ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 871


«НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА» ТЕОРИЯ, бурж. вульгарно-апологетич. теория, обосновывающая идею «трансформации» капитализма в новый обществ. строй. Возникла в 40-х гг. 20 в. Рост числа владельцев небольших кол-в акций среди трудящихся теоретики «Н. к.» т. выдают за «демократизацию» капитала, ведущую якобы к уничтожению социальных противоречий между рабочим классом и буржуазией. Цель «Н. к.» т. — приукрасить капитализм, затушевать факт концентрации капитала, сгладить непримиримые соц.-экон. противоречия.

 

 


Переведено с английского
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Не путать с экономической концепцией Джеймса С. Альбуса "Народный капитализм".

"Народный капитализм" был американским пропагандистским мемом, популяризированным в середине 1950-х годов в качестве названия американской экономической системы Теодором Репплиером из Совета по рекламе Теодором Репплиером (Theodore Repplier). Он был одобрен президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром для использования во всем мире Информационным агентством Соединенных Штатов, которое использовало этот термин для освещения успешных аспектов американской экономики во всем мире во время холодной войны. Пропагандисты изображали Соединенные Штаты как бесклассовое общество процветающих рабочих в отличие от обществ "рабов" в Советском Союзе и Китае. Реплиер пришел к убеждению, что капитализм был отмечен "неприятным запахом", и чувствовал, что необходима международная кампания, восхваляющая американскую капиталистическую систему.

Однако Репплиер не был фактическим изобретателем мема о том, что Соединенные Штаты достигли идеала бесклассового существования. "Все наши дома расположены на одном уровне, как и наша классовая структура", - провозгласил в 1953 году номер Херстовского журнала House Beautiful.

Пропагандистская кампания была впервые опробована на выставке, посвященной прогрессу, движимому "народным капитализмом" в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1956 году, что противоречило чисто формальному запрету на пропаганду, направленную против американцев, введенному Законом Смита–Мундта 1948 года. Затем правительство организовало выставки "народного капитализма" на международных ярмарках по всему миру. Мем был одновременно подхвачен внутри страны поддерживающими голосами в ведущих органах американской прессы, которые восхваляли американскую систему "народного капитализма" в Life и New York Times. Пропаганда не игнорировалась в Советском Союзе, как отмечал Дмитрий Шепилов в редакционной статье "Правды " 1956 года:

В Соединенных Штатах миф о "новом капитализме" был возведен в ранг официальной государственной доктрины, и распространение этого "народного капитализма" было поручено специальному правительственному информационному агентству. [...] Информационное агентство даже организовало специальную выставку "Народный капитализм", которая будет экспонироваться на ярмарках по всему миру. И все же "народный капитализм" - такая же абсурдная идея, как жареный лед!

Ссылки

Внешние ссылки

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024