ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Шубертъ (Францъ-Петеръ Schubert) — знаменитый композиторъ. Род. въ Вѣнѣ 31 янв. 1797 г., ум. тамъ же 19 ноября 1828 г. Богато одаренная музыкальная натура Ш. сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. В возрасте одиннадцати лѣтъ онъ былъ принятъ въ придворную капеллу, гдѣ, кромѣ пѣнiя, изучалъ игру на многихъ инструментахъ и теорiю музыки (подъ руководствомъ Сальери). Оставивъ капеллу, Ш. жилъ уроками. Изучалъ преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Въ области пѣсни Ш. явился продолжателемъ послѣдняго. Благодаря Ш. пѣсня получила художественную форму, обогативъ область концертной вокальной музыки. Баллада «Лѣсной царь» («Erlkönig»), написанная въ 1816 г., послужила основой славы композитора. Вскорѣ послѣ нея появились неувядаемые «Der Wanderer», «Lob der Thränen», «Suleika» и др. Большое значенiе въ вокальной литературѣ имеютъ большiе сборники пѣсен Ш.: «Die schöne Müllerin» и «Die Winterreise», являющiеся какъ-бы продолженiемъ идеи Бетховена, выраженной въ сборникѣ пѣсенъ «An die Geliebte». Во всѣхъ этихъ произведенiяхъ Ш. выказалъ замѣчательный мелодическiй талантъ и большое разнообразiе настроенiй; онъ далъ аккомпанементу большее значенiе, большiй художественный смыслъ. Замѣчателенъ также сборникъ «Schwanengesang», изъ котораго многiя пѣсни приобрѣли всемiрную известность (напр., «Ständchen», «Aufenthalt», «Das Fischermädchen», «Am Meere»). Ш. не старался, какъ его предшественники, подражать народному характеру, но въ его пѣсняхъ невольно отразилась нацiональная струя и онѣ стали достоянiемъ страны. Ш. написалъ почти 600 пѣсенъ. Его песнями наслаждался Бетховенъ въ послѣднiе дни жизни. Удивительный музыкальный даръ Ш. сказался и въ области фортепiанной и симфонической. Его фантазiи c-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являются доказательствомъ богатѣйшего воображенiя и большой гармонической эрудицiи. Въ струнномъ квартетѣ d-moll, квинтетѣ c-dur, фортепiанномъ квартетѣ (Forellen Quartett), большой симфонiи c-dur и недоконченной симфонiи h-moll Ш. является продолжателемъ Бетховена. Въ области оперы Ш. не былъ такъ одаренъ; хотя ихъ написано имъ около 20, но онѣ немного прибавятъ къ его славѣ. Выдается изъ ихъ среды «Der häusliche Krieg oder die Verschworenen»: Отдѣльные номера его оперъ (напр. «Розамунды») вполнѣ достойны великаго музыканта. Изъ многочисленныхъ церковныхъ сочиненiй Ш. (мессы, оферторiи, гимны и пр.) возвышеннымъ характеромъ и музыкальнымъ богатствомъ отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Ш. была громадна. Начиная съ 13-го года жизни, онъ сочинялъ непрестанно. Малѣйшаго побужденiя было достаточно, чтобы пробудить постоянно безпокойный духъ Ш. Увлекательный текстъ, данный Ш., сейчас же возбуждалъ въ немъ фантазiю. «Der Wanderer», «Erlkönig» были написаны съ невѣроятной быстротой. Въ высшемъ кругу, куда Ш. приглашался для аккомпанемента своихъ вокальныхъ сочиненiй, онъ былъ чрезвычайно сдержанъ, не интересовался похвалами и даже избѣгалъ ихъ; среди друзей, наоборотъ, онъ высоко цѣнилъ одобренiе. Молва о невоздержанности Ш. имѣетъ нѣкоторое основанiе: онъ часто пилъ лишнее и тогда становился вспыльчивымъ и непрiятнымъ для кружка друзей. Изъ оперъ, исполнявшихся въ то время, Ш. всего болѣе нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Iоаннъ Парижскiй» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигенiя въ Тавридѣ» Глюка. Итальянской оперой, которая была въ его время въ большой модѣ, Ш. интересовался мало; только «Севильскiй цирюльникъ» и нѣкоторые отрывки изъ «Отелло» Россини прельщали его. Какъ утверждаютъ бiографы, Ш. въ своихъ сочиненiяхъ никогда ничего не измѣнялъ, потому что не имѣлъ для того времени. Онъ не щадилъ своего здоровья и въ расцвѣтѣ лѣтъ и таланта скончался на 31 году. Послѣднiй годъ его жизни, несмотря на разстроенное здоровье, былъ особенно плодотворенъ: именно тогда онъ написалъ симфонiю c-dur и мессу es-dur. При жизни онъ не пользовался выдающимся успѣхомъ. Послѣ его смерти осталась масса манускриптовъ, уже позднѣе увидѣвшихъ свѣтъ (6 мессъ, 7 симфонiй, 15 оперъ и пр.). См. Kreissle, «Franz Schubert» (Вѣна, 1861); von Helborn, «Franz Schubert»; Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871); Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873); H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866); m-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Н. С.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ШубертШУБЕРТ, Франц (1797—1828), великий австр. композитор. Создатель романтич. песни-романса, романтич. симфонии  фп. миниатюры. Творчество Ш. отмечено ярким лиризмом. В поздних соч. проявляются героико-эпич. и драматич. тенденции. Творчество Ш. демократично, глубоко связано с народной музыкой и бытовой музыкой Вены. Ш. написал более 600 сольных песен (в т. ч. циклы «Прекрасная мельничиха», 1823, и «Зимний путь», 1827, на тексты В. Мюллера, песни на слова В. Гёте, Г. Гейне). Песенно-лирич. начало преобладает и в симфониях Ш., в его камерных ансамблях, фп. соч. (сонаты, вальсы, экспромты, фантазия «Скиталец», 1822) и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797 — 1828), австр. композитор. Создатель романтич. песни-романса (ок. 600 на стихи (Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Гейне и др.), лирико-романтпч. симфоний (9; наиболее известна т. н. «Неоконченная», 1822, популярное произв. концертного репертуара). Фп. миниатюры лирико-психологич. содержания. Особое место занимают песенные циклы: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера). Песенное начало преобладает и в инстр. (симфонии), камерно-инстр. соч. (фп. квинтет «Форель», квартеты, трио), в фп. вальсах, фантазиях, экспромтах.

 

 

ШУБЕРТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018)


Шуберт
Ф. Шуберт. Портрет работы В. А. Ридера. 1875. Музей истории Вены.

ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (31.1.1797, Лих­тен­таль, ны­не в чер­те Ве­ны – 19.11.1828, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор. Один из пер­вых и круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей муз. ро­ман­тиз­ма. Сын школь­но­го учи­те­ля. Му­зы­ке учил­ся до­ма, за­тем у М. Холь­це­ра в Лих­тен­та­ле. В 1808–13 обу­чал­ся в вен­ском кон­вик­те (пев­че­ской шко­ле), был пев­чим При­двор­ной ка­пел­лы в Ве­не. Брал уро­ки ге­не­рал-ба­са у В. Ру­жич­ки, кон­тра­пунк­та и ком­по­зи­ции (до 1816) у А. Саль­е­ри. В 1814–1818 по­лу­чил пе­да­го­гич. об­ра­зо­ва­ние и ра­бо­тал в шко­ле. Сре­ди пер­вых со­чи­не­ний – Фан­та­зия G-dur в 4 ру­ки (1810); боль­шое ко­ли­че­ст­во со­чи­не­ний да­ти­ру­ет­ся 1811–12.

Ш. чрез­вы­чай­но ра­но сфор­ми­ро­вал­ся как ком­по­зи­тор, сре­ди пер­вых ше­дев­ров – пес­ни «Грет­хен за прял­кой» (1814, D 118) и «Лес­ной царь» (1815, D 328). В сер. 1810-х гг. его про­из­ве­де­ния на­чали ис­пол­нять пуб­лич­но, в 1814 в Лих­тен­та­ле с ус­пе­хом ис­пол­не­на Мес­са № 1 F-dur. Ле­том 1818 и 1824 Ш. ра­бо­тал учи­те­лем му­зы­ки в се­мье Эс­тер­хази в по­ме­стье Же­лиз (Венг­рия). По­сте­пен­но во­круг не­го спло­ти­лись дру­зья и еди­но­мыш­лен­ни­ки, сре­ди ко­то­рых – по­эты Ф. фон Шо­бер (ав­тор либ­рет­то к опе­ре Ш. «Аль­фон­со и Эс­т­рел­ла», соч. 1822) и И. Майр­хо­фер, ху­дож­ни­ки Л. Ку­пель­ви­зер (ав­тор либ­рет­то к ге­рои­ко-ро­ман­тич. опе­ре Ш. «Фьер­раб­рас», соч. 1823) и М. фон Швинд, ком­по­зи­тор А. Хют­тен­брен­нер, дра­ма­тург и по­эт Э. фон Бау­эрн­фельд, пе­ви­ца А. Миль­дер-Ха­упт­ман. Муз. ве­че­ра из про­из­веде­ний Ш. в 1815–24 ор­га­ни­зо­вы­вал Л. фон Зонн­лайт­нер (с 1821 под назв. «Шу­бертиа­ды»). В 1817 Ш. по­зна­ко­мил­ся с пев­цом И. М. Фог­лем, ис­пол­ни­те­лем его пе­сен, вме­сте они со­вер­ши­ли кон­церт­ные по­езд­ки в Зальц­бург и Верх­нюю Ав­ст­рию (1819, 1823, 1825). В 1818 со­чи­не­ния Ш. на­ча­ли из­да­вать­ся (опуб­ли­ко­ван­ные в 1822 Ва­риа­ции для фп. в 4 ру­ки ор. 10 за­слу­жи­ли одоб­ре­ние Л. ван Бет­хо­ве­на). В 1820 на сце­не (в Ве­не) впер­вые поя­ви­лись те­ат­раль­ные со­чи­не­ния Ш. (зин­гш­пиль «Бра­тья-близ­не­цы», ме­ло­дра­ма «Вол­шеб­ная ар­фа», обе – на либр. Г. фон Хоф­ма­на), од­на­ко ус­пе­ха они не име­ли. Твор­че­ст­во Ш. 1820-х гг. от­ме­че­но уг­луб­ле­ни­ем пси­хо­ло­гич. и дра­ма­тич. на­чал, в эти го­ды им соз­да­ны став­шие впо­след­ст­вии зна­ме­ни­ты­ми «Не­окон­чен­ная сим­фо­ния» (назв. не­ав­тор­ское; в 1822 Ш. за­вер­шил 2 час­ти, III часть ос­та­лась в эс­ки­зах) и «Боль­шая сим­фо­ния» (1828?), во­каль­ные цик­лы «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» (1823) и тра­ги­че­ский по со­дер­жа­нию «Зим­ний путь» (1827); 13 пе­сен на сти­хи Л. Рель­шта­ба и Г. Гей­не пред­по­ло­жи­тель­но бы­ли за­ду­ма­ны ав­то­ром как сбор­ник (вме­сте с 14-й пес­ней опубл. в 1829 под назв. «Ле­бе­ди­ная пес­ня»). В 1828 в Ве­не со­сто­ял­ся един­ст­вен­ный при жиз­ни Ш. ав­тор­ский кон­церт.

Зна­чит. часть на­сле­дия Ш. со­став­ля­ют со­чи­не­ния в жан­рах, куль­ти­ви­ро­вав­ших­ся его пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Й. Гайд­ном, В. А. Мо­цар­том и Л. ван Бет­хо­ве­ном: опе­ры, зин­гш­пи­ли, мес­сы, сим­фо­нии, со­на­ты, квар­те­ты и др. ан­самб­ли. Не ме­нее важ­ное ме­сто в его твор­че­ст­ве за­ня­ли жан­ры ро­ман­тич. пес­ни для го­ло­са с фп. (Lied; св. 660) и ин­ст­ру­мен­таль­ной ми­ниа­тю­ры. В пес­нях Ш. об­ра­тил­ся к тек­стам бо­лее 150 ав­то­ров, в т. ч. к сти­хо­тво­ре­ни­ям Ф. Шил­ле­ра, И. В. Гёте, Ф. Г. Клоп­што­ка, Г. Гей­не, Ф. Рюк­кер­та, сво­их дру­зей-по­этов. По­вы­шен­ное вни­ма­ние к по­этич. тек­сту по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в ме­ло­дии, гар­мо­нии, муз. фор­ме. На­ря­ду с ку­плет­ной фор­мой («Мель­ник и ру­чей» из цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха», «Се­ре­на­да» D 957/4 и мн. др.), Ш. мас­тер­ски ис­поль­зо­вал т. н. сквоз­ную фор­му (нем. durchkom­poniertes Lied) с не­по­вто­ряю­щей­ся ме­ло­ди­ей в раз­ных стро­фах («Двой­ник» D 957/13 и др.), в ря­де об­раз­цов объ­еди­нил за­ко­но­мер­но­сти той и дру­гой форм («Ли­па» из цик­ла «Зим­ний путь» и др.). В пес­нях Ш. осо­бен­но про­явилось его да­ро­ва­ние ме­ло­дис­та; во­каль­ная пар­тия от­ли­ча­ет­ся на­пев­но­стью и од­но­вре­мен­но ме­ло­дич. изо­бре­та­тель­но­стью (напр., «Тре­тья пес­ня Эл­лен» на сти­хи В. Скот­та D 839, из­вест­ная как «Ave Maria»), не­ред­ко опи­ра­ет­ся на обо­ро­ты австр. нар. пе­сен. Фп. пар­тия раз­ви­та и час­то изо­бра­зи­тель­на (ос­ти­нат­ная рит­мич. фи­гу­ра, пе­ре­даю­щая скач­ку ко­ня, в бал­ла­де «Лес­ной царь»; «бур­ная» фп. фак­ту­ра, изо­бра­жаю­щая со­звуч­ную ду­ше по­эта ди­кую при­ро­ду, в пес­не «При­ют» D 957/5; ими­та­ция зву­ков лют­ни в «Пау­зе» из цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха»; «ко­леб­лю­щее­ся» ме­ло­дич. дви­же­ние в «Бар­ка­ро­ле» D 774). Вы­даю­щи­ми­ся об­раз­ца­ми ли­рич. фп. ми­ниа­тю­ры ста­ли экс­пром­ты op. 90 и ор. 142 (1827), «му­зы­каль­ные мо­мен­ты» op. 94 (1823–28). Мно­же­ст­во валь­сов, ленд­ле­ров, эко­се­зов и др. бы­то­вой тан­це­валь­ной му­зы­ки ро­ди­лось из фп. им­про­ви­за­ций Ш. во вре­мя дру­же­ских со­б­ра­ний; эта об­ласть твор­че­ст­ва ком­по­зи­то­ра ста­ла пер­вым ша­гом на пу­ти к по­эти­за­ции бы­то­вых жан­ров, свой­ст­вен­ной эпо­хе ро­ман­тиз­ма.

Муз. стиль Ш., в це­лом опи­раю­щий­ся на тра­ди­ции вен­ской клас­си­че­ской шко­лы (пер­вые 6 из 9 сим­фо­ний, на­пи­сан­ные до 1818, на­хо­дят­ся в рус­ле тра­ди­ций Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та), обо­га­щён ря­дом нов­шеств в об­лас­ти гар­мо­нии и муз. фор­мы. Так, уг­луб­ле­ние кон­тра­ста ме­ж­ду те­ма­ми в экс­по­зи­ции со­нат­ной фор­мы ино­гда про­ис­хо­дит бла­го­да­ря вве­де­нию не­нор­ма­тив­но­го – тер­цо­во­го со­от­но­ше­ния то­наль­но­стей (в I ч. «Не­окон­чен­ной сим­фо­нии» глав­ная и по­боч­ная те­мы зву­чат со­от­вет­ст­вен­но в h-moll и G-dur). Гар­мо­ни­чес­кая крас­ка в не­ко­то­рых слу­ча­ях ста­но­вит­ся бо­лее важ­ным вы­ра­зи­тель­ным фак­то­ром, чем ощу­ще­ние тя­го­те­ния; не­час­тая у Ш., но чрез­вы­чай­но яр­кая гар­мо­ния ми­нор­но­го тре­зву­чия VI сту­пе­ни в ми­но­ре да­же по­лу­чи­ла назв. «шу­бер­то­ва шес­тая» (напр., в пес­не «При­ют»). Пе­сен­ный те­ма­тизм – про­тя­жён­ные ме­ло­дии, а так­же те­мы не­ко­то­рых сво­их пе­сен – Ш. ис­поль­зо­вал в ря­де ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний: квин­те­те «Фо­рель» op. 114 (1819), фп. фан­та­зии «Ски­та­лец» op. 15 (1822), струн­ном квар­те­те d-moll «Смерть и де­вуш­ка» (1824, D 810) и др. Ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем пе­сен­но­го те­ма­тиз­ма от­ли­ча­ют­ся и две по­след­ние сим­фо­нии («Не­окон­чен­ная» и «Боль­шая»), в ко­то­рых по­лу­чи­ла раз­ви­тие «те­ма ро­ка». Ш. – ав­тор боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ка­мер­ных ан­самб­лей, сре­ди них: струн­ные квар­те­ты – a-moll op. 29/1 (1824) и G-dur op. 161 (1826; все­го не ме­нее 15); Струн­ный квин­тет C-dur ор. 163 (1828); Ок­тет для струн­ных и ду­хо­вых F-dur op. 166 (1824); для скрип­ки с фп. – 3 со­на­ти­ны (1816), Со­на­та (Ду­эт) A-dur (1817); Со­на­та для ар­пед­жио­не и фп. a-moll (1824). Осо­бую об­ласть твор­че­ст­ва Ш. со­ста­ви­ли фп. со­чи­не­ния круп­ных форм, сре­ди них – со­на­та A-dur ор. 120 (1819 или 1825), со­ната-фан­та­зия G-dur ор. 78 (1826), три по­след­ние со­на­ты – c-moll, A-dur, B-dur (1828, D 958–960), Фан­та­зия (Ду­эт) f-moll op. 103 (1828); бла­го­да­ря зна­чит. ро­ли пе­сен­но­го те­ма­тиз­ма экс­по­ни­ро­ва­ние ма­те­риа­ла пре­об­ла­да­ет над раз­ви­ти­ем, боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но гар­мо­нич. со­пос­тав­ле­ни­ям. Важ­ная часть на­сле­дия ком­по­зи­то­ра – ду­хов­ная му­зы­ка, от­ме­чен­ная мас­тер­ст­вом по­ли­фо­нич. сти­ля: мес­сы (в т. ч. № 5 As-dur, 1822, и № 6 Es-dur, 1828) и час­ти месс, оф­фер­то­рии, неск. ком­по­зи­ций «Salve regina», Не­мец­кий ре­к­ви­ем (1818), Не­мец­кая мес­са (1827). Сре­ди др. кан­тат­но-ора­то­ри­аль­ных со­чи­не­ний – «Stabat mater» на нем. текст Ф. Г. Клоп­што­ка (1816), «По­бед­ная песнь Мирь­ям» (либр. Ф. Гриль­пар­це­ра, 1828), ора­то­рия «Ла­зарь» (либр. А. Г. Ни­май­е­ра, не окон­че­на, 1820).

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во круп­ных со­чи­не­ний Ш. бы­ло опуб­ли­ко­ва­но и впер­вые ис­пол­не­но по­сле его смер­ти, вклю­чая две по­след­ние сим­фо­нии («Не­окон­чен­ная» в 1839, «Боль­шая» в 1865), обе за­вер­шён­ные опе­ры («Аль­фон­со и Эс­т­рел­ла» пост. под рук. Ф. Лис­та, 1854, Вей­мар; «Фьер­раб­рас» пост. под рук. Ф. Мот­ля, 1897, Кар­лс­руэ) и не­ко­то­рые др. про­из­ве­де­ния для сце­ны – за­вер­шён­ные и (боль­шин­ст­во) не­за­вер­шён­ные. Та же судь­ба по­стиг­ла ка­мер­ную му­зы­ку Ш., ко­то­рая бы­ла по дос­то­ин­ст­ву оце­не­на лишь в 20 в. (ряд про­из­ве­де­ний Ш. впер­вые опубл. в 1970-е гг.).

Со­чи­не­ния Ш. иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по ка­та­ло­гу О. Э. Дой­ча.

Нот­ные изд.: Neue Ausgabe sämtlicher Wer­ke / Hrsg. W. Dürr u. a. Kassel, 1964–; Полн. собр. соч. для фор­те­пиа­но: В 6 т. М., 1962–1974; Из­бран­ные пес­ни: В 6 т. / Сост. Ю. Н. Хох­лов. М., 1975–1980.

Ука­за­те­ли: Deutsch O. E. F. Schubert: The­matisches Verzeichnis seiner Werke in chrono­logischer Folge. Kassel, 1978; Dürr W., Ader­hold W., Feil A. F. Schubert. Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. Kleine Ausgabe. Kassel; Münch., 1983.

Лит.: Einstein A. Schubert: Ein musikalisches Porträt. Z., 1952; Vetter W. Der Klassiker Schubert. Lpz., 1953. Bd 1–2; Mies P. F. Schubert. Lpz., 1954; Жизнь Ф. Шу­бер­та в до­ку­мен­тах / Сост., ред. Ю. Н. Хох­лов. М., 1963; Вос­по­ми­на­ния о Шу­бер­те / Пер., пре­дисл. и прим. Ю. Н. Хох­ло­ва. М., 1964; Хох­лов Ю. Н. О по­след­нем пе­рио­де твор­чест­ва Шу­бер­та. М., 1968; он же. Шу­берт. М., 1972; Schubert-Liedlexikon. Kassel, 2012; Ф. Шу­берт: пе­ре­пис­ка, за­пи­си, днев­ни­ки, сти­хо­тво­ре­ния / Сост. Ю. Н. Хох­лов. 3-е изд. М., 2013; Schubert’s late music: History, theory, style / Ed. by L. B. Bodley, J. Horton. Camb., 2016.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024