ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 3, с. 197—198


СЕМЬЯ, общественная единица, основанная на браке и отношениях кровного родства. В ходе историч. развития общества формы брака и С. менялись в зависимости от развития производительных сил и изменения характера производств. отношений. На ранних этапах первобытно-общинного строя, в период группового брака, С. не представляла хозяйств. и обществ. единицы. В эпоху матриархата такой единицей стала матриархальная С., объединявшая 3—5 поколений потомков одной женщины вместе с потомством всех женщин данной группы. Счёт родства вёлся по материнской линии. В период патриархата сложилась патриархальная С., объединявшая несколько поколений родственников по мужской линии — родителей и детей, и возглавляемая старшим мужчиной. В период распада первобытно-общинного строя из больших патриархальных С. стали выделяться малые С., состоящие лишь из родителей и детей. Малая С.— господствующая форма С. в классовом обществе. При рабовладельческом и феод. строе и в условиях капитализма семейные отношения характеризуются господством мужа над женой, основанном на закреплённой юридич. и экономич. зависимости женщины. С. в СССР и в странах народной демократии строится на основе свободного союза равноправных мужчины и женщины. Интересы матери и ребёнка охраняются законом. Огромное значение в укреплении советской С. имеет Указ Президиума Верховного Совета СССР (8 июля 1944) «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания „Мать-героиня" и учреждении ордена „Материнская слава" и медали „Медаль материнства"». Указ и установленный им новый порядок развода, а равно другие изменения, внесённые в семейное право, проникнуты заботой о С., о детях, о матерях.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954


СЕМЬЯ — исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Все изменения, происходившие на протяжении истории человечества в характере взаимоотношений полов, в браке и в форме семьи, были обусловлены изменениями общественно-экономических укладов и характером общественных взаимоотношений в целом. В глубокой древности, в самом начале истории человечества, половые взаимоотношения людей носили беспорядочный характер. Каждая женщина принадлежала любому мужчине и каждый мужчина — любой женщине. Из этого первобытного состояния развились различные формы брака и семьи. Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см.) указывает, что на протяжении истории человечества имелись три главные формы брака. В период родового строя господствовал групповой брак в формах кровнородственной семьи, семьи «пуналуа» («пуналуа» означает «близкий товарищ»). В кровнородственной семье в браке находились братья и сёстры. Здесь исключался лишь брак между родителями и детьми. В семье «пуналуа» из взаимного полового общения уже были исключены братья и сёстры. В этот период родство устанавливается лишь с материнской стороны. Господствует материнское право. Экономической основой этих форм семьи является первобытное домашнее хозяйство, в котором решающую играла женщина (см. Матриархат). В дальнейшем суживается круг родственников, имевших право находиться в брачных отношениях. Постепенно старые формы группового брака уступают место «парной семье». В «парной семье» мужчина живёт с одной женщиной, но многоженство остаётся правом мужчины, и брачные узы могут быть легко расторгнуты. Дети принадлежат попрежнему матери. Переход и скотоводству и рост богатства, растущее разделение труда вызвали появление частной собственности. Это коренное изменение в общественных отношениях означало поражение материнского права и переход власти в семье к отцу, мужчине, который стал играть главную роль в хозяйстве (см. Патриархат). Возникает патриархальная семья. Происхождение детей устанавливается уже но отцовской линии. Позже, с разложением первобытно-общинного строя, возникает моногамия (единобрачие). Моногамная семья, основанная на частной собственности, хотя и была прогрессом, однако, как указывает Энгельс, не являлась высшей формой брака. Женщина превратилась в рабыню мужчины; «первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 212). В семье, как в миниатюре, отражались все противоречия общественного развития. В буржуазном обществе на форму организации семьи наложила свою печать частная собственность. В половом сближении людей при капитализме главную роль играет не их естественное влечение друг к другу, а грубый материальный расчёт, коммерческая выгода брака. Дополнением к браку становится узаконенная проституция. Буржуазная семья превращается в рассадник разврата и безнравственности.

Только в трудовом народе, только среди угнетенных классов, особенно среди пролетариата, на основе иных взаимоотношений-товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения человеческого достоинства — могла возникнуть и развиться подлинно человеческая любовь, ставшая основой новой, более высокой формы семьи. Полное освобождение женщины, уравнение её во всех правах с мужчиной принесла в нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция. Женщина вышла на дорогу активной производственной и культурной деятельности. Ее положение в обществе резко изменилось, её удельный вес в производстве и в общественной жизни необычайно повысился. Женщина стала могучей силой советского общества. Это не могло не отразиться в самом благоприятном смысле на характере взаимоотношений мужчин и женщин. Основным мотивом брака в социалистическом общество становится подлинно человеческая любовь мужчины и женщины. На этой основе, скреплённой общими производственными, общественными и культурными интересами мужчины и женщины, их идейной близостью, возникла и с каждым годом укрепляется советская семья, семья нового типа, какой не знала история. Советская семья представляет собой первичный коллектив  советского общества, его органическую клеточку, живущую общей жизнью и едиными интересами со всем советским обществом. Супруги занимают в семье равное положение, внося в организацию семейной жизни свой личный труд. Общий рост благосостояния всей страны способствует росту народонаселения, что выражается в частности в непрестанном увеличении количества многодетных семейств. Различные учреждения по охране материнства и младенчества, родильные дома, консультации, детские ясли, сады и школы призваны оказывать родителям помощь и физическом и нравственном воспитании детей. Общность идейных интересов обоих супругов, советские принципы и методы воспитания детей укрепляют семью и делают её одним из устоев советского общества. Для дальнейшего укрепления и развития советской семьи требуется борьба с имеющимися еще пережитками капитализма в быту, в сознании людей, в отношении к женщине. Советское общественное мнение и советские законы осуждают буржуазные нравы в семье, заботятся об укреплении семьи, развитии и воспитании молодого подрастающего поколения.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 1205


СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. В первобытном об-ве круг лиц, между к-рыми разрешались половые отношения (групповой брак, парный брак). Как устойчивое объединение возникает с с разложением родового строя. Первая ист. форма моногамии — патриархальная С. (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистич. индустриализация разрушила связь С. с домашним произ-вом, оставив у неё из экон. функций лишь орг-цию быта; большинство С. стало состоять из супругов и их детей (нуклеарная С.). В капиталистич. об-ве, где частнособственнич. отношения способствуют распространению браков по расчёту, действуют две противоречивые тенденции: обновление С. на основе пром. и культурного прогресса (превращение С. в морально-правовой союз мужчины и женщины) и ее дезорганизации (рост семейных коллизий, значит. число разводов). При социализме семейные отношения освобождаются от установлений старого об-ва (собственнич. права, влияния церкви, сословных, клас. и нац. предрассудков). Подавляющее большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются их равноправием.

«CEMЬЯ И ШКОЛА», ежемес. научно-популярный журнал АПН СССР, с 1946, Москва. Тираж (1978) 1,3 млн. экз.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 423—424


СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. В условиях господства частной собственности дополнением к браку становится узаконенная проституция. Характер внутрисемейных связей в буржуазном об-ве во многом обусловлен частной собственностью. Здесь огромную роль играет грубый материальный расчет, коммерческая выгода брака. В среде пролетариата зародились и развивались брачно-семейные отношения, свободные от этих извращений, основывающиеся на любви, дружбе, взаимном доверии. Это связано с широким вовлечением женщин в сферу производственной и общественной деятельности. Победа социализма открыла простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т. ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях-важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. Согласно Конституции СССР, „семья находится под защитой государства". В ходе социалистического и коммунистического строительства семейные отношения совершенствуются. Напр., правовые отношения в С. будут постепенно отмирать по мере утраты социальной необходимости в них; уменьшится значение хозяйственно-потребительских отношений; на первый план выдвинутся нравственные, эстетические и психологические отношения, к-рые будут совершенствоваться в соответствии с гармоническим развитием личности.

 

 

СЕМЬЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СЕМЬЯ́, со­ци­аль­ный ин­сти­тут, ос­но­ван­ный на бра­ке, кров­ном род­ст­ве и свой­ст­ве или иных свя­зях (напр., адоп­ции). Чле­ны С. свя­за­ны ве­де­ни­ем об­ще­го хо­зяй­ст­ва и взаи­мо­по­мо­щью. В рам­ках С., как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся вос­про­из­вод­ст­во, вос­пи­та­ние и час­тич­но со­циа­ли­за­ция но­вых по­ко­ле­ний. Со­вме­ст­ное про­жи­ва­ние и на­ли­чие об­ще­го иму­ще­ст­ва – ти­пич­ные, но не уни­вер­саль­ные при­зна­ки се­мьи.

Формы семьи

Вы­де­ля­ют­ся разл. фор­мы С. Пар­ная С. (син­ди­ас­ми­че­ская, пер­во­быт­но-эга­ли­тар­ная) – не­ста­биль­ное объ­е­ди­не­ние брач­ных парт­нё­ров для вос­про­из­ве­де­ния по­том­ст­ва в со­ста­ве бо­лее ши­ро­кой со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­мы (об­щи­ны, ло­каль­ной груп­пы); ха­рак­тер­на для ран­не­пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. Нук­ле­ар­ная С. (ма­лая, эле­мен­тар­ная, ин­ди­ви­ду­аль­ная, про­стая) со­сто­ит из су­п­ру­же­ской па­ры и их не­же­на­тых/не­за­муж­них де­тей. Боль­шая С. (боль­ше­се­мей­ная об­щи­на, до­мо­хо­зяй­ст­во, слож­ная, не­раз­де­лён­ная С.) вклю­ча­ет неск. нук­ле­ар­ных С., гла­вы ко­то­рых со­сто­ят в род­ст­ве друг с дру­гом (напр., при­хо­дят­ся друг дру­гу брать­я­ми – т. н. брат­ская боль­шая се­мья), и объ­е­ди­ня­ет три и бо­лее по­ко­ле­ния род­ст­вен­ни­ков; в за­ру­беж­ной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии её на­зы­ва­ют так­же объ­е­ди­нён­ной (англ. joint) или рас­ши­рен­ной (англ. extended) С., по­ни­мая под пер­вой С., со­стоя­щую из од­но­го, а под вто­рой – из не­сколь­ких (обыч­но со­сед­ст­вую­щих) до­мо­хо­зяйств. По мне­нию ря­да отеч. ис­сле­дова­те­лей (М. О. Кос­вен, А. И. Пер­шиц и др.), сег­мен­та­ция боль­ших С. ве­дёт к об­ра­зо­ва­нию па­тро­ни­мии. Не­пол­ная, или мат­ри/пат­ри­фо­каль­ная, С., ос­но­ву ко­то­рой со­став­ля­ют ро­ди­тель (оди­но­кая мать, раз­ве­дён­ный суп­руг ли­бо вдо­ва/вдо­вец) и его де­ти. По ти­пу ле­жа­ще­го в ос­но­ве С. бра­ка раз­ли­ча­ют­ся так­же мо­но­гам­ные и по­ли­гам­ные С.; в ря­де стран при­зна­ют­ся С., ос­но­ван­ные на со­ю­зах од­но­по­лых парт­нё­ров.

У охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей, жи­ву­щих в не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях по­лу­пус­тынь и тро­пич. ле­сов Аф­ри­ки и Юж. Аме­ри­ки, пре­об­ла­да­ют С., ос­но­ван­ные на пар­ном бра­ке или ог­ра­ни­чен­ной по­ли­ги­нии, бы­ту­ют и от­но­си­тель­но не­мно­го­числ. не­раз­де­лён­ные С. У охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей, имею­щих от­но­си­тель­но ус­той­чи­вые ис­точ­ни­ки пи­щи, спе­циа­ли­зи­ров. осед­лых или по­лу­осед­лых ры­бо­ло­вов, зем­ле­дель­цев и ско­то­во­дов рас­про­стра­не­ны боль­шие С., но встре­ча­ют­ся и нук­ле­ар­ные или ма­ло­чис­лен­ные не­раз­де­лён­ные С. У ран­них зем­ле­дель­цев и ско­то­во­дов, в кре­сть­ян­ских об­щест­вах, а ино­гда и у ре­мес­лен­ни­ков до­инду­ст­ри­аль­но­го го­ро­да С., об­ра­зую­щие до­мо­хо­зяй­ст­ва или объ­е­ди­не­ния до­мо­хо­зяйств, яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми про­из­водств. еди­ни­ца­ми (т. н. до­маш­ний спо­соб про­из­вод­ст­ва, по М. Са­лин­зу). В ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах пре­об­ла­да­ют нео­ло­каль­ные нук­ле­ар­ные С., но рас­про­стра­не­ны и иные ти­пы С., напр. мат­ри­фо­каль­ные се­мьи.

Эволюция семьи и её функций. Семья в Новое время

Спе­ци­фич. функ­ции С. в об­ще­ст­ве вы­те­ка­ют из её ро­ли как по­сред­ни­ка ме­ж­ду не­сов­па­даю­щи­ми уст­рем­ле­ния­ми лич­но­сти и об­ще­ст­ва, со­цио­куль­тур­но­го амор­ти­за­то­ра меж­лич­но­ст­ной на­пря­жён­но­сти (А. Г. Хар­чев, 1979). Это ро­ж­де­ние де­тей (ре­про­дук­тив­ная функ­ция), их под­держ­ка и со­дер­жа­ние (эк­зи­стен­ци­аль­ная функ­ция), вос­пи­та­ние де­тей (функ­ция со­циа­ли­за­ции). К не­спе­ци­фич. функ­ци­ям, обу­слов­лен­ным кон­крет­ны­ми ис­то­рич. ус­ло­вия­ми, от­но­сят­ся про­из­вод­ст­вен­но-хо­зяй­ст­вен­ная, по­тре­би­тель­ская (удов­ле­тво­ре­ние лич­ных по­треб­но­стей), рек­реа­ци­он­ная (ор­га­ни­за­ция от­ды­ха и до­су­га), на­ко­п­ле­ние и пе­ре­да­ча соб­ст­вен­но­сти, на­сле­до­ва­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са и се­мей­ной фа­ми­лии, обу­че­ние до­маш­не-бы­то­вым на­вы­кам, функ­ция пси­хо­ло­гич.«убе­жи­ща». Функ­ции С. по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву сле­ду­ет от­ли­чать от функ­ций по от­но­ше­нию к лич­но­сти (М. С. Мац­ков­ский, 1989), фик­си­рую­щих цен­ность С. для отд. че­ло­ве­ка (ин­тим­ность, те­п­ло­та, бли­зость, взаи­мо­по­ни­ма­ние и взаи­мо­по­мощь, за­бо­та, лю­бовь и т. д.). Рас­со­гла­со­ва­ние ме­ж­ду лич­ны­ми мо­ти­ва­ми и вы­пол­не­ни­ем со­ци­аль­ных функ­ций ве­дёт к ин­сти­ту­цио­наль­но­му кри­зи­су от­но­ше­ний ро­ди­тель­ст­ва – суп­ру­же­ст­ва – род­ст­ва и ре­ду­ци­ру­ет С. до уров­ня ма­лой груп­пы, сфо­ку­си­ро­ван­ной на меж­лич­но­ст­ном об­ще­нии, сек­су­аль­ном со­жи­тель­ст­ве.

Из­ме­не­ние форм С. в хо­де ис­то­рии фик­си­ру­ет­ся как на со­цие­таль­ном уров­не, так и на внут­ри­се­мей­ном. С. рас­ши­рен­но­го ти­па воз­ник­ла в хо­де ис­то­рии при раз­ру­ше­нии груп­по­во­го бра­ка эк­зо­гам­ных ро­дов, её ста­биль­ность дос­ти­га­лась за счёт не­раз­де­ли­мо­сти С. и эко­но­ми­ки в кре­сть­ян­ской С., где име­ла ме­сто со­вме­ст­ная дея­тель­ность ро­ди­те­лей и де­тей и вза­им­ная до­пол­ни­тель­ность се­мей­ных и про­из­водств. ро­лей, что ве­ло к при­ори­те­ту стар­ших по­ко­ле­ний и мно­го­дет­но­сти. Со­ци­аль­ная сис­те­ма, ос­но­ван­ная на рас­ши­рен­ной С. и фа­ми­лиз­ме («семь­е­цен­триз­ме») как ве­ду­щей цен­но­ст­ной ори­ен­та­ции, ха­рак­тер­на для тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва.

С при­хо­дом Но­во­го вре­ме­ни це­лый ряд фак­то­ров ос­лаб­лял роль С. во взаи­мо­дей­ст­вии лич­но­сти и об­ще­ст­ва. В их чис­ле – от­де­ле­ние род­ст­ва от эко­но­мич. дея­тель­но­сти, раз­де­ле­ние до­ма и ра­бо­ты при ве­ду­щей ро­ли на­ём­но­го вне­се­мей­но­го тру­да; транс­фор­ма­ция жен­ских и муж­ских ро­лей в С. в свя­зи с пе­ре­хо­дом от се­мей­но­го про­из-ва к се­мей­но-бы­то­во­му са­мо­об­слу­жи­ва­нию; пе­ре­ход от рас­ши­рен­ной трёх­по­ко­лен­ной се­мей­но-род­ст­вен­ной сис­те­мы к нук­ле­ар­ным семь­ям, где брач­ность и от­но­ше­ния ро­ди­те­ли – де­ти ста­вят­ся вы­ше род­ст­вен­но-ро­до­вых; сме­на за­кры­той сис­те­мы вы­бо­ра суп­ру­га от­кры­той сис­те­мой на ос­но­ве меж­лич­но­ст­ной из­би­ра­тель­но­сти, пе­ре­ход от раз­во­да по ини­циа­ти­ве му­жа к раз­во­ду, вы­зван­но­му меж­лич­но­ст­ной не­со­вмес­ти­мо­стью; пе­ре­ход от куль­ту­ры мно­го­дет­но­сти с жё­ст­ким та­бу на при­ме­не­ние кон­тра­цеп­ции и абор­тов к прак­ти­ке пре­ду­пре­ж­де­ния и пре­ры­вания бе­ре­мен­но­сти; на­ко­нец, ос­лаб­ле­ние и эли­ми­ни­ро­ва­ние груп­по­вых цен­но­стей мно­го­дет­ной С., пре­об­ла­даю­щая ори­ен­та­ция на лич­ные дос­ти­же­ния и ус­пе­хи. Внут­рен­няя ди­на­ми­ка нук­ле­ар­ной С. в Анг­лии, Гол­лан­дии, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии и Фран­ции на про­тя­же­нии 16–17 вв. со­пут­ст­во­ва­ла ста­нов­ле­нию ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва и де­мо­кра­тич. ка­пи­та­лиз­ма.

Ис­то­рич. из­ме­не­ния С. как ин­сти­ту­та за­мет­нее все­го про­яв­ля­ют­ся в мо­ди­фи­ка­ции и су­же­нии её функ­ций, имен­но с фак­тич. осу­ще­ст­в­ле­ни­ем го­су­дар­ст­вом се­мей­ных функ­ций об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния свя­за­на идея за­ме­ны С. го­су­дар­ст­вом и по­пыт­ки её реа­ли­за­ции в 1930-е гг. в Шве­ции (А. Карл­сон, 2003) и СССР (А. И. Ан­то­нов, В. А. Бо­ри­сов, 1990). Фи­зич. и пси­хо­ло­гич. раз­ме­же­ва­ние до­ма, С. и ра­бо­ты при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию рез­ко­го кон­тра­ста ме­ж­ду ин­тим­но­стью пер­вич­ных внут­ри­се­мей­ных от­но­ше­ний и обез­ли­чен­но­стью от­но­ше­ний во внеш­нем, ок­ру­жаю­щем С. ми­ре.

Кри­зис нук­ле­ар­ной С. во 2-й пол. 20 в., от­ме­чае­мый мн. учё­ны­ми, ре­лиг. и об­ществ. дея­те­ля­ми, свя­зан с не­вы­пол­не­ни­ем ею осн. функ­ций по ро­ж­де­нию и вос­пи­та­нию де­тей (низ­кая ро­ж­дае­мость, пре­об­ла­да­ние од­но-двух­дет­ных се­мей, вне­се­мей­ная со­циа­ли­за­ция де­тей из-за проф. за­ня­то­сти ма­те­рей и т. п.). Ры­ноч­но-ин­ду­ст­ри­аль­ная эко­но­ми­ка, «вы­ма­ни­вая» до­мо­хо­зя­ек из се­мей­но­го про­из-ва с по­мо­щью со­кра­ще­ния объ­ё­ма до­маш­них обя­зан­но­стей и при­вле­ка­тель­ных проф. ро­лей, сти­му­ли­ру­ет кон­ку­рен­цию жен­щин и муж­чин в сис­те­ме на­ём­но­го тру­да. Это соз­да­ёт не толь­ко ос­но­ву для раз­во­дов, но и раз­ру­ша­ет про­из­водств. ук­лад до­мо­хо­зяй­ст­ва, пре­вра­щая С. в по­тре­би­тель­скую еди­ни­цу. В скла­ды­ваю­щем­ся в ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных ре­гио­нах но­вом ти­пе С. об­ще­се­мей­ная дея­тель­ность сво­дит­ся в осн. к удов­ле­тво­ре­нию фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. по­треб­но­стей её чле­нов, до­пол­няе­мо­му по­треб­ле­ни­ем ус­луг вне­се­мей­ных уч­ре­ж­де­ний и ин­сти­ту­тов. Ин­ди­вид, а не С. ока­зы­ва­ет­ся в фо­ку­се эко­но­мич. и со­циаль­ных рас­чё­тов (А. Карл­сон, 2003). Про­цесс нук­лео­ри­за­ции С., умень­ше­ние чис­ла де­тей в ней и как след­ст­вие умень­ше­ние раз­ме­ров С. – это все­мир­ный про­цесс, ох­ва­ты­ваю­щий все стра­ны по ме­ре их ин­ду­ст­ри­аль­но­го раз­ви­тия.

Ис­то­рия упад­ка се­мей­но-дет­но­го об­раза жиз­ни в Рос­сии ве­дёт от­счёт с 1917, ко­гда в су­гу­бо кре­сть­ян­ской стра­не (85% на­се­ле­ния) сов. вла­стью бы­ла жё­ст­ко осу­ще­ст­в­ле­на ин­ду­ст­риа­ли­за­ция и ур­ба­ни­за­ция, раз­ру­шав­шая се­мей­ные ус­тои. Ра­ди­каль­ный пе­ре­ход от рас­ши­рен­ной к нук­ле­ар­ной С. про­изо­шёл при­мер­но в 2–3 ра­за бы­ст­рее по срав­не­нию с ев­роп. стра­на­ми. Мас­со­вая ма­ло­дет­ность, осо­бен­но за­мет­ная в гор. на­се­ле­нии (св. 50% в 1960-х гг.), оз­на­ча­ла, что кри­зис­ные тен­ден­ции нук­леа­ри­за­ции на­би­ра­ют си­лу (напр., раз­во­ды, вы­рос­шие с 1950 по 1965 в 6 раз, про­дол­жа­ли по­вы­шаться по­сле ли­бе­ра­ли­за­ции Се­мей­но­го ко­дек­са в 1968). Од­но­до­ход­ные С. с ма­те­рью-до­мо­хо­зяй­кой прак­ти­че­ски ис­чез­ли, по­сколь­ку поч­ти все тру­до­спо­соб­ные жен­щи­ны ока­за­лись во­вле­чён­ны­ми в гос. про­из-во. В 1970-е гг. пре­об­ла­да­ние у жен­щин и муж­чин ори­ен­та­ции на лич­ные дос­ти­же­ния и ус­пе­хи по­ни­жа­ли цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции на С. и де­тей. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. про­цесс ос­лаб­ле­ния С. и по­треб­но­сти в де­тях на фо­не по­ли­ти­ки «шо­ко­вой те­ра­пии» при­вёл к силь­но­му па­де­нию ро­ж­дае­мо­сти (в 1999 до 1,19 ре­бён­ка на од­ну жен­щи­ну) и к убы­ли на­се­ле­ния, де­по­пу­ля­ции (В. А. Бо­ри­сов, 2007).

Структура семей России по данным переписи населения (1989-2010)  (доли семей каждого типа в общем числе семей, %)

Типы семей 1989 1994 (микроперепись) 2002 2010
Полные семьи 81,7 79,3 71,8 69,4
В том числе:   
одна брачная пара 66,8 61,9 55,5 52,1
одна брачная пара с другими  родственниками 11,5 12,9 13 13,9
две и более брачные пары 3,4 4,5 3,3 3,4
Неполные семьи 15,2 17,5 21,7 21
В том числе:   
мать/отец с детьми 13,2 13 15,3 15,4
мать/отец с детьми и другими родственниками 2 4,5 6,4 5,6
Прочие семьи (домохозяйства) 3,1 4,2 6,5 9,6

 

В 1-й декаде 21 в. положение дел несколько улучшилось в связи с мерами, предпринятыми государством, – рождаемость повысилась в 2013 до 1,7 ребёнка на одну женщину. Однако в семьях с 1–2 детьми у новых поколений не формируются установки на трёхдетную С., репродуктивные ориентации подростков примерно на 0,3–0,4 ниже, чем у родителей, что предвещает дальнейшее снижение рождаемости в ближайшие десятилетия.

С точки зрения роли в воспроизводстве С. делятся на три типа: малодетные (1–2 ребёнка, не обеспечивают простое воспроизводство населения), среднедетные (3–4 детей, необходимые для замещения поколений) и многодетные (5 и более детей). Для малодетной С. характерно резкое сокращение числа внутрисемейных ролей, и ослабленная структура уменьшает её устойчивость.

Правовые вопросы

В междунар. документах С. рассматривается как «естественная и основная ячейка общества, которая имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948; ст. 23 Междунар. пакта о гражданских и политических правах 1966). Согласно Конституции РФ, гос. поддержка семьи в РФ относится к основам конституц. строя (ст. 7); семья находится под защитой государства (ст. 38); защита семьи – в совместном ведении Рос. Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Гос. поддержка С. обеспечивается всеми возможными способами, в т. ч. путём спец. законодат. регулирования (см., напр., Пособия семейные). Так, вопросы планирования С. и репродуктивного здоровья являются предметом правового регулирования Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2012), преступления против С. и несовершеннолетних выделены в отд. главу Уголовного кодекса РФ и т. д.

В отличие от членов семьи, сама С. не является субъектом права.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024