Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 197—198
СЕМЬЯ, общественная единица, основанная на браке и отношениях кровного родства. В ходе историч. развития общества формы брака и С. менялись в зависимости от развития производительных сил и изменения характера производств. отношений. На ранних этапах первобытно-общинного строя, в период группового брака, С. не представляла хозяйств. и обществ. единицы. В эпоху матриархата такой единицей стала матриархальная С., объединявшая 3—5 поколений потомков одной женщины вместе с потомством всех женщин данной группы. Счёт родства вёлся по материнской линии. В период патриархата сложилась патриархальная С., объединявшая несколько поколений родственников по мужской линии — родителей и детей, и возглавляемая старшим мужчиной. В период распада первобытно-общинного строя из больших патриархальных С. стали выделяться малые С., состоящие лишь из родителей и детей. Малая С.— господствующая форма С. в классовом обществе. При рабовладельческом и феод. строе и в условиях капитализма семейные отношения характеризуются господством мужа над женой, основанном на закреплённой юридич. и экономич. зависимости женщины. С. в СССР и в странах народной демократии строится на основе свободного союза равноправных мужчины и женщины. Интересы матери и ребёнка охраняются законом. Огромное значение в укреплении советской С. имеет Указ Президиума Верховного Совета СССР (8 июля 1944) «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания „Мать-героиня" и учреждении ордена „Материнская слава" и медали „Медаль материнства"». Указ и установленный им новый порядок развода, а равно другие изменения, внесённые в семейное право, проникнуты заботой о С., о детях, о матерях.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954
СЕМЬЯ — исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Все изменения, происходившие на протяжении истории человечества в характере взаимоотношений полов, в браке и в форме семьи, были обусловлены изменениями общественно-экономических укладов и характером общественных взаимоотношений в целом. В глубокой древности, в самом начале истории человечества, половые взаимоотношения людей носили беспорядочный характер. Каждая женщина принадлежала любому мужчине и каждый мужчина — любой женщине. Из этого первобытного состояния развились различные формы брака и семьи. Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см.) указывает, что на протяжении истории человечества имелись три главные формы брака. В период родового строя господствовал групповой брак в формах кровнородственной семьи, семьи «пуналуа» («пуналуа» означает «близкий товарищ»). В кровнородственной семье в браке находились братья и сёстры. Здесь исключался лишь брак между родителями и детьми. В семье «пуналуа» из взаимного полового общения уже были исключены братья и сёстры. В этот период родство устанавливается лишь с материнской стороны. Господствует материнское право. Экономической основой этих форм семьи является первобытное домашнее хозяйство, в котором решающую играла женщина (см. Матриархат). В дальнейшем суживается круг родственников, имевших право находиться в брачных отношениях. Постепенно старые формы группового брака уступают место «парной семье». В «парной семье» мужчина живёт с одной женщиной, но многоженство остаётся правом мужчины, и брачные узы могут быть легко расторгнуты. Дети принадлежат попрежнему матери. Переход и скотоводству и рост богатства, растущее разделение труда вызвали появление частной собственности. Это коренное изменение в общественных отношениях означало поражение материнского права и переход власти в семье к отцу, мужчине, который стал играть главную роль в хозяйстве (см. Патриархат). Возникает патриархальная семья. Происхождение детей устанавливается уже но отцовской линии. Позже, с разложением первобытно-общинного строя, возникает моногамия (единобрачие). Моногамная семья, основанная на частной собственности, хотя и была прогрессом, однако, как указывает Энгельс, не являлась высшей формой брака. Женщина превратилась в рабыню мужчины; «первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 212). В семье, как в миниатюре, отражались все противоречия общественного развития. В буржуазном обществе на форму организации семьи наложила свою печать частная собственность. В половом сближении людей при капитализме главную роль играет не их естественное влечение друг к другу, а грубый материальный расчёт, коммерческая выгода брака. Дополнением к браку становится узаконенная проституция. Буржуазная семья превращается в рассадник разврата и безнравственности.
Только в трудовом народе, только среди угнетенных классов, особенно среди пролетариата, на основе иных взаимоотношений-товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения человеческого достоинства — могла возникнуть и развиться подлинно человеческая любовь, ставшая основой новой, более высокой формы семьи. Полное освобождение женщины, уравнение её во всех правах с мужчиной принесла в нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция. Женщина вышла на дорогу активной производственной и культурной деятельности. Ее положение в обществе резко изменилось, её удельный вес в производстве и в общественной жизни необычайно повысился. Женщина стала могучей силой советского общества. Это не могло не отразиться в самом благоприятном смысле на характере взаимоотношений мужчин и женщин. Основным мотивом брака в социалистическом общество становится подлинно человеческая любовь мужчины и женщины. На этой основе, скреплённой общими производственными, общественными и культурными интересами мужчины и женщины, их идейной близостью, возникла и с каждым годом укрепляется советская семья, семья нового типа, какой не знала история. Советская семья представляет собой первичный коллектив советского общества, его органическую клеточку, живущую общей жизнью и едиными интересами со всем советским обществом. Супруги занимают в семье равное положение, внося в организацию семейной жизни свой личный труд. Общий рост благосостояния всей страны способствует росту народонаселения, что выражается в частности в непрестанном увеличении количества многодетных семейств. Различные учреждения по охране материнства и младенчества, родильные дома, консультации, детские ясли, сады и школы призваны оказывать родителям помощь и физическом и нравственном воспитании детей. Общность идейных интересов обоих супругов, советские принципы и методы воспитания детей укрепляют семью и делают её одним из устоев советского общества. Для дальнейшего укрепления и развития советской семьи требуется борьба с имеющимися еще пережитками капитализма в быту, в сознании людей, в отношении к женщине. Советское общественное мнение и советские законы осуждают буржуазные нравы в семье, заботятся об укреплении семьи, развитии и воспитании молодого подрастающего поколения.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1205
СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. В первобытном об-ве круг лиц, между к-рыми разрешались половые отношения (групповой брак, парный брак). Как устойчивое объединение возникает с с разложением родового строя. Первая ист. форма моногамии — патриархальная С. (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистич. индустриализация разрушила связь С. с домашним произ-вом, оставив у неё из экон. функций лишь орг-цию быта; большинство С. стало состоять из супругов и их детей (нуклеарная С.). В капиталистич. об-ве, где частнособственнич. отношения способствуют распространению браков по расчёту, действуют две противоречивые тенденции: обновление С. на основе пром. и культурного прогресса (превращение С. в морально-правовой союз мужчины и женщины) и ее дезорганизации (рост семейных коллизий, значит. число разводов). При социализме семейные отношения освобождаются от установлений старого об-ва (собственнич. права, влияния церкви, сословных, клас. и нац. предрассудков). Подавляющее большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются их равноправием.
«CEMЬЯ И ШКОЛА», ежемес. научно-популярный журнал АПН СССР, с 1946, Москва. Тираж (1978) 1,3 млн. экз.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 423—424
СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. В условиях господства частной собственности дополнением к браку становится узаконенная проституция. Характер внутрисемейных связей в буржуазном об-ве во многом обусловлен частной собственностью. Здесь огромную роль играет грубый материальный расчет, коммерческая выгода брака. В среде пролетариата зародились и развивались брачно-семейные отношения, свободные от этих извращений, основывающиеся на любви, дружбе, взаимном доверии. Это связано с широким вовлечением женщин в сферу производственной и общественной деятельности. Победа социализма открыла простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т. ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях-важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. Согласно Конституции СССР, „семья находится под защитой государства". В ходе социалистического и коммунистического строительства семейные отношения совершенствуются. Напр., правовые отношения в С. будут постепенно отмирать по мере утраты социальной необходимости в них; уменьшится значение хозяйственно-потребительских отношений; на первый план выдвинутся нравственные, эстетические и психологические отношения, к-рые будут совершенствоваться в соответствии с гармоническим развитием личности.
Большая российская энциклопедия. Том 29. — Москва, 2015. — С. 741-742. Электронная версия
СЕМЬЯ́, социальный институт, основанный на браке, кровном родстве и свойстве или иных связях (напр., адопции). Члены С. связаны ведением общего хозяйства и взаимопомощью. В рамках С., как правило, осуществляются воспроизводство, воспитание и частично социализация новых поколений. Совместное проживание и наличие общего имущества – типичные, но не универсальные признаки семьи.
Формы семьи
Выделяются разл. формы С. Парная С. (синдиасмическая, первобытно-эгалитарная) – нестабильное объединение брачных партнёров для воспроизведения потомства в составе более широкой социально-экономич. системы (общины, локальной группы); характерна для раннепервобытного общества. Нуклеарная С. (малая, элементарная, индивидуальная, простая) состоит из супружеской пары и их неженатых/незамужних детей. Большая С. (большесемейная община, домохозяйство, сложная, неразделённая С.) включает неск. нуклеарных С., главы которых состоят в родстве друг с другом (напр., приходятся друг другу братьями – т. н. братская большая семья), и объединяет три и более поколения родственников; в зарубежной социальной антропологии её называют также объединённой (англ. joint) или расширенной (англ. extended) С., понимая под первой С., состоящую из одного, а под второй – из нескольких (обычно соседствующих) домохозяйств. По мнению ряда отеч. исследователей (М. О. Косвен, А. И. Першиц и др.), сегментация больших С. ведёт к образованию патронимии. Неполная, или матри/патрифокальная, С., основу которой составляют родитель (одинокая мать, разведённый супруг либо вдова/вдовец) и его дети. По типу лежащего в основе С. брака различаются также моногамные и полигамные С.; в ряде стран признаются С., основанные на союзах однополых партнёров.
У охотников и собирателей, живущих в неблагоприятных условиях полупустынь и тропич. лесов Африки и Юж. Америки, преобладают С., основанные на парном браке или ограниченной полигинии, бытуют и относительно немногочисл. неразделённые С. У охотников и собирателей, имеющих относительно устойчивые источники пищи, специализиров. оседлых или полуоседлых рыболовов, земледельцев и скотоводов распространены большие С., но встречаются и нуклеарные или малочисленные неразделённые С. У ранних земледельцев и скотоводов, в крестьянских обществах, а иногда и у ремесленников доиндустриального города С., образующие домохозяйства или объединения домохозяйств, являются ведущими производств. единицами (т. н. домашний способ производства, по М. Салинзу). В индустриальных обществах преобладают неолокальные нуклеарные С., но распространены и иные типы С., напр. матрифокальные семьи.
Эволюция семьи и её функций. Семья в Новое время
Специфич. функции С. в обществе вытекают из её роли как посредника между несовпадающими устремлениями личности и общества, социокультурного амортизатора межличностной напряжённости (А. Г. Харчев, 1979). Это рождение детей (репродуктивная функция), их поддержка и содержание (экзистенциальная функция), воспитание детей (функция социализации). К неспецифич. функциям, обусловленным конкретными историч. условиями, относятся производственно-хозяйственная, потребительская (удовлетворение личных потребностей), рекреационная (организация отдыха и досуга), накопление и передача собственности, наследование социального статуса и семейной фамилии, обучение домашне-бытовым навыкам, функция психологич.«убежища». Функции С. по отношению к обществу следует отличать от функций по отношению к личности (М. С. Мацковский, 1989), фиксирующих ценность С. для отд. человека (интимность, теплота, близость, взаимопонимание и взаимопомощь, забота, любовь и т. д.). Рассогласование между личными мотивами и выполнением социальных функций ведёт к институциональному кризису отношений родительства – супружества – родства и редуцирует С. до уровня малой группы, сфокусированной на межличностном общении, сексуальном сожительстве.
Изменение форм С. в ходе истории фиксируется как на социетальном уровне, так и на внутрисемейном. С. расширенного типа возникла в ходе истории при разрушении группового брака экзогамных родов, её стабильность достигалась за счёт неразделимости С. и экономики в крестьянской С., где имела место совместная деятельность родителей и детей и взаимная дополнительность семейных и производств. ролей, что вело к приоритету старших поколений и многодетности. Социальная система, основанная на расширенной С. и фамилизме («семьецентризме») как ведущей ценностной ориентации, характерна для традиционного общества.
С приходом Нового времени целый ряд факторов ослаблял роль С. во взаимодействии личности и общества. В их числе – отделение родства от экономич. деятельности, разделение дома и работы при ведущей роли наёмного внесемейного труда; трансформация женских и мужских ролей в С. в связи с переходом от семейного произ-ва к семейно-бытовому самообслуживанию; переход от расширенной трёхпоколенной семейно-родственной системы к нуклеарным семьям, где брачность и отношения родители – дети ставятся выше родственно-родовых; смена закрытой системы выбора супруга открытой системой на основе межличностной избирательности, переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью; переход от культуры многодетности с жёстким табу на применение контрацепции и абортов к практике предупреждения и прерывания беременности; наконец, ослабление и элиминирование групповых ценностей многодетной С., преобладающая ориентация на личные достижения и успехи. Внутренняя динамика нуклеарной С. в Англии, Голландии, Швейцарии, Германии и Франции на протяжении 16–17 вв. сопутствовала становлению индустриального общества и демократич. капитализма.
Историч. изменения С. как института заметнее всего проявляются в модификации и сужении её функций, именно с фактич. осуществлением государством семейных функций образования и воспитания связана идея замены С. государством и попытки её реализации в 1930-е гг. в Швеции (А. Карлсон, 2003) и СССР (А. И. Антонов, В. А. Борисов, 1990). Физич. и психологич. размежевание дома, С. и работы привело к возникновению резкого контраста между интимностью первичных внутрисемейных отношений и обезличенностью отношений во внешнем, окружающем С. мире.
Кризис нуклеарной С. во 2-й пол. 20 в., отмечаемый мн. учёными, религ. и обществ. деятелями, связан с невыполнением ею осн. функций по рождению и воспитанию детей (низкая рождаемость, преобладание одно-двухдетных семей, внесемейная социализация детей из-за проф. занятости матерей и т. п.). Рыночно-индустриальная экономика, «выманивая» домохозяек из семейного произ-ва с помощью сокращения объёма домашних обязанностей и привлекательных проф. ролей, стимулирует конкуренцию женщин и мужчин в системе наёмного труда. Это создаёт не только основу для разводов, но и разрушает производств. уклад домохозяйства, превращая С. в потребительскую единицу. В складывающемся в урбанизированных регионах новом типе С. общесемейная деятельность сводится в осн. к удовлетворению физиологич. и психологич. потребностей её членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов. Индивид, а не С. оказывается в фокусе экономич. и социальных расчётов (А. Карлсон, 2003). Процесс нуклеоризации С., уменьшение числа детей в ней и как следствие уменьшение размеров С. – это всемирный процесс, охватывающий все страны по мере их индустриального развития.
История упадка семейно-детного образа жизни в России ведёт отсчёт с 1917, когда в сугубо крестьянской стране (85% населения) сов. властью была жёстко осуществлена индустриализация и урбанизация, разрушавшая семейные устои. Радикальный переход от расширенной к нуклеарной С. произошёл примерно в 2–3 раза быстрее по сравнению с европ. странами. Массовая малодетность, особенно заметная в гор. населении (св. 50% в 1960-х гг.), означала, что кризисные тенденции нуклеаризации набирают силу (напр., разводы, выросшие с 1950 по 1965 в 6 раз, продолжали повышаться после либерализации Семейного кодекса в 1968). Однодоходные С. с матерью-домохозяйкой практически исчезли, поскольку почти все трудоспособные женщины оказались вовлечёнными в гос. произ-во. В 1970-е гг. преобладание у женщин и мужчин ориентации на личные достижения и успехи понижали ценностные ориентации на С. и детей. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. процесс ослабления С. и потребности в детях на фоне политики «шоковой терапии» привёл к сильному падению рождаемости (в 1999 до 1,19 ребёнка на одну женщину) и к убыли населения, депопуляции (В. А. Борисов, 2007).
Структура семей России по данным переписи населения (1989-2010) (доли семей каждого типа в общем числе семей, %)
Типы семей | 1989 | 1994 (микроперепись) | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|
Полные семьи | 81,7 | 79,3 | 71,8 | 69,4 |
В том числе: | ||||
одна брачная пара | 66,8 | 61,9 | 55,5 | 52,1 |
одна брачная пара с другими родственниками | 11,5 | 12,9 | 13 | 13,9 |
две и более брачные пары | 3,4 | 4,5 | 3,3 | 3,4 |
Неполные семьи | 15,2 | 17,5 | 21,7 | 21 |
В том числе: | ||||
мать/отец с детьми | 13,2 | 13 | 15,3 | 15,4 |
мать/отец с детьми и другими родственниками | 2 | 4,5 | 6,4 | 5,6 |
Прочие семьи (домохозяйства) | 3,1 | 4,2 | 6,5 | 9,6 |
В 1-й декаде 21 в. положение дел несколько улучшилось в связи с мерами, предпринятыми государством, – рождаемость повысилась в 2013 до 1,7 ребёнка на одну женщину. Однако в семьях с 1–2 детьми у новых поколений не формируются установки на трёхдетную С., репродуктивные ориентации подростков примерно на 0,3–0,4 ниже, чем у родителей, что предвещает дальнейшее снижение рождаемости в ближайшие десятилетия.
С точки зрения роли в воспроизводстве С. делятся на три типа: малодетные (1–2 ребёнка, не обеспечивают простое воспроизводство населения), среднедетные (3–4 детей, необходимые для замещения поколений) и многодетные (5 и более детей). Для малодетной С. характерно резкое сокращение числа внутрисемейных ролей, и ослабленная структура уменьшает её устойчивость.
Правовые вопросы
В междунар. документах С. рассматривается как «естественная и основная ячейка общества, которая имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948; ст. 23 Междунар. пакта о гражданских и политических правах 1966). Согласно Конституции РФ, гос. поддержка семьи в РФ относится к основам конституц. строя (ст. 7); семья находится под защитой государства (ст. 38); защита семьи – в совместном ведении Рос. Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Гос. поддержка С. обеспечивается всеми возможными способами, в т. ч. путём спец. законодат. регулирования (см., напр., Пособия семейные). Так, вопросы планирования С. и репродуктивного здоровья являются предметом правового регулирования Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2012), преступления против С. и несовершеннолетних выделены в отд. главу Уголовного кодекса РФ и т. д.
В отличие от членов семьи, сама С. не является субъектом права.