ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 691


ИНТЕРВЕНЦИЯ, насильственное вмешательство одного или нескольких гос-в в дела другого гос-ва, нарушение суверенитета последнего. И. может быть экономической, политической и военной. Применяется империалистич. гос-вами в целях подавления революц. и нац.-освободит. движения. В 1918—20 империалисты США, Англии, Франции, Японии организовали вооружённую И. против Советской России, закончившуюся их позорным провалом.

И. не исчерпывается только вводом войск. «При современных условиях революционного движения в капиталистических странах, когда прямой ввод чужеземных войск может вызвать ряд протестов и конфликтов, интервенция имеет более гибкий характер и более замаскированную форму. При современных условиях империализм предпочитает интервенировать путём организации гражданской войны внутри зависимой страны, путём финансирования контрреволюционных сил против революции» (И. В. Сталин). И. является грубейшим нарушением основ международного права и противоречит уставу ООН.

 

 

 Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 239—240


ИHTEPBEHЦИЯ — вмешательство одного или «нескольких государств в дела другого государства, являющееся нарушением независимости и суверенных прав последнего. С точь зрения современного международного права И. является преступным действием. Принцип невмешательства во внутренние дела государств был закреплён в ряде международно-правовых актов, в том числе в Уставе ООН. Пункт 7 ст. 2 Устава запрещает вмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер при наличии угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (см.). Члены ООН обязаны воздерживаться от угрозы силой или её применения против политической независимости или территориальной неприкосновенности государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Государство, подвергшееся И., имеет право бороться против неё всеми доступными ему средствами, а также требовать возложения на интервенирующее государство ответственности за нарушение норм международного права.

Интервенты ставят своей целью закабаление чужих стран, чужих народов, поддержание реакционных политических режимов и подавление освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Преследуя цель навязать государству и его населению свою волю, интервенты посягают на принадлежащее всем нациям право на самоопределение, нарушают принцип суверенитета государств.

И. является характерным способом внешней политики империалистических государств и связана с действием основного экономического закона современного капитализма. Именно необходимость получения максимальной прибыли толкает монополистический капитализм на закабаление и систематическое ограбление народов других стран, особенно отсталых стран, на милитаризацию экономики, на агрессивные войны, являющиеся для воротил современного капитализма лучшим «бизнесом» для извлечения максимальной прибыли, и т. д.

Советское государство с первых дней своего существования выступает непримиримым борцом против И. Стремление навязать свою волю другим народам, вмешательство в их внутренние дела глубоко чужды Советскому социалистическому государству, раскрепостившему все народы бывшей царской России и неизменно выступающему за неуклонное соблюдение права наций на самоопределение в международных отношениях.

В зависимости от количества государств-интервентов различают И. индивидуальную и И. коллективную. В зависимости от форм и методов осуществлений И. различают И. вооружённую, экономическую, дипломатическую и т. д.

Наиболее опасным видом И., нарушающим международный мир и безопасность, является вооруженная И., выражающаяся в нападении одного или нескольких государств на другое. В заключённых в 1933 г. по инициативе СССР конвенциях об определении агрессии вооружённая И. рассматривается как один из видов агрессии, являющейся тягчайшим международным преступлением. Благородная инициатива Советского Союза получила одобрение всего передового человечества, что нашло выражение в решении Второго Всемирного конгресса сторонников мира. В обращении этого Конгресса к ООН говорится: «Никакие политические, стратегические и экономические соображения, никакие мотивы, связанные внутренним положением или внутренними конфликтами в том или ином государстве, не могут служить оправданием для вооруженного вмешательства какого бы то ни было государства в дела другого государства. Агрессия является преступным актом того государства, которое первым применяет вооруженную силу против другого государства, под каким бы то ни было предлогом» («Правда» 23 ноября 1950 г.). Несмотря на запрещение вооружённой И. международными актами и осуждение её мировым общественным мнением, империалистические государства не перестают прибегать к ней. При этом они проводят И. с нарушением всех законов и обычаев войны (см.).

История международных отношений 20 в. даёт много примеров преступной вооружённой И. В 1918—20 гг. империалисты США, Англии, Франции и других капиталистических государств проводили вооруженную И. против Советской России, являвшуюся войной худшего типа. Эта И. была направлена на свержение Советской власти, на восстановление власти помещиков и капиталистов и проводилась в двух формах: а) неприкрытая И., проводившаяся путём непосредственного ввода своих войск на территорию Советской России, и б) прикрытая И., И. «чужими руками», т. е. поддержка интервентами армий государств, пограничных с Советской Россией, а также вооружённых сил контрреволюционных царских генералов. Благодаря руководству Коммунистической партии и героизму советского народа И. против Советской России кончилась полным крахом для империалистических стран.

Вооружённой И. являлось германо-итальянское вооружённое вмешательство в гражданскую войну в Испании в 1936—1939 гг. В 1950 г. США начали вооружённую И. в Корее с целью ликвидации Корейской Народно-Демократической Республики, установления в Корее своего господства. Эту И. США ведут с грубейшими нарушениями законов и обычаев войны.

Одним из видов И. является И., проводимая после второй мировой войны Соединёнными Штатами Америки в отношении других капиталистических стран путём размещения американских вооружённых сил в формально самостоятельных государствах Северо-Атлантического блока или примыкающих к нему.

И. не ограничивается вводом войск, и ввод войск не составляет основной особенности И. При современных условиях революционного движения в капиталистических странах, когда прямой ввод чужеземных войск может вызвать ряд протестов и конфликтов, И. принимает более гибкие и замаскированные формы.

К замаскированным видам И. относится экономическая И., т. е. использование империалистическими государствами экономических затруднений государств с целью проникновения в сферу их торгово-финансовых отношений для навязывания им кабальных неравноправных соглашений и договоров. Экономическая И. получила широкое распространение в период империализма. В 1921 г. государства Антанты и США попытались использовать для экономической И. против Советской России голод в Поволжье, явившийся результатом империалистической войны, вооружённой И. и блокады. Правительства империалистических государств и АРА (Американская администрация помощи) в обмен на продовольствие требовали установления их контроля над экономикой России и по существу ликвидации Советского государства. Советская республика отразила все попытки экономической И. со стороны империалистических государств и успешно ликвидировала голод.

После второй мировой войны экономическая И. нашла своё выражение в т. н. «плане Маршалла», плане взаимного обеспечения безопасности.

К замаскированным видам И. относится также вмешательство с помощью дипломатического давления и угроз во внутренние дела других государств, Примером такой И. может служить протест дипломатического корпуса в Петрограде 15 февраля 1918 г. против советских декретов о национализации и аннулировании государственных долгов. Одним из последних примеров дипломатической И. может служить вмешательство правительств США и Англии во внутренние дела Ирана по поводу национализации нефтяной промышленности иранским правительством в 1950 г.

К И. следует отнести засылку государством в другое государство шпионов, диверсантов, террористов и вредителей. Этот вид вмешательства широко применялся и применяется империалистическими государствами. Этим целям служит закон США от 10 октября 1951 г. (см.) о т. н. «взаимном обеспечении безопасности», преследующий вмешательство США в дела СССР и стран народной демократии.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 501


ИНТЕРВЕНЦИЯ (от позднелат. interventio — вмешательство), в междунар. праве насильств. вмешательство одного или неск. гос-в во внутр. дела др. гос-ва или в его взаимоотношения с третьими гос-вами. И. может быть воен. (одна из форм агрессии), экон., дипл., идеологич. Все виды И. запрещены междунар. правом и несовместимы с Уставом ООН.

 

 

ИНТЕРВЕНЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 11. — Москва, 2008. — С. 436


ИНТЕРВЕ́НЦИЯ (лат. interventio – вме­ша­тель­ст­во), вме­ша­тель­ст­во од­но­го или не­сколь­ких го­су­дарств во внут­рен­ние де­ла др. го­су­дар­ст­ва или в его взаи­мо­от­но­ше­ния с треть­им го­су­дар­ст­вом в це­лях за­хва­та тер­ри­то­рии, ус­та­нов­ле­ния сво­его по­ли­тич. гос­под­ства, эко­но­мич. по­ра­бо­ще­ния, при­об­ре­те­ния при­ви­ле­гий и т. п. В за­ви­си­мо­сти от фор­мы осу­ще­ст­в­ле­ния раз­ли­ча­ют во­ен­ную (воо­ру­жён­ную), по­ли­ти­че­скую, идео­ло­ги­че­скую и др. ви­ды И., вклю­чая т. н. гу­ма­ни­тар­ные ин­тер­вен­ции.

Во­ен­ная (воо­ру­жён­ная) И. мо­жет быть от­кры­той или за­мас­ки­ро­ван­ной. От­кры­тая И. – втор­же­ние воо­руж. сил од­но­го го­су­дар­ст­ва (коа­ли­ции го­су­дарств) на тер­ри­то­рию дру­го­го (см. Аг­рес­сия). Во­ен. И. час­то со­про­во­ж­да­ет­ся на­ру­ше­ни­ем за­ко­нов и обы­ча­ев вой­ны, ка­ра­тель­ны­ми ак­ция­ми про­тив гражд. на­се­ле­ния, боль­ши­ми раз­ру­ше­ния­ми, раз­граб­ле­ни­ем нац. бо­гатств. Стра­на, под­верг­шая­ся И., не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся как по­ли­гон для ис­пы­та­ния но­вых ви­дов ору­жия. В хо­де «Вьет­нам­ской вой­ны» Воо­руж. си­лы США мас­си­ро­ван­но при­ме­ня­ли ша­ри­ко­вые бом­бы, де­фо­ли­ан­ты и гер­би­ци­ды для уни­что­же­ния ра­сти­тель­но­сти, а так­же на­палм и от­рав­ляю­щие ве­ще­ст­ва не­смер­тель­но­го дей­ст­вия. Во вре­мя И. в Па­на­ме (1989) ВВС США впер­вые ис­поль­зо­ва­ли са­мо­лёт, соз­дан­ный с учё­том тех­но­ло­гии «Стелс». За­мас­ки­ро­ван­ная И. – ис­поль­зо­ва­ние ар­мий треть­их го­су­дарств, обу­чен­ных воо­руж. на­ём­ни­ков или снаб­же­ние мя­теж­ни­ков внут­ри др. го­су­дар­ст­ва ору­жи­ем, бо­е­при­па­са­ми.

По­ли­тич. И. мо­жет про­яв­лять­ся в ор­га­ни­за­ции за­го­во­ров, пе­ре­во­ро­тов, ока­за­нии по­мо­щи под­рыв­ным груп­пам, под­ку­пе гос. и по­ли­тич. дея­те­лей, вме­ша­тель­ст­ве в про­ве­де­ние вы­бо­ров, ока­за­нии ди­пло­ма­тич. дав­ле­ния и т. п.

Идео­ло­гич. И. вы­ра­жа­ет­ся в ис­поль­зо­ва­нии СМИ, за­сыл­ке лит-ры, рас­про­стра­не­нии разл. слу­хов, раз­жи­га­нии ра­со­вых и нац. кон­флик­тов, дис­кре­ди­та­ции вид­ных по­ли­тич. и гос. дея­те­лей и т. д. В кон­крет­ных слу­ча­ях И. час­то со­че­та­ют­ся разл. фор­мы её осу­ще­ст­в­ле­ния.

Все фор­мы И. про­ти­во­за­кон­ны с точ­ки зре­ния ме­ж­ду­нар. пра­ва. Прин­цип не­вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла го­су­дарств за­фик­си­ро­ван в Ус­та­ве ООН (пункт 4, ст. 2). При­ме­не­ние во­ен. си­лы до­пус­ти­мо лишь как при­ну­дит. ме­ра ООН про­тив го­су­дарств, гру­бо на­ру­шив­ших нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва, для под­дер­жа­ния и вос­ста­нов­ле­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра (ста­тьи 39, 41, 42). Не­до­пус­ти­мость И. за­фик­си­ро­ва­на в За­клю­чит. ак­те СБСЕ (1975), а так­же в Дек­ла­ра­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о не­до­пус­ти­мо­сти И. и вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла го­су­дарств (1981).

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024