ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ русской исторiи для средней школы. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Кº., въ Петроградѣ, 1915. — С. 49—51


§ 22. Русская Правда и успѣхи гражданственности въ Кiевской Руси. Со времени Владимира Святого и Ярослава Мудрого князья постоянно проявляли намѣрение установить въ государствѣ лучшiе обычаи и создать законъ, который водворялъ бы въ обществѣ справедливость и порядокъ. Ярославъ Мудрый, по преданiю, судя суды, создалъ первый на Руси письменный сборникъ законовъ, извѣстный подъ названiемъ «Русской Правды». Послѣ Ярослава Русская Правда дополнялась и передѣлывалась, повидимому, частными лицами. которыя вносили въ нее «законы» и «уставы» сыновей и внуковъ Ярослава. Русскою Правдою руководились судьи какъ свѣтскихъ княжескихъ, такъ и церковныхъ судовъ. Назначенiе Русской Правды заключалось въ томъ, чтобы сначала ограничить, а затѣмъ и вовсе отмѣнить варварскiй обычай кровной мести, а вмѣсто частнаго возмездiя за обиду и убiйство ввести наказанiе отъ суда. Въ Русской Правдѣ появляется законъ, установленный сыновьями Ярослава и запрещавшiй вовсе месть: взамѣнъ мести устанавливается вира (штрафъ, взимаемый княземъ, какъ наказанiе за преступленiе) и головничество (вознагражденiе вь пользу родствеyниковъ убитаго). Вмѣстѣ съ тѣмъ Русская Правда устанавливаетъ штрафы за всякую обиду дѣйствiемъ и за оскорбленiя 1).

1) Всѣ денежныя взысканiя опредѣляются гривнами серебра или кунами. Подь словомъ куны тогда разумѣли деньги, состоявшiя изъ цѣнныхъ мѣховъ, на которые мѣнялись другiе товары. Позднѣе вмѣсто кунъ стали употреблять серебро; изъ него дѣлали слитки опредѣленнаго вѣса и ими платили, какъ монетою. Taкie слитки, называемые гривнами, обыкновенно вѣсели отъ 48 до 36 золотниковъ. За убiйство княжескаго дружинника взималась наибольшая вира — 80 гривенъ, за убiйство свободнаго человѣка — 40 гривенъ и за убiйство женщины — 20 гривенъ. По тогдашнимъ условiямъ это были крупныя суммы.

Въ этихъ случаяхъ также но допускается самосудъ и личная расправа.

Такь законъ старался охранить всякую личность oтъ насилiя и замѣнiть грубый самосудъ частной мести правительственною карою и судебнымъ правосудiемь. Точно также Русская Правда охраняла и частное имущество отъ воровства и грабежей, устанавливая за нихъ различныя наказанiя. Разсматривая челядь (рабовъ), какъ имущество ихъ господъ, законъ давалъ господамъ большую власть надь ихъ рабочими людьми и налагалъ большiя наказанiя за похищенiе холоповъ у ихъ хозяевъ, за бѣгство холоповъ и за укрывательство бѣглыхъ рабовъ. Такимъ образомъ законъ какъ бы поддерживалъ рабство, уступая въ данномъ случаѣ развитому на Руси обычаю рабовладѣнiя. Въ общемъ же Русская Правда свидѣтельствуетъ о томъ, что въ Кiевской Руси языческiй бытъ значительно уступилъ влiянiю христiанства и византiйской образованности, принесенной на Русь христiанствомъ.

Въ то самое время, когда нарушилось государственное единство на Руси и начался хозяйственный упадокъ южныхъ волостей, — въ обществѣ народилось нацiональное чувство и сознанiе народнаго единства. Князья разныхъ вѣтвей княжеской династiи, ссорясь между собою, помнили, однако, единство своего рода и говорили о себѣ, что они «одного дѣда внуки» и владѣютъ одною землею. Жители различныхъ волостей знали, что эти волости составляютъ части единой «Русской земли», и они готовы были въ минуты опасности лечь костьми за всю землю Русскую 1).

1) Лѣтописецъ, составляя въ Кiевѣ свою лѣтопись, желалъ разсказать въ ней, откуда „пошла Русская земля", откуда „Русская земля стала": онъ понималъ, что его родной городъ Кiевъ есть средоточiе не одной волости Кiевской, а всей земли, единой и великой Русской земли. Пѣвецъ „Слова о полку Игоревѣ" разсказываетъ о походѣ и пораженiи окраинныхъ сѣверскихъ князей; но онъ постоянно зоветъ ихъ самихъ и ихъ дружины „русичами" и „русскими полками", даже „Русскою землею". По выраженiю „Слова", когда Игорь попалъ въ плѣнъ, плачетъ по немъ вся Русская земля, а не одна его Сѣверская волость, точно такъ же, какъ стонетъ вся земля, поминая своихъ первыхъ князей, при которыхъ не было усобицъ.

Сознанiе единства своей земли, горячая любовь къ Русской землѣ, горькая жалость при видѣ ея страданiй отъ княжеской распри и отъ «поганыхъ» половцевъ,— вотъ тѣ чувства, которыми проникнуты русскiя люди во всѣхъ русскихъ волостяхъ. Съ большимъ воодушевленiемъ взываютъ они къ своимъ князьямъ, чтобы тѣ «сами на себя крамолу не ковали», не желали бы большей волости, не противились бы старѣйшей братiи и жили бы межъ собою въ мирѣ. Первые варяжскiе князья объединили племена русскихъ славянъ въ одно государство; но это объединенiе было  чисто внѣшнимъ, механическимъ соединенiемъ чуждыхъ взаимно областей. Культурныя сношенiя съ Византiей повели къ распространенiю на Руси христiанства; новая религiя и византiйская образованность имѣли сильное внутреннее влiянiе на Руси и сплотили русскiя волости культурными связями. Государственное единство пало отъ междоусобiй княжескаго рода; но культурныя связи оказались крѣпкими и создали изъ русскихъ племенъ одинъ, сознающiй свое единство, народъ. Въ этомъ заключается главное историческое значенiе Кiевского перiода русской исторiи.

 

 

Начало книги    ◀ ▶    Глава вторая. § 23. Образованiе новыхъ государственныхъ центровъ на Руси и появленiе новыхъ внѣшнихъ враговъ Руси въ XIII вѣкѣ. §§ 24—28.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024