ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. Книга 2. — Москва, 1986


Романский стиль — художеств. стиль, господствовавший в иск-ве Зап. Европы (а также нек-рых стран Вост. Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития ср.-век. европ. иск-ва. Термин «Р. с.» был введён в нач. 19 в. Р. с. впитал разл. элементы позднеантич. и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того — иск-ва эпохи Вел. переселения народов, Византии и мусульм. стран Бл. Востока). Социальная основа Р. с.— система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Гл.  распространителями Р. с. (прежде всего в области культовой арх-ры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; в кон. 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феод. владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естеств. рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строит. материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжеств. силы. Характерными особенностями построек Р. с. были массивные стены, тяжеловесность и толщина к-рых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из гл. элементов архит. композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрич. объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность к-рых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехрист. зодчества типы базиликальной и центрич. (чаще всего круглой в плане) церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из гл. частей храма представляла собой отд. пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значит. расстоянии друг от друга включавшихся в кам. массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами (преим. цилиндрич., крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), пришедшими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем Р. с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11 — нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумент. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере — сосредоточенные на капителях колонны. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. В эпоху Р. с. расцвела книжная миниатюра, а также декор.-прикл. иск-во: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художеств. ткачество, ювелирное иск-во.

В романской живописи и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных религ. композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря к-рым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского иск-ва важную роль играл орнамент, геом. или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произв. «звериного стиля»). Общая образная система Р. с., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художеств. воплощению ср.-век. картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

В зодчестве Франции, где формы Р. с. складываются к кон. 10 в., наиб. распространение получили 3-нефные базилики, а также т. н. паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (ц. Сен-Сернен в Тулузе). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (ц. Клюни-З), к богатству скульпт. декора — школа Пуату (ц. Нотр-Дам в Пуатье); в Провансе гл. порталы церквей обильно украшались скульптурой (ц. Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств. членений во многом подготовили готику (ц. Ла Трините в Кане). Во франц. светской арх. Р. с. сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам франц. романского изобразит. иск-ва принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декор.-прикл. иск-во (в т. ч. лиможская эмаль).

В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период — культ. зодчество прирейнских городов, где в 11—13 вв. были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе); широко применялась т. н. связанная система перекрытий, при к-рой каждой травее ср. нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для нем. романики идеи величия имп. власти нашли выражение в стр-ве имп. дворцов (пфальцев). Книжная миниатюра (важнейшие центры — аббатство Райхенау и Трир) и иск-во литья (особенно в Рейнской обл.; бронз. двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в «оттоновский период» (2-я пол. 10—1-я пол. 11 вв.). В эпоху зрелого Р. с. большое распространение получила каменная и стукковая скульптура.         

В Италии элементы Р. с. раньше всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9—10 вв. сложился т. н. первый Р. с. (ц. Сант-Амброджо в Милане; соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др.). Для итал. Р. с. типичны преим. гор. характер арх-ры, устойчивые антич. и араб. (Юж. Италия, Сицилия) влияния, богатство декор. убранства. В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль. Наиб. воздействие визант. строит. культуры ощущается в романской арх-ре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции.         

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось стр-во замков-крепостей и гор. укреплений (в Авиле, 1088—91). Культ. арх-ра часто следовала франц. «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнит. простотой композиц. решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную арх-ру. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Сохранились (преим. в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.         

В Англии (гл. обр. после нормандского завоевания 1066) развился Р. с., в арх-ре к-рого традиции местного дерев. зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. В сканд. странах большие гор. соборы часто следовали нем. образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей. Р. с. развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и др. странах. За пределами Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 12—13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12—13 вв.). Отд. черты Р. с. проявились в иск-ве Др. Руси (напр., в арх-е и пластике владимиро-суздальской школы).

Романский стиль. Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093— 1156.

 

Романский стиль. «Пятидесятница». Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130.

 

Романский стиль. «Св. Григорий Великий». Лицевая миниатюра из манускрипта «Письма св. Григория». 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж.

 

Романский стиль. «Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета». Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в.

 

Лит.: ВИИ, т. 2 (кн. 1), М., 1960; ВИА, т. 4, Л.—М., 1966; Grabar A., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11th to the 13th century, N. Y., 1958; Demus O., Romanische Wandmalerei, Mьnch., (1968); Fillitz H., Das Mittelalter, Bd 1, В., 1969; Romanesque art in Europe, ed. by G. Kunstler, N. Y., 1973; Schapiro M., Romanesque art, L.—N. Y., 1977; Swiechowski Z., Nowak L., Guminska В., Sztuka romanska, Warsz., 1976.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024