Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 527
ОБРАЗОВАНИЕ в педагогике, усвоение общих и спец. знаний, умений и навыков и развитие на этой основе познавательных способностей учащихся, формирование их мировоззрения и подготовка к практической жизни. В широком смысле — объём общих или спец. знаний, приобретаемый путём обучения в уч. заведениях или путём самообразования. Различают О.: общее и специальное (по характеру знаний); низшее, среднее и высшее (по объёму знании). В СССР и странах народной демократии О. служит целям экономич., политич. и культурного подъёма народов, интересам поддержания мира и дружбы между народами всех стран. в эксплуататорских обществах О. находится в руках господствующих классов и, являясь их привилегией, служит целям материального и духовного порабощения трудящихся.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 920
ОБРАЗОВАНИЕ, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Осн. путь получения О.— обучение в уч. заведениях, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение в О. имеют также самообразование, культ.-просвет. учреждения, участие в обществ.-трудовой деятельности. Уровень общего и спец. (профессионального) О. обуславливается требованиями произ-ва, обществ. отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986
ОБРАЗОВА´НИЕ 2, -я, ср. 1. Обучение, просвещение. Граждане СССР имеют право на о. Народное о. 2. Совокупность знаний, полученных специальным обучением. Высшее о. Среднее о. Специальное о. Дать о. кому-н.
ОБРАЗО´ВАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, -нна. Получившись, имеющий образование 2 (во 2 знач.), имеющий разносторонние знания. Образованная женщина. || сущ. образованность, -и, ж.
ОБРАЗОВА´ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Содействующий образованию, просвещению. Образовательные экскурсии. ♦ Образовательный ценз — уровень образования, необходимый для получения каких-н. прав.
Большая российская энциклопедия. Том 23. — Москва, 2013. — С. 529. Электронная версия
ОБРАЗОВА́НИЕ, процесс педагогически организованной социализации, объединяющий обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. О. – одно из фундам. прав человека. Социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность совр. квалифицир. труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации О. В процессе О. развивающаяся личность приобретает опыт, знания, навыки деятельности, которые рассматриваются в совр. педагогич. науке не только как цель О., но и как важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и включение её в социально ценную деятельность, предполагающую разл. возможности самообразования.
Классификация видов О. осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в его системе способностей (общее образование, специальное и профессиональное образование) и по уровням сложности (дошкольное, школьное, высшее и др.).
Цели О. соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Преобладающие в том или ином обществе социальные отношения активно влияют на О., поддерживая те или иные образоват. институты, определённые модели учебно-воспитат. процесса.
Формирование и поддержание образоват. мотивов личности – одна из осн. задач педагогов и психологов. О. развивает в человеке способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке, что имеет большое значение для становления творч. установок личности. Отвечая разл. возрастной структуре потребностей и способностей, содержание О. развёртывается от преимущественно эмоционально переживаемых детьми представлений к рефлективно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитат. процессе (концентрически и линейно). Педагогически обоснованный отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познават., эмоционально-ценностных, волевых и физич. качеств личности. Содержание и методы О. призваны обеспечить полноценное «проживание» отд. возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения культуры и видов деятельности, а также развитие разл. способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и обществ. отношений.
Библиография
Лит.: Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995; Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000; Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2003; Образование человека: философия образования: семинар / Авт.-сост., ред. М. Н. Кожевникова. СПб., 2011.
Образова́ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ