Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Философский словарь. 1987
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, ОГИЗ, Гос. издательство политической литературы, 1939. — С. 126—127
Конкретная истина.— Истина, утверждает марксизм-ленинизм, всегда конкретна, так как все зависит от условий, места и времени. Марксизм отрицает существование абстрактных истин, якобы годных для всех времен, и требует конкретно-исторического подхода при объяснении явлений. Так, например, требование буржуазно-демократической республики в условиях царизма в 1905 г. в России было революционным, а в условиях СССР оно бессмысленно и контреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад. Всякое определение, если оно берется абстрактно, вне всяких связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т. п. Понятие «равенства» приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чем? Нет также «демократии вообще», а есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая. Абстрактной истины нет, учит марксизм, истина всегда конкретна.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Москва, Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 249—250
КОНКРЕТНАЯ ИСТИНА — истина, основанная на учёте и обобщении конкретных исторических условий, в которых совершается то или иное событие, тот или иной процесс. В этом смысле истина всегда конкретна, так как всё зависит от условий, места и времени. Так, например, требование буржуазно — демократической республики в условиях царизма в 1805 г. в России было революционным, а в условиях СССР оно контрреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад.
Всякое определение, если оно берётся абстрактно, вне всяких исторических связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т. п. Понятие «равенства» приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чём? Нельзя, например, говорить о «равенство вообще» при буржуазном строе. В классовом обществе понятие равенства всегда наполнено конкретным содержанием. Понятием «равенства вообще» буржуазные идеологи стремятся прикрыть эксплуатацию рабочих капиталистами и бесправное положение и нищенское существование трудящихся. Нет также «демократии вообще»; есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая.
Таким образом, только постановка вопросов в определённых исторических рамках, только заполнение понятий конкретным содержанием позволяет научно познавать действительность, достигать подлинно конкретных истин.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 139
КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ, см. Истина.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 211—212
КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ (лат. concretus — сгущенный, сросшийся) — свойство истины, основанное на учёте и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определённых условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не могут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом к-рых они сформулированы. Предложение «Сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, напр., в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Особую важность конкретно-исторический подход. учет условий места и времени приобретает при анализе общественных явлений, при применении понятий и положений общей теории к конкретным случаям.