Настольный календарь колхозника 1939 год. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство колхозной и совхозной литературы. — С. 44—46
СССР — страна социалистического, самого крупного в мире сельского хозяйства
Сельское хозяйство в царской России было крайне отсталым. Многомиллионное трудовое крестьянство жило в нищете и темноте.
Крестьянин царской России вел свое нищенское хозяйство на жалких клочках земли.
До революции два миллиона бедняков направлялось ежегодно на заработки на юг — наниматься батраками к кулакам и помещикам.
Дo революции среди крестьянских дворов было: бедняцких 65%, середняцких 20%, кулацких 15%.
Из всего числа крестьянских дворов было: безлошадных 30%, безынвентарных 34%, беспосевных 15%.
Урожайность полей была крайне низкой. Деревня была мачехой для крестьянина, находившегося в кабале у помещика, кулака, купца и ростовщика.
Великая Октябрьская Социалистическая революция, социалистическая индустриализация страны и победа колхозного строя в корне изменили положение.
Благодаря неустанным заботам коммунистической партии и советской власти сельское хозяйство нашей страны добилось огромных, невиданных успехов.
О замечательной победе колхозного строя говорит следующая таблица:
Победа социалистической индустриализации страны обеспечила техническое перевооружение сельского хозяйства СССР.
Коммунистическая партия и советское правительство за годы сталинских пятилеток создали огромное количество машинно-тракторных станций. Вот как росла численность МТС и их тракторного парка:
Машинно-тракторные станции в последние годы стали крупными индустриальными предприятиями с огромным количеством сложных сельскохозяйственных машин. Число их беспрерывно растет.
Механизация сельскохозяйственного производства в СССР достигла очень высокого уровня. Так, в 1930 г. тракторами обрабатывалось только 27,4% посевной площади колхозов, а в августе 1937 г. — уже 91,5%.
Партия большевиков еще задолго до коллективизации развернула широкое строительство совхозов. В СССР имеется 4 137 совхозов с 2,2-млн. армией рабочих и служащих. Совхозы вооружены самой передовой техникой. Почти вся уборочная площадь колосовых в совхозах убирается комбайнами.
Наше социалистическое сельское хозяйство — самое крупное в мире. В СССР на один колхоз приходится в среднем 497 га земли, на совхоз — 2 703 га. А в Америке, где существует самое крупное капиталистическое сельское хозяйство, в среднем на одно хозяйство приходится 20—21 га земли.
В царской России хлеб находился главным образом в руках помещиков и кулаков. Середняки и бедняки имели всего лишь 369 млн. пудов товарного хлеба, что составляло 28,4%, в руках кулаков находилось 650 млн. пудов (50%), у помещиков — 281,6 млн. пудов (21,6%). Ныне социалистические предприятия в сельском хозяйстве (колхозы и совхозы) стали производителями почти всего товарного хлеба.
Одни лишь колхозы (без совхозов) дали стране товарного хлеба в 1937 г. свыше 1 млрд. 700 млн. пудов, т. е. минимум на 400 млн. пудов больше, чем помещики, кулаки и крестьяне, вместе взятые, в 1913 г.
Колхозы и совхозы, вооруженные новейшей техникой, осваивая новые земли, быстро расширяют посевные площади.
Быстро растут и посевы ржи, овса, ячменя, проса, риса.
Из года в год повышается урожайность колхозных совхозных полей.
Колоссально возросло производство зерна. Если до войны в царской России производилось не более 4—5 млрд. пудов зерна, то в 1937 г. СССР получил около 7 млрд. пудов.
Стахановцы и ударники социалистических полей, колхозники и рабочие совхозов с энтузиазмом борются за быстрейшее выполнение задания товарища Сталина о ежегодном производстве зерна в размере 7—8 миллиардов пудов.
Быстро растут сборы и других сельскохозяйственных культур. Производство хлопка-сырца с 44 млн. пудов в 1913 г. выросло до 154 млн. пудов в 1937г. производство льна (волокно) с 19 млн. пудов — до 31 млн. пудов; производство свеклы с 654 млн. пудов — до 1 311 млн. пудов; производство масличных культур с 129 млн. пудов — до 306 млн. пудов.
По размерам продукции сахарной свеклы и льна СССР занимает первое место в мире.
Гигантский рост продукции хлопка обеспечил полке освобождение нашей текстильной промышленности от иностранной зависимости.
Коренным образом изменилось географическое размещение сельскохозяйственных культур. Раньше пшеница производилась главным образом на Украине, в степной части Крыма, на Северном Кавказе, в Поволжье, в Западной Сибири и на южном Урале. Теперь пшеница сеется во всех республиках, краях и областях СССР. Старое деление страны на области «производящие» и «потребляющие» уничтожено. Теперь и центральные и северные области стали производящими.
Раньше хлопчатник культивировался только в Средней Азии и восточном Закавказье. Ныне, при огромном росте посевных площадей на поливных землях Средней Азии и Азербайджана, хлопчатник выращивается и в степях южной Украины, Крыма, Ростовской области, Краснодарского и Орджоникидзевского края, в Грузии и Армении. Значительно выросли посевные площади хлопчатника в Казахстане и Киргизии. Успешно возделывается высокосортные египетские сорта хлопка.
Сахарная свекла теперь возделывается колхозами и совхозами южного Казахстана. Киргизии, Грузии, Краснодарского, Орджоникидзевского, Алтайского и Дальне-Восточного краев.
Социалистическое сельское хозяйство Страны Советов быстро осваивает ряд совершенно новых культур. Новые волокнистые культуры — кенаф и кендырь — выращиваются в Узбекистане, Киргизии и Азербайджане, соя — в Дальне-Восточном крае, зерновое сорго — в Краснодарском и Орджоникидзевском краях, в Поволжье, Крыму и на юге Украины. В Грузии и на юге Средней Азии осваивается ряд субтропических культур — чай, мандарины, лимоны, апельсины и др.
Замечательным достижением социалистического сельского хозяйства является освоение ряда сельскохозяйственных культур на крайнем Севере, за полярным кругом. На Кольском полуострове, Игарке и в других местах выращивают ныне не только овощи и картофель, но и зерновые культуры, включая пшеницу. СССР имеет самое северное в мире земледелие.
Животноводство СССР, потерпев урон в реорганизационный период, находится сейчас на крутом подъеме.
Количество колхозных товарных ферм увеличилось за последние 4 года с 136,2 тыс. до 374,6 тыс.
За последние 4 года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 52%, овец и коз — на 82%, свиней — на 1237.
За 1937 г. поголовье крупного рогатого скота увеличилось с 47,5 млн. голов до 50,9 млн., коров — с 20,9 млн. до 22,7 млн., овец и коз — с 53,8 млн. до 66,6 млн., свиней — с 20 млн. до 25,7 млн., поголовье лошадей увеличилось на 2,1%.
Коммунистическая партия и советское правительство прилагали и прилагают огромные усилия, чтобы помочь колхозникам и колхозницам обзавестись скотом. Начиная с 1933 г. до 1937 г. совхозы продали колхозам и колхозникам по льготным ценам с предоставлением кредита 1 118 тыс. коров и телок, 1 546 тыс. свиней и поросят и 2 393 тыс. овец и ягнят. Колхозными фермами за это же время продано колхозникам по льготным ценам, с предоставлением кредита, 1 408 тыс. коров и телок, 10 696 тыс. свиней и поросят и 3 237 тыс. овец и ягнят. Бескоровным колхозникам продано на льготных условиях 3 336 тыс. телок, законтрактованных у колхозников и единоличников. Количество скота в личном пользовании колхозников и колхозниц быстро увеличивается.
В ожесточенной борьбе с кулачеством и троцкистско-бухаринскими агентами фашизма мы построили и укрепили колхозы. Беспощадно истребляя троцкистско-бухаринских вредителей, диверсантов и шпионов, мы завоевываем новые победы колхозного строя, успешно добиваясь обилия сельскохозяйственных продуктов в нашей свободной и цветущей стране социализма.
Социалистический транспорт
В царской России железнодорожный, морской и речной транспорт стоял на низком уровне. Протяжение железных дорог царской России в 1913 г. составляло 58,5 тыс. км. Большая часть их (более 80%) приходилась на европейскую часть России. Огромнейшие пространства Севера, Сибири, Средней Азии оставались почти без железных дорог, были совершенно оторваны от развитых центров. Крайне несовершенна была и вся дореволюционная техника ж.-д. транспорта: паровозы, вагоны, сигнализация, связь и т. п.
Наша страна обладает огромными возможностями для развития речного и морского транспорта. Ее омывают 13 морей и два океана, две трети ее границ — морские. Она богата глубоководными реками, имеющими спокойное, удобное для судоходства течение. Однако эти возможности в царской России не использовались. Морской грузооборот обслуживался главным образом иностранными судами. Внутренние водные пути находились в плачевном состоянии.
Гужевой транспорт, и тот в царской России не мог получить должного развития из-за плохих дорог. О воздушном и автомобильном транспорте и говорить не приходится — его вовсе не было в царской России.
Теперь наша страна стала великой транспортной державой.
К 1938 г. длина железнодорожных путей СССР выросла по сравнению с 1913 г. в 11/2 раза и составляет около 90 000 км. СССР по длине железнодорожных путей занимает второе место в мире, после США.
За годы сталинских пятилеток большевики построили почти половину того, что царская Россия построила за 80 лет (первая железная дорога появилась в России в 1837 г.). Построены: Туркестано-Сибирская железная дорога (1 442 км), соединившая среднеазиатские союзные республики с Сибирью; железная дорога к новому дальневосточному городу Комсомольску; перестроен Великий Сибирский путь; построена мощная магистраль Москва—Донбасс (1 195 км); железные дороги Троицк—Орск (898 км) с ответвлением Карталы—Магнитная (145 км), Ленинск—Новосибирск (295 км), Свердловск—Курган (248 км), Боровое—Акмолинск—Караганда (460 км), Уральск—Илецк (331 км), Карагнда—Балхаш и многие другие.
Партия и правительство провели глубокую техническую перестройку ж.-д. транспорта. Социалистическая промышленность снабжает транспорт новыми, технически совершенными паровозами и вагонами, рельсами, новейшими средствами сигнализации и связи. Производство паровозов увеличилось по сравнению с 1913 г. больше чем в 4 раза. Выпускаются — около (1 000 штук в год — невиданные раньше в царской России мощные паровозы «Фд» («Феликс Дзержинский»), «СО» («Серго Орджоникидзе»), «ИС» («Иосиф Сталин»), паровозы с тендер-конденсаторами, позволяющими поездам пробегать тысячи километров без пополнения воды. Выпуск вагонов по сравнению с 1913 г. увеличился более чем в 5 раз. Улучшены пути, введены автоматические торможение и сцепка, автоматическая сигнализация, механизируются погрузочно-разгрузочные работы, перестроены депо и т. п. Железнодорожный транспорт СССР оснащен теперь самой передовой техникой.
Этих успехов партия и советская власть добились ~ ожесточенной борьбе с врагами народа, пробравшимися на ж.-д. транспорт. Свою вредительско-диверсионную деятельность на транспорте враги народа пытались замаскировать так называемой «теорией предела», согласно которой ж.-д. транспорт, якобы, исчерпал все свои возможности и работает «на пределе».
В 1935 г. партия послала. на пост Народного комиссара путей сообщения Л. М. Кагановича, под руководством которого большевики транспорта разгромили «предельщиков», а стахановцы опрокинули старые технические нормы и показали чудеса производительности труда, подняв работу ж.-д. транспорта на небывалую высоту.
Под руководством Л. М. Кагановича ж.-д. транспорт быстро пошел в гору. Он досрочно выполнил план второй сталинской пятилетки и в короткий срок из отстающей превратился в одну из передовых отраслей народного хозяйства. Перевозка грузов к 1937 г. увеличилась почти в 4 раза (со 132,4 млн. т в 1913 г. до 483,2 млн. т в 1936 г.). Ежедневная погрузка сейчас превышает 95 000 вагонов против 27,4 тыс. в 1913 г. Более чем в 5 раз увеличилось число перевезенных пассажиров; наши железные дороги перевозят около миллиарда пассажиров в год, почти 3 млн. человек в сутки.
Речной транспорт по размерам перевозок стоит на втором месте после железнодорожного. По рекам СССР в 1936 г. было перевезено 69 912,3 тыс. т грузов против 18 407,7 тыс. т в 1928 г. (рост почти в 4 раза) и 48 206,5 тыс. пассажиров против 17 780,1 тыс. в 1928г. (рост почти в 3 раза).
За годы сталинских пятилеток водный транспорт получил много новых пассажирских пароходов, грузовых судов, катеров, ледоколов, землечерпалок. Главный наш речной путь — Волга с притоками — превращен в первоклассную, технически совершенную водную магистраль. В настоящее время приступлено к осуществлению величайшего строительства «Большой Волги», которое произведет целый переворот во внутреннем водном транспорте СССР. С постройкой Днепрогэса были уничтожены знаменитые Днепровские пороги, и Днепр стал судоходным на всем своем протяжении. Освоено для судоходства много других рек, особенно на Востоке, в Сибири (рр. Колыма, Пясина, Индигирка, Хатанга и др.). В результате-протяжение освоенных судоходных путей СССР выросло к 1937 г. до 92,7 тыс. км против 71,6 тыс. км в 1928 г.
Гордостью сталинских пятилеток являются новые искусственные водные пути — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина и канал Москва — Волга. Построенные в невиданно короткие сроки, они представляют собой величайшие и совершеннейшие сооружения этого рода во всем мире. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина сократил путь между Ленинградом и Белым морем с 2 840 морских миль до 674 морских миль. Он соединил Белое море не только с Балтийским, но и (через каналы старой Мариинской системы и Волгу) с Каспийским морем. С постройкой канала Москва — Волга столица СССР стала портом трех морей. Когда будет построен канал, соединяющий Волгу с Доном, Москва станет портом пяти морей. На Северном Кавказе проводится Манычский водный путь, который соединит Каспийское море с Азовским. Длина только этих трех искусственных путей составляет более 950 км.
Морской транспорт, который потерпел огромнейший урон в годы гражданской войны, пришлось создавать почти заново. За годы сталинских пятилеток морской флот СССР далеко превзошел флот царской России.
Почти вся наша внешняя торговля обслуживается теперь собственным флотом. Социалистическая промышленность снабжает морской транспорт мощными пассажирским и грузовыми судами, в том числе рефрижераторами, лесовозами, нефтеналивными и др. Торговые корабли под красным флагом Страны социализма бороздят воды почти всех морей и океанов. Объем работы морского транспорта за период с 1928 г. по 1936 г. увеличился в 31/2 раза. Главными нашими морскими портами являются Ленинград на Балтийском море, Мурманск — на Баренцовом, Архангельск — на Бeлом, Новороссийск, Одесса, Николаев, Батуми, Поти — на Черном, Ростов-на-Дону, Мариуполь, Керчь — на Азовском, Баку, Махач-Кала, Красноводск — на Каспийском, Владивосток — на Тихом океане. Все наши морские порты, равно как и речные, оснащены новейшей техникой, освоив которую стахановцы добились невиданно высокой производительности труда. Так, например, стахановец водного транспорта А. Блидман путем правильной организации труда и ряда несложных технических нововведений добился на погрузочных работах увеличения производительности труд в десятки раз. Его опыт широко внедряется во все портах СССР и на железнодорожных станциях.
Историческим достижением СССР является создания Великого Северного морского пути, с которым связано немало подвигов советских людей, изумивших весь мир.
Великий Северный морской путь, открытый для эксплоатации в 1935 г., связывает советский Дальний Восток с европейской частью СССР — с Архангельской и Мурманском, а через Беломорско-Балтийский канал — с Ленинградом и Балтийским морем и далее через Мариинскую систему — с Волгой, Москвой, Каспийский морем. Через рр. Обь, Енисей, Лену, Колыму и др. этот путь открывает прямой выход к морям и океаны отдаленнейшим районам Сибири. В СССР создается величайшая, невиданная в мире, единая сеть водный путей сообщения «от края и до края, от моря и до моря».
Совсем заново в СССР создан первоклассный воздушный транспорт, обслуживаемый советскими самолетами. По длине воздушных линий СССР занимает первое место в мире. К 1937 г. длина воздушных линий CСCP достигла 108 731 км.
Самая большая в мире воздушная магистраль, проходящая над сушей, принадлежит нашей родине, — это линия Москва—Владивосток (8 000 км). Скорый поезд от Москвы до Владивостока идет 11 суток, а герой Советского Союза Коккинаки прилетел туда на самолете «Москва» серийного производства за одни сутки. Авиационные линии густой сетью пересекают бесконечные пространства нашей родины. Авиационным сообщением Москва связана со столицами и крупными городами всех союзных республик. В 1937 г. воздушный транспорт СССР только по линиям союзного значения перевез 36 885,3 т грузов, 9 188,1 т почты и 211 787 пассажиров.
В СССР создан мощный автомобильный транспорт Царская Россия в 1913 г. имела всего-на-всего 8 900 автомобилей. В СССР в 1936 г. было уже 386 тыс. автомобилей — в 43 раза больше! Еще больше вырос за тот же срок парк грузовых автомобилей — в 210 раз! Автомобиль стал распространеннейшим видом транспорта в колхозах и совхозах.
В СССР успешно ликвидируется тяжелое наследие царизма — бездорожье. Страна покрылась густой сетью улучшенных дорог. Проложено свыше 60 тыс. км шоссейных дорог, крытых асфальтом или гудроном. Строятся великолепные, прямые и широкие, автомобильные магистрали (автострады) Москва—Минск, Москва—Киев и др.
Автомобилизация внесла значительные изменения в городской транспорт СССР. Большинство грузов в крупных городах перевозится на автомобилях. Широкое применение для перевозки пассажиров получили многоместные автомобили — автобусы, количество которых за годы сталинских пятилеток выросло в 5 раз.
Колоссально выросла сеть и длина трамвайных линий в городах СССР. Во многих городах они построены впервые.
Во второй пятилетке наша страна обогатилась новый видом транспорта: в столице СССР — Москве — построена замечательная подземная электрическая железная дорога — метрополитен. Советский метрополитен, с его великолепными подземными мраморными дворцам-станциями, с его быстро бегущими электропоездами, является лучшим и красивейшим в мире. Он воплощает в себе все лучшее, что имеет высокая строительная и транспортная техника современности.
СССР — великая индустриальная держава ◀ ▶ Подъем народного благосостояния и культуры в СССР