ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Юрьев день — Юридический словарь. 1953
Юрьевъ день — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Юрьев день — Большая российская энциклопедия. 2017
Юрьев день. Крестьянский выход. — Википедия
Крестьянская война в Эстонии (1343—1345) — Википедии

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЮРЬЕВ ДЕНЬ (26 ноября старого стиля), в 14—16 вв. время, когда крестьяне могли уйти от феодала [за неделю до Юрьева дня (осеннего) или в течение недели после него]. С дальнейшим развитием крепостного права в России в конце 16 в. право ухода крестьян в Юрьев день было отменено.

ЮРЬЕВА НОЧЬ, массовое крестьянское восстание в Эстонии в 1343 против поработивших Прибалтику немецких феодалов, рыцарей Ливонского ордена. Началось под весенний праздник — Юрьев день, в ночь на 23 апреля.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЮРЬЕВ ДЕНЬ, 26 ноября старого стиля, в России 15—16 вв. время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 установил срок перехода за неделю до Юрьева дня и неделю после. Отменён указом о заповедных летах в 1580—90-х годов.

ЮРЬЕВОЙ НОЧИ ВОССТАНИЕ 1343—1345, крестьянская война в Эстонии против немецко-датских феодалов, началось в ночь на Юрьев день 23 апреля 1343. После упорного сопротивления подавлено объединёнными войсками Ливонского и Тевтонского орденов и местных феодалов.

 

 

 Юридический словарь. ГОСЮРИЗДАТ, Москва. 1953. С. 774—775


ЮРЬЕВ ДЕНЬ — установленный в Русском государстве 15—16 вв. срок, в к-рый разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Срок этот был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю. д. ограничило существовавшую ранее свободу крестьянского перехода — «выхода». Срок был выбран так, чтобы затруднить переход крестьян: крестьянину было гораздо труднее переходить к новому хозяину в начале зимы, когда при этом терялся озимый посев и нужно было иметь запасы продовольствия, достаточные до нового сбора урожая. Крестьяне переходили обычно от дворян-помещиков к крупным феодалам (боярам-вотчинникам), к-рые помогали им ликвидировать свою задолженность помещикам и «вывозили» крестьян.

Русское правительство периода образования централизованного государства, опиравшееся на дворянство в поддерживавшее его в борьбе с боярством, установило Ю. д. в интересах дворянства.

Судебник 1497 г. (см.) установил единственный срок в году для перехода крестьян, разрешив «христианам отказываться иэ волости в волость, из села в село один срок в году — за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего».

Кроме того, «отказывающихся» крестьянин обязан был расплатиться со всеми долгами и уплатить прежнему хозяину «пожилое», т. е. определённую сумму за пользование двором. Судебник 1550 г. (см.), подтвердив Ю. д., увеличил, однако, «пожилое» вдвое, чтобы ещё более затруднить уход крестьян от дворян к боярам.

Введение в тех же целях в 1581 г. «заповедных лет», т. е. запрещения в данный год использовать Ю. д. для перехода, и последовавшее ежегодное возобновление этих «заповедных лет» постепенно привели к фактической отмене Ю. д. Запрещение использования Ю. д. вызвало огромное возмущение и ряд восстаний крестьянства, закрепощаемого ещё более указанными выше законодательными актами.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Юрьевъ день (26 ноября) — опредѣленный закономъ срокъ, когда въ Московской Руси поселившiйся на господской землѣ и заключившiй съ владѣльцемъ «порядную» крестьянинъ имѣлъ право уйти отъ хозяина, выполнивъ предварительно всѣ свои обязательства по отношенiю къ нему. Это было единственное время въ году, по окончанiи осеннихъ работъ (недѣля до и послѣ 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить отъ одного владѣльца къ другому. По традицiонному взгляду, высказанному еще Татищевымъ, право крестьянскаго выхода отмѣнено предполагаемымъ указомъ царя Федора Iоан. отъ 1592 г. (который, будто бы, подразумѣвается въ указѣ 24 ноября 1597 г.), и такимъ образомъ Ю. день потерялъ силу. Взглядъ Татищева на отмѣну крестьянскаго перехода законодательнымъ путемъ принятъ былъ Костомаровымъ и Сергѣевичемъ; но теперь, послѣ работъ Погодина, Бѣляева и особенно В. О. Ключевскаго и новѣйшаго труда проф. Дьяконова, наиболѣе обоснованнымъ является мнѣнiе, что Юрьевъ день не былъ отмѣненъ закономъ, а въ силу тяжелыхъ соцiально-экономическихъ условiй (крайней задолженности крестьянъ, зависимости отъ сильныхъ землевладѣльцевъ и т. д.) «крестьянское право выхода замираетъ само собою, безъ всякой законодательной отмѣны его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемаго указа царя Феодора Iоан. не пользовались (фактически) правомъ выхода» (Ключевскiй). Въ тверской вотчинѣ кн. Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указъ 1597 г. самъ по себѣ не создавалъ общаго прикрѣпленiя: онъ говорилъ лишь о пятилѣтней давности для исковъ о бѣглыхъ, и въ исторiи постепенно сложившегося крестьянскаго прикрѣпленiя не игралъ никакой роли (см. Крестьяне). Въ концѣ XVI и нач. XVII вв. право перехода смѣнилось двумя явленiями: побѣгомъ крестьянъ на окраины и «свозомъ» ихъ на земли крупныхъ владѣльцевъ, и законодательство направлено было на устраненiе этихъ явленiй (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указъ о переписи 19 окт. 1645 г.).

Литература. Бѣляевъ, «Крестьяне на Руси» (М., 1860); Костомаровъ, «Должно ли считать Бориса Годунова основателемъ крепостного права» (въ «Монографiяхъ», т. I); Погодинъ, «Историко-критич. отрывки» (книга II, М., 1867; статья подъ тѣмъ же заглавiемъ и «Отвѣтъ Костомарову»); J. Engelmann, «Die Leibeigenschaft in Russland»(Лпц., 1884); В. О. Ключевскiй, стат. въ «Рус. Мысли» (1885, VIII и X и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергѣевичъ, «Русск. юридич. древности» (т. I, СПб.); М. А. Дьяконовъ, «Къ исторiи крестьян. прикрѣпленiя» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1893, iюнь); С. Ф. Платоновъ, «Лекцiи по рус. истор.» (вып. 2, СПб., 1900).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 605. Электронная версия


Ю́РЬЕВ ДЕНЬ, день церковного поминовения св. Георгия Победоносца, почитавшегося покровителем скотоводства и земледелия.

Весенний Ю. д. (рус. Егорий вешний, Зелёный Юрий, Юрий тёплый, Егорий голодный, Скотский день, Конский праздник; болг. Гергевден, Джурджовдън, Зелен Гьорги, Цветен Гьорги) отмечается 23 апр. (6 мая), у народов Сев., Вост., Центр., Юго-Вост. и Юж. Европы осн. скотоводч. праздник года, день первого выгона скота на пастбище (пастух часто стегал скотину зелёной веткой, пасхальной вербой и т. п.) и первой дойки, у юж. славян – также жертвоприношения ягнят. «Первым» молоком «кормили» покойников, окропляли молодожёнов и т. п. На Ю. д. собирали зелень и целебные травы, которыми кормили скот, из них плели венки для ритуальных животных. У сербов молодёжь проводила ночь под Ю. д. у костров, девушки гадали с венками, кидая их в реку, парни стремились искупать свою девушку в воде (ср. Иванов день, Троицын день). Устраивали молодёжные обходные обряды («Зелёный Юрий» – с наряженным зеленью персонажем в Хорватии и Словении; кральицы у сербов; обход молодожёнов с волочебными песнями у русских), конские состязания. У юж. славян Ю. д. отмечает начало летней («джурджевской») половины года (до дня св. Димитрия – 26 окт./8 нояб.).

У турок, азербайджанцев, крымских татар и гагаузов 23 апр. отмечается скотоводч. праздник Хидиреллез, посвящённый встрече пророков Хидра и Ильяса (Илии).

Осенний Ю. д. (Егорий осенний, Юрий холодный) у вост. славян отмечался 26 окт. (8 нояб.). Учреждён в 1-й пол. 1050-х гг. Ярославом Владимировичем Мудрым (в крещении Георгием) в честь освящения Георгиевской церкви в Киеве. Осенний Ю. д. был посвящён охране скота от хищников (считалось, что «Егорий отпускает на волю волков»).

В сер. 15 – сер. 17 вв. к нему (неделя до и неделя после Ю. д.) была приурочена возможность перехода некоторых категорий крестьян от одного феодала к другому (ограничивалась с 1580-х гг., отменена Соборным уложением 1649).

Аналогичные осенние праздники в честь св. Георгия существовали и у др. народов (Гиоргоба у грузин, Джеоргуба у осетин и т. п.).

Библиография

Лит.: Шаповалова Г. Г. Егорьевский цикл весенних календарных обрядов у славянских народов и связанный с ним фольклор // Фольклор и этнография. Л., 1974; Колева Т. А. Георгиев день у южных славян (обычаи, связанные с животноводством) // Советская этнография. 1978. № 2; Трефилова О. В. Юрьев день // Славянские древности. М., 2012. Т. 5.

 

 

Материал из Википедии


Юрьев день — в России, день, когда крестьяне имели право на переход от одного помещика к другому, 26 ноября (9 декабря).

крестьянин уезжает

К. Лебедев. «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев День».

Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход запрещён (формально приостановлен) в 80-х годах XVI века введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.

История

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.

«при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…»

К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Федором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.

«Ныне по нашему (царя Федора. — Р. С.) указу крестьянам и бобылям выходу нет»

Историк В. О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день.

Р. Г. Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным.

Источник — Википедия

 

Материал из Википедии


Крестьянская война в Эстонии (23 апреля 1343 — февраль 1345) — эстонское национально-освободительное движение 1343—1345 годов за освобождение страны от германско-датского ига. Началось 23 апреля 1343 года с восстания Юрьевой ночи (эст. Jüriöö ülestõus). Летом 1343 восставшие эсты обратились за помощью к русским жителям Псковщины, также страдавшей от германских крестовых походов, несмотря на то, что Русь официально обратилась в христианство даже раньше, чем скандинавские страны. Но псковский отряд из 5000 человек опоздал, и мятеж закончился поражением восставших. Тем не менее, данное событие продемонстрировало коллективную волю как эстонцев, так и русских противостоять крестоносцам для сохранения своего языка и культуры в регионе в последующие столетия.

Хронология

Восстание проходило в два этапа. Наиболее активно в восстании участвовали эсты из средневековых земель Харью в центральной Эстонии, где восстание и началось в 1343 г. После его подавления здесь силами германских феодалов 26 мая 1343 восстали коренные жители острова Эзель (Сааремаа). Восстание продолжалось по февраль 1345 г.

Предпосылки

Причиной восстания стало усиливающееся этническое, языковое, религиозное и экономическое давление со стороны немецкой феодальной верхушки, участвовавшей в колонизации Прибалтики. Несмотря на то, что датская королевская власть в Эстонии отличалась относительно мягкими формами управления, большую часть феодалов на местах (до 80 % и более) составляли этнические немцы, воинственно настроенные по отношению к эстам и славянам Причудья. Под видом христианизации язычников-эстов немецкие военные фактически осуществляли экспроприацию земель. Строительство массивных немецких поместий, в которых эстам отводилась роль прислуги и батраков, фактически превратило страну в немецкую колонию. Гражданские права эстов, равно как и их социальная мобильность, неуклонно сужались.

Сражения

Важнейшие столкновения противников во время крестьянского восстания:

    Массовая резня немцев после серии поджогов поместий. Возврат к язычеству.
    Осада датского Ревеля эстонцами, на помощь которым хотели прийти шведские феодалы из Выборга, стремившиеся ослабить власть Дании, основной балтийской соперницы Швеции. Из-за неблагоприятного исхода осады шведы решили всё же не вмешиваться в конфликт.
    Резня немцев в округе Роталия.
    Обман и убийство ливонцами четырёх эстонских предводителей, приглашённых на переговоры с немцами.
    14 мая 1343 Битва у Канавере
    26 мая 1343 Битва у Сыямяэ близ современного Таллина
    24 июля 1344 — февраль 1345 восстания на о. Эзель (Сааремаа).

Последствия

В ходе войны погибли от 5 до 10 тысяч немцев, и столько же эстов. Кроме того, под Тарту погибло около 1000 русских воинов. Наиболее серьёзные последствия факт восстания имел для королевской Дании, которая, призвав на помощь в подавлении мятежа Ливонский и Тевтонский ордена, утратила власть в регионе и 1 ноября 1346 продала Северную Эстонию рыцарям-орденцам.
Отображение в Новгородской первой летописи

В лѣто 6852. Бысть мятежь за Наровою великъ: избиша Чюдь своихъ бояръ земьскых, и въ Колываньскои земли и в Ругодивьскои волости, 300 их; потом Вперёдних велневицѣ съ юрьевци и избиша Чюди 14000, а избытокъ убѣжа в Островьскую землю; тамо по них ходиша велневици въ Островьскую землю, их же не взяша, но сами биты отъидоша.

Источник — Википедия

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024