Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 254—267
§ 109. Устройство сословiй.
§ 110. Военное устройство.
§ 111. Управленiе.
§ 112. Финансовыя мѣры.
§ 113. Церковное управленiе.
§ 114. Просвѣщенiе.
§ 109. Устройство сословiй. 1. Служилое сословiе въ Московской Руси (§§ 55, 58, 79) состояло изъ «дворянъ московскихъ» и «дворянъ городовыхъ». Первые бывали на высшихъ придворныхъ должностяхъ, управляли приказами, ѣздили въ посольства, сидѣли на воеводствахъ, начальствовали войсками,— словомъ, составляли правительственный классъ и считали себя знатью: назывались людьми «родословными», «съ отечествомъ», «отецкими дѣтьми». Вторые — городовые дворяне и дети боярские — были людьми «обычными», не родословными: они служили въ городскихъ конныхъ ополченiяхъ, составляя главное полевое войско Московскаго государства. Всѣ служилые люди были обеспечены помѣстьями отъ государства и получали время oтъ, времени денежныя пособiя, а иногда и ежегодное жалованье. Меньшинство имѣло свои наслѣдственныя вотчины, что, однако, не мѣшало искать помѣстiй въ придачу къ вотчинѣ. Къ служилымъ людямъ причислялись и гарнизонные люди: служилые казаки, стрельцы, пушкари и т. п. Охраняя какой-либо городъ, эти люди жили въ слободахъ подъ стѣнами своего города и вокругъ этого же города имѣли общiя пашни и угодья 1).
1) Во многихъ городахъ Россiи до сихъ поръ сохранились эти слободы „стрѣлецкiя", „пушкарскiя", „казачьи" и пр.
Въ XVII столѣтiи, подобно гарнизонному люду, въ особыхъ «слободахъ» устраивались регулярные полки солдатъ, рейтаровъ и драгунъ. Эти новыя войска «иноземнаго строя» пополнялись вербовкою, или «приборомъ», въ службу «гулящихъ людей», и къ нимъ понемногу переходило главное значенiе въ полевой московской армiи.
Вотъ что засталъ Петръ Великiй. Борьба со шведами требовала отъ него регулярной apмiи. Понемногу онъ и перевелъ въ регулярную службу всѣхъ дворянъ и служилыхъ людей. Всякiй служилый человѣкъ — отъ знатнаго московскаго дворянина до послѣдняго пушкаря —одинаково записывался въ службу и шелъ солдатомь въ регулярный полкъ или матросомъ во флотъ. Не болѣе одной трети членовъ отъ каждой дворянской «фамилiи» допускалось въ гражданскую службу. Такъ какъ служба для всѣхъ служилыхъ людей стала одинакова (они служили поголовно и безсрочно, съ нижнихъ чиновъ), то всѣ прежнiе разряды служилыхъ людей Петромъ были соединены вмѣстѣ, въ одно сословiе, которому было присвоено новое названiе шляхетства. Служилая знать по закону перестала на службѣ отличаться отъ «обычныхъ людишекъ»: всѣ нижнiе чины — какъ знатные, такъ и незнатные, какъ изъ служилыхъ семей, такъ и изъ простонародья,— одинаково могли дослуживаться до высшихъ чиновъ и занимать высшiя должности. Порядокъ такой выслуги былъ точно опредѣленъ «табелью о рангахъ» (1722), Въ этой табели всѣ офицерскiя, канцелярскiя и высшiя государственныя должности были распределены на 14 ранговъ, или «чиновъ», по ихъ служебному старшинству и почету. Каждый, достигшiй должности низшего 14-го ранга, могъ надѣяться, по мѣрѣ способности и усердiя, занять высшую должность и перейти въ высшiй рангъ. Начало личной выслуги окончательно восторжествовало здѣсь надъ «породою», началомъ знатности.
Уничтоживъ старые служебные порядки и повернувъ всѣхъ дворянъ въ регулярные полки, Петръ сдѣлалъ положенiе дворянъ болѣе тяжелымъ. Служить имъ стало гораздо труднѣе. Но этимъ не ограничились новыя дворянскiя тяготы; Петръ требовалъ, чтобы дворяне обязательно учились грамотѣ, цифири и геометрiи, и необученныхъ лишалъ права жениться и получить офицерскiй чинъ. Съ другой стороны, Петръ ограничилъ землевладѣльческiя права и льготы дворянъ. Онъ пересталъ давать имъ помѣстья изъ казны при поступленiи на службу, а предоставилъ имъ за службу денежное жалованье. Тѣ же вотчины и помѣстья, какими дворяне уже владѣли, онъ запретилъ дробить при передачѣ сыновьямъ и установилъ закономъ (1714 года), что дворянинъ можетъ по завѣщанiю передать свою землю одному изъ сыновей; если же завѣщанiя не окажется, то отцу наслѣдуетъ старшiй сынъ. (Этотъ законъ иногда называется указомъ «о майоратѣ»).
Мѣры Петра относительно дворянства отягчали положенiе этого сословiя, но не мѣняли его отношенiя къ государству. Дворянство, и прежде, и теперь одинаково, было обязано службою за право землевладѣнiя. Только теперь служба стала тяжелѣе, а землевладѣнiе стѣсненнѣе. Петръ сдѣлалъ людямъ высшаго стараго дворянства только одну существенную уступку. Онъ позволилъ знатной молодежи, «отецкимъ дѣтямъ», поступать по преимуществу въ его любимые «гвардейскiе» полки, Преображенскiй и Семеновскiй, которые стояли въ новой столицѣ Петра — Петербургѣ. Въ концѣ царствованiя Петра оба эти полка стали по составу сплошь дворянскими и въ нихъ цѣлыя сотни солдатъ носили княжескiя фамилiи. Вышло такъ, что старые «дворяне московскiе» какъ бы превратились въ новое «гвардейство». Допустивъ такой аристократическiй подборъ людей въ гвардiи, Петръ сумѣлъ воспользоваться имъ: онъ на родовитыхъ и богатыхъ офицеровъ и даже на простыхъ солдатъ гвардiи возлагалъ разныя, иногда очень важныя, порученiя по дѣламъ казеннаго хозяйства и такимъ образомъ создалъ себѣ изъ нихъ удобныхъ, отвѣтственныхъ чиновниковъ.
2. Городское сословiе («посадскiе люди», «торговые люди») до Петра представляло собою очень малочисленный и бѣдный классъ. Только нѣкоторые сѣверные города отличались многолюдствомъ и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словамъ Петра, «разсыпанную храмину» и имѣли одно лишь военно-административное зпаченiе. Лишь въ 1649 году законъ отдѣлилъ горожанъ отъ прочей массы податного народа въ особое сословiе (§ 82). Между тѣмъ, Петръ за границей видѣлъ богатые и оживленные города; наблюдалъ веселую и культурную жизнь городского торгово-промышленного люда; зналъ, что городской торгъ и промыселъ считался на всемъ Западѣ главнымъ источникомъ народнаго богатства. (Эпоха Петра В. была временемъ полнаго расцвѣта протекцiонизма и меркантилизма въ Европѣ). Сравнивая европейскiй городъ съ русскимъ, Петръ поражался ихъ противоположностью и всѣми мѣрами хотелъ собрать «разсыпанную храмину» и создать на Руси городской экономических сильный и дѣятельный классъ. Съ этою целью онъ освобождалъ горожанъ отъ такъ называемыхъ «вѣрныхъ» (присяжныхъ) службъ у казенныхъ товарныхъ складовъ и торгово-промышленных операцiй и расширилъ городское самоуправленiе. Въ 1720 году былъ учрежденъ главный магистратъ, которому Петръ поручилъ заботы о городскомъ сословiи во всемъ государствѣ и далъ «регламентъ» (наказъ), опредѣлившiй общiй порядокъ городского устройства и управленiя 1).
1) Всѣ города были раздѣлены по числу жителей на классы. Жители городовъ дѣлились на „регулярныхъ" грзжданъ и „нерегулярныхъ" („подлыхъ") людей. Регулярные граждане составляли двѣ „гильдiи": въ первую входили представители капитала и интеллигенцiи, во вторую — мелкiе торговцы и ремесленники. Ремесленники дѣлились на „цехи" по ремесламъ. Нерегулярными людьми, или „подлыми" (то-есть низшими), назывались чернорабочiе. Городъ управлялся „магистратомъ" изъ бургомистровъ, избираемыхъ всѣми регулярными гражданами. Кромѣ того, городскiя дѣла обсуждались на посадскихъ сходахъ, или совѣтахъ, изъ тѣхъ же регулярныхъ гражданъ. Каждый городъ былъ подчиненъ главному магистрату, минуя всякое другое мѣстное начальство.
Искренно старался Петрь В. поднять городское сословiе, дать ему просторъ, вдохнуть въ него жизнь. Но общiй строй русской жизни, еще далекiй отъ торгово-промышленнаго склада, и тяжелыя войны Петрова царствованiя не дозволили осуществиться мечтамъ Петра: русскiе города остались и послѣ Петра въ томъ же жалкомъ положенiи, въ какомъ были они раньше.
3. Крестьянство при Петрѣ В. пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась съ недвижимаго имущества. Сначала брали ее съ «паханой земли», которую исчисляли въ «сохи» (особую податную единицу въ нѣсколько сотъ десятинъ земли); въ XVII вѣкѣ подати стали брать съ «двора», разумѣя подъ нимъ крестьянское хозяйство (§§ 55, 79). Если ранѣе можно было облегчить свои платежи, сократить запашку и уменьшить площадь «паханой земли», то позднѣе для этой цѣли можно было въ одинъ «дворъ» свести нѣсколько крестьянскихъ хозяйствъ. Такъ и дѣлали податные люди, сбиваясь по нѣскольку семей въ одинъ дворъ и всѣ вмѣстѣ платя съ одного двора. Въ разгаръ Шведской войны обнаружилось рѣзкое уменьшенiе податныхъ дворовъ въ государствѣ, происшедшее oт побѣговъ, разоренiя, а также и отъ хитростей плательщиковъ. Лучшею мѣрою для борьбы съ этимь уменьшенiемъ была признана податная реформа. Было рѣшено брать впередъ не съ имущества, а съ людей, съ «головы», и заменить такимъ образомъ подворную подать подушною («поголовщиной»). Въ 1718 году начали перепись тяглыхъ людей (въ городахъ и уѣздахъ), записывая въ «сказки» всѣхъ взрослыхъ мужчиныъ. Позднѣее назначили ревизiю для провѣрки этой переписи, почему и самая перепись стала называться «ревизiей», а списки плательщиковъ — «ревизскими сказками», сами же плательщики — «ревизскими душами». Когда ревизiя определила число плательщиковь въ 5 миллионовъ человекъ, то былъ опредѣленъ размѣръ новой подати: 74 копѣйки въ годъ съ частновладѣльческихъ людей и нѣсколько больше съ крестьянъ казенныхъ.
Что касается до крестьянъ казенныхъ, то для нихъ новая подать не имѣла особыхъ послѣдствiй и не изменила ихь исконнаго общиннаго устройства. Но для частновладѣльческихъ крестьянъ она имѣла важныя и неблагопрiятныя послѣдствiя.
Дѣло въ томъ, что въ каждомъ помѣщичьемъ хозяйствѣ рядомъ съ крестьянами были устроены на пашнѣ и холопы. Владѣльцы холоповъ, не довольствуясь услугами своей челяди во дворѣ, высаживали ее «за дворъ», въ особыя избы, и заставляли пахать землю. Холопы въ древности податей не платили и никакого вообще отношенiя къ государству не имѣли, ибо были частною собственностью своего господина. Но заметить, что «задворные люди» ничему отъ крестьянъ не отличаются, правительство вь концѣ XVII вѣка стало брать подати и съ нихъ, хотя задворные люди крестьянами и не значились. Петръ же вѣлелъ во время своей «ревизiи» записать всѣхъ холоповъ (и задворныхъ и дворовыхъ людей) въ ревизскiя сказки и обложить ихъ подушною податью наравнѣ съ крестьянами. Съ тѣхъ поръ землевладѣльцы стали совершенно одинаково вносить подать и за крестьянъ своихъ, и за холоповъ, что съ теченiемъ времени повело къ совершенному смѣшенiю крестьянъ съ холопами. Такъ мало-по-малу подготовлялась та форма крѣпостного права, которая въ XVIII столѣтiи превратила крестьянъ изъ государевыхъ тяглыхъ людей въ полныхъ господскихъ рабовъ.
Итакъ, въ концѣ царствовали Петра Великаго очень многое измѣнилось въ жизни сословiй. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частныхъ земляхъ слилось съ холопами. Но государство при Петрѣ продолжало смотрѣть на свои сословiя такъ же, какъ смотрѣло ранѣе. Оно опредѣляло ихъ жизнь повинностью, а не правомъ. Всякiй человѣкъ и всякая группа лицъ жили не для себя, а «для государева и земскаго дѣла», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушнымъ орудиемъ. При Петрѣ такой порядокъ сталъ даже суровѣе, чѣмъ раньше.
§ 110. Военное устройство. Петру Великому приписываютъ устройство въ Россiи регулярнаго войска. Это не совсѣмъ точно. Уже при царѣ Михаилѣ стали въ Москвѣ заводить регулярные полки иноземного строя (§ 79). Потѣшные полки Петра въ этомъ отношенiи не представляли собою особой новости. Петръ не выдумалъ новаго рода войскъ, котораго бы не знали его предшественники. Тѣмъ не менѣе, военная реформа, произведенная Петромъ, очень важна и велика. Она состояла вотъ въ чемъ.
Петръ постепенно упразднилъ войска стараго типа. Онъ уничтожилъ стрѣлецкие полки сразу, послѣ знаменитаго cтрѣлецкаго розыска 1698 года (§ 103). Онъ постепенно упразднялъ дворянскiя коннныя ополченiя, привлекая дворянъ къ службѣ въ регулярныхъ полкахъ. Онъ постепенно преобразовалъ гарнизонныхъ пушкарей, казалось и стрѣльцовъ въ регулярные гарнизонныя войска.
Петръ увеличилъ число регулярныхъ полковъ, сдѣлавъ ихъ единственнымъ видомъ полевыхъ войскъ. На комплектованiе этихъ полковъ были учреждены «рекрутскiе наборы» съ податныхъ сословiй. Въ эти же полки обращалась, за малымъ исключенiемъ, вся дворянская молодежь. Словомъ, была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворянъ, рекрутская для прочихъ сословiй (по рекруту приблизительно съ 20 дворовъ). Только семьи духовенства были избавлены отъ солдатчины.
Такъ какъ регулярная армiя Петра формировалась въ военное время, въ походахъ, то не было возможности устраивать солдатскiе полки по старому обычаю — слободами. Солдаты отрывались отъ своbхъ семей и заyятiй, принадлежали исключительно службѣ, стояли въ лагеряхъ, а въ мирное время живали на «постоѣ» вь обывательскихъ дворахъ. Долгое время у правительства не было средствъ на постройку казармъ или слободъ для новой громадной армiи; поэтому при Петрѣ регулярныя войска получили совсѣмъ иное хозяйственное устройство, чѣмъ имѣли ранѣе.
Наконецъ, Петръ прiобщилъ къ своей армiи казачьи войска въ качествѣ постоянной составной части. Раньше съ донскими казаками надобно было договариваться о каждомъ походѣ или же нанимать ихъ отдѣльными отрядами. Малороссiйские же казачьи полки были автономными союзниками Москвы. Петръ, после Булавинскаго бунта (§ 105), ввелъ на Дону свои порядки и точно опредѣлилъ число войскъ, какое должно было получать государство съ Дона. Также и на днѣпровскихъ казаковъ смотрѣлъ онъ, какъ на безусловно ему подчиненныхъ воинскихъ людей.
Результаты военныхъ преобразованiй Петра были поразительно: въ концѣ его царствованiя онъ располагалъ армiей, въ которой было около 200.000 регулярныхъ войскъ (полевыхъ и гарнизонныхъ) и не менее 75.000 казачьихъ иррегулярныхъ; кромѣ того, во флотѣ считалось 28,000 человѣка, 48 кораблей и до 800 мелкихъ судовъ.
§ 111. Управленiе. Въ Московской Руси система управленiя отличалась значительною простотою. Во главѣ всѣхъ, дѣлъ стояла боярская дума, въ которой бояре и думные люди, въ присутствiи царя и безъ него одинаково, слушали дѣла и «приговаривали», при чемъ боярскiй приговоръ «по государеву указу» обращался въ законъ. Подъ руководствомъ думы дѣйствовали приказы (§§ 55, 72), которые вѣдали либо опредѣленный кругъ дѣль (Посольскiй приказъ — внѣшнiя сношенiя, Разрядъ — военныя дѣла), либо опредѣленный кругъ лицъ (Стрѣлецкiй приказъ — стрѣльцовъ, Холопiй приказъ зависимыхъ людей), либо, наконецъ, опредѣленную часть государства (Казанскiй дворецъ, Сибирскiй приказъ). Всѣхъ приказовъ было до 40; въ нихъ сидели бояре и дьяки (секретари) — сколько было нужно по количеству дѣлъ. Между приказами были распредѣлены всѣ города съ ихъ уѣздами. Въ каждомъ городѣ сидѣлъ воевода, а иногда вмѣсто него губной староста (§ 78). Воеводы управляли городомъ и уѣздомъ, при чемъ подъ ихъ вѣдѣнiемъ находились выборныя власти; земскiе старосты у тяглыхъ людей и окладчики у дворянъ и дѣтей боярскихъ. Первые изъ нихъ собирали подати, а вторые вели учетъ служилымъ людямъ.
Петръ В. пересталъ созывать боярскую думу и всѣ важнѣйшiе дѣла и законы обсуждалъ самъ, въ своемъ «кабинетѣ» (то-есть въ собственной канцелярiи), съ довѣренными лицами и любимцами. Эти лица, однако, не составляли собою никакого учрежденiя, такъ что старая законодательная боярская дума осталась безъ всякой замѣны. Считалось, что всякiй законъ исходитъ прямо отъ лица государя. Для руководства же всѣмъ управлешемъ и для высшаго суда Петръ въ 1711 году учредилъ правительствующiй сенатъ. Сенатъ, состояшiй изъ небольшого числа государемъ назначаемыхъ лицъ, самъ не могъ издавать законовъ; онъ только обнародовалъ данные ему государемъ законы и указы; слѣдилъ за правильностью и законностью дѣйствiй администрацiи и рѣшалъ тѣ дѣла, административныя и судебныя, которыя затрудняли низшую администрацiю или же доходили до сената по жалобамъ. При сенатѣ Петръ учредилъ въ 1722 году особую прокуратуру для надзора за законностью дѣйствiй администрацiи. Ея начальникъ, генералъ-прокуроръ, имѣлъ контроль надъ самимъ сенатомъ, былъ въ сенатѣ «окомъ государевымь» и служилъ посредникомъ между государемъ и сенатомъ. Генералъ-прокурору были подчинены оберъ-прокуроры и прокуроры, состоявшiе для надзора при другихъ учрежденияхъ въ столицѣ и провинцiи. Сверхъ явнаго надзора, Петромъ былъ учрежденъ при сенатѣ еще и тайный присмотръ: подъ начальствомъ генералъ- и оберъ-фискаловъ вездѣ существовали фискалы, обязанные «тайно провѣдывать, доносить и обличать» злоупотребленiя должностныхъ лицъ 1).
1) Кромѣ общаго контроля и направленiя администрацiи, Петръ передалъ сенату тѣ дѣла старыхъ московскихъ приказовъ, которыя не размѣстились по вновь учрежденнымъ коллегiямъ. Поэтому сенатъ, напримеръ, вѣдалъ много дѣлъ о дворянствѣ, именно, дѣла Разряда и Помѣстнаго приказа (генеалогическiя и земельныя) и т. п.
Взамѣнъ старыхъ приказовъ съ 1718 года стали действовать коллегiи, изъ которыхъ каждая имѣла определенный кругъ дѣлъ. Всѣхъ коллегiй считали 12. Изъ нихъ три было «главныхъ», или «государстзенныхъ» (военная, морская, иностранныхъ дѣлъ); три коллегiи вѣдали финансы (камеръ-коллегiя вѣдала доходы, штатсъ-коллегiя — расходы, ревизiонъ-коллегiя — контроль); три коллегiи вѣдали торговлю и промышленность (коммерцъ-коллегiя, мануфактуръ-коллегiя и бергъ-коллегiя). Остальныя были: юстицъ-коллегiя, вѣдавшая надзоръ за судами; главный магистратъ, вѣдавшiй города; духовная коллегiя, или синодъ, управлявшiй церковными дѣлами. Въ каждой коллегiи дѣла обсуждались и рѣшались присутствiемъ (изъ президента, вице-президента, коллежскихъ совѣтниковъ и асессоровъ), а исполнялись канцелярiей (подъ начальствомъ коллежскихъ секретарей). Такой составъ и типы учрежденiй былъ заимствованъ изъ-за границы. Петръ твердо вѣрилъ, что коллегiональный способъ веденiя дѣлъ есть наилучшiй.
Въ 1708 году Петръ впервые ввелъ въ своемъ государствѣ дѣленiе на губернiи. По нѣскольку прежнихъ уѣздовъ соединялись въ «провинцiю», а нѣсколько провинцiй — въ «губернiю». Сначала было образовано 8 губернiй, а затѣмъ число ихъ стало постепенно расти. Во главѣ губернiи стоялъ губернаторъ (или генералъ-губернаторъ), подчиненный сенату; во главѣ провинцiй и уѣздовъ — воеводы (по новому — «коменданты»). При нихъ состояли выборные отъ дворянъ, ландраты, позже — земскiе комиссары, помогавшiе имъ въ управленiи какъ общимъ совѣтомъ, такъ и порознь въ уѣздахъ. Въ губернiяхъ действовали новые «надворные суды». Надобно сказать, что Петру В. не удалось водворить въ управленiи губернiй однообразный порядокъ и вполнѣ провести предположенную систему; поэтому и при немъ, и после его смерти въ мѣстномъ управленiи Россiи господствовалъ нѣкоторый хаосъ.
§ 112. Финансовыя мѣры. До Петра В. московское правительство одну половину своихъ доходовъ получало въ видѣ, прямыхъ податей, а другую собирало въ видѣ пошлины и доходовъ отъ продажи казенныхъ товаровъ (регалiй). Петръ, измѣнилъ прямую подать (§ 109); сдѣлавъ ее подушною и распространивъ ее на холоповъ, онъ увеличилъ это податное поступленiе значительно. Но столь же значительно поднялъ онъ и косвенные налоги, не только возвысивъ вообще пошлины, но изобрѣтя и новые источники казеннаго дохода. При немъ впервые была пущена въ обращенiе «орленая» (гербовая) бумага; стали брать пошлины съ бань, съ продажи дубовыхъ гробовъ, съ бороды тѣхъ «бородачей», которые не хотѣли бриться, и т. д. Была учреждена даже особая должность «прибыльщиковъ», обязанныхъ слѣдить за правильностью поступленiя доходовъ и измышлять возможное ихъ, увеличенiе, «прибыль». Въ видахъ увеличенiя средствъ казны, Петръ измѣнилъ вѣсъ и чеканъ монеты. До него въ Москвѣ ходили иностранные ефимки (талеры), а русская монета чеканилась только мелкая — деньги и копѣйки (§§ 79, 83). Петръ указалъ чеканить новые рубли и полтины, однако съ тѣмъ, чтобы рубль былъ равенъ не двумъ ефимкамъ, какъ раньше, а только одному, а полтина была въ половину ефимка. (Чтобы не смущать народъ легкимъ вѣсомъ новой монеты, на монетѣ дѣлали надпись: «монета добрая, цѣна рубль»). Въ результатѣ Петру удалось поднять государственные доходы. До него казна получала до 2 ½ миллiоновъ рублей въ годъ (старою монетою), а въ концѣ царствованiя Петра В. доходы возросли до 10 миллiоновъ слишкомъ (новою монетою).
Разумѣется, такой ростъ доходовъ казны не легко пришелся народу. Петръ понималъ, какую тяготу наложилъ онъ на страну, и поэтому желалъ придти на помощь своимъ подданнымъ, улучшить условiя ихъ труда, поднять ихъ благосостоянiе. Какъ всѣ государственные люди той эпохи, главное богатство страны онъ виделъ въ деньгахъ, въ золотѣ и серебрѣ, и думалъ, что всего легче привлечь въ государство драгоцѣнные металлы торговлей, устроивъ торговый оборотъ такъ, чтобы больше товаровь вывозить за границу, а меньше ввозить, и разницу получать деньгами, въ которыхъ и будетъ заключаться барышъ. Для такой цѣли Петръ всячески поощряли торговлю и покровительствовалъ ей. Балтiйское море онъ цѣнилъ, какъ удобный торговый путь, и всячески притягивалъ къ нему товары, устраивая пути къ нему по сушѣ и по рѣкамъ (каналы Вышневолоцкiй и Ладожскiй). Зная бедность русскихъ горожанъ, онъ советовалъ имъ соединяться въ компанiи и привлекалъ къ торговлѣ дворянъ. Чтобы было чѣмъ торговать съ заграницей, кромѣ малодоходнаго сырья, Петръ всячески поощрялъ промышленность, самъ заводилъ фабрики, пускалъ ихъ въ ходъ и затѣмъ передавалъ въ частныя руки. Онъ искалъ также новыя природныя богатства, на которыя можно было бы направить предпрiимчивость промышленнаго люда. При немъ были впервые оцѣнены минеральныя богатства Уральскихь горь; былъ найденъ на югѣ каменный уголь, съ которымъ Петръ еще не зналъ что дѣлать.
Словомъ, Петръ сознательно и дѣятельно искалъ средствъ народнаго обогащенiя и желалъ подъема производительности въ своемъ народѣ. Для этой цѣли онъ применилъ принятую въ то время въ Западной Европѣ систему протекцiонизма, опекая каждый шагъ народной торговли и производства. Рядомъ указовъ и распоряженiй Петръ предписывалъ, какъ обрабатывать руду; приказылъ косить, а не жать хлѣбъ; беречь лѣса: разводить табакъ, шелкъ и вино; улучшить породу скота; ткать холсты; публиковать заграничныя цѣны на товары, «дабы знали, где что дешево или дорого», и т. д., и т. д. Петръ всему хотѣлъ указывать и все хотѣлъ направлять къ общей пользѣ государства.
§ 113. Церковное управленiе. Поведенiе Петра, его нелюбовь къ московской старинѣ и «нѣмецкiй» характеръ его реформъ вооружали противъ Петра слѣпыхъ ревнителей старины. Представители «старой вѣры», раскольники, ненавидѣли Петра и почитали его прямо антихристомъ. И между «никонiанами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться съ Петромъ и думали, что необходимо протестовать противъ его дѣйствiй и нравовъ. Всѣ такiе люди искали опоры въ патрiархѣ и ждали, что именно онъ и возьметъ на себя долгъ стать противъ «ересей» Петра. Бывшiй въ юности Петра патрiархомъ Iоакимъ (§ 100) очень далеко разошелся съ государемъ въ отношенiи къ иноземцамъ. Его преемникъ Адрiанъ (1690—1700) былъ менее настойчивъ и крутъ, чѣмъ Iоакимъ, но также не скрывалъ своего осужденiя всему тому, что дѣлалъ молодой государь. Также несочувственны были Петру и прочiе архiереи стараго московскаго направленiя. Поэтому когда Адрiанъ умеръ (1700) Петръ и не рѣшился избрать нового патрiарха. Онъ поручилъ исправленiе патрiаршей должности («мѣстоблюстительство патрiаршаго престола») рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставилъ этотъ временный порядокъ. Только въ 1721 году послѣдовала реформа церковнаго управленiя, которую Петръ обдумалъ съ своимъ любимцемъ и сотрудникомъ, ученымъ псковскимъ епископомъ Ѳеофаномъ Прокоповичемъ. Реформа состояла въ томъ, что патрiршество было упразднено вовсе и замѣнялось «соборнымъ управленiемъ». Учреждена была изъ лицъ, принадлежащихъ къ духовенству, духовная коллегiя, названная синодомъ. Составъ синода былъ такой же, какъ и прочихъ коллегiи: президентъ (Стефанъ Яворскiй), два вицепрезидента (изъ нихъ одинъ былъ самъ Ѳеофанъ Прокоповичъ), соваѣтники, асессоры и секретари. При синодѣ состоялъ и оберъ-прокуроръ. Въ дѣлахъ вѣры синодъ имелъ силу и власть патрiаршескую, но вместе съ тѣмъ онъ стоялъ въ ряду прочихъ коллегiи, подчиняясь надзору генералъ-прокурора и сѣната. Такъ разрѣшилъ Петръ вопросы о церковномъ управленiи, кореннымъ образомъ уничтоживъ возможность столкновенiя представителей царской и церковной власти.
При Петрѣ было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее въ XVII вѣкѣ церковное общество (§§ 12, 14). Церковные крестьяне были, вмѣстѣ съ вотчинами духовенства, переданы въ управленiе свѣтскаго «монастырскаго приказа» и доходы съ нихъ стали сбираться въ казну, а казна уже отъ себя выплачивала постоянные ежегодные оклады ихъ прежнимъ владѣльцамъ. Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всѣхъ приписанныхъ къ церкви людей, кромѣ только священнослужителей и церковнослужителей съ ихъ семьями. Право церковнаго суда было ограничено: многiя дѣла были переданы въ вѣдѣнiе свстскаго суда, а въ судѣ церковномъ стали участвовать представители свѣтской власти. Наконецъ, Петръ издалъ особый законы о монашествѣ, который ставилъ иноковъ подъ строгiй надзоръ и вовсе уничтожалъ состоянiе перехожихъ, бродячихъ монаховъ (1724). Поводомъ къ изданiю этого закона послужило извѣстное Петру враждебное отношенiе монашества къ его дѣятельности и личности. Такимъ образомъ при Петрѣ государственная власть сильно ограничила составъ церковнаго общества и установила большой контроль надъ внутреннею жизнью и дѣятельностью церкви.
§ 114. Просвѣщенiе. Вся дѣятельность Петра В. была направлена къ тому, чтобы открыть для его государства возможность иросвѣщенiя. Стремленiе къ морямъ, сближенiе съ иноземцами, передѣлка внутреннихъ порядковъ на европейскiй ладъ — все это имѣло целью усвоить Руси блага общечеловѣческой культуры. (Вся работа Петра точно соотвѣтствовала тому девизу, который былъ вырѣзанъ на одной изъ частныхъ печатей Петра Великаго: «азъ бо есмь въ чину учимыхъ и учащихъ мя требую»). Просвѣщенiе и наука представлялись Петру прежде всего съ ихъ практической стороны. Выучиться чему-нибудь необходимо было для жизни, для дела, для того, чтобы тотчасъ приложить знанiе на практикѣ. Дворянинъ долженъ былъ знать грамоту и счетъ для пользы службы, къ которой онъ готовился смолоду. Для пользы службы надо было дать служащимъ техническую выучку. Такъ возникъ при Петрѣ рядъ практическихъ школъ для преподаванiя знанiй, по грамотѣ русской, по иностраннымъ языкамъ, по математикѣ, морскому дѣлу, инженерному дѣлу, счетоводству и т. д. Узко-практическiй характеръ этого элементарнаго обученiя создалъ общее мнѣнiе, что просвѣщенiе при Петрѣ было исключительно утилитарнымъ, руководилось только соображенiями практической пользы.
Но Петру очень свойственна была мысль о необходимости просвѣщенiя и науки вообще. Онъ принималъ меры и къ тому, чтобы вообще поднять культурный уровень общества. Для этого, напримѣръ, Петръ заботился о переводѣ съ иностранныхъ языковъ разнаго рода полезныхъ книгъ и объ изданiи ихъ въ свѣтъ. Переводить онъ приказывалъ общедоступнымъ разговорнымъ языкомъ, а не высокимъ славянскимъ книжнымъ слогомъ. Печатать же книги Петръ приказывалъ новымъ упрощеннымъ шрифтомъ («гражданской азбукой»), при чемъ самъ придумалъ форму этого нового шрифта. Для распространенiя въ обществѣ политическихъ свѣдѣнiй и новостей, а также разнаго рода правительственныхъ извѣщенiй, Петръ началъ издавать въ Москвѣ «Вѣдомости о военныхь и иныхъ дѣлахъ» (1703). Эти «Московскiя Вѣдомости» были первою русскою газетою. Въ концѣ своего царствованiя Петръ задумалъ и совершенно подготовилъ учрежденiе въ Петербургѣ академiи наукъ для научныхъ изслѣдованiй и обученiя наукамъ. Въ эту академiю были вызваны ученые изъ Германiи, въ надеждѣ, что они со временемъ подготовятъ и русскихъ ученыхъ.
Петръ думалъ не только объ образованiи, но и о воспитанiи русскихъ людей, о сближенiи русскихъ нравовъ и обычаевъ съ европейскими. Перемѣна костюмовъ и причесокъ была первымъ шагомъ въ этомъ направленiи. Чтобы научить какъ держать себя въ обществѣ по-европейски, учтиво и прилично, Петръ приказалъ перевести и напечатать особое руководство хорошего тона: «Юности честное зерцало, или показанiе житейскаго хожденiя». Петръ охотно устраивалъ разнаго рода публичные церемонiи и праздники, показывая народу образчики общественныхъ торжествъ на европейскiй ладъ. Въ особенности любилъ онъ уличные маскарады, состоявшiе изъ миѲологическихъ и этнографическихъ шествiй и картинъ, и самъ лично принималъ участiе въ этихъ шуточныхъ торжествахъ. (Надобно, впрочемъ, замѣтить, что по грубости нравовъ той эпохи подобныя торжества иногда переходили въ мало назидательный разгулъ). Самымъ же оригинальнымъ средствомъ перевоспитать общественные нравы при Петрѣ явились «ассамблеи». Это были публичныя собранiя, которыя, по приказанiю царя, устраивались по известной очѣреди въ домахъ знатныхъ и богатыхъ людей. На ассамблеи всѣ дворяне и «знатные» горожане могли являться безъ зова съ своими семьями. Петръ желалъ, чтобы отъ ассамблей не уклонялись, и потому на ассамблеи многiе ѣздили и возили своихъ женъ и дочерей иногда и противъ воли. Самая ассамблея состояла въ томъ, что гости бесѣдовали, танцевали, играли въ разныя игры, пили и ѣли. Церемонiй при этомъ не было, и хозяева даже не встрѣчали гостей.
Начало книги ◀ ▶ § 115. Семейныя дѣла Петра Великаго. Перiодъ временщиковъ (1725—1741). §§ 116—119.