Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Шубертъ (Францъ-Петеръ Schubert) — знаменитый композиторъ. Род. въ Вѣнѣ 31 янв. 1797 г., ум. тамъ же 19 ноября 1828 г. Богато одаренная музыкальная натура Ш. сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. В возрасте одиннадцати лѣтъ онъ былъ принятъ въ придворную капеллу, гдѣ, кромѣ пѣнiя, изучалъ игру на многихъ инструментахъ и теорiю музыки (подъ руководствомъ Сальери). Оставивъ капеллу, Ш. жилъ уроками. Изучалъ преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Въ области пѣсни Ш. явился продолжателемъ послѣдняго. Благодаря Ш. пѣсня получила художественную форму, обогативъ область концертной вокальной музыки. Баллада «Лѣсной царь» («Erlkönig»), написанная въ 1816 г., послужила основой славы композитора. Вскорѣ послѣ нея появились неувядаемые «Der Wanderer», «Lob der Thränen», «Suleika» и др. Большое значенiе въ вокальной литературѣ имеютъ большiе сборники пѣсен Ш.: «Die schöne Müllerin» и «Die Winterreise», являющiеся какъ-бы продолженiемъ идеи Бетховена, выраженной въ сборникѣ пѣсенъ «An die Geliebte». Во всѣхъ этихъ произведенiяхъ Ш. выказалъ замѣчательный мелодическiй талантъ и большое разнообразiе настроенiй; онъ далъ аккомпанементу большее значенiе, большiй художественный смыслъ. Замѣчателенъ также сборникъ «Schwanengesang», изъ котораго многiя пѣсни приобрѣли всемiрную известность (напр., «Ständchen», «Aufenthalt», «Das Fischermädchen», «Am Meere»). Ш. не старался, какъ его предшественники, подражать народному характеру, но въ его пѣсняхъ невольно отразилась нацiональная струя и онѣ стали достоянiемъ страны. Ш. написалъ почти 600 пѣсенъ. Его песнями наслаждался Бетховенъ въ послѣднiе дни жизни. Удивительный музыкальный даръ Ш. сказался и въ области фортепiанной и симфонической. Его фантазiи c-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являются доказательствомъ богатѣйшего воображенiя и большой гармонической эрудицiи. Въ струнномъ квартетѣ d-moll, квинтетѣ c-dur, фортепiанномъ квартетѣ (Forellen Quartett), большой симфонiи c-dur и недоконченной симфонiи h-moll Ш. является продолжателемъ Бетховена. Въ области оперы Ш. не былъ такъ одаренъ; хотя ихъ написано имъ около 20, но онѣ немного прибавятъ къ его славѣ. Выдается изъ ихъ среды «Der häusliche Krieg oder die Verschworenen»: Отдѣльные номера его оперъ (напр. «Розамунды») вполнѣ достойны великаго музыканта. Изъ многочисленныхъ церковныхъ сочиненiй Ш. (мессы, оферторiи, гимны и пр.) возвышеннымъ характеромъ и музыкальнымъ богатствомъ отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Ш. была громадна. Начиная съ 13-го года жизни, онъ сочинялъ непрестанно. Малѣйшаго побужденiя было достаточно, чтобы пробудить постоянно безпокойный духъ Ш. Увлекательный текстъ, данный Ш., сейчас же возбуждалъ въ немъ фантазiю. «Der Wanderer», «Erlkönig» были написаны съ невѣроятной быстротой. Въ высшемъ кругу, куда Ш. приглашался для аккомпанемента своихъ вокальныхъ сочиненiй, онъ былъ чрезвычайно сдержанъ, не интересовался похвалами и даже избѣгалъ ихъ; среди друзей, наоборотъ, онъ высоко цѣнилъ одобренiе. Молва о невоздержанности Ш. имѣетъ нѣкоторое основанiе: онъ часто пилъ лишнее и тогда становился вспыльчивымъ и непрiятнымъ для кружка друзей. Изъ оперъ, исполнявшихся въ то время, Ш. всего болѣе нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Iоаннъ Парижскiй» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигенiя въ Тавридѣ» Глюка. Итальянской оперой, которая была въ его время въ большой модѣ, Ш. интересовался мало; только «Севильскiй цирюльникъ» и нѣкоторые отрывки изъ «Отелло» Россини прельщали его. Какъ утверждаютъ бiографы, Ш. въ своихъ сочиненiяхъ никогда ничего не измѣнялъ, потому что не имѣлъ для того времени. Онъ не щадилъ своего здоровья и въ расцвѣтѣ лѣтъ и таланта скончался на 31 году. Послѣднiй годъ его жизни, несмотря на разстроенное здоровье, былъ особенно плодотворенъ: именно тогда онъ написалъ симфонiю c-dur и мессу es-dur. При жизни онъ не пользовался выдающимся успѣхомъ. Послѣ его смерти осталась масса манускриптовъ, уже позднѣе увидѣвшихъ свѣтъ (6 мессъ, 7 симфонiй, 15 оперъ и пр.). См. Kreissle, «Franz Schubert» (Вѣна, 1861); von Helborn, «Franz Schubert»; Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871); Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873); H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866); m-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).
Н. С.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ШУБЕРТ, Франц (1797—1828), великий австр. композитор. Создатель романтич. песни-романса, романтич. симфонии фп. миниатюры. Творчество Ш. отмечено ярким лиризмом. В поздних соч. проявляются героико-эпич. и драматич. тенденции. Творчество Ш. демократично, глубоко связано с народной музыкой и бытовой музыкой Вены. Ш. написал более 600 сольных песен (в т. ч. циклы «Прекрасная мельничиха», 1823, и «Зимний путь», 1827, на тексты В. Мюллера, песни на слова В. Гёте, Г. Гейне). Песенно-лирич. начало преобладает и в симфониях Ш., в его камерных ансамблях, фп. соч. (сонаты, вальсы, экспромты, фантазия «Скиталец», 1822) и др.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797 — 1828), австр. композитор. Создатель романтич. песни-романса (ок. 600 на стихи (Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Гейне и др.), лирико-романтпч. симфоний (9; наиболее известна т. н. «Неоконченная», 1822, популярное произв. концертного репертуара). Фп. миниатюры лирико-психологич. содержания. Особое место занимают песенные циклы: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера). Песенное начало преобладает и в инстр. (симфонии), камерно-инстр. соч. (фп. квинтет «Форель», квартеты, трио), в фп. вальсах, фантазиях, экспромтах.
ШУБЕРТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018). Версия 2022
ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (31.1.1797, Лихтенталь, ныне в черте Вены – 19.11.1828, Вена), австр. композитор. Один из первых и крупнейших представителей муз. романтизма. Сын школьного учителя. Музыке учился дома, затем у М. Хольцера в Лихтентале. В 1808–13 обучался в венском конвикте (певческой школе), был певчим Придворной капеллы в Вене. Брал уроки генерал-баса у В. Ружички, контрапункта и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–1818 получил педагогич. образование и работал в школе. Среди первых сочинений – Фантазия G-dur в 4 руки (1810); большое количество сочинений датируется 1811–12.
Ш. чрезвычайно рано сформировался как композитор, среди первых шедевров – песни «Гретхен за прялкой» (1814, D 118) и «Лесной царь» (1815, D 328). В сер. 1810-х гг. его произведения начали исполнять публично, в 1814 в Лихтентале с успехом исполнена Месса № 1 F-dur. Летом 1818 и 1824 Ш. работал учителем музыки в семье Эстерхази в поместье Желиз (Венгрия). Постепенно вокруг него сплотились друзья и единомышленники, среди которых – поэты Ф. фон Шобер (автор либретто к опере Ш. «Альфонсо и Эстрелла», соч. 1822) и И. Майрхофер, художники Л. Купельвизер (автор либретто к героико-романтич. опере Ш. «Фьеррабрас», соч. 1823) и М. фон Швинд, композитор А. Хюттенбреннер, драматург и поэт Э. фон Бауэрнфельд, певица А. Мильдер-Хауптман. Муз. вечера из произведений Ш. в 1815–24 организовывал Л. фон Зоннлайтнер (с 1821 под назв. «Шубертиады»). В 1817 Ш. познакомился с певцом И. М. Фоглем, исполнителем его песен, вместе они совершили концертные поездки в Зальцбург и Верхнюю Австрию (1819, 1823, 1825). В 1818 сочинения Ш. начали издаваться (опубликованные в 1822 Вариации для фп. в 4 руки ор. 10 заслужили одобрение Л. ван Бетховена). В 1820 на сцене (в Вене) впервые появились театральные сочинения Ш. (зингшпиль «Братья-близнецы», мелодрама «Волшебная арфа», обе – на либр. Г. фон Хофмана), однако успеха они не имели. Творчество Ш. 1820-х гг. отмечено углублением психологич. и драматич. начал, в эти годы им созданы ставшие впоследствии знаменитыми «Неоконченная симфония» (назв. неавторское; в 1822 Ш. завершил 2 части, III часть осталась в эскизах) и «Большая симфония» (1828?), вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и трагический по содержанию «Зимний путь» (1827); 13 песен на стихи Л. Рельштаба и Г. Гейне предположительно были задуманы автором как сборник (вместе с 14-й песней опубл. в 1829 под назв. «Лебединая песня»). В 1828 в Вене состоялся единственный при жизни Ш. авторский концерт.
Значит. часть наследия Ш. составляют сочинения в жанрах, культивировавшихся его предшественниками Й. Гайдном, В. А. Моцартом и Л. ван Бетховеном: оперы, зингшпили, мессы, симфонии, сонаты, квартеты и др. ансамбли. Не менее важное место в его творчестве заняли жанры романтич. песни для голоса с фп. (Lied; св. 660) и инструментальной миниатюры. В песнях Ш. обратился к текстам более 150 авторов, в т. ч. к стихотворениям Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Ф. Г. Клопштока, Г. Гейне, Ф. Рюккерта, своих друзей-поэтов. Повышенное внимание к поэтич. тексту получило отражение в мелодии, гармонии, муз. форме. Наряду с куплетной формой («Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Серенада» D 957/4 и мн. др.), Ш. мастерски использовал т. н. сквозную форму (нем. durchkomponiertes Lied) с неповторяющейся мелодией в разных строфах («Двойник» D 957/13 и др.), в ряде образцов объединил закономерности той и другой форм («Липа» из цикла «Зимний путь» и др.). В песнях Ш. особенно проявилось его дарование мелодиста; вокальная партия отличается напевностью и одновременно мелодич. изобретательностью (напр., «Третья песня Эллен» на стихи В. Скотта D 839, известная как «Ave Maria»), нередко опирается на обороты австр. нар. песен. Фп. партия развита и часто изобразительна (остинатная ритмич. фигура, передающая скачку коня, в балладе «Лесной царь»; «бурная» фп. фактура, изображающая созвучную душе поэта дикую природу, в песне «Приют» D 957/5; имитация звуков лютни в «Паузе» из цикла «Прекрасная мельничиха»; «колеблющееся» мелодич. движение в «Баркароле» D 774). Выдающимися образцами лирич. фп. миниатюры стали экспромты op. 90 и ор. 142 (1827), «музыкальные моменты» op. 94 (1823–28). Множество вальсов, лендлеров, экосезов и др. бытовой танцевальной музыки родилось из фп. импровизаций Ш. во время дружеских собраний; эта область творчества композитора стала первым шагом на пути к поэтизации бытовых жанров, свойственной эпохе романтизма.
Муз. стиль Ш., в целом опирающийся на традиции венской классической школы (первые 6 из 9 симфоний, написанные до 1818, находятся в русле традиций Й. Гайдна и В. А. Моцарта), обогащён рядом новшеств в области гармонии и муз. формы. Так, углубление контраста между темами в экспозиции сонатной формы иногда происходит благодаря введению ненормативного – терцового соотношения тональностей (в I ч. «Неоконченной симфонии» главная и побочная темы звучат соответственно в h-moll и G-dur). Гармоническая краска в некоторых случаях становится более важным выразительным фактором, чем ощущение тяготения; нечастая у Ш., но чрезвычайно яркая гармония минорного трезвучия VI ступени в миноре даже получила назв. «шубертова шестая» (напр., в песне «Приют»). Песенный тематизм – протяжённые мелодии, а также темы некоторых своих песен – Ш. использовал в ряде инструментальных сочинений: квинтете «Форель» op. 114 (1819), фп. фантазии «Скиталец» op. 15 (1822), струнном квартете d-moll «Смерть и девушка» (1824, D 810) и др. Широким использованием песенного тематизма отличаются и две последние симфонии («Неоконченная» и «Большая»), в которых получила развитие «тема рока». Ш. – автор большого количества камерных ансамблей, среди них: струнные квартеты – a-moll op. 29/1 (1824) и G-dur op. 161 (1826; всего не менее 15); Струнный квинтет C-dur ор. 163 (1828); Октет для струнных и духовых F-dur op. 166 (1824); для скрипки с фп. – 3 сонатины (1816), Соната (Дуэт) A-dur (1817); Соната для арпеджионе и фп. a-moll (1824). Особую область творчества Ш. составили фп. сочинения крупных форм, среди них – соната A-dur ор. 120 (1819 или 1825), соната-фантазия G-dur ор. 78 (1826), три последние сонаты – c-moll, A-dur, B-dur (1828, D 958–960), Фантазия (Дуэт) f-moll op. 103 (1828); благодаря значит. роли песенного тематизма экспонирование материала преобладает над развитием, большое внимание уделено гармонич. сопоставлениям. Важная часть наследия композитора – духовная музыка, отмеченная мастерством полифонич. стиля: мессы (в т. ч. № 5 As-dur, 1822, и № 6 Es-dur, 1828) и части месс, оффертории, неск. композиций «Salve regina», Немецкий реквием (1818), Немецкая месса (1827). Среди др. кантатно-ораториальных сочинений – «Stabat mater» на нем. текст Ф. Г. Клопштока (1816), «Победная песнь Мирьям» (либр. Ф. Грильпарцера, 1828), оратория «Лазарь» (либр. А. Г. Нимайера, не окончена, 1820).
Подавляющее большинство крупных сочинений Ш. было опубликовано и впервые исполнено после его смерти, включая две последние симфонии («Неоконченная» в 1839, «Большая» в 1865), обе завершённые оперы («Альфонсо и Эстрелла» пост. под рук. Ф. Листа, 1854, Веймар; «Фьеррабрас» пост. под рук. Ф. Мотля, 1897, Карлсруэ) и некоторые др. произведения для сцены – завершённые и (большинство) незавершённые. Та же судьба постигла камерную музыку Ш., которая была по достоинству оценена лишь в 20 в. (ряд произведений Ш. впервые опубл. в 1970-е гг.).
Сочинения Ш. идентифицируются по каталогу О. Э. Дойча.
Нотные изд.: Neue Ausgabe sämtlicher Werke / Hrsg. W. Dürr u. a. Kassel, 1964–; Полн. собр. соч. для фортепиано: В 6 т. М., 1962–1974; Избранные песни: В 6 т. / Сост. Ю. Н. Хохлов. М., 1975–1980.
Указатели: Deutsch O. E. F. Schubert: Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. Kassel, 1978; Dürr W., Aderhold W., Feil A. F. Schubert. Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. Kleine Ausgabe. Kassel; Münch., 1983.
Лит.: Einstein A. Schubert: Ein musikalisches Porträt. Z., 1952; Vetter W. Der Klassiker Schubert. Lpz., 1953. Bd 1–2; Mies P. F. Schubert. Lpz., 1954; Жизнь Ф. Шуберта в документах / Сост., ред. Ю. Н. Хохлов. М., 1963; Воспоминания о Шуберте / Пер., предисл. и прим. Ю. Н. Хохлова. М., 1964; Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. М., 1968; он же. Шуберт. М., 1972; Schubert-Liedlexikon. Kassel, 2012; Ф. Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения / Сост. Ю. Н. Хохлов. 3-е изд. М., 2013; Schubert’s late music: History, theory, style / Ed. by L. B. Bodley, J. Horton. Camb., 2016.