ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ русской исторiи для средней школы. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Кº., въ Петроградѣ, 1915. — С. 24—28


Крещенiе Руси.

§ 9. Язычество на Руси въ древнѣйшее время
§ 10.
Христiанство на Руси до крещенiя князя Владимира
§ 11. Лѣтописное преданiе о крещенiи князя Владимира

 

§ 9. Язычество на Pyси въ древнѣйшее время. Около 988 года Кiевскiй князь Владимиръ Святославичь принялъ христiанство. За крещенiемъ князя тотчасъ же послѣдовало принятiе христiанства всею Русью и торжественное упраздненie языческаго культа на Руси.

Языческiя вѣрованiя нашихъ предковъ вообще мало извѣстны. Какъ и все арiйцы, русскiе славяне поклонялись силамъ видимой природы и почитали предковъ. Силы природы воплощались у нихъ въ личныя божества. Первое мѣсто среди нихъ занимало божество солнца — Дажьбогъ (или Даждьбогъ), Хорсъ, Велесъ (или Волосъ). Трудно сказать, почему ему давались различныя имена; Дажьбога почитали, какъ источникъ тепла и свѣта, какъ подателя всѣхъ благъ, Велеса — какъ покровителя стадъ или «скотьяго бога»; «великимъ Хорсомъ», повидимому, называли самое солнечное свѣтило, сверкающее путь по небу. Другимъ божествомъ былъ Перунъ, въ которомъ олицетворялась гроза съ страшнымъ громомъ и смертоносною молнiею. Вѣтеръ имѣлъ свое божество — Стрибога. Небо, въ которомъ пребывалъ Дажьбогъ, звалось Сварогомъ и считалось отцомъ солнца, почему Дажьбогy было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Mать-Земля Сырая; почитая землю, какь свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, какъ дѣдовъ человѣческихъ. Но всѣ эти образы боговъ не получили у славянъ той ясности и опредѣленности, какъ, напримѣръ, въ болѣе развитой греческой миѲологiи. Внѣшнiй культъ у славянъ также не былъ развитъ: не было ни храмовъ, ни особаго сословiя жрецовъ. Кое-гдѣ на открытыхъ местахъ ставились грубыя изображения боговъ, «идолы». Имъ приносились жертвы, иногда даже человеческая; этимъ и ограничивалось идолослуженiе.

Болѣе культа видимой природы у русскихъ славянъ былъ развитъ культъ предковъ, связанный съ родовымъ бытомъ славянъ. Родоначальникъ, давно умершiй, обоготворялся и считался какъ бы живущимъ покровителемъ своего потомства. Его звали родомъ, щуромъ (отсюда наше слово пращуръ) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались такъ же, какъ и родъ. Съ паденiемъ родовыхъ связей, когда семьи обособились въ отдѣльныхъ дворахъ, мѣсто щура заступилъ семейный предокъ — дѣдушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющiй ходомъ его хозяйства. Вѣра въ загробную жизнь, проникавшая весь этотъ культъ предковъ, сказывалась и въ томъ вѣрованiи, что души умершихъ будто бы бродили по землѣ и населяли поля, лѣса и воды (русалки). Вѣря въ существованiе таинственныхъ хозяевъ человѣчестсихъ жилищъ, славянинъ искалъ такихъ же хозяевъ и внѣ жилищъ — въ лѣсу (лѣшiе), въ водѣ (водяные) Вся природа казалась ему одухотворенною и живою. Онъ вступалъ съ ней въ общенiе, хотѣлъ участвовать въ техъ перемѣнахъ, которыя совершались въ природѣ, и сопровождалъ эти перемены различными обрядами. Такъ создался кругъ языческихъ праздниковъ, связанныхъ съ почитанiемъ природы и съ культомъ предковъ 1).

1) Наблюдая правильную смѣну лѣта зимою, а зимы лѣтомъ, видя какъ бы уходъ солнца и тепла осенью и ихъ возвращенiе весною, славяне привѣтствовали „поворотъ солнца на лѣто" особымъ праздникомъ — колядою (отъ латинскаго calendae; другое названiе этого праздника „овсенъ"—отъ „о-весень"). За этимъ праздникомъ слѣдовали другiе въ честь того же солнца — проводы зимы, встрѣча весны („красная горка"), проводы лѣса (праздникъ „купалы"). Одновременно шли праздники и въ воспоминанiе объ умершихъ, носившiе общее названiе тризнъ. Выла весенняя тризна по предкамъ — „радуница", былъ лѣтнiй праздникъ „русалiй" такого же поминальнаго характера. Обряды, сопровождавшiе языческiе праздники, пережили самое язычество. Они удержались въ народѣ даже до нашего времени и были прiурочены къ праздникамъ христiанскаго календаря; коляда — къ Святкамъ, проводы зимы — къ Масленицѣ, красная горка и радуница —кь Святой и Ѳоминой недѣлямъ, „купала" и русалiй — къ Иванову дню.

§ 10. Христiанство на Руси до нрещенiя князя Владимира. Нe достигшее большаго развитiя и не имѣвшее внутренней кротости языческое мiросозерцанiе нашихъ предковъ должно было легко уступать постороннимъ релiгиознымъ влiянiямъ. Если славяне легко примѣшивали къ своимъ суевѣрiямъ суевѣрiя дикихъ финновъ и подпадали влiянiю финскихъ шамановъ — «волхвовъ» и «кудесниковъ»,— то тѣмъ болѣе должна была влиять христiанская вѣра на тѣхъ изъ славянъ, которые могли ее познать. Торговыя сношенiя съ Грецiей облегчали для Руси знакомство съ Христовою вѣрою. Варяжскiе купцы и дружинники, раньше и чаще славянъ ходившiе въ Царьградъ, прежде славянъ стали тамъ обращаться въ христiанство и приносили на Русь повое ученiе, передавая сго славянамъ. Въ княженiе Игоря въ Кiевѣ была уже христiанская церковь св. Илiи, такъ какъ, по словамъ лѣтописца, въ Кieвѣ; «мнози бо бѣша варязи христiане». Въ дружинѣ самого князя Игоря было много христiанъ. Жена князя св. княгиня Ольга также была христiанкою. Словомъ, христiанская вѣра стала хорошо знакома кiевлянамъ еще при первыхъ варяжскихъ князьяхъ. Правда, Святославъ былъ холоденъ къ греческой вѣрѣ: а при «сынѣ его Владимирѣ въ Кiевѣ еще стояли языческiе «кумиры» (идолы) и еще бывали предъ ними человѣческiя «требы», или жертвы. Лѣтописецъ разсказываетъ, какъ при Владимирѣ языческая толпа кiевлянъ однажды убила двухъ варяговъ-христiанъ, отца и сына, за отказъ отца добровольно отдать своего сына въ жертву «богамъ». Но все же, несмотря на это мученiе христiанъ, христiанство въ Кiевѣ продолжало распространяться и въ общемъ дѣлало большiе успѣхи. Князь Владимиръ принялъ новую вѣpy, имѣя полную возможность познакомиться съ нею и узнать ея превосходство и внутреннюю силу.


§ 11. Лѣтописное преданiе о крещенiи князя Владимира. О томъ, какъ крестился князь Владимиръ и какъ онъ крестилъ свой народъ, на Руси существовало много преданiй. Одни рассказывали, что князь крестился въ Кiевѣ; другiе указывали мѣсто его крещенiя въ городкѣ Василёвѣ (въ 35 верстахъ отъ Кiева); третьи говорили, что онъ принялъ крещeнie въ Крыму, въ греческомъ гopoдѣ Корсунѣ (Херсонесѣ), послѣ того, какъ взялъ этотъ городъ у грековъ. Лѣтъ сто спустя послѣ крещенiя Руси, лѣтописецъ занесъ въ свою лѣтопись такiя преданiя объ этомъ событiи:
Пришли (говоритъ онъ) къ Владимиру (986) сначала волжскiе болгары, похваляя свое магометанство, затѣмъ нѣмцы отъ римскаго папы, затѣмъ хозарскiе евреи съ проповѣдью своего закона и, наконецъ, греческiй философъ съ православнымъ ученiемъ. Всѣ они хотѣли привлечь Владимира въ свою вѣру. Онъ же выслушивалъ ихъ и всѣхъ отсылалъ прочь, кромѣ грека. Съ грекомъ онъ бесѣдовалъ долго, отпустилъ его съ дарами и почестями, но пока не крестился. Въ слѣдующемъ году (987) созвалъ Владимиръ своихъ советниковъ и разсказалъ имъ о приходѣ къ нему проповѣдниковъ прибавивъ, что болѣе всего его поразили разсказы греческаго философа о православной вѣрѣ. Совѣтники дали мысль князю послать въ разныя страны своихъ пословъ посмотрѣть: «кто, како служитъ Богу?» Побывавъ и на востокѣ, и на западѣ, послы пришли въ Царьградъ и были поражены тамъ несказаннымъ благолѣпiемъ греческаго богослуженiя. Они такъ и сказали Владимиру, прибавивъ, что сами не хотять оставаться болѣе въ язычествѣ, познавъ православiе. Это испытанiе вѣръ черезъ пословъ рѣшило дѣло. Владимиръ прямо спросилъ своихъ совѣтниковъ: «гдѣ крещенiе примемъ?» А они согласно отвѣтили: «гдѣ тебѣ любо». И вотъ въ слѣдующемъ 988 году Владимиръ пошелъ съ войсками на Корсунъ и осадилъ eгo. Городъ упорно сопротивлялся. Владимиръ далъ обѣтъ креститься, если возьметъ Корсунъ, и дѣйствительно взялъ его. Не крестясь еще, онъ послалъ въ Царырадъ къ царямъ-братьямъ Василiю и Константину, грозя идти на нихъ и требуя за себя замужъ ихъ сестру Анну. Цари сказали ему, что не могуть выдать царевну замужъ за «поганаго», то-есть за язычника. Владимиръ ответилъ, что готовъ креститься. Тогда цари прислали въ Корсунъ сестру свою и съ нею духовенство, которое крестило русскаго князя и вѣнчало его съ царевною. Передъ крещенiемъ Владимиръ заболелъ и ослѣпъ, но чудесно исцѣлился во время самаго таинства крещенiя 1).

1) По сказанiямъ грековъ и арабовъ вотъ что извѣстно о походѣ Владимира на Корсунъ: Въ то время въ Византiйской имперiи произошло возстанiе войска подъ предводительствомъ полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у Кiевскаго князя Владимира. Союзъ былъ заключенъ (987): Владимиръ соглашался послать свои войска въ помощъ Византiи, за что получалъ руку греческой царевны Анны, а самъ обязывался принять христiанство. Благодаря русскому вмѣшательству, мятежъ былъ подавленъ и Варда-Фока погибъ (988). Но византiйцы послѣ побѣды не исполнили своихъ обѣщанiй, данныхъ Владимиру. Когда Владимиръ началъ войну съ греками, осадилъ и взялъ Корсунь,— главный греческiй городъ въ Крыму,— и настоялъ на исполненiи греками договора. Онъ принялъ христiанство и получилъ въ супружество царевну (989). Гдѣ именно быть онъ крещеyъ и когда именно состоялось крощенiе,— въ 988 или въ 989 году,— точно неизвестно.

Возвратившись изъ Корсунскаго похода въ Кieвъ съ греческимъ духовенствомъ, Владимиръ началъ обращать кiевлянъ и всю Русь къ новой вѣрѣ. Онъ крестилъ въ Кiевѣ народъ на берегахъ Днѣпра и его притока Почайны. Кумиры старыхъ боговъ были повергнуты наземъ и брошены въ рѣку. На ихъ мѣстахъ были поставлены церкви. Такъ было и въ другихъ городахъ, гдѣ христiанство водворяли княжескiе намѣстники. По преданiю, новая вѣра распространялась мирно, за исключенiемъ немногихъ местъ. Такъ, въ Новгородѣ пришлось примѣнить силу. Въ глухихъ углахъ (напримеръ, у вятичей) язычество держалось, не уступая христiанской проповѣди, еще цѣлые вѣка; да и по всей странѣ старыя вѣрованiя не сразу были забыты народомъ и сплетались съ новымъ вѣроученiемъ въ пеструю смѣсь вѣры и суѣверiя.

 

 

Начало книги   ◀ ▶   Посѣдствiя принятiя Русью христiанства. §§ 12 —15.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024