ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2009

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 121—122


КлассыКлассы (общественные),— «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин). Возникновение классов исторически связано с возникновением и развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства. Рабовладельцы и рабы — таковы основные классы рабовладельческого общества. Помещики, присвоившие себе землю, и подчиненные им и эксплуатируемые ими крепостные крестьяне — таковы основные классы феодального общества. Капиталисты, собственники фабрик и заводов, и пролетарии, работающие на капиталистических фабриках и заводах,— таковы основные классы капиталистического общества. Эксплуатируемые классы своим трудом создают все общественное богатство, львиную долю которого эксплуататоры присваивают себе. Трудящийся же получает ничтожную долю создаваемого его трудом богатства. Противоречия между классами приводят неизбежно к классовой борьбе эксплуатируемых с эксплуататорами. Особое место в истории классового общества и классовой борьбы принадлежит пролетариату. Борьба рабов против рабовладельцев, крепостных против феодально-помещичьих порядков привела лишь к смене одной формы эксплуатации другой. Пролетарская революция, уничтожая капиталистический строй и создавая социалистический, ликвидирует частную собственность на средства производства, приводит к уничтожению классов и хоронит навеки эксплуатацию человека человеком.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 89


КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, см. Классы, Идеология
КЛАССЫ общественные. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В. И. Л е н и н). При первобытно-общинном строе К. не существовало. Они возникли в результате обществ. разделения труда и появления частной собственности на средства произ-ва. Общей чертой всех классово антагонистич. обществ является господство частной собственности, к-рая и является источником классовой эксплуатации. Каждой антагонистич. формации свойственна особая форма частной собственности и, следовательно, особый способ классовой эксплуатации. Рабство, крепостничество, наёмный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистич. общества. Рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, буржуа и пролетарии представляют основные К. соответствующих обществ. Существование К. непосредственно вытекает из того способа производства, к-рый характерен для данной общественно-экономич. формации. Каждый из антагонистич. способов производства порождает лишь два основных К. Однако внутри этих основных К. могут быть различные слои, группы, интересы к-рых частично не совпадают. Так, напр., в капиталистич. обществе имеют место nротиворечия между интересами различных слоёв буржуазии, к-рые, однако, отступают на задний план перед лицом коренного антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Наряду с господствующим способом производства в классовых формациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства или возникать ростки новых способов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связано существование неосновных, переходных К, Наличие в рабовладельческом, феодальном и капиталистов, обществе эксплуататоров и эксплуатируемых неизбежно приводит к ожесточенной классовой борьбе между ними.

Уничтожение К. возможно лишь путём установления диктатуры пролетариата, необходимой для беспощадного подавления сопротивления эксплуататоров, для завоевания на сторону пролетариата широких масс трудящихся и руководства ими, для разрушения старого и создания нового экономич. строя общества, для перевоспитания масс в духе социализма. В СССР ликвидированы эксплуататорские классы, и советское общество состоит из двух дружественных К. — рабочих и крестьян. Советская интеллигенция вместе с рабочими и крестьянами строит новое, коммунистическое общество.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 240—241


КЛАССЫ (общественные).— «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениях (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин, т. 29, с. 388). Марксизм показал, что существование классов связано лишь с определенными историческими периодами развития общества. Возникновение классов связано с возникновением и развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства. Рабовладельцы и рабы — основные классы рабовладельческого общества. Помещики, присвоившие себе землю, и эксплуатируемые ими крепостные крестьяне составляют основные классы феодального общества. Капиталисты, собственники фабрик и заводов, и пролетарии, лишённые каких бы то ни было средств производства,— основные классы капиталистического общества. В каждом классовом обществе наряду с основными классами существуют и неосновные классы; эти последние либо являются новыми и только ещё зарождаются, либо являются старыми и разлагаются, гибнут. Такими неосновными классами являются зарождающийся в недрах феодального строя класс буржуазии и первые пролетарии, а в буржуазном обществе — крестьянство, которое распадается, диференцируется, пополняя главным образом ряды пролетариата.

Эксплуатируемые классы своим трудом создают всё общественное богатство, львиную долю которого эксплуататоры присваивают себе. Трудящиеся же получают ничтожного долю создаваемого их трудом богатства. Противоречия между классами приводят неизбежно к классовой борьбе эксплуатируемых с эксплуататорами. Особое место в истории классового общества и классовой борьбы принадлежит пролетариату. Борьба рабов против рабовладельцев, крепостных против феодально-помещичьих порядков приводила лишь к смене одной формы зксплуатации другой. В отличие от этих прежних революций пролетарская революция, которую совершает пролетариат, руководимый Коммунистической партией, уничтожая капиталистический строй и создавая социалистический строй, устраняет частную собственность на средства производства, ликвидирует эксплуататорские классы и искореняет всякую эксплуатации человека человеком. С переходом на высшую стадию коммунизма полностью преодолеваются и стираются классовые различия, ещё сохраняющиеся при социализме, между двумя дружественными классами социалистического общества — рабочими и крестьянами и между ними и интеллигенцией, (См. также Классы в СССР; Социализм и коммунизм.)

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 594


КЛАССЫ общественные, «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В. И. Ленин). В антагонистич. об-ве, указывал Ленин, а классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». К. сформировались в результате обществ. разделения труда и появления частной собственности на средства произ-ва. Рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, капиталисты и пролетарии представляют основные К. соответственно рабовладельческой, феодальной и капиталистич. обществ. формаций. Кроме основных К., существуют неосновные, переходные и промежуточные К. (напр., в капиталистич. об-ве — крестьянство, помещики). Внутри К. существуют разл. слои (напр., пром., и с.-х. пролетариат, монополистич. и немонополистич. буржуазия). Между господствующими и эксплуатируемыми К. идет классовая борьба. Победа социалистич. рев-ции и построение социализма приводят к ликвидации эксплуататорских К. и коренному изменению классовой структуры. Социалистич. об-во состоит из рабочего класса, играющего ведущую роль в об-ве, кооперированного крестьянства и народной интеллигенции, различия между к-рыми постепенно исчезают в ходе создания коммунистического, социально однородного об-ва.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 202—203


КЛАССЫ (общественные) — „большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (Ленин В. И., т. 39, с. 15). Существование К. связано лишь с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для об-ва осн. среди др. различий между людьми именно потому, что она возникает в сфере производства на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Классы возникают на той ступени общественного производства, когда появление прибавочного продукта и разделения труда сделало экономически выгодной эксплуатацию рабочей силы. Анализ классовой структуры об-ва имеет важное методологическое значение, т. к. позволяет выявить объективный экономический интерес больших социальных групп и тем самым получить ключ для познания реальной сущности различных социальных движений и основу для выработки научно обоснованной политики. Марксистский метод классового анализа требует выявлять в каждом классовом об-ве наряду с осн. К. (рабовладельцы и рабы в рабовладельческом об-ве, помещики и крепостные крестьяне при феодализме, капиталисты и пролетариат в буржуазном об-ве) и неосновные — эти последние связаны либо с сохранением остатков старого способа производства (в буржуазном об-ве — крестьянство), либо с нарождением нового (зарождающийся в недрах феодализма К. буржуазии),— а также различные слои внутри классов и прослойки между ними. Этот метод несовместим с буржуазными концепциями социальной стратификации, как раз затушевывающими осн. классовое деление об-ва и ориентирующими на использование второстепенных критериев социальной дифференциации. Ликвидация эксплуататорских К. и преодоление классовых антагонизмов становятся возможными лишь с уничтожением в результате социалистической революции частной собственности на средства производства, заменой ее собственностью общественной. Победа социализма коренным образом изменяет облик трудящихся К., сближает друг с другом рабочих и крестьян. Рабочий класс при социализме уже не может быть назван пролетариатом: он свободен от эксплуатации, владеет вместе со всем народом средствами производства, поэтому его рабочая сила не является товаром. Крестьянство при социализме навсегда покончило с ведением хозяйства на основе частной собственности, с унаследованной от капитализма раздробленностью, с примитивной и отсталой техникой. Оно ведет свое хозяйство на основе коллективной социалистической собственности. В корне изменилась и интеллигенция. На совр. этапе развития социализма, как это сформулировано в новой редакции Программы КПСС, принятой на XXVII съезде партии, происходят сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, становление бесклассовой структуры об-ва. Основу этого процесса составляет постепенное преодоление существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Достигнутое при социализме социально-политическое и идейное единство об-ва при этом все более укрепляется, а социальная однородность усиливается. Нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции составляет социальную основу СССР. Дальнейшее укрепление этого союза при руководящей роли рабочего К. имеет решающее политическое и социально-экономическое значение для строительства коммунизма. Утверждение в нашей стране об-ва без К. произойдет в основном в исторических рамках социализма. Становление социальной однородности окончательно завершиться с победой коммунизма.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 14. — Москва, 2009. — С. 237. Электронная версия


КЛА́ССЫ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, большие группы людей, занимающих сходные позиции в экономич. структуре общества. Различия между этими группами, обусловливающие социальное неравенство классов, заключены в характере и размере собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне материального благосостояния. Деление на К. с. – одна из осн. форм социальной стратификации, при этом, в отличие от др. форм (напр., касты или сословия), принадлежность к К. с. не связана с законодательными или религ. установлениями и не передаётся по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система в индустриальном обществе вообще не содержит к.-л. внутренних формальных перегородок (экономич. преуспевание автоматически переводит человека в более высокую группу). При простом сходстве позиций в стуктуре общества класс выступает просто как статистич. группа, если же его представители объединены общим мировоззрением или/и вступают в коллективное действие, класс превращается в реальную группу (в терминологии К. Маркса – из «класса-в-себе» в «класс-для-себя»).

Лат. слово class употреблялось в Древнем Риме для обозначения групп с разл. имущественным или военным статусом. Понятие К. с. в экономич. значении активно использовалось физиократами (Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго) и представителями классич. политич. экономии 18–19 вв. (А. Смит, Ж. Б. Сэй, Дж. С. Милль), у которых К. с. выступали преим. как персонификация осн. факторов производства (капитала, труда и земли). В теориях социалистов 1-й пол. 19 в. (К. А. де Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Л. Блан) обращение к понятию К. с. происходило в контексте критики социальных антагонизмов раннего капитализма и разл. программ преодоления их в будущем справедливом устроении общества.

Идеи классиков политич. экономии и социалистов явились источником наиболее известной теории К. с., разработанной К. Марксом. Осн. критерием выделения К. с. для него служили отношения собственности на средства производства. Ввиду того что непосредств. производители отчуждены от собственности как на средства производства, так и на изготавливаемый продукт, отношения между К. с. определялись им как конфликтные отношения эксплуатации, основанные на присвоении чужого неоплаченного труда. Согласно Марксу, углубляющаяся поляризация капиталистич. общества и возрастающее противостояние его осн. классов – буржуазии и эксплуатируемого ею пролетариата – должны привести к неизбежному осознанию пролетариатом своих объективных интересов и к развёртыванию его борьбы с буржуазией за революц. преобразование всей системы социальных отношений, которое завершится построением «бесклассового общества». В философии истории Маркса классовая борьба предстала гл. движущей силой социального развития.

Эта марксистская теория К. с. стала в 20 в. одной из основ сов. идеологии. Однако применительно к обществам «реального социализма» она фактически размывалась в схеме двух «дружественных» К. с. (рабочего класса и колхозного крестьянства) и «прослойки» интеллигенции, где рабочий класс считался ведущим, исполняющим «историческую миссию», а статус работников интеллектуального труда фактически принижался. При этом принципиальные для марксизма категории эксплуатации наёмного труда и классового конфликта употреблялись лишь по отношению к несоциалистич. обществам. Эти категории были использованы в концепции «нового класса» (М. Джилас), согласно которой социалистич. революции привели к утверждению власти «нового класса» – коммунистич. бюрократии, или номенклатуры (М. Восленский), распоряжающейся всей нац. собственностью и обращающей её в источник собств. привилегий.

Теория К. с. была переосмыслена в разл. вариантах неомарксизма 20 в. Так, понятие собственности как основы деления на К. с. было заменено более широким понятием контроля над условиями труда и производства (Х. Браверман, США); расширено понятие эксплуатации, возникающей из монопольного обладания не только собственностью на средства производства, но также определённой квалификацией и организационными возможностями (Э. О. Райт, США); практика классовой борьбы распространялась также на сферу культурных ориентаций (А. Турен).

Для М. Вебера отношение к собственности – лишь один из критериев для выделения К. с. наряду с уровнем квалификации и позицией на рынках труда, которая определяет «классовую ситуацию» и соответственно жизненные шансы человека или группы, зависящие не только от текущего положения, но и от возможностей социальной мобильности. В неовеберианстве кон. 20 в. К. с. рассматриваются как «конфликтные группы», которые возникают в результате неравномерного распределения власти и авторитета (Р. Дарендорф) и формируются в процессе коллективного действия, нацеленного на сохранение или изменение своих позиций, возведение или преодоление социальных барьеров (Ф. Паркин, Великобритания). В отличие от характерной для марксизма сосредоточенности на противостоянии «высших» и «низших» классов, в центре внимания последователей М. Вебера оказался средний класс.

В 20 в. были развёрнуты обширные эмпирич. исследования К. с., которые выделялись как на основе объективных показателей (профессия, доход, место проживания), так и на основе изучения классового сознания, т. е. того, как К. с. различаются людьми. Сочетание этих показателей позволило коллективу амер. исследователей во главе с У. Л. Уорнером выделить в 1940-х гг. в США высший, средний и низший классы. Сформировался также субъективный метод выделения К. с. на основе самоидентификации людей, относящих себя к тому или иному классу (Р. Сентерс, США).

Наиболее развитая стратификационная теория К. с. была создана в 1940–50-х гг. в рамках амер. структурного функционализма (К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс). Здесь К. с., по существу, отождествляются со статусными группами и определяются на основе социально-профессиональных позиций и свойственного им престижа, обусловленного функциональной важностью и дефицитностью выполняемой профессиональной роли и выражающего степень уважения и субъективную оценку их привлекательности. К. с. в понимании функционалистов не противостоят друг другу и не находятся в состоянии борьбы, а располагаются на длинной статусной шкале, в верхней части которой находятся министры и топ-менеджеры, а в нижней – неквалифицированные рабочие. Особое внимание уделяется социальной мобильности, позволяющей людям изменять свой статус. В отличие от теорий классовых конфликтов, получивших распространение в Европе, функционалистская теория в большей степени отразила ситуацию, существующую в США, где не проявляется сколько-нибудь значительного противостояния классов.

В кон. 20 в. в социальной теории нередко высказывались мнения о постепенном снижении классовых коллизий по сравнению с этническими, гендерными и др. формами неравенства, о дезинтеграции классовых структур в процессе индивидуализации и плюрализации социальной жизни (У. Бек, Германия; Я. Пакульски, Австралия). Однако эмпирич. исследования по-прежнему фиксируют в совр. обществах относительно устойчивые классовые различия, касающиеся позиций в социальной структуре, самоидентификации и практик повседневной жизни.

Библиография

Лит.: The debate on classes / Ed. by E. O. Wright. L., 1989; Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Marshall G. Repositioning class: social inequality in industrial societies. L., 1997; Crompton R. Class and stratification. 2nd ed. Camb., 1998; Social stratification: class, race, and gender in sociological perspective / Ed. by D. B. Grusky. 2nd ed. Boulder; Oxf., 2001; Лукач Д. История и классовое сознание. М., 2003. См. также лит. при ст. Стратификация.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024