ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 81—94


 

§ 36. Событiя въ Руси Сѣверной. Св. князь Александръ Невскiй. Развитiе удѣльнаго порядка.
§ 37. Событiя въ Руси южной. Князь Данiилъ Галицкiй. Упадокъ Югo-западной Руси.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Начало и ростъ великаго княжества Литовскаго.
§ 38. Первые Литовскiе князья.
§ 39. Унiя Литвы съ Польшей. Ягайло.

 

§ 36. Событiя въ Руси Сѣверной. Св. князь Александръ Невскiй. Развитiе удѣльнаго порядка. Послѣ великаго князя Юрiя Всеволодовича, погибшаго въ битвѣ на р. Сити, великимъ княземъ въ Суздальской Руси сталъ его братъ Ярославъ Всеволодовичъ (1238). Когда татарская рать ушла на югъ, онъ началъ дѣятельно устраивать порядокъ въ разоренной землѣ, возстановлялъ сожженые города и возвращалъ на мѣста бѣжавшее отъ татаръ населенiе. Не имѣя силъ вести борьбу съ татарами, онъ призналъ надъ собою власть хана и вмѣстѣ съ другими русскими князьями поѣхалъ въ Золотую орду на поклонъ къ Батыю. Ему пришлось затѣмъ отправиться и въ Монголiю къ великому хану. Оттуда Ярославль уже не вернулся, онъ умеръ у хана (1246). Послѣ смерти Ярослава великое княженiе перешло, по старому русскому порядку, къ его брату, а затѣмъ къ его сыновьямъ.

Изъ нихъ особенно былъ замѣчателенъ Александръ. Еще при жизни отца онъ сталъ славенъ по всей Русской землѣ. При отцѣ онъ княжилъ въ Новгородѣ какъ разъ въ то время, когда на Новгородскiе предѣлы обрушились шведы, нѣмцы и литва. Князъ Александръ счастливо отразилъ всѣхъ этихъ враговъ, одержавъ надъ ними рядъ рѣшительныхъ победъ. Первыми попали подъ его мечъ шведы (1240). Шведскiй полководецъ Биргеръ во главѣ крестоноснаго войска дѣйствовалъ въ Финляндiи противъ финскихъ язычниковъ и оттуда рѣшился идти на Новгородскую землю. Шведы были уже на р. Невѣ, при впаденiи въ нее р. Ижоры, когда ихъ встрѣтилъ Новгородскiй князъ Александръ. Онъ напалъ на нихъ съ небольшою дружиною, нанесъ имъ пораженiе и заставилъ ихъ бѣжать. Побѣда была такъ важна для Руси, что подвигъ князя Александра сталъ предметомъ благочестивыхъх преданiй. (Одно изъ такихъ преданiй говорило, что сами свв. князья Борисъ и Глѣбъ въ ладьѣ приплыли съ моря на помощь сроднику своему князю Александру и явились благочестивому воину Пелгусiю). Побѣду на Невѣ разсматривали, какъ торжество православiя надъ католичествомъ; она послужила первымъ поводомъ къ тому, чтобы причислить князя Александра къ лику святыхъ. За Александромъ съ тѣхъ поръ навсегда осталось прозванiе «Невскаго». Годъ спустя послѣ Невской побѣды встала опасность отъ меченосцевъ. Нѣмцы взяли Изборскъ и Псковъ, заняли дороги вблизи отъ Новгорода и грабили купцовъ. Князя Александра не было въ Новгородѣ, когда случилось это вторженiе нѣмцевъ. Прiѣхавъ въ Новгородъ, онъ немедля пошелъ на нѣмцевъ, отнялъ у нихъ русскiе города и встрѣтилъ ихъ главную рать на льду Чудского озера (это было 5 апрѣля 1242 года). Въ упорной битвѣ меценосцы были разбиты на голову: многое множество ихъ было убито, пятьдесятъ «божьихъ дворянъ» (такъ русскiе звали рыцарей) попали въ плѣнъ и было приведено княземъ Александромъ во Псковъ. Послѣ этого «ледоваго побоища» меченосцамъ пришлось оставить въ покоѣ русскiя земли. Прошло еще года три, и князь Александръ одерживаетъ новыя побѣды надъ литвою, которая напала на русскiя владѣния, Полоцкiя и Новгородскiя. Князь Александръ, нанеся литовцамъ нѣсколько пораженiй, выгналъ ихъ изъ Новгородскихъ предѣловъ (1245).

Это произошло незадолго до смерти великаго князя Ярослава. Вскорѣ по кончинѣ отца самъ Александръ сталъ великимъ княземъ Владимирскимъ. До тѣхъ поръ ему приходилось дѣйствовать на западѣ Руси противъ разныхъ враговъ, и онъ показалъ себя мужественнымъ и отважнымъ защитникомъ родины. Теперь, как великiй князь, онъ имѣетъ дѣло с татарами и, ясно понимая, что воевать съ ними у Руси нѣтъ силъ, держать себя въ повиновенiи хану. Когда татары рѣшили сдѣлать на Руси перепись своихъ данниковъ и опредѣлить ихъ «число», князь Александръ уговаривалъ народ спокойно «дать число» татарскимъ чиновникамъ, «численникамъ». Онъ даже угрозами и силою принуждалъ къ повиновенiю ослушниковъ; когда же народъ все-таки насильничалъ надъ численниками и не давалъ числа, Александръ ѣхалъ въ орду и отмаливалъ виновныхъ у хана, являясь и здѣсь заступникомъ за родину. Возвращаясь изъ такой поѣездки осенью 1263 года, князь Александръ скончался на пути (въ Городцѣ на Волгѣ), искренно оплаканный всѣми, «много потрудившись (по словамъ лѣтописца) за землю Русскую, за Новгородъ и за Псковъ, за все великое княженiе, отдавая животъ свой и за правовѣрную вѣру». Въ трудную и мрачную годину бѣдъ Александръ являлся на сѣверѣ Руси единственнымъ представителемъ военной доблести и удачи и политической мудрости и самоотверженiя. Отсюда его слава.

Слѣдующiе за нимъ великiе князья Владимирскiе не имѣли на Руси того значенiя, какимъ пользовался Александръ. Среди сыновей, племянниковъ и внуковъ Александра Невскаго усобицы стали самымъ обычнымъ явленiемъ, и въ Суздальской Руси окончательно утвердился такъ называемый удѣльный порядокъ.

Особенности удѣльнаго порядка заключалось въ томъ, что всѣ княжества, образовавшiяся въ Суздальской Руси, стали считаться какъ бы частною собственностью тѣхъ княжескихъ семей, которыя ими владѣли. На свой удѣлъ каждый князь сталъ смотрѣть, какъ на вотчину, и распоряжаться имъ, какъ желалъ. Онъ завѣщалъ свою волость, кому хотѣлъ, и дѣлилъ ее на части по числу своихъ наслѣдниковъ. Чѣмъ больше становилось князей въ потомствѣ Всеволода Большого Гнѣзда, тѣмъ труднѣе было великому князю Владимирскому справляться съ ними и держать ихъ въ повиновенiи. Удѣльные князья даже открыто соединялись противъ великаго князя, чтобы не дать ему усилиться и чтобы лучше охранить свою самостоятельность. Они не стеснялись тѣмъ, что великiй князь утверждался въ своемъ старшинствѣ ханомъ, и жаловались на него въ ордѣ, интриговали противъ него и даже воевали съ нимъ. Въ такихъ условiяхъ великiе князья не могли, конечно, держать прочихъ князей въ повиновенiи, и удѣльные князья становились полными господами въ своихъ удѣлахъ. Порядокъ родового наслѣдованiя великокняжескаго достоинства (§ 17) хотя и удержался въ Суздальской Руси, но получилъ совсѣмъ особый видъ. Санъ великаго князя носилъ тотъ удѣльный князь, которому удавалось получить Владимирскiй столъ. Старшiе изъ удѣльныхъ князей и стремились получить въ ордѣ ярлыкъ на городъ Владимиръ, считаясь тамъ другъ сь другомъ своимъ старшинствомъ. Но кто бы ни овладелъ Владимиромъ, oтъ того нисколько не мѣнялся порядокъ владѣнiя въ прочихъ княжествахъ. Всѣ князья оставались на своихъ вотчинахъ, и только князь, ставшiй великимъ, просто присоединялъ Владимиръ къ своему удѣлу 1).

1) Первые такъ поступили братья Невскаго, Ярославъ и Василiй: получивъ Владимиръ, они не переселились въ стольный городъ, а остались въ своихъ городахъ — Твери и Костромѣ. Поэтому великихъ князей владпмирскихъ этого перiода обыкновенно и называютъ по ихъ удѣльнымъ городамъ: Ярославъ Тверской, Василiй Костромской, Дмитрiй Переяславскiй, Андрей Городецкiй и т. и.

Стало быть, родовое наслѣдованiе примѣнялось только къ стольному городу; остальные же города считались собственностью семейной, а не родовой. Съ теченiемъ времени, когда въ разныхъ удѣлахъ княжескiя семьи размножились, у нихъ появились даже свои «великiе» (то-есть старшiе) князья. Были великiе князья Тверскiе, Ярославскiе, Нижегородскiе, но каждый изъ нихъ мечталъ стать, кромѣ того, великимъ княземъ Владимирскимъ и «всея Руси».

Послѣдствiя удѣльнаго порядка, водворившегося вь Суздальской Руси въ ХIII — XIV вѣкахъ, были очень велики. Первымъ изъ нихъ было безконечное дробленiе княжескихъ удѣловъ. Князья множились; каждый князь, умирая, по духовному завѣщанiю («грамотѣ душевной») дѣлилъ свою вотчину всѣмъ своимъ наслѣдникамъ; даже и своей вдовѣ-княгинѣ онъ давалъ города и села «въ опричнину» (то-есть въ особое владѣнiе до смерти). Удѣлы такимъ образомъ росли числомъ, но уменьшались пространствомъ,— чѣмъ далѣе, тѣмъ болѣе мельчали и мельчали. Князья, получавшiе все меньше и меньше земли, бѣднѣли съ каждымъ поколѣнiемъ и нуждались въ средствахъ кь жизни. Отсюда ихъ желанiе со стороны добыть себѣ земли и всякаго добра, «примыслить» что-нибудь отъ сосѣда. Вь многолюдномъ княжескомъ родѣ чувство родства притуплялось отъ частыхъ ссоръ и усобицы; поэтому посягнуть на имущество сосѣдняго князя считалось дозволительнымъ. Въ погонѣ за промыслами у князей все болѣе и болѣе крѣпло взаимное отчужденiе и развилось открытое хищничество. Они стали смотрѣть другъ на друга, какъ на постоянныхъ соперниковъ и враговъ, и старались при первомъ удобномъ случаѣ овладѣть у сосѣдей плохо защищеннымъ городомъ, селомъ, челядью. Всякое такое прiобретенiе составляло желанный «примыселъ». Въ результатѣ подобная политика повела къ одичанiю людей и разложенiю политическаго порядка. Въ сѣверо-восточной Руси настала политическая безурядица, въ которой господствовало одно право сильнаго. Выходъ изъ такого печальнаго состоянiя обозначился лишь тогда, когда въ Суздальской Руси началось народное движенie въ пользу объединенiя и нашлась сильная княжеская семья (въ Москвѣ), которая сумѣла воспользоваться этимъ движенiемъ.


§ 37. Событiя въ Руси южной. Князь Данiилъ Галицкiй. Упадокъ Югo-западной Руси. Въ 1240 году Батый разорилъ Кiевъ, Волынь и Галичъ (§ 33). Послѣ смерти князя Романа тамъ шли усобицы. Только послѣ двадцатипятилѣтней борьбы съ сосѣдними князьями и съ галицкими боярами князю Данiилу Романовичу удалось прочно сѣсть на отчемъ столѣ и получить Галичь и Кiевъ (§ 32). Но смута все-таки тамъ не прекратилась. Пo словамъ лѣтописца, «бояре же галичстiи Данила княземъ собѣ называху, а сами всю землю держаху». Данiилу надобно было еще много времени, чтобы сломить своевольство бояръ.

Едва онъ успѣлъ въ этомъ, какъ разразился надъ его страною Батыевъ погромъ. Данiилъ убѣжалъ отъ татаръ въ Польшу и возвратился домой, когда татары ушли. Дѣятельно принялся онъ возстановлять сожженные города и возвращать въ нихъ бѣжавшее населенiе. Для наполненiя своего княжества онъ приглашалъ къ себѣ колонистовъ и изъ другихъ странъ: ляховъ, нѣмцевъ, венгровъ. Стараясь всѣми мѣрами усилить свое княжество, онъ строилъ въ немъ и укрѣплялъ города. Подчиняясь на первое время татарамъ и побывавъ съ поклономъ въ ордѣ, онъ, однако, не переставалъ мечтать о сверженiи ихъ ига. Для этой цѣли онъ предпринялъ рядъ важныхъ дѣйствiй. Понимая, что однѣми своими силами ему не освободиться отъ татаръ, онъ завелъ сношенiя съ западомъ, обратился къ папѣ, обѣщая ему унiю съ католичествомъ, и стремился устроить крестовый походъ противъ татаръ. Папа прислаль Данiилу королевскую корону, и Данiилъ короновался ею въ г. Дрогичинѣ (1255). Но далѣе дѣло не пошло. Крестовый походъ не устроился и вообще никакой помощи съ запада противъ татаръ король Данiилъ не получилъ. Прервавъ тогда сношенiя съ папою, Данiилъ сталъ искать союзниковъ ближе и сошелся съ литовскимъ княземъ Миндовгомъ. Мало-по-малу обнаруживалъ онъ свои враждебные умыслы противъ татаръ и, казалось, готовъ былъ начать войну съ ними. Но татары приняли свои мѣры и послали на Данiила своего воеводу съ войскомъ; онъ потребовалъ отъ Данiила срытiя крѣпостей. Не отваживаясь на бой со страшнымъ врагомъ, Данiило скрѣпя сердце подчинился, ибо видѣлъ, что татары превосходятъ его силами.

Такъ шли дела Данiила съ татарами. Мечты объ освобожденiи отъ татарскаго владычества не мѣшали Данiилу вести оживленныя сношенiя съ его западными сосѣдями. Привыкшiй съ дѣтства къ общенiю съ поляками и венграми, Данiилъ всегда слѣдилъ за ходомъ дѣлъ на западе и часто вмѣшивался въ дела Венгрiи, Чexiи, Австрiйскаго герцогства и Польши; онъ роднился съ иноземными государями, мечталъ о прiбрѣтенiяхъ земель въ Германiи, заботился объ укрѣленiи торговыхъ связей съ западными странами, охотно принималъ выходцевъ съ запада въ свои земли. Такiя сношенiя съ западомъ были естественнымъ послѣдствiемъ географическаго положенiя Данiлова княжества — рядомъ съ ляхами и венграми, на краю Русской земли. Въ свою очередь, тѣсное общенiе съ иноземцами послужило одною изъ причинъ быстраго паденiя самостоятельности Галича и Волыни вскорѣ по кончинѣ Динiила.

Такъ же, какъ и другiя западныя области Руси, княжество Данiила испытывало на себѣ натискъ возбужденной нѣмцами литвы. Данiиль находился въ постоянной борьбѣ съ литовскимъ княземъ Миндовгомъ и съ наиболѣе дикимъ изъ литовских племенъ — ятвягами. Но въ то время, какъ слабые Полоцкiе князья уступали литвѣ и подчинялись ей, Данiиль самъ переходилъ въ наступленiе, вторгался въ литовскiя области и постоянно бралъ верхъ надъ врагомъ. Въ концѣ-концовъ Миндовгъ искалъ мира съ Галичемъ, предлагая Данiилу устроить бракъ между ихъ детьми 1).

1) Сынъ Данiила, по имени Шварнъ, женился на дочери Миндовга, и благодаря этому браку Данiилъ получилъ сильное влiянiе на дѣла въ Литовскомъ княжествѣ. Вь особенности возросло это влiянiе после смерти Миндовга, когда русскiя войска Шварна Данiловича водворяли порядок въ Литвѣ и содѣйствовали утвержденiю тамъ сына Миндовгова (Воишелка).

Данiилъ умеръ около 1264 года (почти одновременно съ князьями Александромъ Невскимъ и Миндовгомъ). Слава этого князя была основана на необыкновенныхъ его успѣхахъ. Многолѣтнiя смуты въ Юго-западной Руси были имъ прекращены, боярство усмирено, княжеская власть окрѣпла, въ княжествѣ водворенъ порядокъ и выросло благосостоянiе. Въ дѣлахъ средней Европы Русь получила вѣсъ и влiянiе. Литва была побѣждена и усмирена. Правда, татарская власть висѣла надъ княжествомъ Данiила, какъ и надъ сѣверной Русью; но здѣсь она выражалась слабѣе (вѣроятно, по той причинѣы, что владѣнiя Данiила были всего дальше отъ татарскихъ кочевiй, на самой окраинѣ захваченныхъ татарскимъ нашествiемъ областей). Наслѣдникамъ Данiила оставалось только поддерживать тотъ порядокъ, который былъ имъ насажденъ. Но они оказались неспособны это сдѣелать. Исторiя Юго-западной Руси послѣ Данiила полна смутами и усобицами. Князья Галицкiе и Волынскiе, сыновья, племянники и внуки Данiила, находились въ непрерывныхъ взаимныхъ распряхъ; боярство получило прежнее значенiе; жители городовъ, въ значительномъ числѣ инородцы и иноземцы, призванные въ города отовсюду, не обнаруживали никакого патрiотизма. Такое положенiе дѣла повело къ иноземному вмѣшательству въ дѣла Юго-западной Руси. Литва, вышедшая изъ-подъ влiянiя югозападныхъ князей, усилилась въ ХIV вѣкѣ настолько, что сама стала стремиться къ завоеванiю IOro-западной Руси. Литовскимъ князьямъ удалось захватить Волынь въ серединѣе XIV столѣтiя. Въ то же время Польша овладѣла Галичемъ. Такъ разошлось по чужимъ рукамъ богатое наслѣдство знаменитаго князя Данiила Романовича.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
Начало и ростъ великаго княжества Литовскаго.

§ 38. Первые Литовскiе князья. Было сказано (§§ 35, 37), что литовскiя племена подъ натискомъ нѣмцевъ въ XIII вѣкѣ стали стремиться къ объединенiю и собирались вокругъ своихъ и русскихъ князей для того, чтобы дать отпоръ завоевателями. Разрозненная до тѣхъ поръ литва стала складываться въ государство. Выразителемъ объединительныхъ стремленiй у литовцевъ явился извѣстный уже намъ князь Миндовгъ (или Миндове). Захвативъ русскiй городъ Новгородокъ (или Новогродекъ) въ верховьях Нѣмана, онъ основалъ въ немъ свое княжество и распространилъ свою власть на некоторую часть литвы, жмуди, ятвяговъ и на русскiя волости (Полоцкую, Витебскую и отчасти Смоленскую). II0к0pяя Русь съ помощью своихъ литовцевъ, онъ с помощью русскихъ распространять свое влiянiе и господство среди литовскихъ князьковъ. Воюя съ нѣмцами, онъ двигалъ противъ нихъ въ одномъ ополченiи и литву, и русскихъ. Такъ онъ первый изъ литовскихъ князей старался сблизить враждебныя прежде племена русскiя и литовскiя и на ихъ соединенiи построить свое государство. Это государство было еще очень непрочно и слабо; но оно давало литвѣ защиту отъ нѣмцеъ, а русскимъ — прибѣжище отъ татаръ, и потому оно держалось. Миндовгъ всю жизнь свою боролся съ нѣмцами, то уступая имъ то снова поднимаясь на нихъ. Когда это было для него выгодно, онъ согласился принять крещенiе отъ нѣмцевъ и за это получилъ отъ папы королевскую корону. Когда же обстоятельства перѣменились, онъ вернулся къ язычеству и снова обрушился на нѣмцевъ. Также и по отношенiю къ Руси Mиндовгъ мѣнялъ прiемы своей политики. Являясь порою рѣшительнымъ завоевателемъ, онъ иногда готовъ былъ на согдашенiе. Встрѣтивъ могучего противника въ Данiилъ Романовичѣ Галицкомъ, онъ замирилъ его уступкою нѣкоторыхъ земель и брачнымъ союзомъ, отдавъ свою дочь въ жены сыну Данiилову. Несмотря, однако, на всю свою гибкость, Миндовгъ не кончилъ добромъ. Недовольные имъ литовскiй князья убили его (1263), но по большей части сами погибли отъ мести Миндовгова сына. (Одинъ изъ нихъ, князь Довмонтъ, спасся во Псковѣ, тамъ крестился и началъ княжить, прiобрѣтя славу и почетъ за то, что доблестно и удачно защищалъ Псковъ отъ нѣмцевъ и литвы).

Въ княжествѣ Миндовга начались послѣ его смерти продолжительный смуты. Прошло полстолѣтiя раньше, чѣмъ въ Литвѣ снова образовалась сильная княжеская власть. Съ 1316 года въ Литвѣ дайствуетъ князь Гедиминъ, основатель династiи Гедиминовичей, образовавшiй изъ литовскихъ и русскихъ земель большое и сильное государство. Съ его времени русское влiянiе на литовскихъ князей чрезвычайно усилилось. При Гедиминѣ въ Литвѣ уже существуютъ города, укрепленные по правиламъ военнаго искусства; литовскiя рати хорошо устроены и вооружены; онѣ знаютъ, какъ надо осаждать города, употребляють осадныя орудiя. Жители волостей имѣютъ правильное управленiе и должны защищать свои города по очереди, въ извѣстные сроки. Всѣмъ этимъ благоустройствомъ литовцы были обязаны русскому влiянiю. Русскiе люди служатъ въ войскахъ Гедимина и начальствуютъ ими; они ѣздятъ въ посольства отъ имени литовскаго государя; они управляютъ городами и волостями. Словомъ, русскiй элементъ, очевидно, возобладалъ надъ менѣе культурнымъ литовскимъ и произошло мирное сближенiе между сосѣдними народами. При дворѣ Гедимина слышался русскiй языкъ, потому что Гедиминъ былъ самъ женатъ на русской и дѣтямъ своимъ устраивалъ браки съ русскими же. Самъ себя онъ считалъ не только литовскимъ, по и русскимъ княземъ (въ сношенiяхъ съ нѣмцами онъ именовалъ себя «гех Litwinorum Ruthenorumgue»). Такимъ мириымъ сближенiемъ народностей слѣдуетъ объяснять быстрое и легкое соединенiе Юго-западныхъ русскихъ земель подъ властью Гедимина. Онъ подчинилъ себѣ всѣ Русскiя княжества отъ Полоцка до Кiева и подготовилъ присоединенiе Волыни. (Границами его земель съ востока были земли Смоленскiя и Черниговскiя, а съ юга Волынскiя). Своимъ обширнымъ княжествомъ Гедиминъ управлялъ сначала изъ неприступнаго города Трокъ (Трокскiй замокъ стоялъ на островѣ посреди озера), а затѣмъ изъ Вильны, построенной имъ на р. Вилiи, притокѣ Нѣмана.

Двѣ трети всѣхъ земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Литовской династiи удалось образовать такой центръ, къ которому стала тяготѣть потерявшая свое единство вся Юго-западная Русь. Гедиминъ началъ ея собиранiе, а его дѣти и внуки его закончили. Дѣло это совершалось быстро и легко, потому что населенiе русскихъ земель само охотно шло подъ власть обрусѣлыхъ Гедиминовичей.

Изъ многихъ сыновей Гедимина два сосредоточили въ своихъ рукахъ власть въ Литвѣ. Это были великiй князь Ольгердъ и жмудскiй князь Кейстутъ. Дружные между собою, они подѣлили управленiе такъ, что Ольгердъ зналъ русское населенiе Литовскаго государства, а Кейстутъ — литовское. Ольгердъ, живя въ Вильнѣ, былъ, такъ сказать, обращенъ на востокъ и дѣйствовалъ противъ сѣверо-восточной Руси; Кейстуть, живя въ Трокахъ, былъ обращенъ на западъ и дѣйствовалъ противъ нѣмцевъ. Поэтому русскiе знали Ольгерда больше, чѣмъ его брата; они очень хвалили умъ и таланты Ольгерда, говоря, что это былъ сдержанный и хитрый политикъ, воевавшiй «не столько силою, елико мудростью». Кейстута же хорошо знали нѣмцы; они изображали его доблестным рыцаремъ, храбрымъ и милостивымъ, прямодушнымъ и честнымъ. Оставаясь язычникомъ по вѣрѣ, Кейстутъ былъ христiаниномъ по духу. Объ Ольгердѣ же никто хорошо не зналъ, какой онъ держался вѣры. Поддерживая другь друга во всѣхъ своихъ дѣлахъ, Ольгердъ и Кейстутъ, съ одной стороны, задерживали нѣмцевъ въ ихъ движенiи на востокъ, а съ другой стороны — продолжали начатое ихъ отцомъ собранiе Руси. Война съ нѣмцами имѣла видъ постоянныхъ взаимныхъ набѣговъ, которые у нѣмцевъ назывались «рейзами». Цѣлью такихъ рейзъ было напугать врага и нанести ему возможно больше вреда, а затѣмъ безъ урона вернуться домой. Обѣ стороны — и нѣмцы, и литва — не шли далѣе такихъ набѣговъ. Нѣмецкое завоевательное движенiе при Кейстутѣ остановилось, и нѣмцы были довольны уже и тѣмъ, что держались на ранѣе захваченныхъ ими мѣстахъ. Въ отношенiи Руси южной Ольгердъ достигъ большихъ успѣховъ. Онъ овладѣлъ Чернигово-Сѣверскою областью; Кieвъ и Волынь были имъ окончательно подчинены. Не довольствуясь южными русскими областями, Ольгердъ покушался утвердить свое влiянiе въ Новгородѣ и Псковѣ и поддерживалъ Тверь противъ Москвы. Но въ сѣверной Руси Москва была уже настолько сильна, что могла остановить замыслы Ольгерда. Встрѣтивъ такого смѣлаго и упорнаго противника какъ великiй князь Дмитрiй Ивановичъ Донской, Ольгердъ долженъ былъ уступить.

Таковы были дѣла Ольгерда и Кейстута. Положивъ предѣлъ завоеванiямъ нѣмцевъ, они собрали подъ своею властью, можно сказать, всю южную и западную Русь, освободивъ ее отъ владычества татаръ и давъ ей единую сильную власть. Очень было важно, что эта власть была русскою по своей культурѣ и по своимъ прiемамъ. Русскимъ людямъ представлялось, что Гедиминовичи возстановляютъ старую русскую силу и старый русскiй порядокъ на коренныхъ русскихъ мѣстахъ — въ области верхняго и средняго Днѣпра. Образованное Гедиминовичами могучее Литовско-Русское государство, казалось, имѣетъ блестящее будущее. Однако дальнѣйшiй ходъ событiй не оправдалъ тѣхъ надеждъ, съ какими смотрѣла на литовскихъ князей вся Юго-западная Русь.


§ 39. Унiя Литвы съ Польшей. Ягайло. Ольгердъ умеръ, (1377), оставивъ много сыновей. Изъ нихъ великимъ княземъ сталъ Ягайло. Лишенный талантовъ, какими отличался его отецъ, Ягайло не умѣлъ съ достоинствомъ пользоваться своею властью. Между нимъ и его дядею Кейстутомъ началась усобица. Ягайло хитростью заманилъ дядю въ свои руки и приказалъ удавить (1382). Сыны Кейстута, Витовтъ, вмѣстѣ съ отцомъ попавший въ руки Ягайла, успѣлъ убѣжать изъ своей тюрьмы и скрылся у тевтонскихъ рыцарей. Отъ нихъ онъ, однако, вернулся па родину, помирился съ Ягайломъ и получилъ нѣкоторыя земли своего отца.

Въ 1385 г. изъ Польши Ягайлу было сдѣлано предложенiе жениться на польской королевѣ Ядвигѣ и соединить Польшу и Литву. У польскаго правительства были вѣскiя побужденiя желать этого брака. Съ превращенiемъ династiи Пястовъ (1370) въ Польшѣ воцарился родственный Пястамъ (по женской линiи) король венгерскiй Людовикъ, а послѣ его смерти (1382) была признана королевою его малолѣтняя дочь Ядвига. Между польскими панами много смутъ вызвалъ
вопросъ о томъ, кого выбрать въ мужья молодой королевѣ. Надобенъ былъ женихъ, не столько прiятный невѣстѣ, сколько полезный Польскому государству. Такого и нашли въ лицѣ Ягайла. Женившись на Ядвигѣ, онъ долженъ былъ обеспечить Польшѣ союзъ и содѣйствiе своего княжества. Это было важно для поляковъ въ двухъ отношенiяхъ. Во-первыхъ, между Литвой и Польшей шла тогда долгая вражда за русскiя волости Волынь и Галичъ. Литва постоянно держала Польшу въ страхѣ угрозою своихъ нападенiй. Эта опасность уничтожалась въ случаѣ брака Ягайла съ Ядвигою. Во-вторыхъ, нѣмцы, овладѣвъ Литовскими землями на Балтiйскомъ побережьѣ, дали себя знать и полякамъ. Тевтоны овладѣли Польскимъ Поморьемъ и отодвинули Польшу отъ моря. Поляки вели съ нѣмцами такую же народную войну, какъ и Литва. Соединивъ силы обоихъ народовъ противъ общаго врага, можно было надѣяться на прочный успѣхъ. Таковы были причины, заставлявшiя поляковъ желать унiи съ Литвою.

Предложенiе поляковъ было принято Ягайломъ съ радостью. Онъ согласился на всѣ поставленныя ему условiя, чтобы только соединить въ своихъ рукахъ два государства. Его обязали самого принять католичество и крестить въ католичество языческую Литву. Отецъ и дѣдъ Ягайла отличались религiознымъ безразличiемъ и терпимостью; понятно, что и опъ легко перемѣнилъ греческое православiе на римскую вѣpy. Проповѣдь католичества давно была знакома Литвѣ, ибо Литву присоединяли къ своей вѣрѣ нѣмцы; легко было Ягайлу допустить такую же проповѣдь со стороны поляковь. Сверхъ того, Ягайло согласился на соединенiе (унiю) Литвы и Польши въ одно государство и обѣщалъ свою помощь для возвращенiя Польшѣ отнятыхъ сосѣдями земель. Въ 1386 году совершился бракъ Ягайла и Ядвиги и началась унiя Литвы и Польши. Ягайло сталъ польскимъ королемъ съ именемъ Владислава. Произошло общее крещенiе литовцевъ въ католичество, сопровождавшееся уничтоженiемъ языческихъ капищь, священнаго огня («знича») и другихъ принадлежностей стараго культа. Скоро сказались и политическiя послѣдствiя заключенной унiи. Соперничество и борьба Польши и Литвы за южно-русскiя области прекратились. Соединенныя силы Западной Руси, Литвы и Польши нанесли въ 1410 году страшное пораженiе Тевтонскому ордену на границѣ Пруссiи и Польши, при деревняхъ Грюнвальдѣ и Танненбергѣ. Эта знаменитая битва, въ которой русское и польское славянство побѣдило германцевъ, составляеть эпоху въ исторiи Ордена и Полыни. Могущество Ордена пало и завоеванiе его прекратилось; значенiе Польши и соединенной съ нею Литвы необыкновенно поднялось.

Такимъ образомъ цѣли, которыя прослѣдовала унiя, были достигнуты: антагонизмъ Литвы и Польши упичтоженъ; общiй врагъ ихъ пораженъ. Польша отъ унiи получила несомнѣнный выгоды. Для Литвы же унiя, вмѣстѣ съ добрыми послѣдствiями, принесла и очень дурная. Она внесла въ Литву сѣмена внутренней вражды и разложенiя. До 1386 года въ Литовско-Русскомъ государствѣ было двѣ народности (русь и литва) и двѣ религiи (православiе и язычество). Православно-русское населенiе, по приблизительному счету, занимало девять десятыхъ всѣхъ земель государства и отличалось несравненно высшей культурой, чѣмъ языческая Литва. Понятно, что литовцы испытывали на себѣ сильнѣйшее влiянiе русской гражданственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединенiе того и другого народа подъ одною властью совершалось исподволь и безъ острой вражды. Литовско-Русское княжество, казалось, должно было стать сплошь православно-русскимъ государствомъ. Унiя же 1386 г., сдѣлавшая правительство княжества католическимъ, поставила въ Литвѣ; рядомъ съ православiемъ римскую вѣру, ему враждебную. Православiе въ Литвѣ преобладало численно; католичество же стало тамъ господствующимъ исповѣданiемъ, потому что государь литовскiй самъ его принялъ и обязался его распространять. Такимъ образомъ въ Литовскомъ государствѣ появилась возможность религiозной вражды и столкновенiй изъ-за вѣры. Съ другой стороны, католичество принесено было въ Литву поляками и сопровождалось поэтому польскимъ культурнымъ влiянiемъ. Польское духовенство, польскiе придворные и чиновники появились въ Литвѣ и смѣнили собою русскихъ приближенныхъ князя. Они принесли съ собою латинскiй и польскiй языки на смѣну русскаго, польскiе нравы и обычаи взамѣнъ русскихъ. Ягайло и его дворъ не только окатоличились, но и ополячились. Такъ какъ большинство народа въ старой Литвѣ и вся Русь не хотѣли отставать oтъ своихъ прежнихъ привычекъ и обычаевъ, то неизбѣжно возникла вражда культурная и нацiональная. Вся эта-то вражда и была тяжелымъ послѣдствiемъ унiи. Населенiе Литвы и Западной Руси не сочувствовало Ягайлу и поднялось противъ него.

 

 

Начало книги    ◀ ▶    § 40. Bитовтъ. § 41. Начало и ростъ великаго княжества Московскаго. §§ 42—43.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024