ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылка

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 187


КРИТИКА И САМОКРИТИКА, одно из требований метода ленинизма, постоянно действующее оружие Коммунистической партии Советского Союза и братских коммунистических и рабочих партий; средство выявления и решительного исправления своих недостатков и ошибок, предупреждения и искоренения народного благополучия и упоения успехами в работе, средство успешного движения вперёд в интересах победоносной революции и строительства коммунизма. Марксизм-ленинизм учит, что критика и самокритика — необходимое условие развития коммунистической партии, средство правильного воспитания партии, класса, масс. В Уставе Коммунистической партии Советского Союза, принятом ХIХ съездом партии, говорится, что член партии обязан «развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадного благополучия и упоения успехами в работе. Зажим критики является тяжким злом. Тот, кто глушит критику, подменяет её парадностью и восхвалением, не может находиться в рядах партии». В советском социалистической обществе борьба между старым и новым и развитие от низшего к высшему происходят в форме критики и самокритики, являющихся подлинной движущей силой развития социалистического общества, могучим инструментом в руках партии, новым видом движения, повым типом развития, новой диалектич. закономерностей. Критика и самокритика — важнейшее средство улучшения партийной, советской и хозяйственной работы, укрепления Коммунистической партии и Советского государства, коммунистического воспитания и повышения революц. бдительности масс, идейного вооружения советского народа в борьбе за победу коммунизма.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 257—260


КРИТИКА И САМОКРИТИКА — основной метод выявления и преодоления ошибок и недостатков в деятельности марксистских партий и других организаций трудящихся. В советском обществе критика и самокритика является одной из важнейших движущих сил развития.

Ещё Маркс указывал, что особенностью пролетарской революции в отличие от предшествующих ей революций является то, что в целях успешного развития ола подвергает себя самокритике, Это положение Маркса было развито в новых условиях Лениным и Сталиным, указавшими на самокритику, как на черту, свойственную подлинно пролетарской партии в отличие от партий оппортунистических, реформистских, Ленин считал безбоязненное отношение к критике и самокритике одним из важнейших принципов Коммунистической партии. Развенчивая меньшевиков, эсеров, каутскианцев и прочих врагов марксизма, Ленин показывал, что боязнь критики и самокритики есть источник гнилости их партий, что самокритика безусловно необходима для всякой живой и жизненной партии. Партии, ведущие свою работу в отрыве от широких трудящихся масс, замыкаются в свою скорлупу, боятся критики и самокритики. Подлинно пролетарская партия, являющаяся боевым авангардом рабочего класса и всех трудящихся масс, воспитывает свои кадры и народные массы на критике ошибок и недостатков и с помощью критики и самокритики преодолевает препятствия, стоящие на пути к победе.

С первых дней существования Советского государства Коммунистическая партия поставила критику и самокритику на службу новой власти, сделала её могучим оружием в борьбе за социализм. Однако в период, когда в нашей стране ещё существовали эксплуататорские классы, основная закономерность развития советского общества выражалась в борьбе классов. Наличию в стране антагонистических противоречий между враждебными классами соответствовали и определённые формы преодоления противоречий. Победа социализма в СССР коренным образом изменила положение. Эксплуататорские классы ликвидированы. Рабочий класс и крестьянство превратилась в новые классы, строящие свою деятельность на основе единого социалистического хозяйства, в тесном сотрудничестве между собой, а также в сотрудничестве с новой, советской интеллигенцией. Возникло морально-политическое единство советского общества. Это означает, что социальные антагонизмы, характерные для капиталистического строя, и обусловленная этими антагонизмами ожесточённая классовая борьба канули в нашей стране в вечность. Но ошибочно было бы думать, что уничтожение антагонистических классов в СССР с характерными для них противоречиями приводит к исчезновению всяких противоречий в советском обществе. Без возникновения и преодоления противоречий не может быть развития. Построив социалистическое общество, наша страна вступила в период постепенного перехода к коммунизму. На этом пути необходимо преодолеть ряд противоречий, среди которых важное место занимает противоречие между новым, социалистическим бытием масс и пережитками капитализма в сознании, психологии, нравах людей. Без борьбы между новым и старым, между прогрессивным и консервативным, без преодоления антигосударственных настроений, бюрократизма, пережитков национализма, несоциалистического отношения к общественной собственности, и труду со стороны части советских людей, без борьбы со всем тем, что тормозит движение вперёд, нельзя успешно строить коммунизм. Таким образом, и советское общество развивается на основе преодоления противоречий. Однако это уже не старые, антагонистические противоречия капиталистического общества, порождающие ожесточённую классовую борьбу и политические революции. Природа внутренних противоречий советского общества неантагонистична: за ними не стоят враждебные друг другу классы, отстаивающие свои в корне противоположные и интересы. Эти неантагонистические противоречия существуют в рамках коренной общности всех трудящихся советского общества.

Новое содержание противоречий советского общества порождает и новые формы, новые способы их преодоления. Старое понятие «борьбы» наполняется новым содержанием. Центр тяжестью в этой борьбе переносится на методы коммунистического воспитания, убеждения силой примера, что, разумеется, не исключает применения и методов принуждения, насилия по отношению к злостным нарушителям правил социалистического общежития, к остаткам недобитых врагов советского народа. Новой исторической формой разрешения противоречий в советском обществе, острейшим оружием, с помощью которого партия выявляет и преодолевает это противоречия, является критика и самокритика.

В противоположность капиталистическому обществу, где развитие идёт стихийно, где кризисы регулируют производство, советское общество основано на плановом развитии производств. Партия и государство намечают планы развития социалистической экономики и культуры в строгом соответствии с требованиями объективных экономических законов, действующих при социализме. Все объективные условия и возможности для движения вперёд у нас имеются налицо: природные богатства, политическая власть рабочего класса, использующая эти богатства в интересах народа, советский строй, не знающий неизлечимых болезней капитализма, Коммунистическая партия, имеющая правильную линию и возглавляющая наше движение вперёд. Вся задача заключается лишь в том, чтобы уметь использовать понастоящему эти возможность. Это зависит от самих людей, от их воли к труду, от их готовности работать на благо родины. Понятно. поэтому, какое значение имеет критика и самокритика, являющаяся орудием борьбы со всеми недостатками в работе: с косностью, неповоротливость, бюрократизмом, нежеланием работать по-новому,— со всем тем, что мешает выполнять планы Коммунистической партии и Советского государства. Значение критики и самокритики как движущей силы развития советского общества состоит в том, что с сё помощыо расчищается путь для достижения цели, сметаются преграды, препятствующие развитию, быстрее происходит превращение имеющихся объективных возможностей движения вперёд, к коммунизму, в действительность. Эта роль критики и самокритики ярко выражена в социалистическом соревновании, являющемся формой борьбы трудящихся масс за повышение производительности труда и, следовательно, борьбы за переход к высшей стадии коммунизма. Народные массы, кровно заинтересованные в повышении производительности труда, подвергают критике достигнутый уровень производительности труда, изыскивают повис пути и способы увеличения эффективности своей производственной деятельности и т. д. Передовой рабочий, намного перевыполняющий заданные нормы труда, подвергает тем самим критике своего отстающего соседа и помогает ему улучшать работу, подтянуться до уровня передовых. Социалистическое соревнование есть выражение деловой революционной самокритики масс.

Критика и самокритика как новая форма борьбы между старым и новым, как орудие преодоления противоречий вытекает из самой сущности Советского государств как высшей формы демократии, демократии социалистической. Советское государство есть государство самих трудящихся масс, и в атом его сила. Поэтому движение советского общества вперёд может быть успешным только при условии, что массы активно творят новую жизнь, бдительно следят за всеми недостатками строительства, вскрывают и критикуют их, т. е. при условии критики снизу. Критика снизу, со стороны широких масс трудящихся, имеет первостепенное значение. В этой критике снизу выявляется энергия и творческая инициатива советского народа, его чувство хозяина своей страны.

Подчёркивая огромную раль критики и самокритики, необходимо учитывать, что не всякая критика, а лишь та, которая умножает силы советского общества, есть движущая сила развития. Нужно строго отличать такую критику, прикрываясь которой и враждебные элементы пытаются протащить чуждые нам антикоммунистические взгляды, от подлинной критики, направленной на укрепление дела коммунизма. На XIX съезде партий вопросу о роли критики и самокритики в укреплении и развитии советского строя было уделено огромное внимание. В отчётном докладе ЦК было указано, что там, гдо критика и самокритика в загоне, гдо слабо развита критика снизу, там неизбежно возникают такие уродливые явления, как бюрократизм, загнивание. и даже разложение отдельных звеньев государственного аппарата.

Учитывая огромного роль критики и самокритики в развитии советского общества, XIX съезд партии включил в Устав Коммунистической партии Советского Союза пункт, обязывающий членов партии «развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадного благополучия и упоения успехами в работе. 3ажим критики является тяжким злом. Тот, кто глушит критику, подменяет её парадностью и восхвалением, не может находиться в рядах партии».

Критика и самокритика имеет огромное значение для развития науки, литературы, искусства. Без творческих дискуссии без борьбы мнений и свободы критики наука, литература, искусство не могут успешно развиваться. Критика и самокритика является формой вовлечения широчайших масс в дело коммунистического строительства, она помогает советским людям преодолевать пережитки буржуазной идеологии.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 663


КРИТИКА И САМОКРИТИКА, метод раскрытия противоречий обществ. развития, один из коренных принципов рев.-преобразоват. деятельности марксистско-ленинских партий, а в социалистич. об-ве — и всего народа; одна из движущих сил развития социалистич. об-ва; принцип нравств. воспитания, самовоспитания и духовного развития людей. Раскрывая противоречия, ошибки или недостатки, способствует их преодолению, нахождению лучших форм и методов социалистич. и коммунистич. стр-ва.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 222


КРИТИКА И САМОКРИТИКА (греч. kritike — оценка) — способ выявления и преодоления ошибок и недостатков, широко используемый в общественной жизни, в деятельности марксистских партий и др. организаций трудящихся. Еще Маркс указывал, что пролетарская революция — в этом ее особенность — в целях развития подвергает себя С. О С. как важнейшем принципе работы Коммунистической партии говорил Ленин. С победой социалистической революции К. и с. становятся одной из гл. движущих сил развития общества. Они выступают как форма выявления и разрешения противоречий социализма, носящих неатагонистический характер. Творческая роль К. и с. ярко выражена в социалистическом соревновании, являющемся формой активного участия трудящихся в строительстве коммунизма. К. и с. развивают инициативу народа в построении материально-технической базы коммунизма, в ускорении научно-технического прогресса, служат средством привлечения широких народных масс к общественному управлению, орудием воспитанием человека коммунистического об-ва, борьбы против всего консервативного, отсталого, тормозящего поступательное движения об-ва. В особой острой форме вопрос о развертывании К. и с. был поставлен после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. XXVII съезд партии подчеркнул, что К. и с. являются естественным принципом жизнедеятельности нашего об-ва, что К. и с. являются естественным принципом жизнедеятельности нашего об-ва, что ни одна сфера его жизни не должна оставаться вне К. и с.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024