ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. 1978


АЛЬТЪ м. итал. голосъ между дискантомъ и теноромъ; низкiй женскiй голосъ, || родъ скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболѣе скрыпки, съ убавкой тонкой струны и съ прибавкою баска. Альтовый ключъ, нотный, между дискантовымъ и басовымъ. Альтистый голосъ, низкiй, близкiй къ альту. Альтистъ м. —тка ж. кто поетъ или играетъ альта. Альтана ж. зап. бельведеръ, бесѣдка, теремокъ, вышка. Альтиметрiя, часть тригонометрiи, наука измѣренiя высотъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АЛЬТ, 1) низкий детский голос. 2) Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или низкими женскими (меццо-сопрано, контральто) голосами. 3) Инструмент типа скрипки (строй на квинту ниже). 4) А. (или альтгорн) — медный духовой инструмент.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


Альт (итал. alto, букв. — высокий), струнный смычковый муз. инстр-т скрипич. семейства, больше скрипки.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 1. — Москва, 2005. — С. 566. Электронная версия


Альт работы А. Страдивари (2 стороны). 1715. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

АЛЬТ (нем. Alt, итал. alto, от лат. altus – высокий), 1) партия (голос), расположенная между тенором и сопрано. В раннем многоголосии (12–14 вв.) была верхней (исполнялась высокими мужскими голосами; отсюда назв.). См. также Контратенор. 2) Низкий женский или детский голос (диапазон от «соль» малой октавы до «ми» 2-й октавы), а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле, реже сольная. См. также Контральто. 3) Струнный смычковый инструмент, средний по звучанию в скрипичном семействе. Итал. назв. виола (viola) и нем. браче (Bratsche) восходят к назв. «виола да браччо», применявшемуся к А. в 17 – нач. 18 вв. в Италии и Германии. Назв. «А.» может быть связано с «альто виолина» и «альто виола» – итал. назв. инструмента 16–18 вв., что в свою очередь связывается с назв. голоса хорового многоголосия. Внешне А. похож на скрипку, отличаясь бо́льшими размерами. Длина корпуса 38–48 см. Строй на квинту ниже скрипичного: «до» – «соль» малой октавы – «ре» – «ля» 1-й октавы. Нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Техника игры близка скрипичной, отличаясь гл. обр. широтой позиций. А. появился в 1-й четв. 16 в., возможно, как результат эволюции инструментов, относящихся к семейству виол (фидельребек, лира да браччо). Первые А. были построены в Брешии и Кремоне. Конструкция А., установившаяся к кон. 16 в. в инструментах А. Амати и Гаспаро да Сало, до настоящего времени признаётся канонической. В 17–19 вв. работали непревзойдённые мастера по изготовлению альтов, скрипок и виолончелей: династии и семейства АматиГварнери, Гваданини, а также А. Страдивари, П. Руджери, Д. и П. Маджини, К. Тесторе, П. Гранчино (Италия), Я. Штайнер (Германия), Ж. Вильом (Франция), И. А. Батов (Россия). В 1-й пол. 20 в. конструкцию А. разрабатывал Т. Ф. Подгорный. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта А. – обязательный участник струнной группы симфонич. оркестра, квартета, квинтета. При этом на протяжении 18–19 вв. написано лишь неск. выдающихся произведений для солирующего А.: Концертная симфония для скрипки и А. с оркестром Моцарта (1779), симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза (1834), 2 сонаты для А. (или кларнета) с фп. И. Брамса (1894). В 20 в., когда изменился взгляд на худож. и технич. возможности инструмента, создан сольный репертуар: Соната П. Хиндемита (1939), Концерт Б. Бартока (1945), Соната Д. Д. Шостаковича (1975), Соната-песня А. И. Хачатуряна (1976) и др. Крупнейшие альтисты 20 в.: М. Вьё, Л. Тёртис, П. Хиндемит, В. В. Борисовский, У. Примроуз; в России школу Борисовского представляют Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Ю. А. Тканов. 4) Медный духовой инструмент семейства саксгорнов, сконструированных бельг. мастером А. Саксом в сер. 19 в. Инструмент в строе Es (in Es; «ми-бемоль»), транспонирующий на большую сексту вниз. Записывается в скрипичном ключе. Диапазон (по звучанию) от «ля» большой октавы до «си-бемоль» первой. Используется в совр. духовом оркестре. Простота игры на этом инструменте способствует его популярности среди начинающих исполнителей духовых оркестров. Существуют также альтовые разновидности семейства бюгельгорнов (А., или альтгорн), саксофонов (альт-саксофон), гобоев (альтовый гобой, или английский рожок), кларнетов (бассетгорн), флейт (альтовая флейта) и др.

Библиография

Лит.: Понятовский С. Альт. М., 1974; Me nuhin J., Primrose W. Violin und Viola. L., 1976; Riley M. W. The history of the viola. Ann Arbor, 1980; Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. 4-е изд. М., 1983; Dalton D. Plaing the viola: conversation with William Primrose. Oxf., 1988.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024