ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Юридический энциклопедический словарь. — М.: изд. СЭ, 1987. — С. 272—275


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН), междунар. организация, гл. задачей к-рой является поддержание и укрепление междунар. мира и безопасности, развитие сотрудничества между гос-вами. Осн. принципы деятельности ООН разрабатывались ещё во время 2-й мировой войны 1939—45 гoc-вами — ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Вопросы создания новой междунар. организации, основанной на объединении демократич. сил для обеспечения прочного и справедливого мира, рассматривались на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (1943) и на Тегеранской конференции глав правительств этих стран (1943). Первоначально проект Устава ООН был выработан на Думбартон-Оксской (США) конференции в авг.— окт. 1944. На Крымской конференции 1945 были единодушно одобрены предложения, выработанные в Думбартон-Оксе, а также решены принципиальные вопросы Устава ООН, к-рый был выработан и подписан на конференции в Сан-Франциско (26 июня 1945). В работе Сан-Францисской конференции участвовало 50 гoc-в, к-рые (а также Польша) считаются членами-учредителями (первоначальными членами) ООН. День вступления в силу Устава ООН — 24 окт. 1945 ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.

На 1 янв. 1986 в ООН входило 159 гoc-в: Австралия, Австрия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Афганистан, Багамские Острова, Бапгладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Белорусская CСP, Бельгия, Бенин, Бирма, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, ГДР, Гондурас, Гренада, Греция, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Заир. Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йеменская Арабская Республика, Кабо-Верде, Камерун, Кампучия, Канада, Катар, Кения, Кипр, Китай, Колумбия, Кoморские Острова, Конго, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Куба, Кувейт, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Ливия, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивская Республика, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Монголия, Народная Демократическая Республика Йемен, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Септ-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Сирия, Соломоновы Острова, Сомали, СССР, Судан, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украинская ССР, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, ФРГ, Центральноафриканская Республика, Чад, Чехословакия, Чили, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканская Республика, Ямайка, Япония.

Устав ООН рассматривают как хартию мирного сосуществования, общепринятый кодекс междунар. поведения. Обязательства по Уставу имеют преимущественную силу над всеми др. междунар. договорами и соглашениями. Устав состоит из Преамбулы и 111 статей; его интегральной частью является С т а т у т   М е ж д у н а р о д н о г о   с у д а   О О Н.

В Преамбуле выражается решимость государств — членов ООН избавить грядущие поколения от бедствий войны; утвердить веру в осн. права человека, в достоинство человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство прав больших и малых наций; создать условия, при к-рых может соблюдаться справедливость и уважение к междунар. обязательствам; содействовать социальному прогрессу. В статье 1 Устава провозглашены цели ООН: поддерживать междунар. мир и безопасность, принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и др. нарушений мира, разрешать мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и междунар. права, споры или ситуации, к-рые могут провести к нарушению мира. Для осуществления целей ООН в Уставе предусмотрены демократич. принципы, к-рые рассматриваются в качестве императивных норм совр. междунар. права (т. н. jus cogens). Они получили в дальнейшем развитие в Декларации о принципах международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООH в 1970, в Декларации принципов, к-рыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, являющейся составной частые Заключительного акта хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Такими принципами являются неприменение силы и угрозы cилой, мирное разрешение междунар. споров, не вмешательство во внутренние дела др. гoc-в, сотрудничество гoc-в, равноправие и самоопределение народов суверенное равенство гос-в, добросовестное выполнение обязательств. В Декларации наряду с перечисленными принципами закреплены принципы нерушимости границ, территориальной целостности гос-в, уважения прав человека. Устав ООН — не обычный договор, поскольку он является юридич. основной деятельности всеобщей междунар. организации, цель к-рой — безопасность. Именно в обязывающей форме Устав регулирует всю сложную систему взаимоотношений гос-в на междунар. арене.

Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых гос-в, к-рые примут на себя содержащиеся в её Уставе обязательства и к-рые, по суждению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Приём в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблей по рекомендации Совета Безопасности ООН.

Со времени основания ООН число её членов возросло более чем в 3 раза: с 51 до 159 гос-в. Это не просто количественное увеличение состава ООН, речь идёт о новом соотношении сил на междунар. арене. В ООН увеличилось число социалистических стран и развивающихся стран, в т. ч. стран социалистич. ориентации; большую роль в ООН играют т. н. неприсоединившиеся страны (как правило, развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки). Постоянных наблюдателей при ООН имеют нек-рые страны — не члены ООН (Корейская Народно-Демократическая Республика, Швейцария, Ватикан и др.), а так-же некоторые орг-ции нац.-освободит. движения, напр. Организация освобождения Палестины. Такое соотношение сил может оказывать положит. влияние на принятие решений по основным направлениям деятельности ООН, таким, напр., как обеспечение мира и междунар. безопасности, разоружение, борьба с колониализмом, а также по проблемам междунар. социально-экономич. отношений.

Официальными языком ООН является английский, испанский, китайский, русский и французский.

Центр. учреждения ООН находятся Нью-Йорке. Её главные органы — Генеральная Ассамблея, Совет Безoпастности, Экономический и Социальный Совет, Международный суд, Совет по опеке и Секретариат. Устав ООН определяет компетенцию всех гл. органов, порядок их образования, процедуру работы и порядок принятия решении (голосования).

Особую роль в системе органов ООН играют Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Г е н е р а л ь н а я   А с с а м б л е я ООН осуществляет значительную часть функций и полномочий, принадлежащих всей ООН, является наиболее представительным органом из всех гл. органов ООН и участвует в той или иной степени в формировали» всех остальных гл. органов OOH.

Генеральная Ассамблея состоит из всех членов ООН. Это единственный орган ООН, в к-ром представлены все государства-члены, причём каждое из них имеет не более пять делегатов, не более пяти заместителей делегатов, необходимое число советников и экспертов. Все государства — члены ООН равноправны: каждое имеет один голос. В зале заседаний делегации располагаются в алфавитном порядке — в соответствии с официальным названием гос-ва на англ. языке. Генеральная Ассамблея уполномочиваете я обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям или функциям любого органа ООН. Так, Генеральная Ассамблея может рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания междунар. мира и безопасности, в т. ч. вопросы разоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политич., зкономич., социальной и культурной областях, а также вопросы внутренней жизни ООН и финансирования её деятельности. Она уполномочена обсуждать любые относящиеся и поддержанию междунар. мира и безопасности вопросы, поставленные перед ней к.-л. гoc-вом или Советом Безопасности, и делать соответствующие рекомендации членам ООН и (или) Совету Безопасности. Генеральная Ассамблея не может делать рекомендации в отношении споров или ситуаций, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, если последний не запросит об этом. Любой вопрос, по к-рому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передаётся Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности — единств. органу, к-рый по Уставу уполномочен применять невоенные или военные санкции с нарушителям междунар. мира.

Генеральная Ассамблея избирает «постоянных членов Совета Безопасности (постоянные члены указаны в ст. 23 Устава), членов Экономического и Социального Совета, принимает участие (совместно с Советом Безопасности) в избрании судей Международного судя, по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; она получает и рассматривает ежегодные и спец. доклады Совета Безопасности, а также др. органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООH.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голоcовании членов Ассамблеи (перечень таких вопросов дан в ст. 18 Устава). Решения по др. вопросам, особенно процедурным, принимаются простым большинством. Для принятия решений необходимо присутствие в Генеральной Ассамблее не менее половины всех членов ООН. Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии (к-рые, как правило, открываются в третий вторник сентября), также на спец. или (с 1950) чрезвычайные сессии. Спец. cессии созываются Генеральным секретарём ООН по требованию Совета Безопасности, большинства членов ООН или по требованию одного из членов ООН, если оно поддержано большинством членов ООН. Чрезвычайные и си~ и. сессии созываются в течение 24 часов по требованию любых семи членов Совета Безопасности, большинства членов ООН или по требованию одного из членов ООН, если оно поддержано большинством членов ООН. На 1 сент. 1986 состоялось 40 очередных, 12 спец. и 9 чрезвычайных спец. сессий Генеральной Ассамблеи ООН. На каждой cecсии избирается председатель (представители постоянных членов Совета Безопасности председателями сессий не избираются) и 21 его заместитель. Образуется также дна процедурных комитета: Генеральный комитет (в составе председателя данной сессии, его заместителей и председателей семи главных комитетов Ассамблеи), к-рый готовит повестку для пленарных заседаний, определяет очерёдность вопросов, координирует деятельность всех комитетов Генеральной Ассамблеи, и Комитет по проверке полномочий. Существует семь гл. комитетов Генеральной Ассамблеи; Первый комитет (политич. вопросы и вопросы безопасности, включая разоружение); Спец. политич. комитет (те же вопросы, что и в Первом); Второй комитет (экономии. и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); Пятый комитет (адм. и бюджетные вопросов); Шестой комитет (правовые вопросы). Каждый член ООН может быть представлен одним лицом в каждом из гл. комитетов, так же, как и во всех комитетах, к-pыe могут быть учреждены и в к-рых всем членам OOН предоставлено право иметь представителя.

Генеральная Ассамблея имеет два постоянных комитета, избираемых Ассамблеей на три года: Консультативный комитет по адм. и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Генеральная Ассамблея имеет и др. вспомогат. органы — комитеты, комиссии, комитеты спец. назначения, действующие на постоянной или временной основе (напр., Комиссия по разоружению, Комиссия по международному праву, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия по праву международной торговли, Специальный комитет по апартеиду). Генеральная Ассамблея принимает резолюции, носящие рекомендат. характер.

С о в е т   Б е з о п а с н о с т и — осн. политич. орган ООН — занимает особое место в системе гл. органов ООН, так как согласно Уставу (ст. 24) на него возлагается гл. ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности. Совет Безопасности — постоянно действующий орган, состоит из 15 государств — членов OOH: пяти постоянных и десяти непостоянных. Постоянными членами Совета Безопасности являются (ст. 23 Устава) СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Непостоянные члены Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок, причём на каждой очередной сессии Генеральной Ассамблеи подлежат переизбранию пять непостоянных членов. Места непостоянных членов Совета Безопасности распределяются следующим образом: от гос-в Африки и Азии — пять членов, от гoc-в Восточной Европы — один член, от гос-в Латинской Америки — два члена, от гoc-в Западной Европы и др. гос-в (Канады, Австралии, Новой Зеландии) — два члена. Каждое государство — член Совета Безопасности имеет в Совете одного представителя.

Совет Безопасности функционирует непрерывно (интервалы между заседаниями Совета не должны превышать двух недель), поэтому каждый член Совета должен быть всегда представлен в месте пребывания OOН. Председательствование на заседаниях Совета Безопасности осуществляется его членами в течение одного месяца поочередно, в алфавитном порядке — по офиц. названием гос-в на англ. языке. Заседания Совета Безопасности является открытым, за исключением тех случаев, когда по уважительным причинам Совет Безопасности объявляет заседание закрытым. Любое государство — член ООН, не являющееся членом Совета Безопасности, может принять участие (без права голоса) в обсуждении любого вопроса, внесённого в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого государства специально затронуты. Уставом (ст. 32) предусматривается также приглашение на заседание Совета Безопасности (также без права голоса) тех членов ООН, не входящих в Совет, и даже гос-в, не являющихся членами ООН, к-рые выступают сторонами в cпоре, рассматриваемом Советом Безопасности.

Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он сочтёт необходимым для выполнения своих функций. В случае необходимости он учреждает спец. комиссии. Совет создал два постоянных комитета — Комитет экспертов и Комитет по приёму новых членов; в подчинении Совета Безопасности находится Военно-Штабной комитет (состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей), к-рый должен давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, связанным с использованием вооруж. сил, предоставленных в распоряжение Совета Безопасности для поддержания междунар. мира и безопасности, а также осуществлять руководство этими силами.

Компетенция Совета Безопасности чётко определена в Уставе ООН (главы V—VII). С учетом возложенной на Совет Безопасности гл. ответственности за поддержание междунар. мира Устав ООН предоставляет ему широкие полномочия в области мирного разрешения споров между гос-вами. Совет уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, и-рая может провести к междунар. трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора угрожать междунар. миру, на любой стадии спора он может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (споры юридич. характера, как правило, передаются сторонами в Международный суд). Если спор не разрешён сторонами, они передают его в Совет Безопасности. Совету Безопасности предоставлено право определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать pекомендации или pешать для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он решает, какие меры, не связанные с использованием вооруж. сил, должны применяться для осуществления решений Совета, и может потребовать от членов ООН применения этих мер (полный или частичный перерыв зкономич. отношений, ж.-д., морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или др. средств сообщения, а также разрыв дипломатич. отношений). Если Совет Безопасности сочтёт, что эти меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными для поддержания или восстановления междунар. мира, он вправе предпринимать необходимые действия воздушными, морскими или сухопутными силами (демонстрации, блокада и др. операции вооруж. сил членов ООН). В этих целях Совет Безопасности наделён правом спец. формирования и прменения вооруж. сил ООН. Полномочия Совета Безопасности не затрагивают неотъемлемого права гос-в на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруж. нападения, пока Совет Безопаснoсти не примет необходимых мер (о принятых мерах самообороны члены ООН обязаны немедленно информировать Совет).

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за поданы голоса девяти его членов. Решения Совета по всем др. вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девят и членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности (cторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования). Если же хотя бы один из постоянныx членов Совета голосует против. решения не принимается (см. также Единогласия принцип в ООН).

Эффективность деятельности ООН в значительной степени связана с координацией усилий Совета Безопасности и Генеральной Aссамблеи ООН. согласование действий к-рых предусмотрено в самом Уставе ООН.

Э к о н о м и ч е с к и й  и  C о ц и а л ь н ы й  С о в е т  ООН (ЭКОСОС). Предусматривая в глава IX обширные функции ООН в области междунар. и социального сотрудничества. Устав ООн возлагает ответственность за выполнение этих функций на Экономический и Социальный Совет. ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей (½ членов ежегодно переизбирается). Места в ЭКОСОС, распределяются между географич. районами: 14 — Африка, 11 — Азия, 10 — Латинская Америка, 13 гос-ва Западной Европы и др. гос-ва, 6 — социалистич. гос-ва Восточной Европы. Гос-ва — постоянные члены Совета Безопасности избираются членами ЭКОСОС непрерывно.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по междунар. вопросам в экономической, социальной областях, в областях культуры, образования, здравоохранения и т. п.; делать рекомендации в целях поощрения уважения прав человека и основных свобод, подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в eгo компетенцию, созывать конференции по этим вопросам, согласовывать деятельность специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и т. д. На практике значительное место в работе ЭКОСОС уделяется оказанию экономической, технической и иной помощи развивающимся странам.

Высшим органом ЭКОСОС является cозываемая дважды в год в Нью-Йорке, летом — в Женеве; решения ЭКOCОC принимаются большинством голосов его членов, присутствующих и участвующих в голосовании. В рамках ЭКОСОС действуют многочисленные комитеты и комиссии: экономической и социальнный комитеты; постоянные комитеты по технич. помощи, по неправительственным орг-циям, по пром. развитию, по жилищному строительству, по планированию, по использованию в целях развития достижений науки и техники; функциональные комиссии по народонаселению, по правам человека, по положению женщин и др. Кроме того, ЭКОСОС руководит пятью региональными комиссиями: для Европы, для Азии и Тихоокеанского района, для Латинской Америки, для Африки, для Западной Азии. Спец. органами, связанными с ЭКОСОС, являются Детский фонд OOНI, Фонд по борьбе с злоупотреблениями наркотическими средствами и др. Особыми соглашениями в ЭКОСОС связаны специализированные учреждения ООН. Штаб-квартира ЭКОСОС находится в Женеве.

С о в е т   п о   о п е к е  создан для руководства междунар. системой опеки, в к-рую были включены территории, ранее находившиеся под мандатом Лиги Наций, территории, отторгнутые от вражеских гос-в в результате 2-й мировой войны (бывшие итальянские и японские колонии), и территории, добровольно включенные в систему опеки гос-вами, ответственными за их управление.

В соответствии с Уставом ООН членами Совета по опеке должны быть гос-ва, управляющие территориями под опекой, постоянные члены Совета Безопасности и такое число других гос-в — членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года, чтобы число членов Совета, не управляющих подопечными территориями, было равно числу членов, управляющих этими территориями.

В результате кризиса колониализма из 11 подопечных территорий, существовавших на момент создания Совета, 10 приобрели независимость. Под опекой осталась лишь одна территория — Микронезия, находящаяся под управлением США.

С е к р е т а р и а т  ООН состоит из Генерального секретаря и персонала, к-рый может потребоваться для OOН. Генеральный секретарь ООН — главное адм. должностное лицо ООН — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет. Он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, к-рые, по его мнению, могут угрожать поддержания междунар. мира и безопасности.

Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарём. Согласно Уставу при приёме на службу следует руководствоваться двумя критериями — небходимостью обеспечить широкий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности; подбором персонала на возможно более широкой географич. основе.

Генеральными секретарям и ООН были: Трюгве Ли (Норвегия, 1946—53), Даг Хаммершельд (Швеция, 1953—1961), У Тан (Бирма, 1961—71), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972—81). С 1981 Генеральный секретарь ООН — Хавьер Перес де Кульяр (Перу).

ООН является первой в истории международной организации, Устав к-рой закрепляет демократич. принципы междунар. отношений, нацеленные на обеспечение сотрудничества государств с pазличным социально-политическим строем, на предотвращение войны, на укрепление всеобщего мира и международной безопасности.

• Крылов С. Б., Истории создания Организации Объединенных Наций, [2 изд.), М., 1960; Морозов Г. И., Организация Объединенных Наций, М., 1962; Федоров В. Н., Совет безопасности ООН, М., 1965; ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира. Международно-правовые проблемы, М., 1980; Организация Объединенных Наций. Сб. документов, М., 1981.

Д. И. Фельдман.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024