ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Вiолончель (Violoncello, сокращенно Cello) — инструментъ, среднiй между альтомъ и контрабасомъ; имѣетъ увеличенную форму альта. Онъ замѣнилъ старинный инструментъ viola di Gamba (см. это слово). Строй такой же, какъ и у альта (см. Вiола), но только октавой ниже. Звуковой объемъ его очень большой, въ три съ половиною октавы. Партiя пишется въ ключѣе fa, a для высокихъ нотъ — въ теноровомъ ключѣ и въ ключѣ sol. Вiолончель — одинъ изъ самыхъ благодарныхъ инструментовъ, какъ въ соло, такъ и въ оркестрѣ. Это инструментъ мелодичный; послѣ скрипки онъ самый богатый по средствамъ среди группы струнныхъ смычковыхъ инструментовъ.           Н. С.

 

 

виолончельЭнциклопедический Словарь. 1953—1955


ВИОЛОНЧЕЛЬ, струнный смычковый муз. инструмент. По размерам больше скрипки и альта, при игре опирается на пол. Имеет четыре струны, строй квинтовый, на октаву ниже альта. Звук певучий, выразительный. В. появилась в 16 в.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. viloncello), муз. инструмент скрипичного сем. басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 вв. Классич. образцы созд. итал. мастерами 17—18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 5. — Москва, 2006. — С. 364. Электронная версия


ВИОЛОНЧЕ́ЛЬ (итал. violoncello), струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По конструкции близок скрипке (отличается бо́льшими размерами). Длина корпуса 75–77 см. Строй на октаву ниже альта: «до» – «соль» большой – «ре» – «ля» малой октавы. Диапазон ок. 5 октав – больше, чем у др. инструментов скрипичного семейства. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах. Обладает уникальным регистровым разнообразием.

Инструменты типа В. появились на рубеже 15–16 вв. в Италии в результате преобразования инструментов семейства виол. Суть конструктивных изменений заключалась в поисках наиболее совершенного акустически тенорового инструмента. Наиболее ранние из сохранившихся образцов В. были изготовлены в Брешии во 2-й пол. 16 в. В 16–17 вв. мастерами Кремоны создан классич. тип В., лучшими в 17 в. считаются инструменты Н. Амати. Виолончели А. Страдивари с ярким звуком тенорового тембра – вершинная форма инструмента. В 17–19 вв. работали выдающиеся мастера и династии мастеров: К. Бергонци, Гваданини, Гварнери, Руджери, Д. Монтаньян (Италия), Н. Люпо, Ж. Б. Вильом (Франция), Я. Штайнер (Германия). В манере Штайнера работало большинство представителей Союза мастеров струнных инструментов Миттенвальда (Бавария), организованного в 1684 и существовавшего до кон. 19 в. Одним из основателей этого крупного центра был М. Клотц – родоначальник династии, которая работала в Миттенвальде на протяжении ок. 200 лет. В России великолепно звучащие инструменты делали И. А. Батов, Н. Ф. Киттель, Т. Ф. Подгорный.

Виолончель работы А. Страдивари. Верхняя дека; головка (вид сбоку). 1733. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

В. начала приобретать самостоятельность в ряду струнных инструментов с 17 в. и постепенно входила в группу солирующих инструментов (напр., в 12 кончерто гроссо ор. 6 А. Корелли, изданных в 1714). В сочинениях И. С. Баха В. применяется как облигатный инструмент в кантатах, в «Бранденбургских» концертах (в ряде кантат использована 5-струнная В.-пикколо). 6 сюит Баха для В. соло (1717–23) – единственный опыт использования В. как сольного полифонич. инструмента. Важная роль в развитии виолончельного иск-ва принадлежит Л. Боккерини. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта В. – обязательная участница струнной группы симфонич. оркестра, квартета, квинтета. Весьма развёрнута партия В. в квартетах Й. Гайдна (ор. 50, 54, 55), В. А. Моцарта (3 последних), Л. ван Бетховена (все квартеты). В симфонич., оперных и балетных партитурах нередко используются возможности ансамбля В. и В. соло; в симфонич. поэме Р. Штрауса «Дон Кихот» (1897) В. трактуется как гл. «герой» произведения. Популярность у исполнителей сохраняют концерты для В. с оркестром Р. Шумана (1850, первый исполнитель – Д. Поппер), К. Сен-Санса (1872), Э. Лало (1876), А. Дворжака (1895). Выразительные возможности В. использованы в Тройном концерте Бетховена (1804), Двойном концерте И. Брамса (1887). Выдающиеся произведения рус. музыки – Вариации на тему рококо для В. с оркестром П. И. Чайковского (1876), Концерт Н. Я. Мясковского (1944), Симфония-концерт С. С. Прокофьева (1952).

Крупнейшие виолончелисты 19–20 вв.: Б. Ромберг (открыл эпоху виртуозно-романтич. исполнительства), А. К. Пиатти, А. Ф. Серве, К. Ю. Давыдов (глава рус. школы 19 в.), А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович, С. М. Козолупов (основоположник сов. школы), П. Касальс, Г. Касадо, П. Фурнье, М. Марешаль, П. Тортелье, Г. Пятигорский, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Н. Шаховская, Н. Г. Гутман, М. Э. Хомицер и др.

Библиография

Лит.: Straeten E. van der. The history of the violoncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1–2 (Repr. – 1971); Wasielewski W. Y. von. Das Violoncello und seine Geschichte. 3. Aufl. Lpz., 1925. Wiesbaden, 1968; Forino L. Il violoncello, il violoncellista ed i violoncellisti. 2 ed. Mil., 1930. Mil., 1989; Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В 4 кн. М.; Л., 1950–1978; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Лазько А. Виолончель. М., 1965; Pleeth W. Cello. N. Y., 1982; Cowling E. The Cello. 2nd ed. N. Y., 1983.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024