ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
из Википедии

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. — М.: Русский язык, 1978. — С. 18


АНТИХРИСТЪ м. всякiй противникъ Христу; въ народѣ, антiй; собств. злой духъ, ратующiй противъ истины и добра. Онъ долженъ явиться предъ скончанiемъ мiра (вѣка) и открыто совращать благочестивыхъ, налагая на нихъ печать, клеймо. Антiевъ хлѣбъ, раск. картофель. Прививная оспа – антiева печать, раск. Гражданская грамота отъ антихриста, раск. Клеймо на мѣрѣ и вѣсахъ – печать антихристова, раск. Печать на паспортахъ – клеймо антихриста, раск. Перепись народная отъ антихриста, для взиманiя дани съ живыхъ и съ мертвыхъ, раск. У антихриста дышловая колесница, почему объ одной оглоблѣ ѣздить грѣхъ, раск.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 84


АНТИХРИСТ, в христианском вероучении противник Христа. Миф о «пришествии А.» широко используется церковью в интересах эксплуататорских классов для запугивания народных масс.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 65


АНТИХРИСТ, в христ. мифологии противник Христа, к-рый является накануне «конца мира» и будет Христом побеждён.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 25


АНТИ´ХРИСТ, -а, м. 1. В христианской мифологии: враг Христа, к-рый якобы должен явиться перед так наз. концом мира. 2. Употр. как бранное слово (прост. устар.).

 

 

АНТИХРИСТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


АНТИ́ХРИСТ (греч. ὁ ἀντίχριστος – букв. «противо-» или «вместо-» Христа), в Священном Писании именование всякого отрицающего то, что Иисус есть Христос, обетованный Богом Мессия, пришедший во плоти, а также всякого отвергающего его Богосыновство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В конечном эсхатологич. значении А. – самый страшный и жестокий враг Христа, который явится на земле в последние времена как вполне определённая личность и будет стремиться к разрушению дела Христа, в то же время выдавая себя за Него. Учение об А. как о вполне определённой личности не допускает произвольной интерпретации. Так, не соответствует прямому смыслу Священного Писания мнение, что под А. следует понимать безличное начало зла, которое, усиливаясь, приобретёт огромное влияние в конце времён и которое будет уничтожено откровением Царства Славы. Тем более недопустима «историческая» трактовка пророчеств об А. как повествований о конкретных историч. личностях (Нерон, Калигула и т. п.).

Собственное имя А. не открыто и неизвестно. В Откровении ап. Иоанна Богослова указано только число имени зверя, т. е. А., – 666 (13:18). Поскольку буквы греч. алфавита обозначают также и числа, святые отцы Церкви, Ириней Лионский (Adversus haereses. V 30. 3), Ипполит Римский (Demonstratio de Christo et Antichristo. L) и др., полагали, что имя А. будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Ап. Павел описывает А. как «человека греха», «человека беззакония», «сына погибели», «беззаконника»: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). А. придёт во время, предустановленное Богом, это произойдёт непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа, Который его «истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8; сравни: 1:7–10). Поскольку никто не знает, когда придёт Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия А. Но до прихода А. будут появляться «лжехристы», соблазняющие людей в отступничество от Бога (Мф. 24:24; Мк. 13:5–7, 21–22). Откровение ап. Иоанна Богослова рисует эсхатологическую картину, представляя двух символических чудовищных зверей. Первый хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует истинных верующих (13:1–10). Второй совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому зверю (13:1–17). В книге пророка Даниила и в Откровении ап. Иоанна Богослова А. изображается как могущественный и суровый завоеватель, который будет вести войны со многими царями и победит их, он жестоко покарает непокорных ему (Дан. 7:19–25; 11). О пришествии А. люди будут предупреждены двумя свидетелями – пророками Илией (Мал. 4:5–6; сравни: Mф. 11:14; 17:10–11; параллельные) и Енохом (по преданию, основанному на Иуд. 14); посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты А. (Откр. 11:3–8). Но как ни велики будут сила и власть А. и как ни жестока будет брань его против Церкви, «врата ада не одолеют её» (Mф. 16:18).

Православное и католическое богословие сохраняют представление, основанное на библейской традиции и толкованиях отцов Церкви об ожидаемом грядущем А. и о его предтечах. В совр. протестантской теологии он чаще всего отождествляется с антихристианским движением вообще.

Иконография

Изображения А. встречаются с 10 в. (гл. обр. в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова и к толкованиям на него). Он предстаёт либо как фантастич. зверь (детали заимствовались из апокалиптич. описаний «дракона» и двух «зверей»), либо в человеческом облике (т. н. Бамбергский Апокалипсис, ок. 1020, и др.). С кон. 12 в. появляется апокрифич. цикл «Жизнь А.», включающий его рождение, убийство праведников Илии и Еноха, ложные чудеса, победу архангела Михаила над А. В нём А. предстаёт в человеческом обличье, в царских одеждах и короне. С нач. 14 в. в росписях встречаются композиции Распятия с силуэтом А. под крестом; он имеет человеческое туловище, львиную голову и длинные когти. На иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (кон. 15 в.) А. показан как царь, восседающий на престоле, с посохом, в далматике и венце; из уст его исходят три жабы. Большое влияние на зап.-европ. изобразит. традицию оказали иллюстрации к Апокалипсису А. Дюрера (1498), где А. представлен в облике крылатого дракона с длинным чешуйчатым хвостом, с семью рогатыми коронованными головами (льва, козла, кабана, василиска и пр.). Как фальшивый двойник Христа А. предстаёт в цикле фресок Л. Синьорелли в соборе в Орвието (1499–1505); изображения А. в облике рим. пап использовались в полемике сторонников Реформации с католич. церковью (иллюстрации Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» М. Лютера). В более позднее время изображение А. встречается почти исключительно в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова.
 

Библиография
Лит.: Виноградов Н. И. Антихристианство и Антихрист по учению Христа и Апостолов. Н. Новгород, 1883; Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репринт. М., 1996. Ч. 1. С. 128–472; Emmerson R. K. Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 1984; Jenks G. C. The origins and early development of the Antichrist myth. B., 1991; Peerbolte L. J. L. The antecedents of Antichrist: a traditio-historical study of the earliest Christian views on eschatological opponents. Leiden; N. Y., 1996; Leppin V. Antichrist und Jüngster Tag: Das Profil apokalyptischer Flugschriftenpublizistik im deutschen Luthertum 1548–1618. Gütersloh, 1999; Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб., 2000.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 Антихрист и дьявол (фреска Луки Синьорелли)

Анти́христ (др.-греч. Αντίχριστος, где приставка Αντί может означать либо того, кто должен прийти вместо Христа (Мессии), либо того, кто противостоит Христу) — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024