В. Даль. Толковый словарь. 1978
МАДРИГАЛЪ м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нѣжное, тонкое и острое.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
МАДРИГАЛ, небольшое муз.-поэтич. произведение, обычно любовно-лирич. содержания; первоначально одноголосная песня на итал. яз. М. получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (14 в.) в поэтич. творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, у композиторов П. Кавелла, Ф. Ландино и др. (2-, 3-голосная песня). В эпоху Позднего Возрождения М.— многоголосная вокальная поэма, обычно для 4 или 5 голосов, с широкой свободой в выборе поэтической формы. Позднее М. был распространён как стихотворный жанр (в русской поэзии конца 18 — начала 19 вв.).
Советский Энциклопедический Словарь. СЭ, Москва. 1980
МАДРИГАЛ (франц. madrigal), 1) в 14—16 в. небольшое муз.-поэтич. произведение любовно-лирич. содержания, первонач. 2—3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4—5-голосное без сопровождения. 2) С 17 в.— небольшое стихотворение-комплимент.
Большая российская энциклопедия. Том 18. — Москва, 2011. — С. 429-430. Электронная версия
МАДРИГА́Л (итал. madrigale), 1) в светской музыке Италии позднего Средневековья и Возрождения обозначение двух разных муз.-поэтич. жанров, один из которых был распространён в 14 в., другой – в 16 в. Согласно Антонио да Темпо (1332), слово «М.» происходит от позднелатинского mandrialis – «пастушеский»; совр. наука (Ф. А. Галло) производит его из ср.-век. лат. matricalis – «материнский» (т. е. предназначенный для пения на родном языке, а не по-латыни).
2–3-голосный мадригал 14 в. – наиболее специфич. жанр итал. арс нова, не имевший аналогов в др. европ. странах. Первые М. (анонимные и Магистра Пьеро) – в ватиканском кодексе Росси (ок. 1340). Сильно орнаментированный солирующий верхний голос (кантус) требует от певца высокой исполнительской техники; контрапунктирующие голоса (контратенор, тенор), выдержанные в более крупных длительностях, выполняют функцию аккомпанемента. Характерная черта муз. ритмики М. – деление перфектной (трёхдольной) мензуры на 12 миним (см. Мензуральная нотация) в «итальянском духе» (aer italicus). В текстомузыкальной форме выделяются 2–3 терцета из силлабич. 11-сложников (иногда перемежающихся 7-сложниками), исполняемые на один напев, и 1–2 двухстрочных ритурнеля (ritornello) – на другой.
терцеты | ритурнель | ||
стихи (рифмовка) | abb | cdd | ee |
вариант рифмовки | aba | bcb | dd |
музыка | A | A | B |
Крупные композиторы-мадригалисты: Якопо Болонский (М. – осн. жанр его творчества), Джованни Флорентийский (да Каша), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа, Паоло (все – флорентийцы) и Бартолино Падуанский. Среди поэтов: Ф. Саккетти, Н. Сольданьери, Дж. Донди; возможно, Ф. Ландини; изредка М. сочиняли Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо; авторы большинства мадригальных стихов неизвестны. Тематика М. – любовная, обычно окрашенная в пасторальные тона; встречаются тексты морализующие и церемониальные (приуроченные к историч. и политич. событиям; напр., у Паоло и Бартолино Падуанского). По образцу прованс. поэзии М. эпохи треченто нередко содержит явное или зашифрованное посвящение прекрасной даме, реже светскому патрону композитора [напр., М. «Lo lume vostro» («Ваша светлость») Якопо Болонского содержит акростих LUCHINUS, воспроизводящий имя Лукино (Висконти), и игру слов, фонически имитирующую имя Изабелла]. Смелым экспериментатором выступил Ф. Ландини; среди его 12 М. – редчайший для этого жанра пример изоритмии [«Sì dolce non sonó» («Cладостно не звучала…»)], политекстовый М. («Я – Музыка»; все 3 одновременно пропеваемых текста – о падении нравов, всеобщем бескультурье и торжестве бездарности), а также образец смешанного жанра мадригала-каччи [«Deh, dimmi tu» («Ах, скажи мне…»)]. Последний по времени автор М. данного типа – Й. Чикониа (нач. 15 в.).
Мадригал 16 в. – один из центр. муз. жанров эпохи Возрождения. Осн. черты: 4–5-голосие (реже встречаются 3, 6–10 голосов), опирающееся на нормы т. н. строгого стиля полифонии (А. Вилларт, Ф. Вердело, К. Феста, Я. Аркадельт, Дж. П. да Палестрина, О. Лассо, Ж. де Верт и др.), строфическая форма (строфы состоят преим. из 11-сложников разл. рифмовки); каждая новая строфа текста имела новый напев. Среди поэтов: Петрарка, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини, Я. Саннадзаро; мн. мадригальные стихи анонимны (в роли поэта мог выступать композитор). Мадригалы печатались в виде сб-ков – «книг», составленных по тематическому или формальному принципу [так, сб-к мадригалов для сопрано Л. Луццаски (1601) содержит виртуозный репертуар «Дамского ансамбля», выступавшего при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре]. В текстах М. преобладает любовная тематика. Особая разновидность – «духовный мадригал» (madrigale spirituale) лирико-созерцат. характера, часто парафраз библейских сюжетов и образов («Слёзы Св. Петра» О. Лассо). Циклы мадригалов (особенно характерны секстины) связывались единством образно-тематич. замысла, иногда с элементами драматизации; таковы циклы Л. Маренцио – «Сладкие и милые поцелуи» («Baci soavi e cari», на стихи Гварини – скрупулёзная классификация поцелуев в 5 частях), Ж. де Верта – «О, какая мука» («Si quel dolor», на стихи Л. Танзилло – 10-частное размышление о смерти и приготовление к ней), Ч. де Роре – «Дева прекрасная» («Vergine bella», на текст последней канцоны из «Книги песен» Петрарки – гимн Богородице в 11 частях). Во 2-й пол. 16 в. в М. активно использовались приёмы риторики музыкальной (в т. ч. использующие звукоизобразительность, в зап. муз. науке получили назв. «мадригализмы»), чему способствовали обильные лексико-стилистич. клише мадригальной поэзии. Некоторые композиторы (Вилларт, де Роре, Маренцио, Луццаски, Сиджизмондо д’Индиа и др.) экспериментировали в области гармонии, ритма (в т. ч. эффектно использовали смену мензуры – 2-дольной и 3-дольной), склада и фактуры (чередование хорального склада с силлабич. распевом текста и имитационно-полифонического с мелизматич. распевом). Последовательны и оригинальны эксперименты со звуковысотностью: энармоника у Н. Вичентино (его М. сохранились в виде нотных примеров к теоретич. трактату, 1555), хроматика у К. Джезуальдо, особенно в 5-й и 6-й книгах М. [хрестоматийный образец – «Moro lasso» («Умираю, несчастный»)]. В конце эпохи М. испытал общую для итал. музыки того времени тенденцию к театрализации, которая проявилась в мадригальных комедиях, составленных из контрастных пьес (у О. Векки, А. Банкьери и др. под назв. «commedia harmonica», «commedia musicale»). Выдающимся разнообразием отличаются мадригалы К. Монтеверди (8 книг, 1587–1638; 9-я кн. издана посмертно, 1651). Его ранние М. написаны для ансамбля а капелла, в традиц. имитационно-полифонич. технике; поздние (особенно в 7 – 9-й книгах) принадлежат эстетике барокко и могут быть причислены к М. лишь условно; среди них – масштабные театрализованные вокально-инструментальные композиции («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин»), дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (напр., знаменитая «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая 3-частной оперной сцене).
На основе итал. модели 16 в. М. получил распространение в Англии (Т. Морли, Т. Томкинс, Дж. Уилби, Т. Уилкс), Германии (И. Г. Шейн, Г. Шютц), Испании (Дж. Брудьё) и др. странах Европы. В 20 в. появились сочинения с тем же названием, в которых композиторы стилизовали (с использованием совр. техник композиции) итал. М. 16 в. или использовали только слово «М.» как знак изысканного и высокого лирич. жанра (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, А. Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).
2) В европ. салонной поэзии 17–18 вв. небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преим. любовно-комплиментарного (реже отвлечённо-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим М. с эпиграммой). В России к жанру М. обращались Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин и др.
Библиография
Лит.: Pirrotta N. Per l’origine e la storia della «caccia» e del «madrigale» trecentesco // Rivista musicale Italiana. 1946–1947. Vol. 48–49; Einstein A. The Italian madrigal. Princeton, 1949. Vol. 1–3; Marrocco W. T. The fourteenth- century madrigal: its form and contents // Speculum. 1951. Vol. 26; Fischer K. von. Studien zur italienischen Musik des Trecento und frühen Quattrocento. Bern, 1956; Kerman J. The Elizabethan madrigal. N. Y., 1962; Fellowes E. H. English madrigal verse, 1588–1632. 3rd. ed. Oxf., 1967; idem. The English madrigal composers. L., 1967; Poesie musicali del Trecento / A cura di G. Corsi. Bologna, 1970; Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал XVI в. // Вопросы музыкальной формы. М., 1972. Вып. 2; она же. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; она же. Г. Шютц и немецкая мадригальная школа // Г. Шютц. М., 1985; Roche J. The madrigal. L., 1972; Heller A. H. Schütz in seinen italienischen Madrigalen // G. Becking zum Gedächtnis / Hrsg. von W. Kramolisch. Tutzing, 1975; Gallo F. A. Madrigale (Trecento) // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. 2. Aufl. Wiesbaden, 1976; Newcomb A. The madrigal in Ferrara 1579–1597. Princeton, 1980. Vol. 1–2; Lincoln H. The Italian madrigal and related repertories: indexes to printed collections, 1500–1600. New Haven; L., 1988; Le origini del madrigale / A cura di L. Zoppelli. Asolo, 1990; Haar J., Fenlon I. L’invenzione del madrigale italiano. Torino, 1992; Коробова А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Екатеринбург, 2007.