ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. ОГИЗ • Государственное издательство политической литературы. 1939. Стр. 126—127


Стр.126Конкретная истина.— Истина, утверждает марксизм-ленинизм, всегда конкретна, так как все зависит от условий, места и времени. Марксизм отрицает существование абстрактных истин, якобы годных для всех времен, и требует конкретно-исторического подхода при объяснении явлений. Так, например, требование буржуазно-демократической республики в условиях царизма в 1905 г. в России было революционным, а в условиях СССР оно бессмысленно и контреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад. Всякое определение, если оно берется абстрактно, вне всяких связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т. п. Понятие «равенства» приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чем? Нет также «демократии вообще», а есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая. Абстрактной истины нет, учит марксизм, истина всегда конкретна.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954. Стр. 249—250


КОНКРЕТНАЯ ИСТИНА — истина, основанная на учёте и обобщении конкретных исторических условий, в которых совершается то или иное событие, тот или иной процесс. В этом смысле истина всегда конкретна, так как всё зависит от условий, места и времени. Так, например, требование буржуазно — демократической республики в условиях царизма в 1805 г. в России было революционным, а в условиях СССР оно контрреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад.

Всякое определение, если оно берётся абстрактно, вне всяких исторических связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т. п. Понятие «равенства» приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чём? Нельзя, например, говорить о «равенство вообще» при буржуазном строе. В классовом обществе понятие равенства всегда наполнено конкретным содержанием. Понятием «равенства вообще» буржуазные идеологи стремятся прикрыть эксплуатацию рабочих капиталистами и бесправное положение и нищенское существование трудящихся. Нет также «демократии вообще»; есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая.

Таким образом, только постановка вопросов в определённых исторических рамках, только заполнение понятий конкретным содержанием позволяет научно познавать действительность, достигать подлинно конкретных истин.

 

 

Энциклопедический Словарь. В трёх томах. БСЭ, Москва. 1953—1955. Т. 2, стр. 139


КОНКРЕТНОСТЬ  ИСТИНЫ, см. Истина.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987. Стр. 211—212


КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ (лат. concretus — сгущенный, сросшийся) — свойство истины, основанное на учёте и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определённых условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не могут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом к-рых они сформулированы. Предложение «Сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, напр., в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Особую важность конкретно-исторический подход. учет условий места и времени приобретает при анализе общественных явлений, при применении понятий и положений общей теории к конкретным случаям.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024