВЗОЛЕЙ (от греч. Маusиleion, первонач.— гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе, 4 в. до н. э.), монументальное погребальное сооружение. В архитектуре социалистич. стран М. выдающихся деятелей (В. И. Ленина в Москве, Г. Димитрова в Софии, Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, Хо Ши Мина в Ханое) служат одновременно усыпальницей и трибуной.

 

 

С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». Москва, «Русский язык», 1986


МАВЗОЛЕЙ, -я, м. Большое надгробное сооружение. М. Ленина в Москве.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


МАВЗОЛЕЙ (лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент. погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (ныне в Турции; сер. 4 в. до н. э.). М. получили распространение в Др. Риме и в ср. века на Востоке (см. также Гробница). В арх-ре социалистич. стран М. крупнейших политич. деятелей являются одновременно усыпальницей и трибуной — Мавзолей В. И. Ленина в Москве, мавзолей Г. М. Димитрова в Софии, усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, мавзолей Хо Ши Мина в Ханое.

МАНАСА МАВЗОЛЕЙ, памятник ср.-век. арх-ры в Кирг. ССР, в верховьях р. Талас: усыпальница Кянизяк-хатун, дочери эмира Абука, по легенде — гробница богатыря Манаса. Построен в 1334. Образец портально-купольного кирп. мавзолея, кв. в плане, с шатровым ребристым покрытием (восстановлено в 1969-70) над сферич. куполом и гл. фасадом в виде портала с входной стрельчатой нишей, украшенного тонким орнаментом и надписями из резных терракотовых плиток.

Мавзолей Манаса

Мавзолей Манаса. 1334. Общий вид (после реставрации 1969—70).

 

 

МАВЗОЛЕЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2023


МАВЗОЛЕ́Й (от греч. Μαυσώλειον), один из видов мемориальных сооружений, монументальная надземная погребальная постройка. Название происходит от имени правителя Карии Мавсола, соорудившего Галикарнасский мавзолей. Как архит. тип М. сформировался на основе гробницы, имевшей вид жилища или героона (святилища на могиле героя); погребальные сооружения таких типов возводились на территории Греции и Малой Азии начиная с архаич. периода (напр., памятник Гарпий в Ксанфе, ок. 480 до н. э.). Широкое распространение М. получили в Древнем Риме, где, кроме решения в виде храма, М. могли иметь цилиндрич. или 8-гранную (производную от этрусских гробниц-тумулусов) форму [мавзолеи Адриана (см. Замок Святого Ангела) и Цецилии Метеллы (кон. 1 в. до н. э.) в Риме; Диоклетиана (ныне собор; ок. 300 н. э.) в Сплите, и др.], а также форму пирамиды (влияние др.-егип. мемориальных сооружений; т. н. Пирамида Цестия в Риме, ок. 12 до н. э., и др.). Среди др.-рим. М. встречаются и многоярусные сооружения (мавзолей Юлиев в Сен-Реми-де-Прованс, 2-я пол. 1 в. до н. э.). Раннехристианские М. чаще всего представляли собой центрич. ротондальные или многогранные постройки, сближаясь по архит. решению с мартириями [мавзолеи Констанции в Риме (ныне ц. Санта-Костанца, сер. 4 в.), Теодориха в Равенне (ок. 526)].

В cредние века в Европе М. практически не возводились, их заменили захоронения в погребальных часовнях церквей и в криптах. С этого периода М. получил распространение на исламском Востоке, где на его форму (чаще всего купольное сооружение, квадратное в плане) повлияли рим.-визант. М., зороастрийские храмы Сасанидского Ирана, в Вост. Азии – буддийские ступы. Среди примеров восточных М. – Исмаила Самани в Бухаре (кон. 9 – нач. 10 вв.), Айша-Биби, близ г. Тараз (ныне Казахстан), Тимура и Тимуридов в Самарканде (Гур-Эмир), Тадж-Махал в Агре, мавзолей Хумаюна в Дели, Ага-Хана III в Асуане (1959).

Мавзолей Ч. Хоуарда на территории замка Хоуард в Великобритании. 1729–42. Архитектор Н. Хоксмур.

Начиная с эпохи классицизма формально ориентированные на античные образцы М. вновь возводят на Западе (мавзолей Ч. Хоуарда в виде храма-толоса с куполом на территории замка Хоуард в Великобритании, 1729–42, арх. Н. Хоксмур), а также и в России (М.-ротонда И. С. Барышникова в усадьбе Николо-Погорелое, 1784–1802, арх. М. Ф. Казаков, не сохр.; являющийся, по сути, кенотафом мавзолей «Супругу Благодетелю» в парке Павловска, 1805–10, арх. Ж. Ф. Тома де Томон). В эпоху эклектизма М. становятся более разнообразными по формальному решению (неороманский королевский мавзолей Фрогмор королевы Виктории и принца Альберта в Виндзоре, 1862–68, архитекторы А. Дж. Хамберт, Л. Грунер). В 20 в. в проектах М. крупных политич. деятелей типология погребальных построек прошлых эпох выражена совр. архит. языком (напр., мавзолеи В. И. Ленина в Москве, 1924, 1929–30, арх. А. В. Щусев; Ататюрка в Анкаре, 1944–53, архитекторы Э. Онат, О. Арда, скульптор З. Мюридоглу). Более камерные по размеру М. также строятся на некрополях, как правило, в качестве семейных склепов (неоклассицистич. М. семейства Эрлангер на Введенском кладбище в Москве, 1914, арх. Ф. О. Шехтель).

Библиография

Лит.: Хан-Магомедов С. О. Мавзолей Ленина: история создания и архитектура. М., 1972; Ragon M. L’espace de la mort. P., 1981; Colvin H. Architecture and the after-life. New Haven; L., 1991; Johnson M. J. The Roman imperial mausoleum in late antiquity. Camb.; N. Y., 2009.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024