В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. — М.: Русский язык, 1978. — С. 27
ПАЯЦЪ, паясъ м. итал. подкачельный гаеръ, ломака, смѣшникъ, балаганный шутъ или клоунъ англ. Паясничьи ухватки. Паясничать, грубо и пошло шутить, ломаться, для забавы и приманки черни.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 94, 618
КЛОУН, 1) цирковой актёр, пользующийся приёмами буффонады, исполнитель сатирич. сценок, акробатич. номеров и т. п. 2) Комический персонаж английского народного театра.
ПАЯЦ, балаганный персонаж, клоун (см.).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 598, 989
КЛОУН (англ. clown, цирковой артист, комич. персонаж, использующий приёмы гротеска и буффонады. Существуют К.— ковёрный, комик (последний гл. обр. участник групповых номеров) и др.
КЛОУНАДА, 1) цирковой жанр; 2) текст клоунской сценки (антре).
ПАЯЦ (итал. pagliaccio), комич. персонаж старинного нар. итал. театра. В широком смысле слова — шут, клоун.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 239, 427
КЛО´УН, -а, м. Цирковой комик. || прил. клоунский, -ая, -ое.
КЛОУНА´ДА, -ы, ж. Цирковое представление с участием клоунов.
ПАЯ´Ц, -а. м. 1. Клоун в цирке, балаганный шут (устар.). 2. перен. О человеке, к-рый паясничает (неодобр.).
КЛОУНАДА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
КЛОУНА́ДА, цирковой жанр. Состоит из комич. сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады. К. зародилась в 1700-е гг. в лондонских театрах «Друри-Лейн», «Ковент-Гарден», «Сэдлерс-Уэллс», получила яркое воплощение в творчестве Дж. Гримальди и др. В цирке Ф. Астлея выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника. Во Франции на становление К. значит. влияние оказал Ж. Г. Дебюро. В 1830–40-х гг. проф. мастерство клоунов достигло такого уровня, что позволило им занять самостоят. место в цирковой программе: Ж. Б. Ориоль (Франция), Т. Кемп (Великобритания), Фортунелли (Италия), Кватлиц (Германия), Луи Виоль, Валериан Яковлев, Н. Я. Филиппов и др. (Россия). Этапным событием стало рождение в 1870-х гг. клоунской маски Августа (Рыжего), а позднее и клоунских дуэтов Августа и Белого клоуна. Недалёкий, по-детски наивный и одновременно плутоватый Август достигал комич. выразительности в общении со своим всегда элегантным и высокомерным партнёром – Белым. В ходе развития иск-во К. дифференцировалось на разл. амплуа: клоуны-буфф, ковёрные, клоуны-дрессировщики, муз. клоуны, клоуны-мимы, клоуны-прыгуны и др.
Становление рус. К. связано с традицией празднично-обрядовых нар. гуляний и с кукольным театром, в частности с Петрушкой. Важную роль сыграл также опыт скоморохов и потешников-балагуров, разыгрывавших небольшие сатирич. пьески («Ермак», «Царь Ирод» и т. п.). Широкое распространение в балаганах сер. 19 в. получили арлекинады, содержание которых перекраивалось на рус. лад.
В 1873 бр. Никитины открыли первый рус. цирк, в котором средний из братьев – Аким – выступал как клоун в маске Ивана-дурака. Постепенно в России утвердились два клоунских амплуа – Рыжий и Белый. Новый этап развития жанра связан с их объединением в клоунский дуэт. К. в России развивалась в осн. не в сфере чистой развлекательности, а в русле сатирич. традиций скоморохов и шутов. Наибольшее выражение критич. направленность получила в творчестве А. Л. Дурова (см. Дуровы), С. С. Альперова (см. Альперовы), дуэта Бим-Бом.
Жанр К. накопил множество специфич. приёмов и средств выразительности, прибегая к утрированию, гиперболизации, преображению: клоун может трансформироваться в женщину, грудного ребёнка, балерину, короля и т. д. Среди типичных комич. приёмов: использование средств, непригодных для достижения цели (Рыжий кормит младенца молоком из десятилитровой бутылки); употребление вещей не по назначению (Б. П. Вяткин выводил на арену маленькую собачку на поводке из корабельного каната), зримое оживление метафор (тяжёлый шкаф сплющивал Карандаша в лепёшку), несоответствие формы и содержания, слова и жеста, воздействия и реакции, совершение нелепых поступков с серьёзным видом и т. п. В худож. системе К. используются телесная пластика, смех, плач, особые индивидуальные словечки-восклицания и разл. рода «кунстштюки», проходящие лейтмотивом через всё выступление Рыжего. Особое место отводится трюковому реквизиту (шагающий по манежу стол, убегающие за кулисы галоши и т. д.). В том же ряду – «зарядки», т. е. спец. приспособления, действующие неожиданно для зрителей, напр. ходули особой конструкции, скрытые в одежде клоуна и позволяющие ему вырасти на метр-полтора.
На рубеже 1910–20-х гг. тексты для К. стали создавать известные литераторы: Н. Р. Эрдман, В. И. Лебедев-Кумач, Арго (А. М. Гольденберг), Н. А. Адуев и др. Клоуны постепенно отказывались от гротескового грима, рыжих париков и пр. Некоторые из них в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков – Ч. Чаплина, Г. Ллойда, Пата и Паташона. В нач. 1930-х гг. на манеже появился клоун под лёгким гримом, в почти повседневном костюме или в стилизованном рабочем комбинезоне. Преобладали агитационная тематика и сатирич. сюжеты в форме реприз, скетчей, фельетонов. Особое развитие сатира получила в годы Вел. Отеч. войны: репризы выстраивались в стилистике политич. плаката.
В 1950-х гг. многие ковёрные (выступающие в паузах между отд. номерами) клоуны (К. А. Берман, Б. П. Вяткин и др.) выдвинулись на первый план, их выступления стали стержнем цирковой программы. В созданную Карандашом клоунскую группу входили Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Б. М. Романов и др. В эти годы с клоунами активно работали режиссёры А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, А. А. Федорович, М. С. Местечкин, А. Б. Аронов. В 1950–80-х гг. жанр тематич. спектакля разрабатывали О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, А. Н. Николаев, А. П. Марчевский, Ю. Д. Куклачёв и др. Ярко заявили о себе клоунессы в амплуа Рыжего: Е. В. Амвросьева, Е. М. Можаева, Г. Г. Богомолова, И. П. Асмус (Ириска). В 1990–2000-х гг. наблюдается тенденция возврата к традиц. фигуре клоуна-буфф, к причудливым гриму и костюму: трио Шелковниковы, «Группа „А“», Долли и Домино, Мик и Мак. Верными реалистич. К. остались Ю. Ю. Терёшкин, В. Х. Мусин, С. А. Маргулян и др. Среди ярких представителей жанра: клоунские дуэты С. Ю. Просвирнин и В. Ф. Стариков, В. В. Трифонов и С. Е. Князьков (Вас и Стас), С. А. Колганов и О. Ю. Белогорлов (Москва), клоун и дрессировщик В. В. Дерябкин (С.-Петербург). С 2000 в Москве проводится фестиваль «Планета клоунады».
Лит.: Радунский И. С. Записки старого клоуна. М., 1954; Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968; Кузнецов Е. М. Цирк. 2-е изд. М., 1971; Уральский С. М. Рождение клоуна. М., 1977; Румянцев М.Н. (Карандаш). Над чем смеется клоун. М., 1987; Румянцева Н. М. Клоун и время. М., 1989; Ганешин К. Клоунские группы // Мир цирка. М., 1995; Макаров С. М. Клоунада мирового цирка: история и репертуар. М., 2001; Дмитриев Ю. А. Цирк в России: от истоков до 2000 г. М., 2004; Никулин Ю. Почти серьезно… М., 2007.
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — С. 237 |
V. В ГОСТЯХ У ПРЕКРАСНОГО НА СЦЕНЕ И НА ЭКРАНЕ ... Но мы знаем, что клоун — это артист цирка, выходящий на арену, чтобы смешить публику. При чем же тут сельский житель? Для английских сел в стародавние времена были характерны поголовная безграмотность, невежество, забитость, темнота. Постоянные насмешки и издевательства помещиков и богатых горожан ставили сельских жителей в особо унизительное положение. В староанглийских комедиях шут, как правило, был сельским жителем. Поэтому его называли «колонус», которое впоследствии переделали в краткое — клоун. Правда, в английской драме последующих лет клоун, то есть сельский житель, представляется уже не как глупый, наивный оборванец, а как умный и хитрый человек, прикидывающийся простаком. Однако название клоун от этого не изменилось. |
Ссылка
- Клоун — Википедия