ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

ШРИФТ

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ШРИФТЪ м. нѣм. наборъ, отлитыя, для печати, буквы. Шрифты (наборы) получаютъ названья, коими ихъ и обозначаютъ. Сперва рѣжутся на стали пунсоны (чеканы), коими выбиваются съ одного удара въ мѣди матрицы (льяки), а въ нихъ льется шрифтъ (набор) изъ гарту, сплава олова, свинца, цинку и желѣзныхъ опилковъ. Каждому изъ наборовъ дано, по почерку его, особое названье; строчный, обычный наборъ: цицеро, и къ нему косой, курсивъ, курсикъ; прописной или крупный: корпусъ, разнх. названiй: английскiй, долгiй, черненькiй, толстый, египетскiй ипр. затѣмъ, мелкiй: петитъ и косой петитъ, коего малѣйшiй вид бриллiантовый, на оборотѣ нашихъ асигиацiй.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Шрифты типографскiе. Полное собранiе типографскихъ буквъ или литеръ, служащихъ для воспроизведенiя письменныхъ знаковъ какого-либо языка, назыв. Ш. Помимо прописныхъ и строчныхъ буквъ, въ состав Ш. входятъ еще капительныя буквы, знаки препинанiя, цифры, дефис или знакъ переноса (-), параграф (§), звѣздочка (*— знакъ выноски или примѣчанiя), скобки () [], номеръ (№) и «мертвый знак» (, крестикъ, замѣняющiй слово «умер»). Вообще Ш. можетъ быть столько, сколько существуетъ самостоятельныхъ алфавитовъ (нѣмецкiй, французскiй, русскiй и пр.). Различаются также Ш. по рисунку или начертанiю очка буквы, по величинѣ кегля, по величинѣ очка, по формѣ очка. Въ прежнее время каждому Ш., составленному изъ однообразныхъ по начертанiю или рисунку буквъ, присваивалось особое названiе (египетскiй, древнiй, итальянскiй и пр.). Теперь, въ виду громаднаго разнообразiя Ш., они опредѣляются просто цифрами, при чемъ указываются лишь величина кегля и нумеръ по каталогу словолитни. Величина кегля опредѣляется числомъ пунктовъ. Самые употребительные текстовые Ш. по величинѣ кегля — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты на кегель 4 и 5 употребляются очень рѣдко. Всѣ печатные Ш. на кегель свыше 11 пунктовъ (т. е. 13, 15, 17 и пр.) не примѣняются въ Россiи и Германiи. Во Францiи иногда пользуются шрифтами на кегель 7 1/2 (Petit-Texte), 13 (St.-Augustin), 15 (Gros-Romain) и 21 (Gros-Paragnon). Въ Россiи и Германiи рѣдко применяется также и Ш. на кегель 18. Нѣкоторым Ш. присвоены особыя названiя.

Ш. на 4 пункта — дiамантъ.
» » 5 пунктовъ перлъ.
» » 6 » нонпарейль.
» » 7 » миньонъ.
» » 8 » петитъ.
» » 9 » боргесъ.
» » 10 » корпусъ.
» » 11 » цицеро.
» » 12 » гробе-цицеро.
» » 14 » миттель.
» » 16 » терцiя.
» » 20 » текстъ.
» » 24 » двойное цицеро.
» » 28 » двойной миттель.
» » 36 » мелкiй канонъ.
» » 40 » крупный канонъ.

Названiя: «дiамантъ», «перлъ», «нонпарель» и пр. почти не употребляются за границей. Названiе «цицеро» произошло отъ того, что Ш. на кегель 11 впервые были отпечатаны сочиненiя Цицерона; шрифтомъ на кегель 10 былъ отпечатанъ «Corpus» Юстинiана (отсюда названiе Ш. «корпусъ»). Многiе Ш. названы по именамъ знаменитыхъ рѣзчиковъ пунсоновъ и типографовъ. Таковы: этьенъ, эльзевиръ, сабонъ, гарамондъ.— По величинѣ очка Ш. бываютъ: крупные, среднiе и мелкiе (приблизительно до 9 пунктовъ). По формѣ очка различаются Ш. обыкновенные, плотные, жирные, узкiе, курсивные, косые, широкiе и пр. Буквы обыкнов. Ш. нѣсколько шире одноименныхъ буквъ плотнаго Ш. Въ жирныхъ Ш. ширина вертикальныхъ штриховъ очка значительно превосходит ширину горизонтальныхъ штриховъ. Курсивомъ (изобрѣтенъ въ Венецiи Альдомъ Мануцiемъ) назыв. шрифтъ, котораго литеры похожи на рукописныя или вообще отличаются по рисунку отъ остальныхъ буквъ текста. Достоинство Ш. заключается главнымъ образомъ въ красотѣ очертанiй, въ соблюденiи пропорцiи буквъ, въ «выдержкѣ линiи» и въ крѣпости металла, изъ котораго отлиты литеры.

Ср. П. Коломнинъ, «Краткiя свѣдѣнiя по типографскому дѣлу» (СПб., 1899).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ШРИФТЫ ТИПОГРАФСКИЕ, комплекты литер, служащие для наборного воспроизведения текстов и печатания книг, газет и др. изданий с изготовленных таким путём печатных форм. Ш. т. различаются по алфавитам (русский, латинский и т. п.), рисункам, начертаниям и размерам. Рисунки Ш. т. весьма разнообразны и при сохранении основной графич. схемы букв делятся по наличию и форме засечек (поперечных линий или др. элементов, заканчивающих основные штрихи букв), соотношению толщин основных и соединительных штрихов, характеру нажимности штрихов, той или иной конструкции деталей. В зависимости от начертания Ш. т. различают по след. признакам: насыщенности (светлые, полужирные, жирные), наклону (прямые и курсивные) и ширине букв (нормальные, узкие). В соответствии с назначением Ш. т. могут быть различных размеров, начиная от кегля (размера), равного 4 пунктам (ок. 1,5 мм), и до крупных афишных шрифтов, кегль к-рых равен 15 квадратам [1 квадрат (полиграфия.) равен 48 пунктам (ок. 18 мм)]. Различные виды Ш. т. применяются в зависимости от типа издания, его назначения и т. п.

ШРИФТОЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, производство типографских шрифтов. В Ш. п. по созданному художником рисунку шрифта изготовляются пуансоны (рельефные стальные штампы), служащие для штамповки матриц (углублённых форм). Матрицы используются для отливки нужного количества шрифта. Матрицы могут быть также выполнены непосредственным гравированием или способом гальванопластики.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ШРИФТ (нем. Schrift) (полиграф.), комплект литер, воспротзводящий к.-л. алфавит (лат., рус., араб., греч и др.), а также цифры и знаки. Ш. различают характером рисунка (см. Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насышенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (см. Кегль).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 110. Электронная версия


Шрифт. Образец римского капитального шрифта. Надпись на арке Тита в Риме. 81 н. э.

ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben – писать), стилистически и композиционно упорядоченная графич. форма знаков системы письма. В полиграфии – изначально комплект типографских литер (ныне в связи с распространением компьютерных издательских систем большинство Ш. существует в цифровой форме), предназначенный для набора текста; такие Ш. называются типографскими. Существует большое количество Ш. – от классических текстовых до совр. рекламных. По функции также разделяют Ш. экранные, архитектурные и др. Ш. отличаются начертанием (гарнитура), наклоном, насыщенностью и пр. Ш. объединяются в группы по разл. признакам (принципы создания конкретных знаков, соотношение ширины и высоты и др.): в эпоху Возрождения появились Ш. группы антиква, основанные на пропорциях рим. классич. письма, с использованием засечек (ренессанс антиква, барокко антиква), в 19 в. – Ш. без использования засечек (напр., группа гротеск: акциденц, франклин готик и др.). С 20 в. разрабатываются Ш. с индивидуальным дизайном под конкретный проект: напр., Ш. таймс создан в Великобритании в 1932 С. Морисоном для текстового набора газ. «Таймс». Среди др. известных Ш. – гарамон (16 в., Франция), кезлон (1725, Великобритания), бодони (1800, Италия), универс, гельветика (оба – 1957, Швейцария).

Библиография

Лит.: Kapr A. Schriftkunst. Dresden, 1971; Updike D. В. Printing types. Their history, forms and use. 4th ed. New Castle; L., 2001. Vol. 1–2; Кудрявцев А. И. Шрифт: История. Теория. Практика. М., 2003; Ефимов В. В. Великие шрифты. М., 2006–2007. Кн. 1–2; Чихольд Я. Образцы шрифтов. М., 2012.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Полуустав

 

Цифры и русские буквы в стиле готического шрифта

Шрифт (нем. Schrift от schreiben «писать») — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024