Его произведения были изданы в Венгрии, ГДР, Испании, Польше, России, Румынии, США, Франции, ФРГ, Югославии
В 2006 году Академия чешской литературы учредила литературную Премию имени Ладислава Фукса. Присуждается «За жизненный вклад в развитие чешской литературы». Премия вручается на ежегодном Международном фестивале писателей в Праге (апрель).
Ладислав Фукс — крупнейший чешский писатель, принадлежащий к тому поколению, которое было обожжено пламенем Второй мировой войны и пережило ужасы фашистской оккупации. С первой же книги «Господин Теодор Муншток» (1963), книги о трагическом одиночестве человека, не способного действенно противостоять разбушевавшемуся злу, Фукс не только прочно вошел в число лучших прозаиков Чехии, но сразу же приобрел широкую международную славу (был издан в США, ФРГ, ГДР, Югославии, Испании, Венгрии, Франции, Польше, Румынии). Судьбы людей, загубленных фашизмом, становятся темой и его последующих книг: сборника рассказов «Мои черноволосые братья» (1964) — о безвозвратно исчезнувших в аду войны одноклассниках-евреях, романа «Вариации на темной струне» (1966) — о грозных событиях в канун Второй мировой войны, сборника рассказов «Смерть морской свинки» (1969).
Однако зло существует не только вне человека, подчас оно вселяется в людей ущербных, становясь предметом их мыслей, действий, причиной их комплексов, как в романах «Крематор» (1967) и «Дело криминального советника» (1971). В книгах этого периода персонажи Фукса окружены таинственными темными силами, вселяющими в них ощущение неизбывной тревоги, страха и безысходности. Фуксу удается нащупать основной нерв, определяющий состояние души его современника, — страх перед доходящей до абсурда жестокостью и тотальным попранием всех норм человеческого бытия.
Конфликт личности с силами зла — вот главная тема романа «Мыши Наталии Моосгабр» (1970). Написанный в жанре, восходящем к мистической европейской новелле, он продолжает чисто чешскую традицию, во многом освященную Францем Кафкой. Форма притчи, или же развернутой метафоры, дает возможность Фуксу создать образ тоталитарного государства с присущими ему деспотизмом, репрессиями, тюрьмами, пытками. Роман вобрал в себя основные приметы прозы Фукса: сочетание обыденности с фантастикой, гротеска с трагедией, реализма с абсурдом. Оставаясь в метафорическом пространстве своих не героических героев с их детским, робким, наивным взглядом на мир, Фукс постоянно соотносится с миром реальным, жестоким и беспощадным. В этом — основные корни образности его прозы.
Роман «Мыши Наталии Моосгабр» — одна из вершин творчества писателя. В последующих книгах — «Покойники на балу» (1972), «Обращение из тьмы» (1974), «Возвращение с ржаного поля» (1974) Ладислав Фукс продолжал творческие поиски, все более тяготея к конкретной общественной реальности (романы «Пастушок из долины», «Хрустальный башмачок», «Герцогиня и кухарка»).
Ладисла́в Фукс (чеш. Ladislav Fuks; 24 сентября 1923, Прага — 19 августа 1994, Прага) — чешский писатель, сценарист. Заслуженный деятель искусств. Доктор философии.
Биография
Сын офицера полиции. В годы войны был на принудительных работах. Окончил философский факультет Карлова университета, работал в Государственном управлении по охране исторических памятников, затем в Национальной картинной галерее. Отождествлял себя с маргинальными и притесняемыми группами, жил в постоянном ощущении опасности и, вместе с тем, нереальности существования, которое переносил в свою гротескную абсурдистскую прозу. Дебютировал как прозаик в 1960 году. В 1963 году привлёк внимание критики романом «Господин Теодор Мундшток», главный герой которого, немолодой чиновник-еврей, пытается приготовиться к будущему существованию в нацистском концлагере. В первой книге Фукса, как и в последующих, многие отмечали близость творческой манеры к Францу Кафке. В то же время, как указывает современный исследователь творчества Фукса М. Путна,
Фукс принадлежит не только истории литературы об иудействе и оккупации, не только кафкианской линии в словесности, но также чешской и мировой истории гомосексуальной литературы. <…> Схожесть судеб евреев и гомосексуалов <…> ведет к представлению о солидарности ВСЕХ, кому грозит опасность. В этом смысле Фукс — единственный чешский автор второй половины века с гомосексуальным восприятием, который, сам того не ведая, имел отношение к современной «европейской ориентации»: к гомосексуалам типа Мишеля Фуко, вовлеченным в разнообразные освободительные движения.
В 1964 году Фукс женился на итальянской исследовательнице чешской литературы Джулиане Лимитти. Свадьба была в Милане, в базилике Санта Мария Маджиоре (итал. Chiesa di Santa Maria Maggiore (Milano)). Поздравления с законным браком были одновременно получены и от Папы Римского Павла VI, и от главы итальянской компартии Пальмиро Тольятти. Джулиана организовала курс лекций Ладислава Фукса в университетах Италии об истории евреев в Чехии. В действительности, однако, брак Фукса и Лимитти продлился не более нескольких дней. По мнению чешского литературоведа Н. Павласковой, этим браком Фукс «сделал отчаянную попытку вырваться из среды гомосексуалистов с уголовным прошлым и заодно из затхлого мира социализма, где ему угрожала тюрьма за сексуальную ориентацию».
В условиях политической реакции после подавления Пражской весны Фукс выступил с книгой «Возвращение из ржаного поля», направленной против представителей чешской интеллигенции, эмигрировавших из страны.
Произведения Фукса были изданы в Венгрии, ГДР, Испании, Польше, России, Румынии, СССР, США, Франции, ФРГ, Югославии.
Избранная библиография
Дело советника криминальной полиции. / Пер. с чеш. Аронович Е. // Жемчужина императора: Сборник. — М.: Марихи, 1994. — Тираж 20 000 экз. — (Библиотека остросюжетного романа). — С. 321—494.
Театральные постановки
«Крематор» — Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова, режиссёр Дзекун А. И. (1994).
Сценарии
Крематор (1968, экранизирован Юраем Герцем)
Тайна золотого Будды (1973)
Посреди ночной тишины (1978)
Пастушок из долины (1983)
Kartka z podrózy (1984)
Ohnostroj v Aspern (1987)
Память
Академия чешской литературы учредила литературную премию имени Ладислава Фукса.