ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», Москва. 1978


ПОЛЯКЪ, см. польскiй.

ПОЛЬСКIЙ сщ. м. пляска и музыка къ ней, коею обычно открывается балъ. Польская-пшеница, американская ярица, асирiйская рожь. Польская-рубашка, вор. женская, съ мужскимъ, стоячимъ воротомъ. Польская-крыша, твр. крытая соломой не ворохомъ, а снопами, вгладь, со стрѣхой, обрубомъ; руская крыша, подъ-слегу, когда солома наваливается вилами и пригнетается переметинами. Польскiй потолокъ, плтнц. гдѣ тесъ подшивается вразбѣжку, не вгладь, не подлицо, закрывая швы черезъ доску. Польская шапка, конфедератка, съ четыреугольнымъ верхомъ. Польскiй голубь, мохноногая порода. Польская шуба, кур. женская, съ лифомъ назади и съ глухими кармашками съ опушкой. || Польскiй и польской, полевой, см. поле. Полька ж. одна изъ общественыхъ плясокъ. || Сиб. шуба особаго покрою, носимая внакидку. Полякъ м. пск. на рѣкахъ Ловати и Коломенкѣ, первый ледъ бываетъ бѣлесоватый, второй синѣе, и имъ рѣка становится; это полякъ, идущiй сверху, изъ Витебск. губ. || Ярс-пош. бабка, козна, костыга, лодыжка. || влд. поляшъ, полюхъ, полевой тетеревъ. || Пилъ, не допилъ — поляка оставилъ (покинулъ)! шутч. || Забайкальскiй или семейный раскольникъ; они чистые русаки, но переселены около 1760 изъ Польши, куда бѣжали; полька, раскольница. || Продолговатый лоскутъ, вшиваемый въ рубашку на плечи (Наум.).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПОЛЯКИ, нация, основное население Польши. Польский язык относится к западнославянской гр. индоевропейских языков. Численность в Польше ок. 25 млн. чел. (1950).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПОЛЯКИ, нация, осн. нас. Польши. Ок. 34 млн. ч. (1976), в др. странах ок. 5,5 млн. ч., в т. ч. в СССР 1 167 т. ч. (1970). Язык польский; верующие — католики.

 

 

ПОЛЯКИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019)


ПОЛЯ́КИ (са­мо­на­зва­ние – Polacy), 1) на­се­ле­ние Поль­ши; 2) за­пад­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Поль­ши (36,4 млн. чел., вклю­чая 418 тыс. слен­зан и 17 тыс. ка­шу­бов – 2011, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на се­ве­ро-за­па­де Бе­ло­рус­сии (тре­тья по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­па: 294,5 тыс. чел., из них в Грод­нен­ской обл. – 230,8 тыс. чел.; польск. яз. счи­та­ют род­ным 15,9 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), на за­па­де Ук­раи­ны (в осн. в Жи­то­мир­ской, Хмель­ниц­кой, Тер­но­поль­ской и Львов­ской об­лас­тях; 144,1 тыс. чел., 18,7 тыс. чел. го­во­рят в осн. по-поль­ски – 2001, пе­репись), на вос­то­ке Лит­вы (в осн. Виль­нюс­ский и Шаль­чи­нинк­ский рай­оны; 200 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), на юго-вос­то­ке Лат­вии (44,8 тыс. чел., из них 16,5 тыс. чел. в Дау­гав­пилс­ском крае – 2011, пе­ре­пись), на се­ве­ро-вос­то­ке Че­хии (Те­шин­ская Си­ле­зия на вос­то­ке Мо­рав­ско-Си­лез­ско­го края; тре­тья по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­па: 62,8 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), в Сло­ва­кии (3,1 тыс. чел.), а так­же в Рос­сии (в осн. в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Ка­ли­нин­град­ской и Тю­мен­ской об­лас­тях, Ка­ре­лии и Крас­но­дар­ском крае; 47 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись). По дан­ным МИД Поль­ши (2008), вы­ход­цы из Поль­ши (по­ло­ния) про­жи­ва­ют так­же в Гер­ма­нии (2 млн. чел.), Бра­зи­лии (до 2 млн. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (1,1 млн. чел.), Фран­ции (1 млн. чел.), Ир­лан­дии (до 250 тыс. чел.), Ав­ст­ра­лии (165 тыс. чел.), Ни­дер­лан­дах (160 тыс. чел.), Ита­лии (150 тыс. чел.), Нор­ве­гии (150 тыс. чел.), Ис­па­нии (145 тыс. чел.), Ар­ген­ти­не (140 тыс. чел.), Че­хии (130 тыс. чел.), Ав­ст­рии (100 тыс. чел.), Шве­ции (100 тыс. чел.) и др.; в США жи­вут 10,1 млн. чел. польск. про­ис­хо­ж­де­ния, из них 3,7 млн. чел. – на Се­ве­ро-Вос­то­ке и 3,3 млн. чел. на Ср. За­па­де, по-поль­ски го­во­рят 593,6 тыс. чел. (дан­ные Бю­ро пе­ре­пи­си на 2009); в Ка­на­де – 984,6 тыс. чел., из них око­ло по­ло­ви­ны в пров. Он­та­рио, 242,9 тыс. чел. го­во­рят на польск. яз. (2006, пе­ре­пись). Го­во­рят на поль­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки.

П. сфор­ми­ро­ва­лись из зап.-слав. пле­мён бас­сей­нов Од­ры и Вис­лы в рам­ках Польск. гос-ва (см. в ст. Поль­ша). В ре­зуль­та­те Крев­ской унии 1385 и Люб­лин­ской унии 1569 П. со­ста­ви­ли часть эли­ты Лит­вы, Бе­ло­рус­сии и Ук­раи­ны (ме­ст­ное на­се­ле­ние под­вер­га­лось зна­чит. по­ло­ни­за­ции), по­сле раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той 18 в. – Рос. им­пе­рии. Раз­гром Поль­ско­го вос­ста­ния 1794Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31 и Поль­ско­го вос­ста­ния 1863–64 при­вёл к зна­чит. польск. эмиг­ра­ции в стра­ны Зап. Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки, а так­же к по­яв­ле­нию польск. на­се­ле­ния в Си­би­ри. На польск. зем­лях в со­ста­ве Рос. им­пе­рии про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ру­си­фи­ка­ции, в со­ста­ве Гер­ма­нии (с 1871) – гер­ма­ни­за­ции. П. уча­ст­во­ва­ли в рус. ре­во­люц. дви­же­нии, соз­да­ва­ли нац. ре­во­люц. ор­га­ни­за­ции. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны польск. час­ти вое­ва­ли на сто­ро­не как Ав­ст­ро-Ве­нг­рии, так и Рос­сии. По­сле об­ра­зо­ва­ния Польск. рес­пуб­ли­ки (1918) и ус­та­нов­ле­ния сов.-польск. гра­ни­цы (1921) в СССР ос­та­лось 782,3 тыс. П., из них на Ук­раи­не – 476,4 тыс. чел., в Бе­ло­рус­сии – 97,5 тыс. чел. (1926, пе­ре­пись). Бы­ли соз­да­ны польск. ав­то­ном­ные рай­оны на Ук­раи­не (1925–35; центр – в пос. Марх­левск, ны­не Дов­быш Жи­то­мир­ской обл.) и в Бе­ло­рус­сии (1932–38; центр – в г. Дзер­жинск Мин­ской обл.). В 1930-е гг. на­ча­лись ре­прес­сии про­тив П. СССР. С 1933 ве­лись аре­сты по т. н. де­лу Польск. во­ен. орг-ции (ПОВ), соз­дан­ной в 1914 Ю. К. Пил­суд­ским. В 1935–36 из при­гра­нич­ных рай­онов в Сев. Ка­зах­стан бы­ли вы­се­ле­ны до 40 тыс. П. В хо­де т. н. польск. опе­рации НКВД 1937–38 бы­ли осу­ж­де­ны 139,8 тыс. П., из них при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу 111,1 тыс. чел. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны и ок­ку­па­ции Поль­ши Гер­ма­ни­ей ок. 1,5 млн. П. по­гиб­ли, про­ис­хо­ди­ли мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния (в ча­ст­но­сти, св. 0,5 млн. П. бы­ли пе­ре­се­ле­ны из при­сое­ди­нён­ной к 3-му Рей­ху Ве­ли­кой Поль­ши). На при­сое­ди­нён­ных к СССР Зап. Ук­раи­не и Зап. Бе­ло­рус­сии (т. н. Вост. Кре­сы) в 1939–41 ор­га­на­ми НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны св. 100 тыс. быв. польск. гра­ж­дан, в ла­ге­рях во­ен­но­плен­ных со­дер­жа­лись св. 40 тыс. быв. польск. во­ен­но­слу­жа­щих (ок. 15 тыс. во­ен­но­плен­ных и 7,3 тыс. за­клю­чён­ных П. бы­ли рас­стре­ля­ны в 1940, см. в ст. Ка­тынь), св. 300 тыс. П. бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны (по дан­ным НКВД на 1.8.1941, в СССР на­счи­ты­ва­лось 381,2 тыс. осу­ж­дён­ных и ссыль­ных быв. польск. гра­ж­дан). По­сле ус­та­нов­ле­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний ме­ж­ду СССР и польск. пра­ви­тель­ст­вом в Лон­до­не (со­гла­ше­ние Си­кор­ско­го– Май­ско­го 30.7.1941) польск. спец­по­се­лен­цы и за­клю­чён­ные бы­ли ам­ни­сти­ро­ва­ны; к осе­ни ос­во­бо­ж­де­ны 341,9 тыс. чел. Из них к сент. 1942 80 тыс. во­ен­но­слу­жа­щих и св. 37 тыс. чле­нов их се­мей эва­куи­ро­ва­ны в Иран в со­ста­ве ар­мии ген. Ан­дер­са. Из ос­тав­ших­ся в СССР польск. во­ен­но­слу­жа­щих бы­ла сфор­ми­ро­ва­на 1-я Польск. ар­мия (см. в ст. Ар­мия Лю­до­ва); св. 165 тыс. П. по­лу­чи­ли сов. гра­ж­дан­ст­во. На ок­ку­пи­ро­ван­ной Гер­ма­ни­ей Зап. Ук­раи­не П. под­вер­га­лись эт­нич. чи­ст­кам со сто­ро­ны Ор­га­ни­за­ции ук­ра­ин­ских на­цио­на­ли­стов. По­сле вой­ны из Зап. Ук­раи­ны, Зап. Бе­ло­рус­сии и Лит­вы в Поль­шу бы­ли пе­ре­се­ле­ны до 1,2 млн. П. и ев­ре­ев в 1945–46 и 249,2 тыс. чел. в 1955–59 (по пе­ре­пи­си 1959, в СССР про­жи­ва­ли 1,4 млн. П., из них в БССР – 538,9 тыс. чел., УССР – 363,3 тыс. чел., Ли­тов. ССР – 230,1 тыс. чел., Ка­зах. ССР – 53,1 тыс. чел.).

Вы­де­ля­ют­ся эт­но­гра­фич. груп­пы: ве­ли­ко­по­ля­не (в т. ч. по­зна­ня­цы в По­знань­ском по­вя­те, тас­та­ци в Сьред­ском и Вже­синь­ском по­вя­тах, ка­ли­ша­цы в Ка­лиш­ском по­вя­те, бис­ку­пя­не в Гос­тынь­ском по­вя­те, ха­за­цы в Ра­вич­ском по­вя­те Ве­ли­ко­поль­ско­го вое­вод­ст­ва, куя­вя­ки и па­лу­ша­не на юге Ку­яв­ско-По­мор­ско­го вое­вод­ст­ва); лен­чи­ца­не – на се­ве­ре и се­рад­за­не – на юге Лод­зин­ско­го вое­вод­ст­ва; слен­за­не и гу­ра­лы – в Ниж­не­си­лез­ском, Ополь­ском, Си­лез­ском и Ма­ло­поль­ском вое­вод­ст­вах, а так­же в Че­хии и Сло­ва­кии; ма­ло­по­ля­не (в т. ч. гу­ра­лы, кра­ко­вя­цы в Кра­ков­ском по­вя­те Ма­ло­поль­ско­го вое­вод­ст­ва, сан­до­мир­цы на вос­то­ке Свен­ток­ши­ско­го вое­вод­ст­ва, ля­со­вя­цы и же­шу­вя­цы в Под­кар­пат­ском вое­вод­ст­ве, люб­ли­ня­цы в Люб­лин­ском вое­вод­ст­ве); ма­зу­ры и вар­мя­ки – в Ма­зо­вец­ком и Вар­минь­ско-Ма­зур­ском вое­вод­ст­вах, на се­ве­ре Люб­лин­ско­го, се­ве­ро-вос­то­ке Лод­зин­ско­го, се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де Под­ляс­ко­го вое­водств; ка­шу­бы – в По­мор­ском вое­вод­ст­ве.

Рис. Е. Н. Федорченко Польский традиционный костюм: 1 – силезские гуралы; 2 – ловичские мазуры; 3 – краковяцы.
 

Раскраска яиц на Пасху.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Ев­ро­пы. За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и жи­вот­но­вод­ст­вом. Бы­ли раз­ви­ты гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во, вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву, вы­ре­за­ние узо­ров из бу­ма­ги (вы­ци­на­нок). Тра­диц. жи­ли­ще в осн. сруб­ное; на за­па­де и се­ве­ре (на зем­лях, вхо­див­ших в Прус­сию) рас­про­стра­не­ны кар­кас­но-стол­бо­вая (су­ми­ко-лонт­ко­вая) и фах­вер­ко­вая (рыг­ло­вая) кон­ст­рук­ции. Пе­ред вхо­дом в дом ино­гда уст­раи­ва­ют на­вес на стол­бах (под­се­ни). Кры­ша час­то со­ло­мен­ная. С 18 в. с унич­то­же­ни­ем ле­сов до­ма ста­ли стро­ить в осн. из кир­пи­ча. Дом со­сто­ял из жи­ло­го по­ме­ще­ния (из­ба) с пе­чью, се­ней (сень) с ка­ми­ном (ко­мин) и кла­до­вой (ко­мо­ра); се­ни обыч­но рас­по­ла­га­лись по­се­ре­ди­не по­строй­ки (пла­ни­ров­ка, сход­ная с пла­ни­ров­кой фран­кон­ско­го до­ма; при этом печь, стоя­щая в цен­тре до­ма, вы­хо­ди­ла усть­ем в се­ни, очаг с ды­мо­хо­дом по­ме­щал­ся пе­ред её усть­ем, угол с оча­гом час­то об­но­сил­ся сте­ной и пре­вра­щал­ся в кух­ню), ино­гда – с од­но­го её кон­ца. На се­ве­ро-за­па­де хлеб­ная печь мог­ла ста­вить­ся вне до­ма или при­страи­вать­ся к се­ням сна­ру­жи. В из­бе, в уг­лу, про­ти­во­по­лож­ном от пе­чи, по­ме­ща­лись стол и до­маш­ний ал­тарь. Оде­ж­да слен­зан, гу­ра­лов, ля­со­вя­ков и же­шу­вя­ков ши­лась из бе­ло­го льна и не­кра­ше­ной шер­сти; слен­зан, ма­зу­ров, П. Под­ля­шья – из по­ло­са­той шер­стя­ной тка­ни. В сер. 19 в. рас­про­стра­нил­ся кре­сть­ян­ский кос­тюм из фаб­рич­ных тка­ней (напр., кра­ков­ский кос­тюм: у жен­щин – коф­та на ко­кет­ке, юб­ка с цве­точ­ным ор­на­мен­том, бе­лый фар­тук, су­кон­ный или бар­хат­ный, рас­ши­тый зо­ло­том кор­саж; у муж­чин – ру­ба­ха и каф­тан дли­ной до ко­лен, ши­ро­кие шта­ны в крас­но-бе­лую по­лос­ку, сук­ман из бе­ло­го или ко­рич­не­во­го сук­на; ха­рак­тер­ный муж­ской го­лов­ной убор – кон­фе­де­рат­ка с крас­ным вер­хом и ба­раш­ко­вым око­лы­шем). Для тра­диц. кух­ни ха­рак­тер­ны ту­шё­ная ка­пус­та (би­гос), кис­лые по­хлёб­ки из му­ки (жур), из со­ка ква­ше­ной ка­пус­ты (ква­ш­ни­ца), из ква­ше­ной свёк­лы (барщч) с му­кой, са­лом, мас­лом, сме­та­ной.

Свят­ки (Го­ды) со­про­во­ж­да­ют­ся ко­ля­до­ва­ни­емря­же­ни­емга­да­ния­ми. На Мас­ле­ни­цу пе­кут ола­дьи, пон­чи­ки; на Пас­ху (Вель­ка­ноц) вы­пе­ка­ют об­ря­до­вый хлеб (баб­ка вел­ка­ноч­на – см. Ку­лич), кра­сят яй­ца (см. Пас­халь­ное яй­цо), об­ли­ва­ют друг дру­га во­дой в «об­ли­ван­ные дни». Убор­ка уро­жая со­про­во­ж­да­лась до­жин­ка­ми.

Уст­ное твор­че­ст­во. Нар. во­каль­ная му­зы­ка пре­им. од­но­го­лос­ная. Мно­го­го­ло­сие ха­рак­тер­но для рай­онов Поль­ши, при­ле­гаю­щих к Бе­ло­рус­сии и Ук­раи­не, для поль­ско-ли­тов. по­гра­ни­чья; встре­ча­ет­ся у гу­ра­лов. Во­каль­ная му­зы­ка вклю­ча­ет пес­ни ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые, се­мей­но-об­ря­до­вые, ли­рич., сол­дат­ские (рек­рут­ские); при­пев­ки (пшыс­пев­ки) яв­ля­ют­ся ча­стью тан­це­валь­ной му­зы­ки, а так­же вхо­дят в сва­деб­ный об­ряд. До сер. 20 в. со­хра­ня­лось ис­пол­не­ние бал­лад стран­ст­вую­щи­ми му­зы­кан­та­ми (дзя­ды вэн­д­ров­нэ). «Пес­ни на­бож­нэ» по­ют­ся вне цер­ков­ной служ­бы, в т. ч. в па­лом­нич. пу­те­ше­ст­ви­ях («пи­лиг­рим­ки»), «пес­ни по­гжэ­бо­вэ» – во вре­мя по­гре­баль­но­го об­ря­да. С про­слав­ле­ни­ем Вос­кре­се­ния Гос­под­ня свя­зан уни­каль­ный муж­ской об­ряд «Ал­ли­луй­ка» – хо­ж­де­ние по де­рев­ням с пе­ни­ем пас­халь­ных цер­ков­ных пес­но­пе­ний (со­вер­ша­ет­ся по­сле Пас­хи, со­хра­нил­ся в поль­ско-ли­тов. по­гра­ни­чье). Пе­ние ко­лэнд/ко­ля­док рас­про­стра­не­но по­все­ме­ст­но у ка­то­ли­ков и пра­во­слав­ных. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка – не­отъ­ем­ле­мая часть сва­деб­но­го об­ря­да и «за­ба­вы» (тан­це­валь­но­го ве­че­ра). Пас­ту­ше­ские наи­гры­ши на аэ­ро­фо­нах в про­шлом вы­пол­ня­ли сиг­наль­ную функ­цию. Сре­ди них осо­бые наи­гры­ши – хей­на­лы – ис­пол­ня­лись во вре­мя Ро­ж­де­ст­вен­ско­го по­ста на боль­шой де­рев. тру­бе ли­гав­ка (близ­ка зап.-ев­роп. аль­пий­ско­му ро­гу). Ли­гав­ка из­вест­на в польск. зем­лях с 11 в., встре­ча­ет­ся гл. обр. в Ма­зо­вии; ана­ло­гич­ные ин­ст­ру­мен­ты – ба­зу­на у ка­шу­бов, тром­би­та/трем­би­та у гу­ра­лов-под­га­лян. Зна­чит. ме­сто сре­ди аэ­ро­фо­нов за­ни­ма­ют раз­но­вид­но­сти во­лын­ки (ду­ды, ко­зел бя­лы, ко­зел чар­ны и др.). На­ря­ду со скрип­кой, ко­то­рая ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся как соль­ный и ан­самб­ле­вый ин­ст­ру­мент, из­вест­ны тра­диц. раз­но­вид­но­сти смыч­ко­вых: ма­зан­ки, генс­ле, зло­бцо­ки, су­ка бил­го­рай­ска, ба­сэт­ля, ма­ры­на (два по­след­них ин­ст­ру­мен­та – ба­со­вые); рас­про­стра­не­на ко­лёс­ная ли­ра – «ли­ра кор­бо­ва». Сре­ди аэ­ро­фо­нов: пас­ту­ше­ские гвизд­ки, бе­ка­че, пи­щал­ки, фу­яр­ки. Рас­про­стра­не­но ан­самб­ле­вое ин­ст­ру­мен­таль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние, ан­самбль («ка­пе­ла») в ка­ж­дом рай­оне Поль­ши име­ет свой со­став. В Ма­зо­вии обя­за­тель­ный со­ли­рую­щий ин­ст­ру­мент ан­самб­ля – скрип­ка, к ко­то­рой до­бав­ля­ют­ся бас (ба­сэт­ля), бу­бен (бэм­бэ­нек) или ба­ра­бан (бэм­бэн вель­ки), гар­мо­ни­ка (хар­мо­ния). Для Ве­ли­ко­поль­ши ха­рак­тер­ны «ка­пе­лы ду­дяр­ске» (вклю­ча­ют во­лын­ки раз­ных ви­дов, скрип­ку, клар­нет, бас), для Си­ле­зии – ан­самб­ли ду­хо­вых, для Под­га­лья – смыч­ко­вые ан­самб­ли (2 скрип­ки, «аль­тов­ка вен­гер­ская», бас), в поль­ско-бе­ло­рус. по­гра­ни­чье, в Тар­нув­ском по­вя­те (Ма­ло­поль­ское вое­вод­ст­во) и Под­кар­пат­ском вое­вод­ст­ве в со­став ка­пе­ллы вхо­дят цим­ба­лы, и др. По­все­ме­ст­но рас­про­стра­не­ны тан­цы в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки: хо­ро­вод­ные; кол­лек­тив­ные двух­ряд­ные; пар­ные – «тан­цы ви­ро­вэ» (хо­рео­гра­фич. ос­но­ва – вра­ще­ние пар: обе­рек, поль­ка, вальс) и «тан­цы фи­гу­ро­вэ» [ход­зо­ны – нар. ва­ри­ант по­ло­не­за, ма­зур (см. в ст. Ма­зур­ка), кра­ко­вяк]. На­ча­ло по­сле­до­ва­тель­но­му изу­че­нию фольк­ло­ра по­ло­жил эт­но­граф, фольк­ло­рист и ком­по­зи­тор О. Коль­берг (1814–90), ко­то­рый впер­вые со­брал и сис­те­ма­ти­зи­ро­вал по об­лас­тям па­мят­ни­ки польск. нар. куль­ту­ры. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны нар. му­зы­ка ста­ла ут­ра­чи­вать свою пер­во­на­чаль­ную об­ря­до­вую функ­цию, в 20–21 вв. из нар. прак­ти­ки по­сте­пен­но исче­за­ют ло­каль­ные муз. осо­бен­но­сти, про­ис­хо­дит уни­фи­ка­ция ва­ри­ан­тов пе­сен и тан­цев.

Библиография

Лит.: Żeromska O. Tańce polskie narodowe i re­gionalne. L., 1963; Olędzki S. Polskie in­stru­menty ludowe. Kraków, 1978; Стень­шев­ский Я. Скрип­ка и иг­ра на скрип­ке в поль­ской на­род­ной тра­ди­ции // На­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты и ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. М., 1988. Ч. 2; Czekanowska A. Polish folk music. Camb., 1990; Zeranska-Kominek S. Kultura muzyczna mniejszości narodowych w Polsce: Litwini, Białorusini, Ukraińcy. Warsz., 1990; За­ри­нов И. Ю. По­ля­ки в диа­спо­ре: срав­ни­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка эт­ни­че­ской ис­то­рии поль­ских диа­спор в Рос­сии, США и Бра­зи­лии. М., 2010; Lange R. Tradycyjny taniec ludowy w Polsce i jego przeobrażenia w czasie i przestr­zeni. 2 wyd. Poznań, 2012; Бу­гай Н. Ф. По­ля­ки Рос­сии: по­иск ис­ти­ны (при­ну­ди­тель­ное пе­ре­се­ле­ние, воз­вра­ще­ние, судь­бы). М., 2013.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поля́ки (польск. Polacy) — крупнейший западнославянский народ, основное (98 %) население Республики Польша.

Родной язык большинства поляков — польский, принадлежащий к лехитской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

Общая численность этнических поляков около 45 млн человек, из них в Польше проживает 37 млн. Всего в мире лиц польского происхождения около 50 млн... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024