АНТИХРИСТ, в христианском вероучении противник Христа. Миф о «пришествии А.» широко используется церковью в интересах эксплуататорских классов для запугивания народных масс.
АНТИ´ХРИСТ,-а, м. 1. В христианской мифологии: враг Христа, к-рый якобы должен явиться перед так наз. концом мира. 2. Употр. как бранное слово (прост. устар.).
Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
АНТИ́ХРИСТ (греч. ὁ ἀντίχριστος – букв. «противо-» или «вместо-» Христа), в Священном Писании именование всякого отрицающего то, что Иисус есть Христос, обетованный Богом Мессия, пришедший во плоти, а также всякого отвергающего его Богосыновство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В конечном эсхатологич. значении А. – самый страшный и жестокий враг Христа, который явится на земле в последние времена как вполне определённая личность и будет стремиться к разрушению дела Христа, в то же время выдавая себя за Него. Учение об А. как о вполне определённой личности не допускает произвольной интерпретации. Так, не соответствует прямому смыслу Священного Писания мнение, что под А. следует понимать безличное начало зла, которое, усиливаясь, приобретёт огромное влияние в конце времён и которое будет уничтожено откровением Царства Славы. Тем более недопустима «историческая» трактовка пророчеств об А. как повествований о конкретных историч. личностях (Нерон, Калигула и т. п.).
Собственное имя А. не открыто и неизвестно. В Откровении ап. Иоанна Богослова указано только число имени зверя, т. е. А., – 666 (13:18). Поскольку буквы греч. алфавита обозначают также и числа, святые отцы Церкви, Ириней Лионский (Adversus haereses. V 30. 3), Ипполит Римский (Demonstratio de Christo et Antichristo. L) и др., полагали, что имя А. будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Ап. Павел описывает А. как «человека греха», «человека беззакония», «сына погибели», «беззаконника»: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). А. придёт во время, предустановленное Богом, это произойдёт непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа, Который его «истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8; сравни: 1:7–10). Поскольку никто не знает, когда придёт Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия А. Но до прихода А. будут появляться «лжехристы», соблазняющие людей в отступничество от Бога (Мф. 24:24; Мк. 13:5–7, 21–22). Откровение ап. Иоанна Богослова рисует эсхатологическую картину, представляя двух символических чудовищных зверей. Первый хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует истинных верующих (13:1–10). Второй совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому зверю (13:1–17). В книге пророка Даниила и в Откровении ап. Иоанна Богослова А. изображается как могущественный и суровый завоеватель, который будет вести войны со многими царями и победит их, он жестоко покарает непокорных ему (Дан. 7:19–25; 11). О пришествии А. люди будут предупреждены двумя свидетелями – пророками Илией (Мал. 4:5–6; сравни: Mф. 11:14; 17:10–11; параллельные) и Енохом (по преданию, основанному на Иуд. 14); посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты А. (Откр. 11:3–8). Но как ни велики будут сила и власть А. и как ни жестока будет брань его против Церкви, «врата ада не одолеют её» (Mф. 16:18).
Православное и католическое богословие сохраняют представление, основанное на библейской традиции и толкованиях отцов Церкви об ожидаемом грядущем А. и о его предтечах. В совр. протестантской теологии он чаще всего отождествляется с антихристианским движением вообще.
Иконография
Изображения А. встречаются с 10 в. (гл. обр. в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова и к толкованиям на него). Он предстаёт либо как фантастич. зверь (детали заимствовались из апокалиптич. описаний «дракона» и двух «зверей»), либо в человеческом облике (т. н. Бамбергский Апокалипсис, ок. 1020, и др.). С кон. 12 в. появляется апокрифич. цикл «Жизнь А.», включающий его рождение, убийство праведников Илии и Еноха, ложные чудеса, победу архангела Михаила над А. В нём А. предстаёт в человеческом обличье, в царских одеждах и короне. С нач. 14 в. в росписях встречаются композиции Распятия с силуэтом А. под крестом; он имеет человеческое туловище, львиную голову и длинные когти. На иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (кон. 15 в.) А. показан как царь, восседающий на престоле, с посохом, в далматике и венце; из уст его исходят три жабы. Большое влияние на зап.-европ. изобразит. традицию оказали иллюстрации к Апокалипсису А. Дюрера (1498), где А. представлен в облике крылатого дракона с длинным чешуйчатым хвостом, с семью рогатыми коронованными головами (льва, козла, кабана, василиска и пр.). Как фальшивый двойник Христа А. предстаёт в цикле фресок Л. Синьорелли в соборе в Орвието (1499–1505); изображения А. в облике рим. пап использовались в полемике сторонников Реформации с католич. церковью (иллюстрации Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» М. Лютера). В более позднее время изображение А. встречается почти исключительно в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова.
Библиография
Лит.: Виноградов Н. И. Антихристианство и Антихрист по учению Христа и Апостолов. Н. Новгород, 1883; Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репринт. М., 1996. Ч. 1. С. 128–472; Emmerson R. K. Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 1984; Jenks G. C. The origins and early development of the Antichrist myth. B., 1991; Peerbolte L. J. L. The antecedents of Antichrist: a traditio-historical study of the earliest Christian views on eschatological opponents. Leiden; N. Y., 1996; Leppin V. Antichrist und Jüngster Tag: Das Profil apokalyptischer Flugschriftenpublizistik im deutschen Luthertum 1548–1618. Gütersloh, 1999; Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб., 2000.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Антихрист и дьявол (фреска Луки Синьорелли)
Анти́христ (др.-греч. Αντίχριστος, где приставка Αντί может означать либо того, кто должен прийти вместо Христа (Мессии), либо того, кто противостоит Христу) — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ