ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 387—400


§ 159. Крестьянская реформа: освобожденiе крестьянъ.
§ 160. Земское и городское самоуправленiе.
§ 161. Судебная реформа.
§ 162. Всеобщая воинская повинность.
§ 163. Государственное хозяйство.

 

§ 159. Крестьянская реформа: освобожденiе крестьянъ.

1. Восточная война ясно показала отсталость и слабость нашего государства и необходимость внутреннихъ перемѣнъ. Bcѣ понимали, что эти перемѣны должны были начаться именно съ крѣпостного права, съ «улучшенiя быта крѣпостныхъ крестъянъ» какъ тогда пришло было выражаться о крестьянскомъ освобожденiи. Нельзя было далѣе оставлять крестьянъ въ безправномъ состоянiи рабства. Нельзя было ожидать роста и развитiя государственныхъ силъ при господствѣ въ Россiи отжившихъ формъ крепостного помѣщичьяго хозяйства.

Вскорѣ послѣ заключенiя мира (1856) императоръ Александръ II, бесѣдуя съ дворянскими депутатами въ Москвѣ, сказалъ знаменитыя слова о томъ, что «лучше отмѣнить крѣпостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнетъ отмѣняться снизу». Эти слова имѣли въ виду неспокойное состоянiе крѣпостныхъ, которые ждали освобожденiя и волновались годъ отъ году замѣтнѣе и сильнѣе. Слова государя произвели очень большое впечатлѣнiе на все русское общество. Обсужденiе крестьянскаго вопроса стало на очередь не только въ правительственныхъ сферахъ, но и въ частныхъ кругахъ. Въ печати и въ обществѣ образовались разныя направленiя: въ то время, какъ одни старались по возможности сохранить старый порядокъ и оградить права землѣвладельцевъ, другiе стремились достичь освобожденiя крестьянъ съ наилучшими для нихъ условiями. Въ томъ и другомъ направленiи составлялись проекты и записки, отчасти попадавшiе въ печать, отчасти же въ рукописномъ видѣ представляемые правительству. Ранѣе, чѣмъ правительство успѣло приступить къ работамъ по освобожденiю крестьянъ, возникли частные проекты освобожденiя. Самые основательные изъ нихъ считали необходимымъ совершить освобожденiе крестьянъ съ надѣленiемъ ихъ землею. За такой именно способъ освобожденiя высказывались близкiя къ государю лица — брать его, великiй князь Константинъ Николаевичъ, и великая княгиня Елена Павловна (вдова великаго князя Михаила Павловича), Благодаря ихъ личному влiянiю, къ дѣлу крестьянской реформы были привлечены столь выдающiйся лица, какъ Николай Алексѣевичъ Милютинъ, князь В. А. Черкасскiй, Юрiй Ѳед. Самаринъ и другiе такiе же горячiе поборники крестьянскихъ интересовъ. За освобожденiе крестьянъ сь землею сталъ и графъ Яковъ Ив. Ростовцевъ, любимецъ государя и его близкiй сотрудникъ по управленiю военно-учебными заведенiями. Ростовцевъ въ рядѣ письменныхъ и устныхъ докладовъ разъяснилъ государю техническiя подробности предстоявшей крестьянской реформы и убѣдилъ его въ необходимости надѣлить крестьянъ землею, чтобы не сдѣлать ихъ безземельными батраками. Такимъ образомъ, самъ государь усвоилъ мысль о желательности земельныхъ надѣловъ для крестьянъ.

2. Внѣшнiй ходъ крестьянской реформы былъ таковъ. Въ началѣ 1857 года сталъ дѣйствовать «секретный» комитетъ, учрежденный государемъ для обсужденiя мѣръ пo устройству быта крестьянъ. Комитетъ предположилъ совершить освобожденiе крестьянъ постепенно, безъ крутыхъ и рѣзкихъ переворотовъ. Это не соотвѣтствовало намѣренiямъ императора Александра, который желалъ скораго и опредѣленнаго рѣшенiя крестьянскаго вопроса. Поэтому, когда въ комитетъ поступило заявленiе дворянъ литовскихъ губернiй (Виленской, Ковенской и Гродненской) о желанiи ихъ освободить своихъ крестьянъ безъ земли, то государь приказалъ ускорить обсужденiе этого дѣла. Мнѣнiя по данному дѣлу въ комитетѣ раздѣлились; часть членовъ комитета (во главѣ съ великимъ княземъ Константиномъ Николаевичемъ) высказалась за то, чтобы разрѣшить освобожденiе съ землею, а не безъ земли, и притомъ сдѣлать это гласно — такъ, чтобы всѣ узнали о намѣренiи правительства немедля приступить къ преобразованiю крестьянскаго быта. Государь одобрилъ это мнѣнiе и рескриптъ государя, данный (въ ноябрѣ 1857 года) Виленскому генералъ-губернатору Назимову, возвѣстилъ всему государству о томъ, что реформа началась. Литовскимъ дворянамъ было указано образовать по губернiямъ дворянскiе губернскiе комитеты для обсужденiя условiй освобожденiя крестьянъ и составленiя проекта «положенiй» объ устройствѣ крестьянскаго быта. Правительство ожидало, что, узнавъ oбъ учрежденiи губернскихъ комитетовъ въ литовскихъ губернiяхъ, дворянскiя общества прочихъ губернiй сами поймутъ необходимость приступить къ обсужденiю условiй крестьянской реформы и стануть ходатайствовать объ устройствѣ у себя такихъ же губернскихъ комитетовъ по крестьянскому дѣлу. Дѣйствительно, изъ разныхъ губернiи стали поступать адресы дворянства съ выраженiемъ готовности приняться за улучшенiе быта крестьянъ, и государь разрѣшалъ открытiе въ губернiяхъ губернскихъ комитетовъ, составленныхъ изъ мѣстныхъ дворянъ. Для руководства занятiями этихъ комитетовъ была дана общая для всѣхъ ихъ программа. Для объединенiя же всѣхъ мѣръ по крестьянскому дѣлу «секретный» комитетъ былъ преобразованъ въ главный комитетъ подъ предсѣдательствомъ самого государя (1858).

Такъ началось обсужденiе крестьянской реформы. Когда губернскiе комитеты изготовили свои проекты положенiй объ улучшенiи быта крестьянъ, они должны были представить ихъ на разсмотрѣнiе главнаго комитета и прислать вь Петербургъ своихъ депутатовъ для совмѣстнаго обсужденiя дѣла въ главномъ комитетѣ. Такъ какъ проекты губернскихъ комитетовъ во многомъ различались между собою, то для ихъ разсмотрѣнiя и согласованiя была образована при главномъ комитетѣ особая редакцiонная комиссiя подъ предсѣдательством Я. И. Ростовцева (1859). Комиссiя эта по ходу дѣла была раздѣлена на четыре отдѣленiя, или четыре редакцiонныя комиссiи. Въ составъ ихъ вошли какъ чиновники разныхъ министерствъ, такъ и дворяне по приглашенiю Ростовцева. Кромѣ того, дворянскiе депутаты изъ губернiй дважды вызывались въ Петербургъ для занятiй въ редакцiонныхъ комиссiяхъ. Съ ихъ участiемъ комиссiи обсудили всѣ основанiя крестьянской реформы и составили проектъ положенiя объ освобожденiи крестьянъ. Проектъ этотъ былъ очень благожелателенъ для крестьянъ благодаря старанiям прогрессивныхъ членовъ комиссiй, Н. А. Милютина, князя Черкасскаго, Ю. Ѳ. Самарина и другихъ. Въ самый разгаръ работъ комиссiй ихъ предсѣдатель Я. И. Ростовцевъ скончался и на его мѣсто былъ назначенъ графъ Панинъ. Ростовцевъ былъ горячимъ сторонникомъ освобожденiя крестьянъ; Панина же считали «крѣпостникомъ». Тѣмъ не менѣе, работы редакцiонныхъ комиссiй продолжались и при Панинѣ въ томъ же духѣ, какъ при Ростовцевѣ. Въ концѣ 1860 года комиссiи окончили свое дѣло и были закрыты. Составленные ими законопроекты были переданы въ главный комитетъ.

Главный комитетъ, подъ предсѣдательствомъ великаго князя Константина Николаевича, разсмотрѣлъ выработанный комиссiями проектъ положенiя объ освобожденiи крестьянъ и придалъ ему окончательную форму. Послѣ этого, въ началѣ 1861 года, проектъ былъ внесенъ въ государственный совѣтъ и по желанiю государя немедленно разсмотрѣнъ. Государь лично oткрылъ занятiя государственнаго совѣта по крестьянскому дѣлу и въ пространной рѣчи указалъ совѣту, что на уничтоженiе крѣпостного права «есть его прямая воля». Въ исполненiе этой воли совѣтъ разсмотрѣлъ и одобрилъ проектъ закона объ освобожденiи крестьянъ. Въ годовщину своего вступления на престолъ, 19-го февраля 1861 года, императоръ Александръ подписалъ знаменитый манифестъ объ отмѣнѣ крѣпостного права и утвердить «положенiя о крестьянахъ, вышедшихъ изъ крѣпостной зависимости». Великое дѣло «царя-освободителя» было совершено: 5-го марта «воля» была обнародована и принята народомъ спокойно, безъ всякихъ общественныхъ потрясенiй.

3. Основанiя крестьянской реформы были таковы. Крѣпостное право помѣщиковъ на крестьянъ было отмѣнено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа въ пользу помѣщиковъ. Государственная власть не видѣла въ этомъ никакого нарушенiя правъ помѣщиковъ. Въ своей рѣчи государственному совѣту императоръ Александръ указывалъ на то, что крѣпостное право въ Рocciи имѣло государственный характеръ «право это установлено самодержавною властью, и только самодержавная власть можетъ уничтожить его». Въ то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помѣщиковъ. Крестьяне освобождались съ тѣмъ, что помѣщики предоставятъ имъ въ пользованiе ихъ усадебную осѣдлость и нѣкоторое количество полевой земли и другихъ угодiй («полевой надѣлъ»). Но крестьяне за усадьбу и полевые надѣлы должны были отбывать въ пользу помѣщиковъ повинности деньгами или работою. По закону крестьяне получили право выкупить у помѣщиковъ свои усадьбы и, сверхъ того, могли, по соглашенiю со своими помѣщиками, прiбрѣсти у нихъ въ собственность полевые надѣлы. Пока крестьяне пользовались надѣлами, не выкупивъ ихъ, они находились въ зависимости отъ помѣщиковъ и назывались временно-обязанными крестьянами. Когда же соглашенiе о выкупѣ было достигнуто (на что предполагался срокъ въ два года), то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. Вышедшiе изъ крѣпостной зависимости крестьяне соединялись по мѣсту жительства въ «сельскiя общества», изъ которыхъ для ближайшаго управленiя и суда составлялись «волости». Въ селахъ и волостяхъ крестьянамъ дано было самоуправленie по тому образцу, какой былъ установленъ для крестьянъ государственныхъ при графѣ Киселевѣ (§ 151). Въ сельскихъ обществахъ было установлено общинное пользованiе полевою землею, при которомъ крестьянскiй «мiръ» передѣлялъ землю между крестьянами и всѣ повинности съ своей земли отбывалъ за круговою порукою.

Однимъ изъ самыхъ трудныхъ и сложныхъ вопросовъ въ дѣлѣ крестьянской реформы было опредѣленiе размеровъ крестьянскаго полевого надѣла. Земледѣлiе не вездѣ было главными занятiемъ крестьянъ. Только въ южномь черноземномъ районѣ крестьяне усиленно пахали и на себя, и на помѣщиковъ, отбывая на барскомъ полѣ тяжелую «барщину». Въ центральныхъ же областяхъ, гдѣ земледѣлiе не было прибыльно, крестьяне чаще «ходили на оброкѣ», то-есть занимались промыслами на сторонѣ и вмѣсто барщиннаго труда платили ежегодно помѣщикамъ условленную сумму — оброкъ. На югѣ помѣщику было выгоднѣе отпустить крестьянъ на волю безъ земли, а землю удержать за собою, потому что именно земля тамъ и представляла главную цѣнность. На сѣверѣ же помѣщикамъ была невыгодна потеря именно крестьянскаго оброка, а не земли. Поэтому одни помѣщики старались по возможности уменьшить крестьянскiе земельные надѣлы, а другiе были къ этому равнодушны. Съ другой стороны, въ южныхъ губернiяхъ пахотной земли было много, а населенiе не густо, и потому крестьяне пользовались землею безъ стѣсненiй; въ центрѣ же государства, при большомь ростѣ населенiя, сильно чувствовалось малоземелье. Подъ влiянiемъ столь разнообразныхъ мѣстныхъ условiй и приходилось опредѣлять размѣры крестьянскаго полевого надѣла особо для каждой «полосы» государства (нечерноземной, черноземной и степной) и для отдѣльныхъ губернiй и даже уѣздовъ. Размѣры надѣла опредѣлились отъ 1 до 12 десятинъ на «душу» (то-есть на лицо, записанное въ крестьянахъ за помѣщикомъ по ревизiи). Дворовые же люди, находившiеся въ личномъ услуженiи помѣщикамъ и не нахавшiе земли, освобождались безъ земельнаго надѣла и по прошествiи двухъ лѣтъ временно-обязаннаго состоянiя подъ властью помѣщиковъ могли приписаться къ какому-либо сельскому или городскому обществу.

Указанный въ законѣ выкупъ усадьбъ и полевыхъ надѣловъ для крестьянъ былъ бы невозможенъ, если бы правительство не пришло на помощь крестьянству — устройствомъ особой «выкупной операцiи». Въ положенiи 19-го февраля было опредѣлено, что помѣщики могуть получать отъ правительства немедленно «выкупную ссуду», какъ только устроены будутъ ихъ земельныя отношенiя съ крестьянами и будетъ точно установленъ крестьянскiй земельный надѣлъ. Ссуда выдавалась помѣщику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, какъ казенный долгъ. Крестьяне должны были погасить этотъ долгъ въ разсрочу, въ теченiе 49 лѣтъ, «выкупными платежами».

4. Осуществленiе крестьянской реформы предполагалась путемъ соглашенiя между помѣщиками и ихъ крестьянами какъ о размѣрахъ надѣла, такъ и о всякихъ обязательныхъ отношенiяхъ крестьянъ къ ихъ бывшимъ господамъ. Для разбора могущихъ возникнуть недоразумѣнiй, споровъ и жалобъ была учреждена должность мировыхъ посредниковъ, избираемыхъ изъ мѣстныхъ дворянъ. Мировые посредники должны были слѣдить за правильностью и справедливостью сдѣлокъ помѣщиковъ съ ихъ крѣпостными, выходящими на волю. Они наблюдали за ходомъ крестьянскаго самоуправленiя въ сельскихъ обществахъ и волостяхъ. Важнѣйшiя и сомнительные дѣла посредники докладывали уѣздному мировому съѣзду, состоявшему изъ мировыхъ посредниковъ всего уѣзда. Общее же руководство дѣломъ крестьянской реформы по губернiямъ было возложено на губернскiя по крестьянскимъ дѣламъ присутствiя. (Эти присутствiя дѣйствовали подъ пресѣдательствомъ губернатора и состояли изъ важнѣйшихъ чиновъ губернiи и представителей мѣстного дворянства).

Такъ было совершено великое дѣло отмѣены крѣпостного права. Освобожденiе крестьянъ существенно измѣенило основы русскаго государственнаго и общественнаго быта. Оно создало въ центральныхъ и южныхъ областяхъ Россiи новый многолюдный (21—22 миллiона) общественный классъ. Прежде для управленiя имъ довольствовали помѣщичьею вотчинною власть. Теперь же управлять имъ должно было государство. Старыя Екатерининскiя учрежденiя, установившiя въ уѣздахъ дворянское самоуправленiе (§ 128), уже не годились для новаго разносословнаго уѣзднаго населенiя. Надобно было создать заново мѣстную администрацiю и судъ. Крестьянская реформа, такимъ образомъ, неизбѣжно вела къ другимъ преобразованiямъ.

 

§ 160. Земское и городское самоуправленiе. Уже въ 1864 году дано было новое «положенiе о губернскихъ и уѣздныхъ земскихъ учрежденiяхъ». Прежнiе законы знали только сословное самоуправленiе (§ 128). Теперь созданы были учрежденiя всесословныя. Къ завѣдыванiю хозяйственными дѣлами каждой губернiи и каждаго уѣзда привлекались выборныя лица отъ населенiя. Именно всѣ землевладѣльцы, торговцы и промышленники, обладающiе недвижимыми имуществами опредѣленной цѣнности, а также сельскiя общества получили право избирать изъ своей среды на три года представителей («гласныхъ») въ уѣздныя земскiя собранiя. Эти собранiя, подъ предсѣдательствомъ уѣзднаго предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткiй срокъ для руководства хозяйственными дѣлами уѣзда. Уѣздное земское собранiе избираетъ изъ своей среды уѣздную земскую управу, состоящую изъ предсѣдателя и двухъ членовъ. Управа есть учрежденiе постоянное: на основанiи закона и полномочiй земскаго собранiя она вѣдаетъ всѣ земскiя дѣла своего уѣзда. Каждый годъ въ губернскомъ городѣ происходитъ съѣздъ депутатовъ отъ уѣздныхъ земскихъ собранiй всей губернiи. Подъ предсѣдательствомъ губернскаго предводителя дворянства эти депутаты составляють губернское земское собранiе. Оно имѣетъ своимъ предметомъ общее руководство хозяйственными дѣлами цѣлой губернiи. Для постояннаго веденiя этихъ дѣлъ оно избираетъ изъ своей среды губернскую земскую управу, состоящую изъ предсѣдателя и нѣсколькихъ членовъ. Дѣятельность земскихъ учрежденiй («земствъ») подчинена надзору губернаторовъ и министерства внутреннихъ дѣлъ. Въ случаяхъ, недоразумѣнiй земствамъ предоставлено обращаться сь жалобами въ сенатъ.

Вѣдѣнiю земствъ подлежатъ дѣла по народному образованiю, попеченiе о народномъ здравiи, продовольственное дѣло, дорожное дѣло, страховое дѣло, ветеринарное дѣло. Школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорогъ и мостовъ, взаимное страхованiе отъ огня и прочiя земскiя, дѣла требуютъ большихъ средствъ. Поэтому земствамъ предоставлено право облагать населенiе уѣздовъ сборами и повинностями на земскiя нужды, образовывать земскiе капиталы, пpiобрѣтать имущества. При своемъ полномъ развитiи земская дѣятельность должна была достичь большой сложности и охватить собою всѣ стороны местной жизни. Такимъ образомъ, новыя формы мѣстнаго самоуправленiя не только сдѣлали его всесословнымъ, но и расширили кругъ его полномочiй. Ранѣе, до реформы, всѣмъ уѣздомъ управляла дворянская корпорацiя, представлявшая собою весь составъ полноправнаго уѣзднаго населенiя. Право самоуправленiя имѣло тогда въ виду односословные, дворянскiе интересы. Въ новыхъ земствахъ за дворянами было сохранено преобладанiе; но къ участiю въ веденiи земскаго хозяйства были привлечены и всѣ прочiе жители уѣзда, обладающiе имущественнымъ цензомъ, а также и крестьянскiя общества. Мѣсто сословныхъ интересовъ заступили общеземскiе нужды и интересы. Самоуправленiе получило столь широкiй характеръ, что многими было понято какъ переходъ къ представительному образу правленiя. Поэтому со стороны правительства, вскорѣ же по введенiи земскихъ учрежденiи, стало заметно намѣренiе удерживать дѣятельность земствъ въ кругѣ исключительно мѣстныхъ дѣлъ и не дозволять общенiя между собою земскихъ корпорацiй различныхъ губернiй.

Немногимъ позднѣе земскаго самоуправленiя созданы были повыя формы городского самоуправленiя. «Городовое положенiе 1870 года» оставило въ силѣ старое раздѣленiе горожанъ на купцовъ съ ихъ гильдiями, ремесленниковъ съ ихъ цехами и т. д. (§§ 109, 128). Независимо oтъ этихъ корпорацiй, по новому закону всѣ горожане, платящiе городскiя повинности съ ихъ земли, торга или промысла, получили право сообща избирать гласныхъ въ городскую думу, которая должна была вѣдать городское хозяйство такъ же, какъ земства вѣдали земское хозяйство. Гласные избираютъ изъ своей среды городского голову и членовъ городской управы. Дума собирается по мѣрѣ надобности; управа же дѣйствуетъ, какъ постоянный исполнительный органъ думы. Сроъь выборныхъ полномочiй въ городахъ — четырехлѣтнiй. За деятельностью городскихъ думъ и управъ наблюдаетъ губернское по городскимъ дѣламъ присутствiе подъ предсѣдательствомъ губернатора.

Но только новый порядокъ управленiя, но вмѣстѣ съ тѣмъ и общая перемѣна въ общественномъ строѣ повлiяла благотворно па развитiе городской жизни въ Россiи во второй половинѣ XIX вѣка. До крестьянской реформы вь большинствѣ губернiй продолжалось господство иатрiархальныхъ формъ крѣпостного помѣщичьяго хозяйства, сохранявшаго въ себѣ до послѣдняго времени черты хозяйства патуральнаго. Города имѣли мало покупателей и потребителей изъ уѣздовъ, были скудны капиталами; населенiя ихъ нe отличалось предпрiимчивостью, было бѣдно и невѣжественно. Съ освобожденiемъ крестьянъ оживилась уѣздная жизнь; возникло земство съ его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорогь; явилось много торгово-промышленныхь предпрiятiй и банковъ. Ростъ хозяйственной жизни государства отозвался на городахъ самымъ рѣшительнымъ образомъ: города ожили и, пользуясь новымъ самоуправленiемъ, приняли иной видъ. Изъ административныхъ центровъ они стали превращаться въ центры народно-хозяйственной дѣятельности.

 

§ 161. Судебная реформа. Одновременно съ земскою реформою была подготовлена и судебная. Въ 1864 году были изданы новые «судебные уставы», измѣнившiе старыя формы нашего судоустройства и судопроизводства.

Вместо сословныхъ Екатерининскихъ судовъ (§ 128) былъ учрежденъ судъ безсословный, «равный для всѣхъ подданныхь». Мелкiя дѣла были отнесены къ вѣдомству мирового суда. Мировые судьи, избираемые уѣздными земскими собранiями и городскими думами, должны были судить въ уѣздахъ и городахъ мелкiя уголовныя преступленiя и разбирать тяжбы, склоняя по возможности стороны къ примиренiю и полюбовному рѣшенiю дѣлъ. Недовольные приговоромъ мирового судьи могли жаловаться на него въ мѣстный съѣздъ мировыхъ судей. Мировымъ судьямъ было подвѣдомственно все населенiе «мировыхъ участковъ», кромѣ крестьянъ, которымъ были дарованы особые волостные суды для рѣшенiя дѣлъ, возникающихъ въ крестьянской средѣ. Для суда по дѣламъ болѣе важнымъ въ губернскихъ городахъ были открыты окружные суды съ отдѣленiями уголовными и гражданскими. Дѣла въ нихъ рѣшались судьями (предсѣдателемъ и членами суда), назначаемыми правительствомъ. По наиболѣе важнымъ уголовнымъ дѣламъ въ составъ суда, сверхъ того, входили присяжные засѣдатели, привлекаемые по жребiю изъ мѣстнаго населенiя. Присяжные засѣдатели рѣшали по совести вопросъ о виновности или невиновности подсудимаго; судьи же на основанiи вердикта присяжныхъ или освобождали его отъ суда, или же приговаривали къ соответствѣнному наказанiю. На рѣшенiя окружныхъ судовъ, постановленныя безъ присяжныхь засѣдателей, можно было приносить жалобы въ судебныя палаты, учрежденныя въ важнѣйшихъ городахъ. На рѣшенiя же судовъ съ присяжными засѣдателями жалобы направлялись въ правительствующiй сенатъ. Въ сенатъ же поступали жалобы и на приговоры съѣздовъ мировыхъ судей и судебныхъ палатъ. Такимъ образомъ сенату (его кассацiоннымъ департаментамъ) принадлежалъ общiй надзоръ за отправленiемъ правосудiя въ государствѣ.

При такомъ порядкѣ новые суды, во всѣхъ инстанцiяхъ были обособлены отъ администрацiи. Судьямъ была дана несмѣняемость и независимость. Въ суды былъ введенъ общественный элиментъ въ лицѣ присяжныхъ засѣдателей и выборныхъ судей. Приняты мѣры къ ускоренiю дѣлопроизводства. Императоръ Александръ съ полнымъ основанiемъ могъ сказать, что даетъ своему государству «судъ скорый, правый, милостивый и равный для всѣхъ подданныхъ».

Въ новыхъ судахъ были измѣнены всѣ основанiя судопроизводства. Старые суды не обеспечивали правосудiя. Они находились подъ сильнымъ влiянiемъ администрацiи и были доступны подкупамъ. Слѣдствiе велось полицiей неумѣло, мѣшкотно; подозрѣваемаго въ преступленiи стращали и истязали, чтобы добиться признанiя. Самый судъ происходилъ въ отсутствiи обвиняемаго, на основанiи бумажныхъ свѣдѣнiй о далѣ. Защиты пе существовало. Приговоръ постановлялся не по живому убѣжденiю судей, а по формальнымъ соображенiямъ. Жаловаться на приговоръ было трудно. Судебные уставы 1864 года ввели новые порядки. Слѣдствiе о всякомъ дѣлѣ поручается особому судебному слѣдователю. Добытый имъ на «предварительномъ "слѣдствiи» обвинительный матерiалъ поступаетъ въ судъ. Судъ въ своемъ засѣданiи, въ присутствiи обвиняемаго и присяжныхь заседателей, производить новое «судебное следствие» по дѣлу. У обвиняемаго при этомъ долженъ быть защитникъ изъ опытныхъ адвокатовъ—юристовъ. На судѣ можетъ присутствовать публика. Такимъ образомъ судъ производится устно и гласно. Обвинитель—прокуроръ и адвокатъ—защитникъ принимаютъ всѣ мѣры къ выясненiю дѣла и въ концѣ слѣдствiя въ особыхъ рѣчахъ выясняютъ присяжнымъ обстоятельства дѣла, первый — въ интересахъ обвиненiя, второй — въ интересахъ защиты. Между ними происходитъ какъ бы состязанiе, высшая цѣль котораго — обнаруженiе истины въ дѣлѣ. На основанiи судебнаго слѣдствiя присяжные выносятъ свой вердиктъ (послѣ тайнаго совѣщанiя), а судъ постановляетъ приговоръ. Въ гражданскихъ дѣлахъ тяжущiяся стороны (истецъ и отвѣтчикъ, или же ихъ повѣренные — адвокаты) представляютъ суду доказательства своей правоты и основанiя своихъ исковъ. Судъ, oцѣнивъ объясненiя сторонъ, постановляетъ свое рѣшенiе въ пользу той, которую признаетъ правой. Такимъ образомъ и здѣсь, какъ въ дѣлахъ уголовныхъ, судоговоренiе имѣтъ характеръ состязательный.

Судебные уставы 1864 года пользуются прекрасною славою. Они дали государству хорошiе суды, заслужившiе любовь п довѣрiе населенiя, и положили начало воспитанiю нашего общества въ чувствахъ законности. Одновременно съ введенiемъ новыхъ судебныхъ установленiй, были отмѣнены разные виды тѣлесныхъ наказанiй (розги, плети, шпицрутены, или палки, наложенiе клеймъ на преступниковъ и т. п.).


§ 162. Всеобщая воинская повинность. Въ 1874 году данъ былъ уставъ о всеобщей воинской повинности, совершенно измѣнявшiй порядокъ пополненiя войскъ. При Петрѣ Великомъ всѣ сословiя привлекались къ военной службѣ: дворянство поголовно, податныя сословiя — поставкою рекрутъ (§ 110). Когда законами XVIII вѣка дворянство постепенно было освобождено отъ обязательной службы, рекрутчина оказалась удѣломъ низшихъ классовъ общества, и притомъ бѣднѣйшихъ, такъ какъ богатые могли откупаться отъ солдатства, нанимая за себя рекрута. Въ такой формѣ рекрутская повинность стала тяжелымъ и ненавистнымъ бременемъ для населенiя. Она разоряла бѣдныя семьи, лишая ихъ кормильцевъ, которые, можно сказать, навсегда уходили отъ cвоихъ хозяйствъ. Срокъ службы (25 лѣтъ) былъ таковъ, что человѣкъ, попавъ въ солдаты, на всю жизнь отрывался отъ своей среды.

По новому закону къ отбыванiю воинской повинности призываются ежегодно всѣ молодые люди, достигшие въ данному году 21 года. Правительство опредѣляетъ каждый годъ потребное для войскъ общее число новобранцевъ и по жребiю беретъ изъ всѣхъ призывныхъ только это число. Остальные зачисляются въ ополченiе. Взятые въ службу числятся въ ней 15 лѣтъ: 6 лѣтъ въ строю и 9 въ запасѣ. Выйдя изъ полка въ запасъ, солдатъ лишь время отъ времени призывается въ учебные сборы, настолько короткiе, что они не препятствуютъ его частнымъ занятiямъ или крестьянской работѣ. Образованные люди находятся въ строю менѣе 6 лѣтъ, вольноопредѣляющiеся — также. Новая система комплектованiя войскъ, по самой идеѣ своей, должна была привести къ глубокимъ перемѣнамъ въ военныхъ порядкахъ. Вмѣсто суровой солдатской муштровки, основанной на взысканiяхъ и наказанiяхъ, вводилось разумное и гуманное воспитанiе солдата, несущаго на себѣ не простую сословную повинность, какъ было раньше, а священный гражданскiй долгъ защиты отечества. Кромѣ военной выучки, солдатъ учили грамотѣ и старались развить въ нихъ сознательное отношенiе къ своему долгу и пониманiе своего солдатскаго дѣла. Долговременное управленiе военнымъ министерствомъ графа Д. А. Милютина было ознаменовано рядомъ просвѣтительныхъ мѣропрiятiй, имѣвшихъ цѣлью насадить военное образованiе въ Россiи, поднять духъ армiи, улучшить военное хозяйство 1).

1) Всеобщая воинская повинность отвѣчала двумъ потребностямъ времени. Во-первыхъ, невозможно было оставить старый порядокъ пополненiя войска при тѣхъ общественныхъ реформахъ, которыя вели къ уравненiю всѣхъ классовъ общества предъ закономъ и государствомъ. Во-вторыхъ, надобно было поставить русское военное устройство въ уровень съ западно-европейскимъ. Въ государствахъ Запада, по примѣру Пруссiи, дѣйствовала всеобщая воинская повинность, превращавшая населенiе въ „вооруженный народъ" и сообщавшая военному дѣлу значенiе общенароднаго.


§ 163. Государственное хозяйство. Военные расходы, вызванные Восточною войною, и предпринятая правительствомъ выкупная операцiя (§ 159) заставляли выходить изъ рамокъ обыкновеннаго бюджета. Государственныхъ доходовъ не хватало на покрытiе расходовъ; требовались займы для погашения ежегодныхь дефицитовь. Правительство было вынуждено обращаться къ кредиту: оно занимало деньги за границею, прибѣгало къ внутреннимъ (выйгрышнымъ) займамъ и дѣлало новые выпуски кредитныхъ билетовъ все въ большемъ и большемъ количествѣ. Послѣдствiя такихъ мѣръ выражались въ томъ, что платежи процентовъ по займамъ очень отягощали бюджетъ, а кредитные билеты стали падать въ цѣнѣ, какъ въ былое время падали ассигнацiи (§ 151). Предъ  правительствомъ становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы возстановить равновѣсiе въ бюджетѣ и поднять курсъ бумажныхъ денегъ. Были предприняты нѣкоторыя финансовыя реформы (1863). Установленъ опредѣленный и точный порядокъ составленiя ежегодныхъ смѣтъ прихода и расхода по всѣмъ вѣдомствамъ. Общая государственная роспись доходовъ и расходовъ ежегодно публиковалась во всеобщее свѣдѣнiе. Введено было «единство кассы», при которомъ движенiе всѣхъ денежныхъ суммъ въ казначействахъ имперiи подчинялось общему распоряженiю министерства финансовъ, тогда какъ прежде каждое министерство имѣло свои особыя кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполненiя смѣтъ долженъ былъ слѣдить заново преобразованный государственный контроль (§ 143). Такимъ образомъ достигнута была большая правильность финансоваго управленiя и установленъ большiй порядокъ въ веденiи государственнаго хозяйства. Но равновѣcie бюджета достигнуто не было.

Для увеличенiя государственныхъ доходовъ былъ принятъ рядъ мѣръ, изъ которыхъ наиболее замѣчательна отмѣна винныхъ откуповъ, существовавшихъ у насъ со времени Екатерины II. Старый порядокъ состоялъ въ томъ, что частныя лица покупали у правительства («откупали») право продажи вина въ извѣстномъ округѣ за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александрѣ II, вино могло продавать всякое частное лицо; но все вино, поступавшее въ продажу, облагалось «акцизомъ» (особымъ налогомъ въ пользу казны). Такимъ же акцизомъ были обложены табакъ и соль (также сахаръ). Были увеличены нѣкоторыя таможенныя пошлины Главнымъ же средствомъ поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сѣти желѣзныхъ дорогъ. Не имѣя возможности строить дороги казенными сродствами, правительство привлекало къ этому дѣлу на очень льготныхъ условiяхъ частныхъ лицъ и иностранные капиталы. Несмотря на то, что къ желѣзнодорожному строительству устремилось много недобросовѣстныхъ дѣльцовъ, эксплуатировавшихъ казну и дороги для своей наживы,— сѣть желѣзныхъ дорогъ (въ 20 тысячъ верстъ) была сооружена въ скоромъ времени и оказала громадное влiянiе на развитiе русской промышленности и торговли. Въ связи съ постройкою дорогъ нашъ иностранный отпускъ выросъ въ десять разъ; почти такъ же увеличился и ввозъ товаровъ въ Pocciю. Число торговыхъ и промышленныхь предприятiй, фабрикъ и заводовъ, замѣтно умножилось. Явились кредитныя учрежденiя — банки, во главѣ которыхъ сталъ государственный банкъ (1860). Poccia начала терять характеръ патрiархальнаго земледѣльческаго государства. Освобожденный отъ крѣпостной зависимости и другихь стѣсненiй, народный трудъ находиль себѣ примененiе въ разныхъ отрасляхъ промышленности, созданныхъ новыми условiями общественной жизни.

 

 

Начало книги    ◀ ▶    § 164. Цензура и печать. §§ 165—166.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024