ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Жеребов Д. К., Соломахин И. И. Семь январских дней. (Прорыв блокады Ленинграда 12—18 января 1943 г.). — Л.: Лениздат, 1987. — С. 73—79


ПРИЛОЖЕНИЯ

Краткая хроника событий

 

1941 год

8 сентября
Начало героической обороны Ленинграда в условиях блокады.

10 сентября
Первая попытка деблокады Ленинграда. Началась Синявинская операция войск 54-й отдельной армии и Ленинградского фронта с целью восстановления сухопутной связи города со страной. Операция закончилась 26 сентября 1941 года. Из-за недостатка сил советские войска не смогли выполнить поставленную задачу.

20 октября
Вторая попытка деблокады Ленинграда. Началась Синявинская наступательная операция войск 54-й и 55-й армий и Невской оперативной группы Ленинградского фронта. Операция началась в момент развернувшегося наступления немецко-фашистских войск на Тихвин и 28 октября была прекращена в связи с обострившейся обстановкой на этом направлении.

9 декабря
Наши войска освободили г. Тихвин.

17 декабря
В битву за Ленинград на рубежах от Киришей до озера Ильмень вступил Волховский фронт.

 

1942 год

7 января — 30 апреля
Третья попытка деблокады Ленинграда. Любанская наступательная операция войск Волховского фронта и части сил Ленинградского фронта. Замысел операции не был осуществлен из-за недостатков в организации наступления, нехватки оружия и других материальных средств.

19 августа — 10 октября
Четвертая попытка деблокады Ленинграда. Синявинская наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке сил Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Операция не решила поставленной задачи. Но был сорван вражеский план штурма города. В ходе операции противник потерял около 60 тысяч солдат и офицеров, свыше 600 орудий и минометов, около 200 танков, 200 самолетов. Ленинградский фронт охранил на левом берегу Невы, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Были созданы предпосылки для успешного прорыва блокады в январе 1943 года.

1—31 декабря
Ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов готовились к прорыву блокады, Фронты были значительно усилены и пополнены личным составом и боевой техникой.

8 декабря
Ставка Верховного Главнокомандования направила командующим Волховского и Ленинградского фронтов директиву на проведение операции по прорыву блокады Ленинграда. Операция получила кодовое название «Искра». Координация действий фронтов возлагалась на Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова (Ленинградский фронт) и генерала армии Г. К. Жукова (Волховский фронт).

27 декабря
Утвержден план взаимодействия Волховского и Ленинградского фронтов. Встреча их ударных группировок намечена на линии рабочих поселков № 2 и 6.

Началось движение автомашин по ледовой трассе через Ладожское озеро.

28 декабря
Учитывая крайне неблагоприятные метеорологические условия, Ставка ВГК удовлетворила просьбу Военных советов Ленинградского и Волховского фронтов о переносе начала операции «Искра» с 1 на 12 января 1943 года.

 

1943 год

12 января
Южнее Ладожского озера начался прорыв блокады Ленинграда, Наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом проводилась в ходе общего наступления Красной Армии, развернувшегося зимой 1942/43 года.

Ночью до воинов ударных группировок и моряков Балтики были доведены приказы о переходе в решительное наступление.

9.30. Началась артиллерийская подготовка. Она продолжалась на Волховском фронте 1 час 45 минут, на Ленинградском — 2 часа 20 минут.

11.15. От Липки на Ладоге до Гонтовой Липки в наступление перешли дивизии первого эшелона 2-й ударной армии Волховского фронта.

11.35. На участке от Гайтолова до Мишина перешли в наступление правофланговые части 8-й армии Волховского фронта.

11. 50. Форсирование Невы начали дивизии первого эшелона 67-й армии Ленинградского фронта.

15.00. Командиры полков 136-й п 268-й стрелковых дивизий перенесли свои наблюдательные пункты на левый берег Невы.

На левом берегу Невы захвачен плацдарм по фронту 5 километров и до 3 километров в глубину. Освобождены селения Марьино, Пильня Мельница, Поселок и Дачи.

Инженерные части Ленинградского фронта приступили в районе Марьина к постройке дереволедовых переправ для танков Т34 и КВ.

Войска 2-й ударной армии Волховского фронта овладели мощным вражеским узлом обороны — рощей Круглой н прорвали первую позицию врага ыа нескольких участках.

13-я воздушная армия генерала С. Д. Рыбальченко и авиация КБФ генерала М. И. Самохина произвели около 300 самолето-вылетов, подавив огонь 14 артиллерийских и минометных батарей врага.

14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева совершила до 550 самолето-вылетов на бомбежку и штурмовку позиций врага.

Расстояние между 67-й армией Ленинградского фронта и 2-й ударной армией Волховского фронта сократилось с 12—14 до 8 километров.

13 января
Противник за ночь подтянул в район Мустолова, Рабочего поселка № 6, Синявина две пехотные дивизии.

Войска 67-й армии возобновили наступление в направлении на Рабочий поселок № 5.

В полосе наступления 2-й ударной армии введены в бой 18-я и 71-я стрелковые дивизии и 98-я танковая бригада.

16.14. Из района 2-го городка противник предпринял сильную контратаку и потеснил 268-ю стрелковую дивизию к берегу Невы.

14 января
Ночью подразделения 73-й стрелковой бригады 8-й армии ворвались в Тортолово. Противник из района Киришей подтянул к Рабочему поселку № 6 61-ю пехотную дивизию.

1.10. В районе Марьина вступила в строй уникальная дерево-ледовая переправа для танков Т-34 и КВ.

В бои введены войска второго эшелона 67-й армии, поддержание танками Т-34.

На Волховском фронте в бои вступила 191-я стрелковая дивизия. 256-я стрелковая дивизия завязала бои на подступах к Синявину.

Расстояние между передовыми частями 2-й ударной и 67-й армий сократилось до 4 километров.

15 января
372-я стрелковая дивизия Волховского фронта завершила разгром гарнизона противника в Рабочем поселке № 8.

На левом фланге 2-й ударной армии вступила в бои 11-я стрелковая дивизия.

330-й полк 86-й стрелковой дивизии 67-й армии к 15 часам овладел высотой Преображенская и железнодорожной станцией Шлиссельбург.

16 января
2-я ударная армия получила на усиление из резерва Волховского фронта 239-ю стрелковую дивизию.

Части 86-й стрелковой дивизии ворвались на южную окраину Шлиссельбурга и завязали в городе уличные бои.

Расстояние между передовыми частями войск 2-й ударной и 67-й армий не превышало одного километра.

17 января
18-я стрелковая дивизия 2-й ударной армии вплотную пробилась к Рабочему поселку № 5. Части 372-й стрелковой дивизии этой армии подошли к Рабочему поселку № 1 и узкоколейной железной дороге южнее его.

С востока к Рабочему поселку № 5 пробились части 136-й стрелковой дивизии 67-й армии, к Рабочему поселку № 1 выдвинулись подразделения 123-й стрелковой бригады этой армии.

18 января
Ударные группировки войск Ленинградского и Волховского фронтов соединились на линии Рабочих поселков № 1 и 5, выполнив основную задачу операции Искра» — прорвав блокаду Ленинграда.

9.30. На окраине Рабочего поселка № 1 встретились воины 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и 1240-го полка 3?2-й стрелковой дивизии Волховского фронта.

10.00. Подразделения 34-й лыжной бригады вышли к Старо-Ладожскому каналу, отрезав пути отхода гарнизону противника из Шлиссельбурга.

11.45. Северо-западнее Рабочего поселка № 5 встретились воины 269-ro полка 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта и 424-ro полка 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта.

14.00. Освобожден от противника город Шлиссельбург.

Государственный Комитет Обороны постановил построить новую железную дорогу Шлиссельбург — Поляны и мост через Неву.

19 января
Развернув фронт на юг, войска 2-й ударной и 67-й армий начали бои за овладение Синявинскими высотами и 8-й ГЭС.

Началась прокладка железнодорожных путей ветки Шлиссельбург — Поляны и строительство низководного железнодорожного моста у Шлиссельбурга.

23 января
Проложены ледовые пути от острова Зеленец на Ладоге к Шлиссельбургу, Рабочим поселкам № 1 и 2.

25 января
Опубликован приказ Верховного Главнокомандующего, посвященный победам советских войск. В нем отмечены боевые успехи войск Волховского и Ленинградского фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда.

Вступила в строй новая железнодорожная станция Шлиссельбург на правом берегу Невы.

27 января
Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об отгрузке Ленинграду сверх фондов свыше 77 тысяч тонн продовольствия.

30 января
Последний день операции «Искра». Войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне.

2 февраля
Завершено строительство железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 километра и низководного моста через Неву, по которому прошел первый пробный поезд.

5 февраля
Утром со станции Волховстрой отправился первый прямой поезд в Ленинград. Вел паровоз машинист И. Пироженко.

7 февраля
К перрону Финляндского вокзала подошел первый поезд с Большой земли. В полдень отправился первый поезд из Ленинграда. Была восстановлена связь Ленинграда со страной по суше.


Географический указатель

Анненское (85 домов). Находилось близ устья реки Мойки, где начинался старинный Архангельский тракт. Не существует.

Арбузово (56 домов). Вплотную примыкало к северной окраине селения Анненское, располагаясь вдоль левого берега Невы на Шлиссельбургском тракте. Не существует.

Гайтолово (61 дом). Находилось в пяти километрах северо-восточнее железнодорожного разъезда Апраксин Октябрьской (бывшей Кировской) железной дороги. Не существует.

Гонтовая Липка (6 домов). В двух километрах севернее Гайтолова. Близ нее, северо-западнее, расположена роща Круглая. Нe существует.

1-й городок (91 дом). Примыкает к 8-й ГЭС с юга. Входит в состав города Кировска.

2-й городок (76 домов). Примыкает к 8-й ГЭС с севера. Входит в состав города Кировска.

8-я ГЭС (теперь ГРЭС). Располагается на левом берегу Невы, в южной части города Кировска.

Келколово (88 домов). Находилось в трех километрах северо-западнее Мги. Теперь здесь участки садово-огородных кооперативов.

Кировск. Вновь построенный в послевоенные годы современный промышленный и административный центр Кировского района Ленинградской области. Город располагается вдоль левого берега Невы на протяжении девяти километров, от Анненского до Марьина включительно.

Липка (103 дома). Располагалась у южного берега Ладоги, где сближаются Ладожские каналы. Не существует. Здесь находятся участки садово-огородных кооперативов.

Марьино (140 домов). Располагалось в трех километрах севернее 8-й ГЭС, Теперь в составе города Кировска. Здесь, на вновь проложенном шоссе Ленинград — Петрозаводск, построен металлический мост через Неву, в левобережной аппарели которого размещается диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

Мга (536 домов). В 1943 году — поселок. Располагается на реке Мге, в десяти километрах от ее впадения в Неву. Важный узел автомобильных дорог и Октябрьской (бывшей Кировской) железной дороги. Был административным центром Мгинского района, теперь полностью вошедшего в Кировский район Ленинградской области.

Мишино (32 дома). Находится в двух километрах восточнее разъезда Апраксин Октябрьской железной дороги.

Московская Дубровка (17 домов). Располагается по левому берегу Невы, в двух километрах юго-западнее 8-й ГЭС. Входит в состав г. Кировска.

Мустолово (58 домов). Расположено в двух километрах юго-восточнее Анненского, на правом берегу реки Мойки, вдоль бывшего Архангельского тракта. Теперь на том месте садово-огородные кооперативы.

Пильня Мельница (17 домов). Располагалась на берегу безымянного ручья в километре северо-восточнее Марьина. Не существует.

Подгорная. Бывшая железнодорожная станция, что в одном километре севернее села Синявино. Место погрузки торфа в железнодорожные вагоны для 8-й ГЭС. Не существует.

Рабочий поселок № 1. Группа деревянных бараков-общежитий для сезонных рабочих Синявинских торфоразработок. Находился в семи километрах юго-восточнее станции Шлиссельбург, на трассе узкоколейной железной дороги. Не существует. 13 января 1973 года здесь установлен обелиск в память о встрече воинов  Волховского и Ленинградского фронтов при прорыве блокады.

Рабочий поселок № 2. Располагался в пяти километрах юго-восточнее станции Шлиссельбург, на трассе узкоколейки. Входит в состав нового поселка Синявино.

Рабочий поселок № 3. Находился в одном километре северо-западнее Рабочего поселка № 2. Его территория вошла в новый поселок Синявино.

Рабочий поселок № 4. Располагался в трех километрах восточнее Рабочего поселка № 1. Не существует.

Рабочий поселок № 5 (163 дома). Находился в двух километрах севернее станции Подгорная. Не существует. Остались железобетонные руины бывшего завода ВИМТа.

Рабочий поселок № 6 (12 домов). Располагался в трех километрах юго-западнее станции Подгорная. Не существует.

Рабочий поселок № 7 (18 домов). Располагался в двух километрах восточнее станции Подгорная. Не существует.

Рабочий поселок № 8 (56 домов). Находился в пяти километрах восточнее Рабочего поселка № 5. Не существует.

Село Синявино (183 дома). Старинное село было административным центром сельсовета. Располагалось на Синявинских широтах, в одном километре юго-западнее станции Подгорная, на Архангельском тракте. Не существует. В одном километре южнее его построена центральная усадьба совхоза «Мгинский».

Станция Синявино. Тупиковая станция бывшей Кировской железной дороги, примыкавшая к Рабочему поселку № 7. Не существует.

Тортолово (33 дома). Располагалось в одном километре севернее Мишина. Не существует.

Шлиссельбург (694 дома). Ныне город Петрокрепость. Располагается у истоков Невы и вдоль каналов, по юго-западному берегу Ладожского озера. Промышленный город и речной порт. Здесь, в истоках Невы, находится остров Орешек. На нем крепость — бывшая царская тюрьма. Ныне — филиал Музея истории Ленинграда.

 

 

1 2 3 4 5 6

КОНЕЦ



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024