В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., изд. Русский язык, 1978
ИСЛАМЪ, исламизмъ м. мохамеданство, мусульманство, вѣера Мохамеда; въ переводѣ: путь ко спасенiю.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ИСЛАМ, религия, возникшая в Аравии в 7 в. на базе разложения родового строя у арабских племён. После арабских завоеваний (7—8 вв.) И. распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, став господствующей религией в арабском халифате. Позднее получил нек-рое распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. И. распадается на много направлений, сект и толков (сунниты, шииты, исмаилиты, асасины, ваххабиты и др.). В странах зарубежного Востока является орудием борьбы с революционным движением в руках иностр. империалистов, а также местных феодалов и буржуазии.
АЛЛАХ (А л л а), бог в мусульманской религии (см. Ислам).
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М., Государственное издательство политической литературы, 1954
ИСЛАМ — религия, распространенная главным образом в странах Азии и Африки, имеющая своих последователей также и в ряде районов СССР. В VII в. в Аравии происходил процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания новых общественных отношений. В области религии этот процесс сопровождался вытеснением старых родовых культов и образованием новой религии — ислама, — послужившей средством для утверждения образовавшегося в VII—VIII вв. феодально-теократического государства арабов — халифата.
Ислам заимствовал в своём религиозном вероучении элементы прежних местных религий, а также иудаизма и христианства, «Священная книга» ислама — коран — подобно иудейской и христианской библии содержит религиозные фантазии о сотворении мира и человека. На коране основано законодательство ислама — «шариат». Ислам освящает классовое деление общества и социальное неравенство и требует от своих последователей покорности эксплуататорам, обещая за это жизнь в раю, полную всяких наслаждений. Ислам, как и другие религии, враждебен науке. Как и всякая религия, ислам имеет свою церковную организацию, духовенство, свой культ, обряды, обязательные посты. Крайне вредную роль играет разжигание исламом фанатизма и ненависти к иноверцам и проповедь «священной войны» против них, которая нередко используется как орудие агрессивной политики колониальных держав и господствующих классов страх Востока и является средством затемнения классового создания трудящихся. Одним из наиболее реакционных и воинственных течений в исламе явился мюридизм, который в XIX в. был широко использован султанской Турцией, Англией и Францией в разжигании среди народов Кавказа вражды к России с целью закабаления этих народов турецкими феодалами и английскими колонизаторами. В эпоху империализма большую политическую роль, как орудие империалистической политики подавления освободительного движения народов Востока, стал играть панисламизм — реакционная идеология, пропагандирующая объединение всех народов, исповедующих ислам. Панисламизм пытается «соединить освободительной движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Ленин, т. 31, с. 127).
В своих агрессивных планах на Ближнем и Среднем Востоке современные американо-английские империалисты используют ислам и его организации, проповедуемые им реакционные идеи панисламизма (о «единстве» всех мусульман) и пантюркизма (о подчинении всех тюркских народов, исповедующих ислам, турецкому владычеству).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ИСЛАМ (араб., букв.— покорность), одна из наиболее распространённых (наряду с христианством и буддизмом) религии; её последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель Мухаммед. В результате араб. завоеваний распространился на Бл. и Ср. Востоке, позднее в нек-рых странах Д. Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Гл. принципы И. изложены в Коране. Осн. догмат — поклонение единому богу — аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха». Осн. направление — суннизм и шиизм.
АЛЛАХ (араб.), имя бога в исламе.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М., Издательство политической литературы, 1987
ИСЛАМ, или мусульманство (араб. ислам — покорность) — одна из т. наз. мировых религий, распространенная гл. об. в странах Ближнего и Среднего Востока, в Сев. Африке, Юго-Вост. Азии; в СССР — среди верующих среднеазиатских республик, Сев. Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. И. возник в Зап. Аравии в 7 в., в период перехода араб. народов от первобытнообщинного строя к классовому об-ву, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. И. явился идеологическим отражением этих процессов. Вероучение И., изложенное в „священной" книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит вера в единого бога (аллаха), творца небес и земли, по воле к-рого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Учение о божественном предопределении, проповедуемый в И. фатализм Маркс назвал „стержнем мусульманства". Внушая своим после дователям идею бессилия человека перед аллахом, И. призывает их к смирению и покорности не только всевышнему, но и его посланникам на земле. Предписываемая верующим система религиозных обязанностей имеет целью связать с И. всю их жизнь, помыслы и поведение. Наградой за неуклонное выполнение религиозных предписаний служит обещание райского блаженства после смерти. В то же время непокорные запугиваются грядущими мучениями в аду. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), совершать паломничество к мусульманским святыням. Два осн. направления в И., суннизм и шиизм, отличаются гл. обр. различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни, И. всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возросла в современную эпоху подъема национально-освободительной борьбы трудящихся, в процессе к-рой мусульманские лидеры стремятся использовать И. в качестве идеологии освободительных движений. Выдвигается, в частности, теория „исламского социализма", к-рая пытается разработать „особый путь" к социализму на основе соединения его с мусульманской религией. В то же время наиболее реакционные идеологи И. проповедуют враждебное отношение к коммунизму, заявляют о неприемлемости социалистического строя для мусульман. Эта противоречивость обусловлена классовой разнородностью, а следовательно, и различными классовыми интересами приверженцев И., опирающихся на одну и ту же систему догматов. Именно поэтому при уяснении роли И. важен конкретный анализ взглядов широких слоев мусульман, а также их лидеров, по-разному интерпретирующих религиозное вероучение в соответствии со своими классовыми позициями. Исторический опыт показывает правильность политики КПСС в национальном вопросе, нашедшей отражение в социалистических преобразованиях в тех республиках СССР, где ранее традиционно было велико влияние И. Вовлечение трудящихся-мусульман в процесс социалистического строительства помогает росту и х классового самосознания, освобожденнию от религиозных пережитков, yяснению истинных путей преобразования об-ва.
ИСЛАМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)
ИСЛА́М (от араб. – покорность, предание себя [Единому] Богу), одна из мировых религий, вторая по численности после христианства. Вместе с иудаизмом и христианством относится к монотеистическим, т. н. авраамическим религиям. Основатель И. – Пророк Мухаммед. Он создал первую общину последователей И., получивших имя мусульман («покорных [Единому] Богу»). Гл. священным текстом служит Коран – Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении через ангела Джибрила. Второй важнейший источник вероучения, права и религ. обрядности И. – Сунна, представляющая совокупность преданий (хадисов) об изречениях и деяниях Пророк... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Надпись «Аллах» на арабском языке