Энциклопедический словарь. 1953—1955
ПРИКАЗЫ, органы центр. управления Русского гос-ва в 16—17 вв. Существовали П. ведомственные — Посольский (внешние сношения), Поместный (земельные дела) и др.; территориальные (Малороссийский, Сибирский и др.); сословные (Холопий, Кавачий и др.); была особая группа дворцовых П., ведавших х-вом царского двора. Упразднены при Петре I в 1718 в связи с организацией коллегий.
Юридический словарь. 1953
ПРИКАЗЫ — административно-судебные органы центрального и областного управления в Русском государстве 16—17 вв. Зарождение системы приказного управления относится к концу 15 в. Изменения в экономическом и политическом строе русского общества, возросшее значение поместного дворянства, развитие процесса закрепощения крестьянства, резко обострившее классовую борьбу в стране, повлекли за собой постепенную замену в 16 в. дворцово-вотчинной системы управления («пути») системой приказов. П. представляли бюрократические учреждения, в к-рых дела решались фактически дьяками и подьячими, являвшимися в своём большинстве выходцами из дворян и посадских людей. Таким образом, обеспечивалось решающее влияние в центральных органах управления дворян-помещиков и в известной степени купечества, т. е. тех групп общества, к-рые решительно стояли за окончательную ликвидацию остатков феодальной раздроблённости и централизацию Русского государства. С конца 15 в. новые отрасли управления, к-рые трудно было связать с дворцово-вотчинной системой, стали «примазываться» великим князем кому-либо из бояр или даже дьякам. Эти вновь возникшие органы, получившие название «приказов», приобретали довольно быстро характер постоянно действующих учреждений с определённым штатом и определённой отраслью управления. Одним из первых возник в конце 15 в. Казённый П., ведавший личным имуществом, казной и архивом великого князя. Затем появился Конюшенный П., ведавший княжескими табунами. С 1501 г. в источниках упоминается Дворцовый П. (П. Большого дворца), ведавший великокняжеским дворцом и землями, население к-рых обслуживало потребности дворца. В начале 16 в. существовало около 10 П., послуживших основой дальнейшего развития системы приказного управления. Во второй половине 16 в. произошло дальнейшее развитие приказной системы, чему способствовали реформы 50-х гг., проведённые Иваном IV. Так, напр., отмена кормления (см.) и упорядочение военной службы дворян повлекли за собой создание Поместного П., ведавшего судом по земельным спорам и раздачей поместий и вотчин. В середине 17 в. имелось около 50 постоянных П. и ряд временных.
П. были административно-судебными учреждениями, ведавшими большим кругом различных дел. В одной и той же отрасли управления (напр., военного) одновременно действовало до десятка П. Компетенция приказов не была определена: нек-рые П. ведали самыми различными вопросами; одни П. ведали какой-нибудь отраслью управления по всему государству, а другие — всеми отраслями управления, но только на определённой территории. С известными оговорками можно классифицировать П. по следующей схеме: дворцово-финансовые (Ловчий, Сокольничий, Конюшенный и др,); военные (Разряд, Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский и др.); судебно-административные (Поместный, Холопий, Разбойный, Земский — ведал судом и управлением тягловым населением г. Москвы), областные или «центрально-областные» П., называвшиеся ещё «чети» и «четверти». (Нижегородская, Устюжская, Костромская, Владимирская чети, Московский, Рязанский, Сибирский и другие П.); кроме того, имелись П., ведавшие специальными отраслями управления (Посольский, Каменный, Аптекарский, Монастырский и др.).
Во главе П. стоял обычно боярин (реже дьяк), один или с помощниками. При них состояла канцелярия («приказная изба») с дьяком и подьячими. П. являлись довольно сложными бюрократическими учреждениями с большим штатом. Нек-рые П. делились на повытья и столы. Доходы с городов, к-рыми ведали П., шли на их содержание.
Бюрократическая организация П. служила благодатной почвой для всяческих злоупотреблений — волокиты, взяточничества и явного произвола. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и продолжающийся рост классовых противоречий вызвали проведение во второй половине 17 в, ряда мероприятий по упорядочению приказной системы. Около 1658 г. царь Алексей Михайлович учредил Тайный П., или Приказ тайных дел (см.). Реформа приказного управления, проведённая в последней четверти 17 в,, выражалась в уточнении компетенции отдельных П. и в слиянии смежных П. Так, были соединены в одно судебное ведомство четыре П.— Московский, Владимирский, Челобитный и Холопий.
С утверждением абсолютизма при Петре I приказная система была ликвидирована, и вместо П. в 1718 г. была учреждена коллегия.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПРИКАЗЫ, 1) органы центр. управления в России 16 — нач. 18 вв. 2) Местные органы дворцового управления в 16—17 вв. 3) Назв. стрелецких полков в 16—17 вв.
ПРИКАЗЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Версия 2023
ПРИКА́ЗЫ (от слова «приказывать», т. е. давать особое поручение), органы центрального управления в России в кон. 15 – 1-й четв. 18 вв., первые в стране собственно гос. учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению. Становление приказной системы было вызвано усложнением задач, вставших перед нарождавшейся монархией в связи с формированием Рус. гос-ва во 2-й пол. 15 в. На начальном этапе зарождения П. их состав формировался из дьяческого штата Казны, Большого дворца (см. в ст. Дворцы) и, возможно, комиссий Боярской думы.
Приказная система, в целом сложившаяся в 1530–70-х гг., не отличалась функциональной чёткостью: каждый П. обладал как исполнительной, так и судебной властью, однородные функции исполняли различные П. – в зависимости от категории населения и от территории, на которые распространялись их полномочия. Среди П. принято выделять дворцовые, ведавшие хозяйством государя, общегосударственные (отраслевые, территориальные, территориально-отраслевые), а также патриаршие и митрополичьи. Для решения отдельных, как правило, экстраординарных задач создавались временные П. (напр., Денежного сбора приказ). Централизация гос. управления на протяжении всего 17 в. осуществлялась путём передачи руководства несколькими П. одному лицу (кн. И. Б. Черкасскому, Ф. И. Шереметеву, Б. И. Морозову, И. Д. Милославскому, И. М. Милославскому и др.). В 1655–76 надзор за деятельностью всех П. от имени царя осуществлял Тайных дел приказ. Формирование приказной системы происходило одновременно с созданием органов самоуправления на местах – земских изб (см. в ст. Земское управление) и губных учреждений.
К дворцовым П. относились Большого дворца приказ (1501, до 1527 Дворцовая изба), Конюшенный приказ (1548, до 1573 Конюшенная изба), Казённый приказ (нач. 1580-х гг.) и др. Юрисдикция важнейших общегос. отраслевых П. распространялась гл. обр. на центр. уезды страны (Ямской приказ, Разрядный приказ, Стрелецкий приказ, Поместный приказ, Посольский приказ, Разбойный приказ, Большого прихода приказ). Одновременно с ними в сер. 16 в. образован общегос. территориальный Казанского дворца приказ (в 1637 из него выделился Сибирский приказ), исполнявший те же функции, что и отраслевые П., но на определённой территории. Схожими с ним были приказ Вел. кн-ва Литовского (1656–66; в 1673–1710 вместо него действовал приказ кн-ва Смоленского), Малороссийский приказ (1662–1722) и ведавший Слободской Украиной Великой России приказ (1687–1700). К территориально-отраслевым П. относились Владимирский судный приказ, Московский судный приказ и др. Их узкоспециализир. полномочия (судебные) распространялись на одну и ту же категорию людей, но на разных территориях. Казной и хозяйством патриаршей кафедры управляли Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казённый приказ, а митрополичьих кафедр – митрополичьи казённые и дворцовые П. Суд над духовенством и мирянами по духовным делам в Патриаршей области (епархии) осуществляли в разные годы Патриарший разрядный приказ и Патриарший духовный приказ, в епархиях – судные митрополичьи приказы.
В правление царя Ивана IV Васильевича Грозного в опричнине действовали Конюшенный, Постельный, Сытный и др. П. (в 1572–84 существовали как П. особого царского двора). В период Смутного времени одновременно с П. в Москве функционировали П. также в лагере Лжедмитрия II и в лагерях Первого ополчения 1611 и Второго ополчения 1611–12. В 1-й четв. 17 в., после освобождения страны от польско-литов. и швед. интервентов, правительство царя Михаила Фёдоровича приступило к восстановлению системы гос. обороны и нар. хозяйства. Для этого оно, в частности, учредило новые П. – Казачий приказ, Иноземский приказ, Рейтарский приказ, Новую четверть, Большой казны приказ.
Определённому единству приказной системы способствовала опора на единую законодат. базу. В своей деятельности П. руководствовались правовыми обычаями, отд. нормами Судебников 1497 и 1550, царскими указами, а также приговорами Боярской думы, которые принимались в ответ на запросы П., с сер. 17 в. – и рядом статей Соборного уложения 1649. Часто разновременные акты объединялись в особые указные книги приказов (наиболее ранняя – книга Разбойного приказа 1555/56). Акты об учреждении П., устанавливавшие порядок работы ведомства, персональный состав его руководства, цели, задачи, методы и средства деятельности, появились в 1-й трети 17 в. [первый известный акт – указ царя Михаила Фёдоровича об учреждении Сыскного приказа от 23.2(5.3).1622].
В 17 в. (возможно, со 2-й пол. 16 в.) П. делились, как правило, на «столы», а те, в свою очередь, – на «повытья» (отделения) (ряд П. делился только на «повытья» или не имел структурных подразделений). П. действовали на местах через городовых воевод и приказные избы, а также губные и земские избы. П. возглавлялись гл. обр. судьями, назначавшимися царём и Боярской думой преим. по представлению Разрядного приказа из лиц, имевших думный чин. Часто во главе П. стояли 2 судьи, сменявшие друг друга в определённые дни недели (каждый из них обладал всей полнотой власти в П.). Аппарат П. состоял из приказных людей, их рабочий день длился 12 часов. Технич. персонал П. составляли недельщики (приставы, исполнявшие адм. и судебные решения П. и сменявшие друг друга по неделям) и сторожа. При Аптекарском приказе, Поместном и Посольском приказах в 17 в. существовали учебные заведения.
Число П. постоянно менялось. Одновременно в среднем существовало 30–40 П. Одними из последних были учреждены Преображенский приказ (сер. 1680-х гг.), Адмиралтейский приказ (1700), а также Военных дел приказ вместо Иноземского, Рейтарского и Стрелецкого приказов (1701). В 1710–20-е гг. большинство П. Пётр I заменил коллегиями.
Библиография
Лит.: Дебольский Н. Н. История приказного строя Московского государства. СПб., [1901]; Вернер И. И. О времени и причинах образования московских приказов. М., 1907–1908. Вып. 1–2; Веселовский С. Б. Приказный строй управления Московского государства. К., 1912; Зимин А. А. О сложении приказной системы на Руси // Доклады и сообщения Института истории. М., 1954. Вып. 3; Леонтьев А. К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961; Устюгов Н. В. Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в. // Абсолютизм в России (XVII–XVIII вв.). М., 1964; O’Brien C. B. Muscovite Prikaz Administration of the 17th century: The Quality of Leadership // Forschungen zür Osteuropäischen Geschichte. 1978. Bd 24; Brown P. B. Muscovite Government Bureaus // Russian History. 1983. Vol. 10. Pt. 3; Петров К. В. Приказная система управления в России в конце XV – XVII вв.: Формирование, эволюция и нормативно-правовое обеспечение деятельности. М.; СПб., 2005; Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. М.; Тула, 2009.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Приказ в Москве. Александр Янов
Реконструкция стола делопроизводства в Приказной палате в Пскове
Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями... Читать далее