ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Глюкъ (Christoph-Willibald Glück) — знаменитый нѣм. композиторъ (1714—1787). Францiя считаетъ его своимъ, потому что наиболѣе славная его дѣятельность связана съ парижской оперной сценой, для которой онъ написалъ свои лучшiя произведенiя на французскiя слова. Многочисленныя оперы его: «Artaserse», «Demofonte», «Fedra» и пр. были даны въ Миланѣ, Туринѣ, Венецiи, Кремонѣ. Получивъ приглашенiе въ Лондонъ, Г. для театра Hay-Market написалъ двѣ оперы: «La Caduta de Giganti» (1746) и «Artamene» и оперу попурри (pasticcio) «Pyram». Эта послѣдняя имѣла большое влiянiе на дальнѣйшую дѣятельность Г. Всѣ оперы, доставившiя огромный успѣхъ Г., были написаны по итальянскому шаблону, состояли изъ ряда арiй; въ нихъ Г. не обращалъ особаго вниманiя на текстъ. Свою оперу «Руrаm» онъ составилъ изъ отрывковъ прежнихъ оперъ, имѣвшихъ наибольшiй успехъ, подладивъ подъ эти отрывки другой текстъ новаго либретто. Неуспѣхъ этой оперы навелъ Г. на мысль, что только та музыка можетъ производить надлежащее впечатлѣнiе, которая находится въ прямой связи съ текстомъ. Этого принципа онъ сталъ держаться въ слѣдующихъ своихъ произведенiяхъ, усваивая себѣ постепенно болѣе серьезное отношенiе къ декламацiи, вырабатывая до мельчайшихъ подробностей речитатив арiозо и не забывая о декламацiи даже въ арiяхъ.

Стремленiе къ тесной связи между текстомъ и музыкой замѣтно уже въ «Семирамидѣ» (1748). Но болѣе осязательный поворотъ композитора къ оперѣ, какъ къ музыкальной драмѣ, заметенъ въ «Orfeo», «Alceste», «Parid e ed Elena» (1761—64), поставленныхъ въ Венѣ. Реформаторомъ оперы Г. является въ «Iphigenie en Aulide», данной въ Парижѣ съ громаднымъ успѣхомъ (1774). Тамъ же были даны: «Armide» (1777) и «Iphigenie en Tauride» (1779) — величайшее произведенiе Г. Послѣдней оперой Г. была «Echo et Narcisse». Кромѣ оперъ, Г. писалъ симфонiи, псалмы и пр. Всѣхъ оперъ, интермедiй и балетовъ написано Г. болѣе 50. Изъ многочисленныхъ сочиненiй о Г. можно назвать: Siegmeyer, «Ueber den Ritter Glück und seine Werke» (Берлинъ 1825); Riedel, «Ueber die Musik des Ritters Christoph von Glück» (Вѣна, 1775); Schmid, «Christoph Willibald Ritter von Glück" (Лпц., 1854); Solie, «Notice sur Christophe Gluck» (Парижъ, 1840); «Etudes biographiques, anecdotiques et estetiques sur les compositeurs qui ont illustre la scène française» (1853).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


глюк

ГЛЮК, Кристоф Виллибальд (1714—87), великий композитор, один из преобразователей европейской оперы 18 в. Немец по происхождению. Ранние годы провёл в Чехии. Реформу оперы начал в Вене («Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767), завершив её в Париже. Г. превратил итал. и франц. оперу в подлинную муз. трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе нового бурж.-демократич. классицизма 18 в. («Ифигения в Авлиде», пост. 1774, «Ифигения в Тавриде», 1779, и др.).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714—1787), композитор, один из реформаторов оперы 18 в. Работал в Вене, Париже. Примыкал к венской классич. школе. Превратил оперу в муз. трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе классицизма. Оп. «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779).

 

 

ГЛЮК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ГЛЮК (Gluck) Кри­стоф Вил­ли­бальд (2.7.1714, Эрас­бах, Ба­ва­рия – 15.11.1787, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор, те­ат­раль­ный дея­тель. По про­ис­хож­де­нию чех. Сын лес­ни­че­го. В школь­ные го­ды пел в хо­ре, учил­ся иг­ре на ин­ст­ру­мен­тах. В 1731 по­сту­пил в Праж­ский ун-т (ф-т ло­ги­ки и ма­те­ма­ти­ки), в Пра­ге ра­бо­тал цер­ков­ным ор­га­ни­стом, уча­ст­во­вал в ис­пол­не­нии итал. ора­то­рий. С 1737 жил в Ми­ла­не, где учил­ся у Дж. Б. Сам­мар­ти­ни и в 1741 ус­пеш­но де­бю­ти­ро­вал в те­ат­ре «Ред­жо ду­ка­ле» опе­рой «Ар­так­серкс» на либр. П. Ме­та­ста­зио. До 1745 пи­сал опе­ры-се­риа для те­ат­ров Ми­ла­на, Ве­не­ции и Ту­ри­на, за­тем за­клю­чил кон­тракт с Ко­ро­лев­ским те­ат­ром в Лон­до­не, где в 1746 пред­ста­вил 2 опе­ры (ис­поль­зо­вал в них ма­те­ри­ал сво­их итал. со­чи­не­ний). В 1747 по­се­тил Дрез­ден, Гам­бург, Ко­пен­га­ген с труп­пой П. Мин­гот­ти, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шей­ся на по­ста­нов­ках опер-буф­фа и те­ат­ра­ли­зов. се­ре­над при дво­рах ев­роп. мо­нар­хов. В 1749 по­сту­пил в труп­пу Дж. Б. Ло­ка­тел­ли, иг­рав­шую в Но­вом те­ат­ре в Пра­ге. Итал. опе­ры Г. это­го пе­рио­да вы­де­ля­ют­ся не­ко­то­рой экс­т­ра­ва­гант­но­стью муз. язы­ка, на­ро­чи­тым ис­поль­зо­ва­ни­ем дис­со­нан­сов («Ми­ло­сер­дие Ти­та», 1752, Не­аполь), от­ступ­ле­ния­ми от пра­вил гар­мо­нии и кон­тра­пунк­та (из­вес­тен от­зыв Ме­та­ста­зио о Г.: «ар­хи­ван­даль­ная му­зы­ка»). Во­каль­ные пар­тии, соз­да­вав­шие­ся в со­труд­ни­че­ст­ве с пев­ца­ми, рас­счи­та­ны на бле­стя­щую вир­ту­оз­ную тех­ни­ку пе­ния.

Глюк
К. В. Глюк. Портрет работы Э. Обри. 1772. Лувр (Париж).

В 1748 на от­кры­тии вен­ско­го «Бург­теа­тр», пе­ре­стро­ен­но­го ко дню ро­ж­де­ния имп. Ма­рии Те­ре­зии, бы­ла с ог­ром­ным ус­пе­хом ис­пол­не­на опе­ра-се­риа Г. «Уз­нан­ная Се­ми­ра­ми­да». В 1752 Г. пе­ре­се­лил­ся в Ве­ну, став ка­пель­мей­сте­ром кн. Сак­сен-Хильд­бург­хау­зен­ско­го. В 1755 по при­гла­ше­нию гр. Дж. Ду­рац­цо при­сту­пил к ра­бо­те в «Бур­гтеа­тр», сна­ча­ла как ру­ко­во­ди­тель «ака­де­мий» (кон­цер­тов), за­тем как ав­тор ба­лет­ной му­зы­ки, ко­мич. опер для франц. труп­пы («Мни­мая ра­бы­ня», 1758) и итал. опер, ста­вив­ших­ся по разл. тор­же­ст­вен­ным по­во­дам. В это вре­мя жан­ро­вый диа­па­зон твор­че­ст­ва Г. зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся. Эпи­зо­ди­че­ски он про­дол­жал со­чи­нять для те­ат­ров Ри­ма, Бо­ло­ньи, Фло­рен­ции. В 8 ко­мич. опе­рах, на­пи­сан­ных в Ве­не, син­те­зи­ро­вал чер­ты франц. ко­ме­дии и итал. опе­ры-буф­фа, при­об­рёл опыт со­чи­не­ния му­зы­ки на франц. текст. Эти опе­ры, осо­бен­но «Не­пред­ви­ден­ная встре­ча» (1764), позд­нее ис­пол­няв­шая­ся на нем. язы­ке, по­влия­ли на фор­ми­ро­ва­ние австр. зин­гш­пи­ля.

С при­бы­ти­ем в Ве­ну в 1761 по­эта Р. Каль­ца­бид­жи на­чал­ся ре­фор­ма­тор­ский этап твор­че­ст­ва Г. Пер­вым их со­вме­ст­ным про­из­ве­де­ни­ем стал пан­то­мим­ный ба­лет «Дон Жу­ан, или Ка­мен­ный гость» (1761), ко­то­рый про­из­вёл сен­са­цию в Ве­не и всей Ев­ро­пе. Дей­ст­вен­ной хо­рео­гра­фии Д. М. Г. Анд­жо­ли­ни от­ве­ча­ли не­пре­рыв­ность раз­ви­тия и дра­ма­тизм глю­ков­ской пар­ти­ту­ры. За­клю­чи­тель­ная ча­ко­на (та­нец фу­рий) ма­ни­фе­сти­ро­ва­ла «бу­рю и на­тиск» в му­зы­ке (от­зву­ки фи­наль­ных но­ме­ров ба­ле­та за­мет­ны в увер­тю­ре к опе­ре «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та). Сти­ле­вой пе­ре­лом оз­на­ме­но­ва­ла опе­ра «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» (1762). Г. дос­тиг здесь клас­сич. про­сто­ты и яс­но­сти струк­ту­ры, не­пре­рыв­но­сти муз. раз­ви­тия (все ре­чи­та­ти­вы, во­пре­ки ка­но­нам опе­ры-се­риа, ис­пол­ня­ют­ся с ак­ком­па­не­мен­том ор­ке­ст­ра); во­каль­ные пар­тии уп­ро­ще­ны и очи­ще­ны от ко­ло­ра­тур. Жанр «те­ат­раль­но­го празд­не­ст­ва» (azio­ne te­at­rale) по­зво­лил Г. ин­тен­сив­но ис­поль­зо­вать хо­ры и пан­то­мим­ные ба­ле­ты (хорео­граф Анд­жо­ли­ни). Свой­ст­вен­ный ху­дож­ни­кам-клас­си­ци­стам «гре­че­ский вкус» яр­ко про­явил­ся в 1-й сце­не опе­ры, где по­ста­нов­щи­ки стре­ми­лись вос­про­из­ве­сти ан­тич­ный ри­ту­ал по­гре­бе­ния. Прин­ци­пы ре­фор­мы Г. бы­ли сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­же­ны в по­свя­ще­нии к сле­дую­щей опе­ре «Аль­це­ста» (1767, изд. в 1768; см.: Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка За­пад­ной Ев­ро­пы XVII–XVIII вв. М., 1971. С. 480–481).

Твор­че­ские экс­пе­ри­мен­ты про­дол­же­ны в «Празд­не­ст­ве Апол­ло­на» (1769), соз­дан­ном по мо­де­ли франц. опе­ры-ба­ле­та, и в серь­ёз­ной франц. опе­ре «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» (1774, Па­риж­ская опе­ра) на либр. Ф. дю Рул­ле. Под­пи­сав кон­тракт с Па­риж­ской опе­рой (1773), Г. за 6 лет пред­ста­вил 4 но­вые опе­ры и 4 ра­нее на­пи­сан­ные (в но­вых ре­дак­ци­ях), в т. ч. «Ор­фей» (тра­ге­дия-опе­ра, либр. Каль­ца­бид­жи в пер. П. Л. Мо­ли­на, 1774, Па­риж), ко­мич. опе­ры «Вол­шеб­ное де­ре­во» (либр. Мо­ли­на, по Ж. Ж. Ва­де, 1775, Вер­саль) и «Оса­ж­дён­ная Ци­те­ра» (опе­ра-ба­лет, либр. Ш. С. Фа­ва­ра, 1775, Па­риж), «Аль­це­ста» (тра­ге­дия-опе­ра, либр. Каль­ца­бид­жи в пер. Ф. дю Рул­ле, 1776, Па­риж).

В 1779 ком­по­зи­тор за­вер­шил опер­ную карь­е­ру и окон­ча­тель­но вер­нул­ся в Ве­ну. В 1781–82 «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка», «Аль­це­ста», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» и «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» бы­ли ис­пол­не­ны в честь пре­бы­ва­ния в Ве­не и Па­ри­же вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча с суп­ру­гой Ма­ри­ей Фё­до­ров­ной. К то­му вре­ме­ни Г. был дав­но из­вес­тен в Рос­сии (опе­ра «Ки­та­ян­ки», ба­ле­ты «Дон Жу­ан» и «Алек­сандр» бы­ли по­став­ле­ны в Мо­ск­ве и в С.-Пе­тер­бур­ге по­сле вен­ских пре­мьер; в С.-Пе­тер­бур­ге в 1782 по­став­ле­на опе­ра «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка»).

В сво­ей ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти Г. стре­мил­ся под­чи­нить му­зы­ку за­ко­нам дра­мы. Ус­пеш­но и по­сле­до­ва­тель­но реа­ли­зуя эту идею в итал. опе­ре-се­риа, франц. муз. тра­ге­дии и пан­то­мим­ном ба­ле­те, он, по еди­но­душ­но­му мне­нию со­вре­мен­ни­ков, про­из­вёл ре­во­лю­цию в муз. те­ат­ре. По­ста­нов­ки его опер воз­бу­ж­да­ли го­ря­чие эс­те­тич. и об­ществ.-идео­ло­гич. спо­ры, фор­ми­ро­ва­ли вра­ж­дую­щие груп­пи­ров­ки ху­дож­ни­ков, зри­те­лей и кри­ти­ков (из­вест­на про­хо­див­шая в Па­ри­же ба­та­лия «глю­ки­стов» и сто­рон­ни­ков Н. Пич­чин­ни – «пич­чин­ни­стов», она от­ра­же­на в «Пись­мах рус­ско­го пу­те­ше­ст­вен­ни­ка» Н. М. Ка­рам­зи­на; про­тив­ни­ка­ми Г. бы­ли Ж. Ф. де Ла­гарп и Ж. Ф. Мар­мон­тель). Вме­сте с тем ре­фор­ма Г. иде­аль­но со­че­та­лась с тра­ди­ция­ми франц. опе­ры (опо­ра на муз. дек­ла­ма­цию, боль­шая роль ан­самб­лей, хо­ра, ба­ле­та, ор­ке­ст­ра) и по­влия­ла на раз­ви­тие муз. те­ат­ра 19 в. (Л. Ке­ру­би­ни, Л. ван Бет­хо­вен, Г. Спон­ти­ни, Р. Ваг­нер, М. П. Му­сорг­ский). По­сле­до­ва­те­лем Г. в Ве­не был А. Саль­е­ри. Ан­ти­те­за глю­ков­ско­му по­ни­ма­нию муз. дра­мы – в опе­рах В. А. Мо­цар­та, ис­хо­див­ше­го из при­ори­те­та му­зы­ки. Опе­ры Г. со­хра­ня­лись в ре­пер­туа­ре до 1830-х гг. «Глю­ков­ский ре­нес­санс» на­чал­ся с по­ста­нов­ки в па­риж­ском «Те­атр ли­рик» опе­ры «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» (1859, 1861) в ред. Г. Бер­лио­за (зна­то­ка и це­ни­те­ля твор­че­ст­ва Г.) с П. Ви­ар­до-Гар­сия в пар­тии Ор­фея.

В мно­го­об­раз­ном на­сле­дии Г. вы­де­ляют­ся 6 ре­фор­ма­тор­ских опер (кро­ме упо­мя­ну­тых «Ор­фея и Эв­ри­ди­ки» и «Аль­це­сты» так­же муз. дра­ма «Па­рис и Еле­на», либр. Р. Каль­ца­бид­жи, 1770, «Бур­гтеа­тр»; ге­ро­ич. опе­ра «Ар­ми­да», либр. Ф. Ки­но, по Т. Тас­со, 1777; тра­ге­дия «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», либр. Гий­а­ра, по Ги­мо­ну де ла Ту­шу и Ев­ри­пи­ду, 1779; муз. дра­ма «Эхо и Нар­цисс», либр. Л. Т. фон Чу­ди, по Ови­дию, 1779; все – Па­риж­ская опе­ра). Им на­пи­са­ны 19 опер-се­риа (пре­им. на либр. П. Ме­та­ста­зио), 10 се­ре­над, «те­ат­раль­ных празд­неств», про­ло­гов и т. п.; 9 франц. ко­мич. опер; пас­тич­чо и встав­ные арии для опер др. ком­по­зи­то­ров; ок. 90 ба­ле­тов, ис­пол­няв­ших­ся в рам­ках опер­ных и дра­ма­тич. спек­так­лей (ав­тор­ст­во Г. для мно­гих со­мни­тель­но); пес­ни, в т. ч. «Оды и пес­ни Клоп­што­ка» (1774–75, изд. в 1785), ду­хов­ные со­чи­не­ния, в т. ч. мо­тет «Dе pro­fundis clamavi», ок. 20 сим­фо­ний, трио-со­на­ты.

Нот­ные изд.: Sämtliche Werke / Hrsg. von R. Gerber u. a. Kassel, 1951–.

Соч.: The collected correspondence and papers. L., 1962.

Лит.: Marx AB. Gluck und die Oper. B., 1863; Wotquenne A. Catalogue thématique des œuvres de Chr. W. von Gluck. Lpz., 1904. Wiesbaden, 1983; Liebeskind J. Ergänzungen und Nachträge zu Wotquennes Thematisches Verzeichnis. Lpz., 1911; Tiersot J. Gluck. 4 éd. P., 1919; Сол­лер­тин­ский И. Глюк. Л., 1937; Куз­не­цов КА. «Ор­фей». Опе­ра Глю­ка. М., 1939; Ger­ber R. Chr. W. Gluck. 2. Aufl. Pots­dam, 1950; Abert AA. Chr. W. Gluck. Münch., 1959; Howard P. Gluck and the birth of modern opera. L., 1963; idem. Chr. W. Gluck: a guide to research. N. Y., 1987; idem. Gluck: an eighteenth-century por­trait in letters and documents. Oxf., 1995; Ли­ва­но­ва Т. Ре­фор­ма Глю­ка и фран­цуз­ский опер­ный те­атр // Клас­си­че­ское ис­кус­ст­во За­па­да. М., 1966; Бе­лец­кий И. К. В. Глюк. Л., 1971; Ко­нен В. Д. Глюк и му­зы­ка бу­ду­ще­го // Ко­нен В. Д. Этю­ды о за­ру­беж­ной му­зыке. 2-е изд. М., 1975; Gal­la­ra­ti P. Gluck e Mozart. 2 ed. To­rino, 1977; Lesure Р. Querelle des gluckistes et des piccinnistes. Gen., 1984. Vol. 1–2; Einstein A. Gluck. 2nd ed. L., 1987; Ры­ца­рев С. А. К. В. Глюк. М., 1987; Рол­лан Р. Глюк (по по­во­ду «Аль­це­сты») // Рол­лан Р. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1988. Вып. 3; Brown B. Gluck and the French the­atre in Vienna. Oxf., 1991; Су­сид­ко И. П. [Мо­царт] и Глюк // Со­вет­ская му­зы­ка. 1991. № 12; Ки­рил­ли­на ЛВ. Ор­физм и опе­ра // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1992. № 4; Кли­мо­виц­кий АИ. Глюк // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII век. Кн. 1; Hopkin­son C. A bibliography of the works of C. W. von Gluck. L., 1959/1967.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024