Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 401—406
§ 164. Цензура и печать.
§ 165. Народное просвѣщенiе.
§ 166. Нѣкоторые послѣдствiя произведенныхъ реформъ.
§ 164. Цензура и печать. Со вступленiемъ на престолъ императора Александра II были отмѣнены стѣснительныя мѣры относительно цензуры и учебнаго дѣла (§ 151).
Сначала былъ фактически смягченъ цензурный надзоръ за печатью. Цензура была передана изъ министерства народнаго просвѣщенiя въ министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ для нея было образовано особое «главное управленiе по дѣламъ печати». Затѣмъ (1865) былъ данъ законъ о печати, имѣвшiй въ виду предоставить отечественной печати возможyыя облегченiя. По этому закону цензура сохранилась лишь для брошюръ и небольшiхъ сочиненiй. Толстыя книги (свыше 160 страницъ оригинальныя, свыше 320 страницъ переводныя) могли выходить въ свѣтъ безъ цензуры. Издатели книгъ отвѣчали предъ судомъ, если въ книгахъ заключалось что-либо противозаконное. Журналы и газеты также могли выходить безъ цензуры, съ особаго разрѣшенiя власти.
Новый порядокъ далъ печати небывалую до тѣхъ поръ свободу послѣ опеки, которая тяготѣла надъ нею раньше. Время великихъ реформъ произвело въ обществѣ чрезвычайное броженiе, сильно отразившееся и въ печати. Печать отзывалась на каждое правительственное начинанiе, обсуждала всѣ реформы, оцѣнивала ихъ послѣдствiя, привѣтствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическомъ безсословномъ началѣ. Общественныя мечты шли дальше намѣренiй правительства. Дарованiе мѣстнаго земскаго самоуправленiя возбуждало надежды на то, что земство будетъ призвано и къ участiю въ управленiи государствомъ; высказывалась мысль о представительномъ правленiи. Паденiе крѣпостной зависимости, уравненiе всѣхъ предъ судомъ, созданiе новыхъ либеральныхъ формъ общественной жизни привели кь небывалой ранѣе свободѣ личности. Чувство этой свободы вело къ желанiю развить ее до послѣднихъ предѣловъ. Создались мечты объ установленiи новыхъ формъ семейной и общественной жизни — такихъ, которыя бы обеспечивали полное равенство людей и безусловную свободу каждой отдѣльной личности. Люди, мечтавшiе о такой свободѣ, отрицали весь современный имъ порядокъ жизни и ни въ чемъ не признавали его для себя обязательнымъ; поэтому они и получили названiе «нигилистовъ». (Интересенъ романъ И. С. Тургенева «Отцы и дѣти» съ его героемъ «нигилистомъ» Базаровымъ). Основы будущаго идеального устройства отрицатели искали въ европейскомъ соцiализмѣ, съ которымъ и знакомили русскую публику. Такимъ образомъ создались крайнiя, «радикальныя», направленiя въ политическихъ и соцiальныхъ вопросахъ и образовалась «отрицательная» литература. Развитiе ея доставляло правительству много опасенiй. Уже въ началѣ 60-хъ готовъ было признано необходимымъ ограничить свободу журнальной печати. Когда же 4-гo апрѣля 1866 года революцiонеръ Каракозовъ выстрѣлилъ въ государя у воротъ Лѣтняго сада, то власти очень усилили цензурные строгости. Однако эта мѣра не остановила умственнаго броженiя. Въ нѣкоторой части общества стало зрѣть революцiонное настроенiе, требовавшее прямого государственнаго и общественнаго переворота; мало-по-малу сложились революцiонные кружки, обнаружившiе свою разрушительную дѣятельность уже въ 70-хъ годахъ.
§ 165. Народное просвѣщенiе. Въ самомъ началѣ своего царствованiя императоръ Александръ II отмѣнилъ тѣ стеснительныя мѣры, которыя были приняты въ отношенiи учебныхъ заведенiй въ послѣднiе годы императора Николая I (§ 151). Преподаванiе въ университетахъ получило больше свободы; комплекты студентовъ были уничтожены; мало того, былъ открытъ доступъ въ университеты вольпослушателямъ. Bъ 1863 году данъ былъ общiй уставъ университетовъ, по которому профессорская корпорацiя получила самоуправленiе. Совѣть профессоровъ въ каждомъ университетѣ избиралъ всѣхъ университетскихъ должностныхъ лицъ и завѣдовалъ хозяйствомъ университета; попечителю учебнаго округа принадлежало только наблюденiе за законностью дѣйствiй совета. Но учащiеся въ университетѣ студенты рассматривались, какъ отдѣльные посѣтители, не имѣющiе права на корпоративное устройство. Такое положенiе учащихся давало имъ поводы къ неудовольствiю и «студенческимъ безпорядкамъ», составлявшимъ одно изъ частыхъ и печальныхь явленiй той эпохи.
Министромъ народнаго просвѣщенiя графомъ Д. А. Толстымъ проведена была и реформа средней школы. Въ началѣ царствованiя императора Александра II (при министрѣ А. В. Головнинѣ) доступъ въ гимназiи былъ открытъ для детей «всѣхъ состоянiй, безъ различiя званiя и вѣроисповѣданiя». Самыя гимназiи были двоякаго типа: классическiя (съ древними языками) и реальныя (безъ древнихъ языковъ, съ преобладанiемъ естествознанiя). Графъ Толстой (поддерживаемый извѣстнымъ въ то время публицистомъ Катковымъ) находилъ, что реальное образованiе есть «одна изъ важныхъ причинъ такъ сильно охватившаго наше учащееся юношество матерiализма, нигилизма и самаго пагубнаго самомнѣнiя». Средствомъ борьбы съ зтимъ зломъ министръ считалъ установленiе строго-классической системы образованiя въ гимназiяхъ. Въ 1871 году онъ составилъ новый уставъ гимназiй, одобренный государемъ. Классическая гимназiя сдѣлана была единственнымъ типомъ общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имѣли право поступленiя въ университеты. Реальныя гимназiи были замѣнены «реальными училищами»; цѣль ихъ была въ томъ, чтобы доставлять учащемуся юношеству всѣхъ состоянiй общее образованiе, приспособленное къ практическимъ потребностямъ и къ пpiобрѣтенiю техническихъ познанiй. Реформою гр. Толстого было создано полное преобладанiе классической школы въ государствѣ.
Одновременно съ реформою мужской средней школы шли мѣропрiятiя въ области женскаго образованiя. До времени императора Александра II для дѣвицъ существовали только институты и частные пансiоны; въ нихъ получали образованie почти исключительно дворянки. Съ конца 50-хъ годовъ начинають возникать женскiя гимназiи для приходящихъ ученицъ всѣхъ сословiй. Сначала эти гимназiи основывались въ вѣдомствѣ учрежденiй императрицы Марiи, а затѣмъ и въ вѣдомствѣ министерства народнаго просвѣщенiя. Параллельно съ ними въ духовномъ вѣдомствѣ, для дочерей лицъ духовнаго званiя, стали открываться женскiя епархiальныя училища съ соотвѣтствующимъ курсомъ. Такимъ образомъ въ царствованiе императора Александра II дѣло женскаго образованiя было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшаго образованiя для женщинъ 1).
1) Первую попытку вь этомъ направленiи сдѣлалъ начальникъ петербургскихъ женскихъ гимназiй Н. А. Вышнеградскiй; по его мысли, при женскихъ гимназiяхъ были основаны „педагогическiе женскiе курсы" для приготовленiя преподавательницъ (1863). Затѣмъ кружкомъ передовыхъ женщинъ, при содействiи профессора K. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты „высшiе женскiе курсы" („бестужевскiе") въ Петербургѣ. Наконецъ, въ Петербургѣ же существовали нѣкоторое время (съ 1872 года) медицинскiе женскiе курсы для женщинъ-врачей.
Въ университетскихъ городахъ стали возникать по частному почину высшiе женскiе курсы, и такимъ образомъ вопросъ о высшемъ образованiи женщинъ получилъ успѣшное разрѣшенiе.
Въ отношенiи низшаго, начальнаго или народнаго, образованiя въ царствованiе императора Александра II достигнуты были большiе результаты. Созданъ былъ, кромѣ стараго типа начальныхъ народныхъ училищъ — церковно-приходскихъ школъ, новый типъ свѣтской начальной школы, перешедшей на попеченiе земствъ. Къ концу царствованiя Александра II народныя школы считались уже десятками тысячь и составляли одну изъ самыхъ важныхъ заботъ земства. Для приготовленiя учителей въ начальная школы какъ министерство народнаго просвещенiя, такъ и земства устраивали «учительскiя семинарiи». Несмотря, однако, на рядъ усилiй поднять народную грамотность, въ эпоху реформъ она стояла еще на низкомъ уровнѣ.
§ 166. Нѣкоторые послѣдствiя произведенныхъ реформъ. Таковъ былъ кругъ великихъ преобразованiй императора Александра II. Основная реформа его царствованiя — освобожденiе крестьяъ — внесла коренную перемену въ русскiй общественный порядокъ и необходимо повлекла за собою остальныя реформы. Съ паденiемъ крѣпoстного права пали прежнiя формы преобладанiя дворянства въ русской жизни, созданныя законами императрицы Екатерины II (§ 128). Въ дореформенной Россiи дворянское сословiе было господствующимъ какъ въ мѣстной жизни, такъ и въ правительственномъ управленiи. Въ уѣздахъ землевладѣльческое дворянство правило всѣми дѣлами безраздѣльно; всѣ правительственныя должности замѣщались въ губернiяхъ и въ столицѣ чиновниками изъ дворянъ; дpyгie классы населенiя въ государственной жизни не пользовались никакимъ значенiмъ. Съ отмѣною же крѣпостного права, въ уѣздахъ, рядомъ съ дворянскими обществами, создались крестьянскiя сельскiя общества; появились землевладѣльцы и изъ горожанъ. Оживилась дѣятельность торгово-промышленная; города расцвѣли съ освобожденiемъ крестьянъ (потому что паденiе крѣпостныхъ хозяйствъ и освобожденiе крестьянскаго труда создало для городскихъ рынковъ новыхъ потребителей, открыло повыя сферы для предпрiимчивости, привлекло рабочiя руки). Между городами и уѣздами создались новая связи, уничтожавшiя прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получила характеръ безсословный и демократическiй.
За такимъ направленiемъ жизни слѣдовало законодательство, создавая всесословные суды, всесословное земство, всесословную школу, всеобщую воинскую повинность. На дворянство, какъ на образованную среду, правительство возлагало руководство новымъ земскимъ самоуправленiемъ; изъ дворянъ попрежнему назначались высшiе чиновники. Но это уже не былъ старый порядокъ, при которомъ дворянству по праву принадлежало господство въ государствѣ. Дворянство было теперь только первымъ изъ прочихъ граждански-равноправныхъ общественныхъ классовъ. Утративъ свое исключительно льготное положенiе вслѣдствiе реформы, дворянство пережило вмѣстѣ съ тѣмъ тяжелый матерiальный кризисъ. Оно въ большинствѣ не смогло перейти отъ старыхъ формъ хозяйства при даровомъ крѣпостномъ трудѣ на новая формы съ трудомъ наемнымъ и потому разорилось и потеряло массу своихъ земель, перешедшихъ въ крестьянскiя и купеческiя руки.
Такимъ образомъ, упадокъ дворянства и демократизацiя общества были первымъ послѣдствiемъ реформъ 60-хъ годовъ XIX столѣтiя.
Вторымъ послѣдствiемъ реформъ было умственное броженiе радикальнаго политическаго характера. Преобразованiе государственнаго и общественнаго строя, предпринятое императоромъ Александромъ II, не имѣло въ виду измѣнить въ Россiи образъ правленiя и ввести политической представительство. За дарованiемъ новыхъ учрежденiй, судебныхъ и земскихъ, въ которыхъ дѣйствовали выборные представители общества, не послѣдовало политической реформы, которая бы привлекла этихъ представителей общества къ высшему управленiю государствомъ. Напротивъ, въ концѣ 60-хъ годовъ правительство усвоило охранительную политику. Между тѣмъ, возбужденное рядомъ глубокихъ перемѣнъ, русское общество не могло скоро успокоиться. Нѣкоторая часть его, не довольствуясь совершенными преобразованiями, мечтала о насильственномъ переходѣ къ конституцiонному правленiю и даже о соцiальномъ переворотѣ. Въ 70-хъ годахъ XIX вѣка въ разныхъ городахъ стали оброзовываться революцiонные кружки, поставившiе себѣ цѣлью распространенiя въ народѣ соцiалистическихъ идей и подготовку революцiи. Дѣятельность этихъ кружковъ вызывала преслѣдованiе со стороны властей, но наказанiя, постигавшiя агитаторовъ, не могли подавить движенiя. Напротивъ, оно принимало все болѣе и болѣе крайнiй характеръ. Одна изъ реводюцiнныхъ организацiй, малолюдная, но очень крайняя (усвоившая себѣ названiе «земли и воли», а позже «народной воли»), желала достигнуть своей цѣли — революцiоннаго переворота —путемъ «террора», то-есть ряда насильственныхъ актовъ профиль правительственныхъ лицъ. Въ концѣ 70-хъ годовъ начались покушенiя и на жизнь самого государя. Россiя такимь образомъ вступила въ периодъ тяжелой внутренней смуты.
Начало книги ◀ ▶ § 167. Польское возстанiе 1863 года. §§ 168—170.