ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


КАРЕЛЬСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Карелия. В составе РСФСР. Расположена на С.-З. Европ. части СССР. На побережье Белого моря (Залавруга и др.) и Онежского оз. (Бесов Нос и др.) сохранились наскальные рисунки периода неолита и бронзы с изображениями людей и антропоморфных существ, животных, сцен лесной и морской охоты. К неолиту восходят и вырезанные из рога головы лосей, схематичные человеческие фигурки. С нач. 2-го тыс. художеств. культура К. тесно переплетена с рус. культурой. Иконопись К. в качестве архаизирующей ветви новгородской школы известна с 14—15 вв. («Апостол Пётр», 14 в., ГРМ).

Апостол Петр

Карельская АССР. «Апостол Петр». Икона. 14 в. Русский музей. Ленинград.

К 16 в. в иконописи кристаллизуются местные особенности: упрощённость живописной техники, рисунка и композиции, сочетающаяся с обобщённостью и лаконизмом в трактовке формы, с большой выразительностью, духовной значимостью образов («Пётр и Павел», 15 в., «Огненное восхождение пророка Илии», 16 в.,— оба в М. изобразит. иск-в Карел. АССР, Петрозаводск). Обилие лесных массивов обусловило широкое развитие деревянного зодчества. Строились клетские церкви с горизонт. композиц. осью (Лазаревская ц. из Муромского мон., кон. 14 в. или 16 в.), вертикально ориентированные шатровые (Успенская ц. в Кондопоге) и живописные многоглавые (Преображенская и Покровская церкви погоста Кижи) храмы, многочисл. часовни. В жил. дерев. стр-ве преобладали большие срубные постройки, объединявшие под общей крышей жилые и хоз. помещения. С развитием пром-сти и ростом городов в 18 в. началось каменное строительство, сначала развивавшееся под воздействием барокко, а затем классицизма (анс. Круглой пл., ныне пл. Ленина, в Петрозаводске, 1775, арх. Е. С. Назаров; перестройки 1787—89 и 1839). В сов. время реконструируются столица К.— Петрозаводск и ст. города (Олонец, Кемь и др.), растут новые (Беломорск, Сегежа и др.). В арх-ре кон. 30—50-х гг. использовались ордерные элементы (Рус. муз.-драматич. театр Карел. АССР в Петрозаводске, 1953—55, арх. С. Г. Бродский и др., скульптор Конёнков С. Т.) и декор. мотивы нар. арх-ры (жилые дома на ул. Гоголя в Петрозаводске, арх. М. Г. Старченко). В 60—80-х гг. возводятся простые и ясные по композиции пром. и обществ. здания (Выгостровская ГЭС, 1961). В становлении изобразит. иск-ва К. особая роль принадлежит живописцам В. Н. Попову, в сов. время возглавлявшему художеств. школу (1919—21) и студию изобразит. иск-ва (открыта в 1936) в Петрозаводске, и А. Я. Андриянову.

Карельская ССР

Карельская АССР. С. Х. Юнтунен. «Лето в Карелии». 1964.

В живописи 50-х — начала 80-х гг. большое развитие получили пейзаж (С. X. Юнгунен и др.), портрет (Г. А. Стронк, Ф. Э. Ниеминен и др.), натюрморт (Л. Ф. Ланкинен, М. Ш. Юфа). Значительное место в современном художественном процессе занимают графика (Стронк, Т. Г. Юфа и др.), портретная и жанровая скульптура (Л. Ф. и Г. Ф. Ланкинены, В. В. Афанасьев, Э. А. Акулов). В 1939 осн. Карел. отделение СА СССР, в 1940 — СХ Карел. АССР. Нар. декор. иск-во К. представлено резьбой по дереву, украшающей храмы, избы, утварь. Для украшения зданий и бытовых предметов применялись декор. роспись. Распространена вышивка.

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; В. Плотников, Изобразительное искусство Советской Карелии, Л., 1961; Э. С. Смирнова, Живопись Обонежья XIV—XVI вв., М., 1967; В. П. Орфинский, Деревянное зодчество Карелии, [Л., 1972].

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024