Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Глюкъ (Christoph-Willibald Glück) — знаменитый нѣм. композиторъ (1714—1787). Францiя считаетъ его своимъ, потому что наиболѣе славная его дѣятельность связана съ парижской оперной сценой, для которой онъ написалъ свои лучшiя произведенiя на французскiя слова. Многочисленныя оперы его: «Artaserse», «Demofonte», «Fedra» и пр. были даны въ Миланѣ, Туринѣ, Венецiи, Кремонѣ. Получивъ приглашенiе въ Лондонъ, Г. для театра Hay-Market написалъ двѣ оперы: «La Caduta de Giganti» (1746) и «Artamene» и оперу попурри (pasticcio) «Pyram». Эта послѣдняя имѣла большое влiянiе на дальнѣйшую дѣятельность Г. Всѣ оперы, доставившiя огромный успѣхъ Г., были написаны по итальянскому шаблону, состояли изъ ряда арiй; въ нихъ Г. не обращалъ особаго вниманiя на текстъ. Свою оперу «Руrаm» онъ составилъ изъ отрывковъ прежнихъ оперъ, имѣвшихъ наибольшiй успехъ, подладивъ подъ эти отрывки другой текстъ новаго либретто. Неуспѣхъ этой оперы навелъ Г. на мысль, что только та музыка можетъ производить надлежащее впечатлѣнiе, которая находится въ прямой связи съ текстомъ. Этого принципа онъ сталъ держаться въ слѣдующихъ своихъ произведенiяхъ, усваивая себѣ постепенно болѣе серьезное отношенiе къ декламацiи, вырабатывая до мельчайшихъ подробностей речитатив арiозо и не забывая о декламацiи даже въ арiяхъ.
Стремленiе къ тесной связи между текстомъ и музыкой замѣтно уже въ «Семирамидѣ» (1748). Но болѣе осязательный поворотъ композитора къ оперѣ, какъ къ музыкальной драмѣ, заметенъ въ «Orfeo», «Alceste», «Parid e ed Elena» (1761—64), поставленныхъ въ Венѣ. Реформаторомъ оперы Г. является въ «Iphigenie en Aulide», данной въ Парижѣ съ громаднымъ успѣхомъ (1774). Тамъ же были даны: «Armide» (1777) и «Iphigenie en Tauride» (1779) — величайшее произведенiе Г. Послѣдней оперой Г. была «Echo et Narcisse». Кромѣ оперъ, Г. писалъ симфонiи, псалмы и пр. Всѣхъ оперъ, интермедiй и балетовъ написано Г. болѣе 50. Изъ многочисленныхъ сочиненiй о Г. можно назвать: Siegmeyer, «Ueber den Ritter Glück und seine Werke» (Берлинъ 1825); Riedel, «Ueber die Musik des Ritters Christoph von Glück» (Вѣна, 1775); Schmid, «Christoph Willibald Ritter von Glück" (Лпц., 1854); Solie, «Notice sur Christophe Gluck» (Парижъ, 1840); «Etudes biographiques, anecdotiques et estetiques sur les compositeurs qui ont illustre la scène française» (1853).
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 437
ГЛЮК, Кристоф Виллибальд (1714—87), великий композитор, один из преобразователей европейской оперы 18 в. Немец по происхождению. Ранние годы провёл в Чехии. Реформу оперы начал в Вене («Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767), завершив её в Париже. Г. превратил итал. и франц. оперу в подлинную муз. трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе нового бурж.-демократич. классицизма 18 в. («Ифигения в Авлиде», пост. 1774, «Ифигения в Тавриде», 1779, и др.).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 318
ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714—1787), композитор, один из реформаторов оперы 18 в. Работал в Вене, Париже. Примыкал к венской классич. школе. Превратил оперу в муз. трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе классицизма. Оп. «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779).
ГЛЮК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2022
ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, Бавария – 15.11.1787, Вена), австр. композитор, театральный деятель. По происхождению чех. Сын лесничего. В школьные годы пел в хоре, учился игре на инструментах. В 1731 поступил в Пражский ун-т (ф-т логики и математики), в Праге работал церковным органистом, участвовал в исполнении итал. ораторий. С 1737 жил в Милане, где учился у Дж. Б. Саммартини и в 1741 успешно дебютировал в театре «Реджо дукале» оперой «Артаксеркс» на либр. П. Метастазио. До 1745 писал оперы-сериа для театров Милана, Венеции и Турина, затем заключил контракт с Королевским театром в Лондоне, где в 1746 представил 2 оперы (использовал в них материал своих итал. сочинений). В 1747 посетил Дрезден, Гамбург, Копенгаген с труппой П. Минготти, специализировавшейся на постановках опер-буффа и театрализов. серенад при дворах европ. монархов. В 1749 поступил в труппу Дж. Б. Локателли, игравшую в Новом театре в Праге. Итал. оперы Г. этого периода выделяются некоторой экстравагантностью муз. языка, нарочитым использованием диссонансов («Милосердие Тита», 1752, Неаполь), отступлениями от правил гармонии и контрапункта (известен отзыв Метастазио о Г.: «архивандальная музыка»). Вокальные партии, создававшиеся в сотрудничестве с певцами, рассчитаны на блестящую виртуозную технику пения.
В 1748 на открытии венского «Бургтеатр», перестроенного ко дню рождения имп. Марии Терезии, была с огромным успехом исполнена опера-сериа Г. «Узнанная Семирамида». В 1752 Г. переселился в Вену, став капельмейстером кн. Саксен-Хильдбургхаузенского. В 1755 по приглашению гр. Дж. Дураццо приступил к работе в «Бургтеатр», сначала как руководитель «академий» (концертов), затем как автор балетной музыки, комич. опер для франц. труппы («Мнимая рабыня», 1758) и итал. опер, ставившихся по разл. торжественным поводам. В это время жанровый диапазон творчества Г. значительно расширился. Эпизодически он продолжал сочинять для театров Рима, Болоньи, Флоренции. В 8 комич. операх, написанных в Вене, синтезировал черты франц. комедии и итал. оперы-буффа, приобрёл опыт сочинения музыки на франц. текст. Эти оперы, особенно «Непредвиденная встреча» (1764), позднее исполнявшаяся на нем. языке, повлияли на формирование австр. зингшпиля.
С прибытием в Вену в 1761 поэта Р. Кальцабиджи начался реформаторский этап творчества Г. Первым их совместным произведением стал пантомимный балет «Дон Жуан, или Каменный гость» (1761), который произвёл сенсацию в Вене и всей Европе. Действенной хореографии Д. М. Г. Анджолини отвечали непрерывность развития и драматизм глюковской партитуры. Заключительная чакона (танец фурий) манифестировала «бурю и натиск» в музыке (отзвуки финальных номеров балета заметны в увертюре к опере «Дон Жуан» В. А. Моцарта). Стилевой перелом ознаменовала опера «Орфей и Эвридика» (1762). Г. достиг здесь классич. простоты и ясности структуры, непрерывности муз. развития (все речитативы, вопреки канонам оперы-сериа, исполняются с аккомпанементом оркестра); вокальные партии упрощены и очищены от колоратур. Жанр «театрального празднества» (azione teatrale) позволил Г. интенсивно использовать хоры и пантомимные балеты (хореограф Анджолини). Свойственный художникам-классицистам «греческий вкус» ярко проявился в 1-й сцене оперы, где постановщики стремились воспроизвести античный ритуал погребения. Принципы реформы Г. были систематически изложены в посвящении к следующей опере «Альцеста» (1767, изд. в 1768; см.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв. М., 1971. С. 480–481).
Творческие эксперименты продолжены в «Празднестве Аполлона» (1769), созданном по модели франц. оперы-балета, и в серьёзной франц. опере «Ифигения в Авлиде» (1774, Парижская опера) на либр. Ф. дю Рулле. Подписав контракт с Парижской оперой (1773), Г. за 6 лет представил 4 новые оперы и 4 ранее написанные (в новых редакциях), в т. ч. «Орфей» (трагедия-опера, либр. Кальцабиджи в пер. П. Л. Молина, 1774, Париж), комич. оперы «Волшебное дерево» (либр. Молина, по Ж. Ж. Ваде, 1775, Версаль) и «Осаждённая Цитера» (опера-балет, либр. Ш. С. Фавара, 1775, Париж), «Альцеста» (трагедия-опера, либр. Кальцабиджи в пер. Ф. дю Рулле, 1776, Париж).
В 1779 композитор завершил оперную карьеру и окончательно вернулся в Вену. В 1781–82 «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» были исполнены в честь пребывания в Вене и Париже вел. кн. Павла Петровича с супругой Марией Фёдоровной. К тому времени Г. был давно известен в России (опера «Китаянки», балеты «Дон Жуан» и «Александр» были поставлены в Москве и в С.-Петербурге после венских премьер; в С.-Петербурге в 1782 поставлена опера «Орфей и Эвридика»).
В своей реформаторской деятельности Г. стремился подчинить музыку законам драмы. Успешно и последовательно реализуя эту идею в итал. опере-сериа, франц. муз. трагедии и пантомимном балете, он, по единодушному мнению современников, произвёл революцию в муз. театре. Постановки его опер возбуждали горячие эстетич. и обществ.-идеологич. споры, формировали враждующие группировки художников, зрителей и критиков (известна проходившая в Париже баталия «глюкистов» и сторонников Н. Пиччинни – «пиччиннистов», она отражена в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина; противниками Г. были Ж. Ф. де Лагарп и Ж. Ф. Мармонтель). Вместе с тем реформа Г. идеально сочеталась с традициями франц. оперы (опора на муз. декламацию, большая роль ансамблей, хора, балета, оркестра) и повлияла на развитие муз. театра 19 в. (Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Г. Спонтини, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский). Последователем Г. в Вене был А. Сальери. Антитеза глюковскому пониманию муз. драмы – в операх В. А. Моцарта, исходившего из приоритета музыки. Оперы Г. сохранялись в репертуаре до 1830-х гг. «Глюковский ренессанс» начался с постановки в парижском «Театр лирик» оперы «Орфей и Эвридика» (1859, 1861) в ред. Г. Берлиоза (знатока и ценителя творчества Г.) с П. Виардо-Гарсия в партии Орфея.
В многообразном наследии Г. выделяются 6 реформаторских опер (кроме упомянутых «Орфея и Эвридики» и «Альцесты» также муз. драма «Парис и Елена», либр. Р. Кальцабиджи, 1770, «Бургтеатр»; героич. опера «Армида», либр. Ф. Кино, по Т. Тассо, 1777; трагедия «Ифигения в Тавриде», либр. Гийара, по Гимону де ла Тушу и Еврипиду, 1779; муз. драма «Эхо и Нарцисс», либр. Л. Т. фон Чуди, по Овидию, 1779; все – Парижская опера). Им написаны 19 опер-сериа (преим. на либр. П. Метастазио), 10 серенад, «театральных празднеств», прологов и т. п.; 9 франц. комич. опер; пастиччо и вставные арии для опер др. композиторов; ок. 90 балетов, исполнявшихся в рамках оперных и драматич. спектаклей (авторство Г. для многих сомнительно); песни, в т. ч. «Оды и песни Клопштока» (1774–75, изд. в 1785), духовные сочинения, в т. ч. мотет «Dе profundis clamavi», ок. 20 симфоний, трио-сонаты.
Нотные изд.: Sämtliche Werke / Hrsg. von R. Gerber u. a. Kassel, 1951–.
Соч.: The collected correspondence and papers. L., 1962.
Лит.: Marx A. B. Gluck und die Oper. B., 1863; Wotquenne A. Catalogue thématique des œuvres de Chr. W. von Gluck. Lpz., 1904. Wiesbaden, 1983; Liebeskind J. Ergänzungen und Nachträge zu Wotquennes Thematisches Verzeichnis. Lpz., 1911; Tiersot J. Gluck. 4 éd. P., 1919; Соллертинский И. Глюк. Л., 1937; Кузнецов К. А. «Орфей». Опера Глюка. М., 1939; Gerber R. Chr. W. Gluck. 2. Aufl. Potsdam, 1950; Abert A. A. Chr. W. Gluck. Münch., 1959; Howard P. Gluck and the birth of modern opera. L., 1963; idem. Chr. W. Gluck: a guide to research. N. Y., 1987; idem. Gluck: an eighteenth-century portrait in letters and documents. Oxf., 1995; Ливанова Т. Реформа Глюка и французский оперный театр // Классическое искусство Запада. М., 1966; Белецкий И. К. В. Глюк. Л., 1971; Конен В. Д. Глюк и музыка будущего // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд. М., 1975; Gallarati P. Gluck e Mozart. 2 ed. Torino, 1977; Lesure Р. Querelle des gluckistes et des piccinnistes. Gen., 1984. Vol. 1–2; Einstein A. Gluck. 2nd ed. L., 1987; Рыцарев С. А. К. В. Глюк. М., 1987; Роллан Р. Глюк (по поводу «Альцесты») // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1988. Вып. 3; Brown B. Gluck and the French theatre in Vienna. Oxf., 1991; Сусидко И. П. [Моцарт] и Глюк // Советская музыка. 1991. № 12; Кириллина Л. В. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992. № 4; Климовицкий А. И. Глюк // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII век. Кн. 1; Hopkinson C. A bibliography of the works of C. W. von Gluck. L., 1959/1967.