ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Фирма это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ФИРМА, наименование предприятия, обычно с определением характера его (трест, торговое товарищество, акц. об-во и др.) и рода деятельности.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


ФИРМА (от итал. firma — подпись), 1) тип производств. объединения предприятий. 2) Наименование (фирменное наименование) торг. или пром. предприятий. Объект промышленной собственности.

 

 

ФИРМА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2022

ФИ́РМА, 1) понятие, используемое в рос. гражданском праве для обозначения иностранных коммерч. юридич. лиц; 2) синоним понятия «фирменное наименование». Фирменное наименование – средство индивидуализации коммерч. юридич. лица, под которым оно выступает в гражд. обороте. Оно должно быть уникальным, позволяющим идентифицировать обладателя прав на него как субъекта правоотношений. История права на фирменное наименование, по мнению исследователей, восходит к догосударственной эпохе, когда группам лиц позволялось сообщать свои отличит. признаки; позднее закрепляется в законах Хаммурапи, Солона и др.; спец. нормы включаются в акты гражданского и торгового права, затем сближаются с системой охраны иных средств индивидуализации, в первую очередь клейм (товарных знаков).

Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму правообладателя (корпус фирмы) и состоять не только из слов, обозначающих род деятельности в его оригинальной (фантазийной) части. Фирменное наименование должно не только идентифицировать правообладателя, но и не вводить в заблуждение потенциальных контрагентов и потребителей. В фантазийной части запрещено использовать наименования органов гос. власти, междунар. и обществ. организаций, она не должна быть тождественной или сходной до степени смешения с уже зарегистриров. фирменным наименованием др. лица, содержать обозначения, противоречащие обществ. интересам, принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование используется на бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Полное наименование или его отд. элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащих ему коммерч. обозначения, товарного знака или знака обслуживания. Наименование фирмы (полное и сокращённое) указывается в учредит. документах юридич. лица и в большинстве государств подлежит регистрации, хотя в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Исключительное право на фирменное наименование предполагает возможность правообладателя использовать его любым не противоречащим закону способом. Распоряжение этим исключительным правом, в т. ч. его отчуждение или предоставление др. лицу права использования, не допускается.

 

 

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ФИРМА ж. имя торговаго дома; въ чайной торговлѣ: фуза. Домъ открытъ подъ фирмою: Перовъ съ сыновьями.

 

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Фирма — имя, подъ которымъ купецъ ведетъ торговлю и подписывается въ торговыхъ дѣлахъ. Происходитъ это слово отъ глагола firmare — утверждать, ставить подпись. Понятiе Ф. образовалось въ Италiи въ среднiе вѣка по отношенiю къ юридическимъ лицамъ и только въ сравнительно недавнее время распространилось на единоличныя торговыя предпрiятiя. Неудобства перечисленiя во всякаго рода сдѣлкахъ, предпринятыхъ pro se et sociis, именъ вѣсехъ товарищей повело къ замѣнѣ ихъ именемъ одного лишь товарища-распорядителя, съ прибавкой: et socii. Въ среднѣвековомъ быту различнаго рода знаки, употреблявшiеся въ торговомъ сословiи для обозначенiя товара, мѣста торговли и соотвѣтствовавшiе гербамъ дворянства, были предтечей современныхъ фирмъ. Развитiе письменности имѣло послѣдствiемъ раздѣленiе понятiй Ф., вывѣски и товарнаго знака, бывшихъ прежде въ тѣсной связи. Употребленiе Ф. обозначаетъ внѣшнимъ и простымъ образомъ торговый характеръ сдѣлки. Какъ обозначенiе торговаго имени купца — а слѣдов., косвенно, и его предпрiятiя, — извѣстное широкому кругу третьихъ лицъ и служащее его отличiемъ отъ другихъ подобныхъ Ф. прiобретаетъ въ торговомъ быту извѣстную имущественную цѣнность, ограждаемую закономъ отъ посягательствъ третьихъ лицъ и даже подлежащую, какъ и всякое имущество, передачѣ. Мнѣнiя ученыхъ о юридической природѣ Ф. разнообразны; главнѣйшiя изъ нихъ видятъ въ Ф.: 1) юридическое лицо — субъектъ права (Hassenpflug, Tabor); 2) quasi-субъект права, нѣчто среднее между физическимъ и юридическимъ лицомъ (preuss. Obertribunal, 1866); 3) субъективную возможность правовой воли въ области торговаго права (Völderndorff, Kuntze); 4) названiе торговаго предпрiятiя (Endemann, Mommsen); 5) имя купца въ области торговли (герм. торг. улож. 1897 г.). Изъ современныхъ законодательствъ одно только германское даетъ полную и систематическую разработку понятiя Ф., посвящая ему отдѣльную главу и касаясь одинаково какъ коллективныхъ, такъ и единоличныхъ предпрiятiй (кн. I, гл. III, § 17—37). Другiе кодексы, какъ, напр., французскiй Code de Commerce, содержатъ лишь скудныя указанiя на Ф. коллективныя (raison sociale), умалчивая о Ф.     единоличныхъ. Наше законодательство почти игнорируетъ не только понятiе Ф., но даже самое это слово (упоминается оно только въ ст. 91 уст. о векс., 620 уст. торг. и 164 уст. суд. торг.). Германское право по отношенiю къ единоличнымъ предпрiятiямъ охраняетъ такъ назыв. принципъ истинности вновь возникающей фирмы («Wahrheit der Firman»), заключающiйся въ томъ, что купец в Ф. можетъ употреблять лишь свое гражданское имя. Во имя интересовъ торговаго быта дѣлается одно исключенiе изъ этого принципа: при перемѣнѣ въ лицѣ владѣльца уже существующей Ф. послѣдняя можетъ быть сохранена. Возможность возникновенiя двухъ одинаково обозначенныхъ торговыхъ Ф. предупреждается категорическимъ запрещенiемъ вновь возникающей Ф. избирать себѣ имя уже существующей и внесенной въ регистръ; впрочемъ, это ограниченiе не распространяется далѣе области дѣйствiй мѣстнаго торгов. регистра. Право на Ф., являющееся абсолютнымъ, запретительнымъ, частноправовымъ, прiобрѣтается лишь съ момента ея регистрацiи. И иски изъ злоупотребленiя Ф. имѣютъ вещный характеръ, обращаясь противъ «cuemqumque» и либо имѣютъ цѣлью или требованiе объ уничтоженiи однозвучащей Ф. и запрещенiи ею пользоваться, либо идутъ на возмѣщенiе убытковъ, либо являются уголовнымъ преслѣдованiемъ (послѣднее возможно исключительно при письменномъ злоупотребленiи Ф.). Искъ, направленный на воспрещенiе пользоваться чужой Ф., исключаетъ притязанiе объ убытках. Ф. сама по себѣ, какъ имя, передана быть не можетъ; переходъ ея возможенъ лишь вмѣстѣ съ предпрiятiемъ. Переходъ Ф. возлагаетъ на ея прiобрѣтателя отвѣтственность по всѣмъ ранѣе возникшимъ торговымъ обязательствамъ; прежнiй владѣлецъ или его наслѣдники несутъ отвѣтственность, лишь если объ этом занесено въ торговый регистръ. Переходъ предпрiятiя безъ Ф. возлагаетъ на новаго владѣльца отвѣтственность по прежнимъ обязательствамъ лишь при наличности къ тому особыхъ условiй, по торговымъ обычаямъ. Купецъ можетъ имѣть и нѣсколько Ф., но каждая изъ нихъ не представляетъ обособленнаго и самостоятельнаго имущественнаго комплекса: про владѣльца говорятъ, что онъ duo nomina sustinet, non duas personas. Наконецъ, y Ф. подъ тѣмъ же названiемъ могутъ быть филiалы (см.). Швецiя, Швейцарiя, Венгрiя, Австрiя разрабатываютъ въ своихъ уложенiяхъ Ф. довольно подробно, по нѣмецкому образцу. По французскому Code de Commerce вкладчики не могутъ быть обозначены въ Ф. коммандитнаго товарищества; нарушенiе этого правила влечетъ за собой отвѣтственность вкладчика наравнѣ съ полнымъ товарищемъ. Нашъ уставъ суд. торг. (ст. 164) опрѣделяетъ подсудность товарищества по мѣсту нахожденiя Ф. Ст. 91 уст. векс. различаетъ подпись по довѣренности отъ Ф. и подъ Ф. Въ рѣшенiи 1873 г. по дѣлу торг. дома Скараманга и Ко IV дпт. Правит. Сената установилъ, что подъ именемъ Ф. слѣдуетъ разумѣть тотъ органъ, посредствомъ котораго товарищество производитъ свои торговыя операцiи и отправляетъ свою юридическую дѣятельность. Въ рѣшенiи 1891 г. по дѣлу Амлонга и Форштрема cенатъ призналъ, что торговля подъ фирмой, т. е. подъ какимъ-либо именемъ, независящимъ отъ фамилiи хозяина предпрiятiя, для отдѣльнаго лица должна быть допущена, поскольку она не противорѣчитъ общимъ началамъ торговаго и гражданскаго права; Ф. представляетъ извѣстную имущественную цѣнность и можетъ быть передаваема, какъ всякое движимое имущество, всѣми способами, допущенными закономъ, въ томъ числѣ и путемъ словеснаго договора. Въ 1892 г. по дѣлу Элькенъ, сенатъ нашелъ, что предоставленiе пользованiя Ф. не есть передача собственности на нее. То же самое признано и относительно аренды (рѣшенiе 1890 г. по дѣлу Москвина). Искъ относительно неправильнаго пользованiя непринадлежащею Ф. погашается 10-лѣтней давностью (рѣш. cпб. ком. суда 1872 г. по дѣлу Гертеля).

Литература. Endemann, «Handbuch d. Deut. Handels-See-Wechselrechts» (I, 192—208); Thöl, «Das Handelsrecht» (т. Ι, § 53); Cosack, «Lehrb. des Handelsrecht» (1900, § 16, стр. 77—88); Fürst, «Die Fortführung d. Firma bei dem Erwerbe eines bestehenden Handelgeschäfts» (1807); Loewenthal, «Das Firmenrecht» (1899); Цитовичъ, «Учебникъ торговаго права» (стр. 61—65); Шершеневичъ, «Учебникъ торг. права» (I, 122—128); Колумбусъ, «Фирмы по нашимъ торговымъ законамъ» («Журн. Гражд. и Угол. права», 1882 г., кн. 1, стр. 87—100); «Сводъ иностранныхъ законодательствъ о торговой записи и фирмахъ» (изд. дпт. торговли и мануфактуръ, 1893); Frankenburger, «HGB.» (1901, I вып., стр. 51—75). Сборники рѣшенiй по ком. дѣламъ Носенко, Вильсона, Гребнера и Тура.

В. Розенбергъ.

 

 



ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024