ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Георг Фукс
George Fuchs

(15 июня 1868, Берфельден — 16 июня 1949, Мюнхен)

немецкий драматург, режиссёр, теоретик театра

 

Немецкий режиссер и театральный теоретик. Один из создателей Мюнхенского Художественного театра (1907—1908) (м). Осуществил постановку ряда спектаклей («Фауст» И. В. Гете и др.). В своих книгах («Сцена будущего», 1905, «Революция театра», 1909) выступал против реализма, отрицал ведущую роль драматургии. Отстаивал новый тип стилизованной сцены. Вместе с архитектором М. Литманом, худ. Ф. Эрлером и др. организовал Мюнхенский художественный театра существовавший под его руководством один сезон (1907—08). Фукс поставил здесь спектакли: «Двенадцатая ночь»; «Птицы» Аристофана, «Майская королева» Глюка, собственную пьесу «Тиль Уленшпигель». Наиболее значительные из его режиссерских работ — «Фауст» Гете…

 

 

ФУКС ГЕОРГ // Большая российская энциклопедия. Том 33. — Москва, 2017. — С. 646

ФУКС (Fuchs) Ге­орг (Йо­ханн Ге­орг Пе­тер) (15.6.1868, Бер­фель­ден – 16.6.1949, Мюн­хен), нем. ре­жис­сёр, дра­ма­тург, тео­ре­тик те­ат­ра. В 1889–91 изу­чал ис­то­рию и гер­ма­ни­сти­ку в ун-тах Ги­се­на и Лейп­ци­га, за­тем ра­бо­тал жур­на­ли­стом в Мюн­хе­не. Ув­лёк­ся иск-вом «Мюн­хен­ско­го се­цес­сио­на» (см. Се­цес­си­он). Пер­вая ста­тья о те­ат­ре – «Сце­на – празд­ник жиз­ни» (1899). Вы­сту­пал про­тив гла­вен­ст­ва лит. тек­ста, раз­ви­вая кон­цеп­цию те­ат­ра ху­дож­ни­ка, в ча­ст­но­сти идею рель­еф­ной сце­ны. Впер­вые эта идея реа­ли­зо­вана в спек­так­ле «Фа­уст» И. В. Гё­те, ко­то­рым в 1908 от­крыл­ся мюн­хен­ский Ху­до­же­ствен­ный те­атр (для не­го по про­ек­ту М. Лит­ма­на по­строи­ли зда­ние с пло­ской, ли­шён­ной глу­би­ны сце­ной). Сто­рон­ник идеи те­ат­ра для мас­со­во­го зри­те­ля, в 1910–11 Ф. вме­сте с М. Рейн­хард­том ста­вил нар. пред­став­ле­ния для мно­го­ты­сяч­ной тол­пы. Во­зоб­но­вил тра­ди­цию про­ве­де­ния мис­те­рий в Ба­ва­рии. В 1922 аре­сто­ван за се­па­ра­ти­ст­скую дея­тель­ность и связь с франц. аген­ту­рой, при­го­во­рён к 12 го­дам за­клю­че­ния, в 1927 по­ми­ло­ван. В 1931 на­пи­сал кн. «Мы ка­торж­ни­ки», что­бы при­влечь вни­ма­ние к про­бле­мам тю­рем. Осн. тру­ды: «Сце­на бу­ду­ще­го» (1905), «Ре­во­лю­ция те­атра» (1909), «Се­цес­си­он в не­мец­ком дра­ма­ти­че­ском ис­кус­ст­ве и в на­род­ных празд­не­ст­вах» (1911), «Мис­те­рии и их пе­ре­ро­ж­де­ние во вре­мя ми­ро­вой вой­ны» (1916), «Бу­ря и на­тиск в Мюн­хе­не на ру­бе­же ве­ков» (1936). Ав­тор пьес «Тиль Улен­шпи­гель», «Ман­фред» и «Ги­пе­ри­он» (все 1905), «Хри­стос» (1916), а так­же книг и ста­тей по изо­бра­зит. ис­кус­ст­ву.

Библиография

Лит.: Prütting L. Die Revolution des Theaters: Studien über G. Fuchs. Münch., 1971.

 

 

 

Театральная библиотека

ФУКС (Fuchs), Георг (15.VI. 1868 — 16.VI.1949) — нем. драматург, режиссер, теоретик т-ра. Вместе с архитектором М. Литманом, худ. Ф. Эрлером и др. организовал Мюнхенский художественный театра существовавший под его рук. один сезон (1907—08).

Георг Фукс

Ф. пост. здесь спектакли: "Двенадцатая ночь"; "Птицы" Аристофана, "Майская королева" Глюка, собственную пьесу "Тиль Уленшпигель". Наиболее значит, из его режиссерских работ — "Фауст" Гете (1-я часть). В теоретич. работах "Сцена будущего" (1904), "Революция театра" (1909, рус. пер. 1911) Ф. обосновывает свои художеств. принципы. Он считал, что традиционный т-р устарел, переживает кризис, к-рый проявляется в "просветительстве". Ф. выступал против "обличения" и борьбы "партийных течений" на сцене. Целью т-ра, по его мнению, является изображение красоты, т-р должен ориентироваться на изысканный вкус избранной публики. Отрицание идейности т-ра приводит Ф. к отрицанию народности, связи т-ра с литературой. Ф. призывал к возрождению на сцене "праздничных действ" (Festspiele). Выступав против натуралистич. т-ра, Ф. отрицал социальную проблематику, изображение "жизни бедноты", фактически ополчался на принципы реализма. Был противником бытовой точности, историзма в т-ре, считал, что бутафория и традиционные декорации отвлекают зрителя от игры актера. Предлагал перенести в т-р принципы импрессионистской живописи. Ведущей фигурой в т-ре, по мнению Ф., является художник. Освещение, совершенная акустика должны рельефно выделять фигуру актера, его мимику, движение, жесты, голос. Так, объявляя театральность гл. принципом сценич. иск-ва, Ф. пришел к отрицанию идейной сущности т-ра. Ф.-автор комедии "Тиль Уленшпигель" (1899, пост. 1906), трагедии "Манфред" (1902), драмы "Гиперион" (1905), муз. комедии "Дон Кихот" (1911), пьесы "Христос" (1916). Соч. в рус. пер. — Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с рукописи, "ЕИТ", вып. IV, 1909, с. 173- 180; Революция театра, СПБ, 1911; Sturm und Drang in Munchen um die Jahrhundertwende, Munch., 1936. Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX вв., М.-Л., 1939; L i t t m a n M., Das Munchner Kunstlertheater, Munch., 1908. Наш. В.

Георг Фукс. Революция театра: История Мюнхенского Художественного театра. Перев. с нем. Ред. А.Л. Волынский. СПб. Грядущий день. 1911. 287 с.

 

 

aus Wikipedia, der freien Enzyklopädie

Johann Georg Peter Fuchs (* 15. Juni 1868 in Beerfelden, Odenwald; † 16. Juni 1949 in München) war ein deutscher Schriftsteller und Theaterleiter. Zu seinem Werk gehören Kommentare, Tragödien, Erlebnisberichte und theoretische Schriften.

Leben

Georg Fuchs stammte aus einer evangelisch-lutherischen Pfarrerfamilie, er war ein Bruder von Emil Fuchs. Er studierte Germanistik und Kunstgeschichte an der Universität Gießen und an der Universität Leipzig. Seit 1890 wohnte er in München und schrieb Musikkritiken für die Münchner Neuesten Nachrichten. 1908 gründete er das Münchner Künstler-Theater. 1910 gründete er in München das Volksfestspiel.

Verschwörung

Im Zuge der Maßnahmen um die Auflösung der Einwohnerwehren lernte er Augustin Xavier Richert kennen und wurde von diesem für die Rolle des bayrischen Separatisten verpflichtet. Im Rahmen einer Verschwörung nahm er ab Ende Juli 1922 an monatlichen Besprechungen teil. Geplant war, die Regierung Lerchenfeld-Köfering und ab 8. November 1922 die Regierung Knilling zu stürzen und Bayern durch französische Streitkräfte vom Deutschen Reich zu lösen. Der Bayrische Landtag sollte aufgelöst und eine Regierung mit diktatorischen Vollmachten mit Gustav von Kahr, Ernst Pöhner und Franz Ritter von Epp gebildet werden. Die Finanzierung der Verschwörung ging an den Bund Wiking, die Tarnorganisation der Organisation Consul. Regierungsbaumeister Rudolf Schäfer (* 1885), erhielt 35 Millionen Reichsmark, 28.500 Goldmark inflationsbereinigt. Kapitänleutnant Eberhard Kautter erhielt 55 Millionen Reichsmark, 40.000 Goldmark inflationsbereinigt. Im November 1922 wurde als Oberbefehlshaber Generalstabsoffizier Major a. D. Karl Mayr (Völkischer Beobachter) ernannt. Karl Mayr suchte um eine Verlegung des Putschtermins und weitere finanzielle Unterstützung an. Am 28. Februar 1923 wurde das Anliegen Ernst Röhm, Zeugmeister für die Schwarze Reichswehr in München, vorgetragen, worauf neben anderen Fuchs, der Kapellmeister Hugo Machhaus, Redakteur Völkischer Beobachter, Freikorps Oberland, und der Leiter der Münchner Geschäftsstelle des Blücherbundes, Johann Berger, verhaftet wurden.

In einem Prozess vor dem Volksgericht vom Juni bis Juli 1923 unter dem Vorsitz von Georg Neithardt wurde Fuchs zu 12 Jahren Zuchthaus verurteilt. 1927 wurde er aus dem Zuchthaus entlassen.

Werke

  • als Herausgeber: Ernst Elias Niebergall: Dramatische Werke, Gesamtausgabe, 1894
  • Till Eulenspiegel, Kommentar, 1899
  • Manfred, Tragödie, 1902
  • Die Schaubühne der Zukunft, 1904
  • Hyperion, 1905
  • Deutsche Form, 1907
  • Die Revolution des Theaters, 1909
  • Wir Zuchthäusler, Erinnerungen des Zellengefangenen Nr. 2911, 1931
  • Sturm und Drang in München um die Jahrhundertwende, 1936

Literatur

Einzelnachweise

  1. Blücherbund 1922/23. Entstehung und Abspaltung vom Bund Oberland. In: Historisches Lexikon Bayerns (PDF; 8 kB).
  2. Susanne Meinl, Dieter Krüger: Der politische Weg von Friedrich Wilhelm Heinz. Vom Freikorpskämpfer zum Leiter des Nachrichtendienstes im Bundeskanzleramt. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. Jg. 42, Heft 1, Januar 1994, S. 41 Fn. 10 (siehe auch Friedrich Wilhelm Heinz).
  3. Wilhelm Kosch, Carl Ludwig Lang, Konrad Feilchenfeldt: Deutsches Literatur-Lexikon. Das 20. Jahrhundert. S. 1989.

Weblinks

 

 

Примечания


МЮНХЕНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР — немецкий театр. Организован по инициативе группы архитекторов и художников, существовал только один сезон (1907—08). Во главе т-ра стоял реж. Г. Фукс. Выступая против натуралистич. т-ра, руководители Мюнхенского т-ра протестовали против иллюзионной сцены-коробки. В специально построенном летнем театр. здании
Мюнхенского т-ра (арх. М. Литман) зрительный зал был расположен амфитеатром, длинная сцена т-ра (10 м), лишенная глубины (4 м), ограничивалась с боковых сторон башнями; на фоне задней стены, окрашенной в белый цвет, благодаря спец. системе электрич. освещения рельефно выделялись силуэты актеров (отсюда назв.-силуэтная, или рельефная, сцена). Декорации почти отсутствовали, интерьер состоял из нескольких объемных колонн, или пилястров, и занавесей, скульптурные мизансцены подчеркивали схематизм изображения. Гл. место в т-ре было предоставлено художнику, широко использующему эффекты разноцветного освещения. Т-р вел ожесточ. борьбу с реализмом в театр. иск-ве, утверждал эстетику декаданса, его художеств. практика свидетельствовала о кризисе, охватившем нем. т-р в канун 1-й мировой войны.
В репертуаре т-ра были: "Фауст" Гете (1-я часть); "Двенадцатая ночь"; "Театр чудес" Сервантеса, "Птицы" Аристофана.

Лит.: Фукс Г., Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с рукописи Л. Гуревич, "Ежегодник императорских театров", 1909, вып. IV; его же, Революция театра. История Мюнхенского художественного театра, пер. с нем., СПБ, 1911. И. Н.

kuchaknig.ru›show_book.php…Театральная энциклопедия

 

 

См. ► Фукс — 20 век. Однофамильцы



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024