Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Консисторiя (лат. consistorium — мѣсто собранiя): 1) со времени Адрiана — государственный или тайный совѣтъ римскихъ императоровъ (concilium или consistorium principis), въ рукахъ котораго сосредоточены были всѣ важнѣйшiя дѣла. 2) О православной К. см. Духовная К. (XI, 266). 3) Въ католич. церкви К. называются собранiя кардиналовъ въ присутствiи папы, которыя бываютъ тайныя или обыкновенныя (С. secreta seu ordinaria) и публичныя или чрезвычайныя (С. publica seu extraordinaria). Первого рода К. предназначены для обсужденiя наиболѣе важныхъ вопросовъ церковнаго управленiя (замѣщенiе епископскихъ каѲедръ, учрежденiе новыхъ каѲедръ, назначенiе кардиналовъ и т. п.), а также созываются въ тѣхъ случаяхъ, когда папа считаетъ нужнымъ выразить свои мысли и чувства по поводу печальныхъ или благопрiятныхъ для церкви событiй (аллокуцiи); чрезвычайныя К. имѣютъ место при торжественныхъ аудiенцiяхъ. Въ герм. и австрiйскихъ дiоцезахъ названiе К. носятъ иногда совѣщательныя коллегiи при епископѣ или его генеральномъ викарiи. Члены ихъ могутъ быть назначаемы и изъ мiрянъ. О римско-католическихъ К. въ Россiи см. Католицизмъ въ Россiи. 4) О К. въ лютеранской церкви — см. Лютеранская церковь. Въ лютеранскихъ и реформатскихъ общинахъ Францiи и Эльзасъ-Лотарингiи К. назыв. церковный приходскiй советъ. 5) Въ каждой армяно-григорiанской епархiи Россiи, подъ предсѣдательствомъ епископа, состоитъ К., изъ одного архимандрита и трехъ протоiереевъ или священниковъ. Къ кругу дѣйствiй ея, между прочимъ, принадлежатъ: непосредственный надзоръ за духовенствомъ бѣлымъ и монашествующимъ; разсмотрѣнiе и рѣшенiе делъ по жалобамъ на духовенство и по тяжбамъ духовныхъ между собою; разсмотрѣнiе и рѣшенiе дѣлъ о бракахъ, при чемъ всѣ сомнительные случаи по дѣламъ о вступленiи въ бракъ должны быть представляемы на разсмотрѣнiе эчмiадзинскаго синода. 6) Въ тѣхъ государствахъ, гдѣ iудейская религiя включена въ число признанныхъ государствомъ (Францiя, Баденъ), К. назыв. духовное правленiе при окружномъ раввинѣ.
В. Даль. Толковый словарь. 1978
КОНСИСТОРIЯ ж. лат. епархiальное присутственое мѣсто, подъ началомъ архiерея. Евангелическая консисторiя, лютеранская, подъ предсѣдательст. президента. Консисторiальный, консисторскiй, къ консисторiи относящc., принадлежащiй. Консистористъ м. членъ консисторiи.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КОНСИСТОРИЯ, учреждение при епархиальном архиерее с церк.-адм. и судебными функциями.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КОНСИСТОРИЯ (от позднелат. consistorium), 1) в правосл. церкви учреждение при архиерее по управлению епархией. 2) В католич. церкви особое совещание при папе римском. 3) В протестантизме церк.-адм. орган.
Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 437-438. Электронная версия
ДУХО́ВНАЯ КОНСИСТО́РИЯ, учреждение епархиального управления и духовного суда Русской православной церкви, непосредственно подчинённое епархиальному архиерею и подведомственное Святейшему Синоду.
Д. к. впервые упоминается в указе Синода о создании моск. консистории (дикастерии) для управления синодальной областью (март 1722). Д. к. предшествовали аналогичные адм.-судебные учреждения при епархиальных архиереях: консистории, дикастерии (термин впервые встречается в Духовном регламенте 1721), духовные архиерейские правления, духовные домовые правления и др.
Д. к., помимо адм. дел, в соответствии с указом Синода от сент. 1722 принимала к рассмотрению дела: богохульные, еретические, раскольничьи, о волшебствах, о незаконных браках, о расторжении браков, о принуждении к вступлению в брак, о насильственном пострижении, о похищении церковного имущества, по обвинениям в краже, расправе, бесчестном поведении лиц духовного звания и церковнослужителей, о правонарушениях архиерейских и монастырских служителей и крестьян церковных и монастырских вотчин. В случае жалоб на неудовлетворительное рассмотрение дела передавались в Синод. До 1809 в ведении Д. к. находились духовно-учебные заведения.
Д. к. состояли из присутствия (3–4 духовных лица) и канцелярии во главе с секретарём, назначаемым Синодом по представлению обер-прокурора Синода. По указу Синода от сент. 1768 в состав присутствия стали включать не только монашествующих, но и представителей белого духовенства – протоиереев, иереев.
По инициативе обер-прокурора Синода Н. А. Протасова для совершенствования деятельности Д. к. и введения единообразных правил управления и суда по образцу гражд. учреждений был введён примерный устав Д. к. (1838), с исправлениями и дополнениями он был высочайше утверждён в марте 1841 и действовал до апр. 1883, когда был заменён новым (устав был исправлен в соответствии с произошедшими изменениями в законодательстве и с частными распоряжениями по духовному ведомству).
Устав 1838 закрепил сложившийся состав и функции Д. к., регламентировал формы и порядок епархиального управления и суда, унифицировал ведение делопроизводства.
К предметам ведения Д. к. были отнесены: охрана и распространение православной веры; наблюдение за проведением богослужений в церквах; строительство, благоустройство и содержание церквей; контроль за деятельностью духовенства и состоянием приходов, сбором пожертвований, решение хозяйств. вопросов епархии; осуществление епархиального суда, которому подлежали как духовенство, так и миряне. Устав Д. к. определял порядок возбуждения дел: дела о должностных проступках и преступлениях лиц духовного звания и священнослужителей могли быть возбуждены по сообщению присутственного места или должностного лица, донесению благочинного или членов причта, по просьбе прихожан, по жалобам частных лиц, по замечаниям в клировых ведомостях, по сведениям, поступающим к епархиальному архиерею из др. источников или по собств. признанию виновных. Консисторский суд предварялся следствием, которое осуществлялось доверенным духовным лицом (по назначению архиерея) или духовным правлением. Судебное решение могло быть вынесено двояким образом – непосредственно архиереем либо через консисторию. Все решения Д. к. носили предварит. характер и подлежали утверждению правящим архиереем. При несогласии с Д. к. архиерей принимал решение по своему усмотрению, но в этом случае дело обязательно передавалось в Синод для принятия окончательного решения по нему.
Исполнение распоряжений Д. к. осуществлялось подведомственными ей учреждениями и лицами: духовными правлениями, благочинными, настоятелями монастырей. По новому уставу 1883 юридич. основанием функционирования Д. к. являлись: постановления Вселенских и Поместных соборов, Духовный регламент, высочайшие указы, указы и постановления Сената и Синода, а также гражд. судебные постановления. Присутствие Д. к., по уставу 1883, состояло из 5–7 членов; избиралось из архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев и иереев, имевших духовное образование, опыт работы и безупречную репутацию, и утверждалось Синодом по представлению епархиального архиерея. В состав канцелярии Д. к. входили секретарь, столоначальники, казначей, регистратор, архивариус, а также канцелярские служители.
В 1870–80-е гг. с целью своевременного разрешения дел Д. к. Синод принял pяд частных мер: членам Д. к. запрещено было состоять в управлениях духовных семинарий и училищ (1880), в советах епархиальных училищ (1889), епархиальному архиерею разрешено было самостоятельно назначать низших чиновников в помощь столоначальникам (1888). Членам Д. к. запрещалось вмешиваться в деятельность съездов духовенства и избираться их депутатами (указы Синода от авг. 1870, сент. 1875). Для регулярного контроля за делопроизводством Синод назначал ревизии Д. к. (преим. высокими светскими чинами), а с 1890 ревизии назначались единолично обер-прокурором.
Совмещение в Д. к. адм. и судебных функций, перегруженность маловажными делами и задержки в делопроизводстве, произвол в консисторских решениях тормозили рассмотрение дел, что вызывало недовольство в обществе. Кроме того, зачастую в Д. к. устанавливалось единовластие секретаря или одного из членов присутствия (иногда в ущерб власти архиерея).
С увеличением количества епархий возрастали объёмы делопроизводства в духовном ведомстве, учреждались новые консистории. В 1826 существовало 34 Д. к. (и 3 дикастерии), в 1881 – 55, в 1917 – 64.
В соответствии с определением Синода от 6(19) [по др. данным, 9(22)].7.1910 Д. к. была предоставлена бо́льшая самостоятельность. Вопросы реформирования Д. к. обсуждались также Предсоборным совещанием (действовавшим в 1912–17), но преобразования не были проведены. Регламентирующее свойство актов органов церковной власти, в т. ч. и Д. к., было признано утратившим юридич. силу в соответствии с декретом СНК от 20.1(2.2).1918 «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В связи с тем, что Поместный собор 1917–18 реформировал порядок епархиального управления, функции Д. к. были переданы епархиальным советам.
Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. М., 1841. Т. 16. № 14409; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. М., 1883. № 1495.
Лит.: Олевская В. В. Духовная консистория // Государственность России (конец ХV в. – февраль 1917 г.): Словарь-справочник. М., 1999. Кн. 2.