ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Большая российская энциклопедия. 2016
Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля. 1985
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 23


КАМЕРА-ОБСКУРА, закрытый ящик, в передней стенке к-рого есть небольшое отверстие для прохождения лучей света, дающие на противоположной стенке обратное изображение предмета. Это изображение удобно рассматривать снаружи, если делать заднюю стенку из матового стекла или промасленной бумаги. Принцип К.-о. используется в фотографии (см. Фотографическая камера).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 12. — Москва, 2008. — С. 618 // Электронная версия

КА́МЕРА-ОБСКУ́РА (от лат. camera obscura – тёмная комната), простейшее оптич. приспособление, позволяющее получать на экране изображения предметов. К.-о. представляет собой тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед которым помещают рассматриваемый предмет. Лучи света, исходящие от разл. точек предмета, проходят через это отверстие и создают на противоположной стенке ящика (экране) действительное перевёрнутое изображение предмета (рис.). Оптимально резкое изображение получается, когда радиус r отверстия составляет 0,95 радиуса первой Френеля зоны.

Первые упоминания о К.-о. встречаются в работах Аристотеля (4 в. до н. э.); принцип действия описан Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи». С 17 в. К.-о. применялась для наблюдения солнечных затмений и для получения перспективных рисунков. Позднее стали использовать т. н. стеноп-камеру – К.-о., в отверстие которой вставлена линза. Это позволило многократно увеличить яркость получаемого изображения. Стеноп-камера стала прототипом фотоаппарата. К.-о. иногда применяется и в настоящее время благодаря тому, что даёт изображение, свободное от дисторсии, и позволяет фотографировать объекты в таких лучах, для которых нельзя подобрать линзы (напр., используется при диагностике плазмы, при фотографировании в рентгеновских лучах).

Модификациями К.-о., используемыми в изобразительном иск-ве как вспомогат. средство при переносе к.-л. вида на бумагу (см. в ст. Ведута), являются камера-клара (лат. clara – светлая) и камера-люцида (лат. lucida – блестящая). Внутри камеры-клары напротив отверстия находится зеркало, расположенное под углом и отражающее попавшие в камеру лучи на матовое стекло, служащее верхней стенкой камеры. Рисунок исполняется на бумаге, положенной на это стекло. Камера-люцида содержит призму, под которой на некотором расстоянии расположен лист бумаги. Через окуляр художник наблюдает отражённое в призме изображение объекта, совмещённое в поле зрения художника с листом бумаги, и наносит контур на бумагу.

 

 

Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля. Сост. Н. Д. Пан­фи­лов, А. А. Фо­мин. — 3-е, стереотипное изд. М., 1985. — С. 5—6


КАМЕРА-ОБСКУРА

С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде (рис. I. 1).

камера-обскура

Рис. I. 1 Схема камеры-обскуры (старинный рисунок)

Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных зрительных труб и оптических приборов.

Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира (рис.I. 2).

камера-обскура

Рис. I. 2. Камера-обскура для механической зарисовки предметов внешнего мира

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов.

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди думали над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Камера (физ.) — означаетъ собственно комнату (camere), вообще закрытое помѣщенiе и затѣмъ ящикъ. К. обскура (obscura — темная), К. клара (clara — свѣтлая), К. люцида (lucida — блестящая) — три физическiе прибора.

К. обскура.— Если въ ставнѣ, плотно закрывающей окно комнаты и дѣлающей ее темной, сдѣлано очень небольшое отверстие какого-бы то ни было очертанiя, то на стѣнѣ комнаты противъ отверстiя образуется изображенiе предметовъ, находящихся внѣ комнаты (напр. дома, деревья, даль съ облаками); положенiе предметовъ въ изображенiи на стѣнѣ обратно дѣйствительному ихъ положенiю, т. е. дѣйствительный верхъ будетъ казаться внизу, правая сторона будетъ казаться лѣвою и т. д. Если стѣна бѣлая, то на ней цвѣта изображенiя подобны натуральнымъ. Подобное изображенiе будетъ имѣть величину тѣмъ большую, чѣмъ больше разстоянiе отверстiя ставни отъ противостоящей ей сѣтны темной комнаты; оно образуется и на стѣнѣ ящика, въ противоположной стѣнкѣ котораго сдѣлано небольшое отверстiе. Изображенiе имѣетъ тѣмъ правильнѣйшiя очертанiя, чѣмъ менѣе величина отверстiя, но съ уменьшенiемъ послѣдняго уменьшается и яркость изображенiя. Подобный ящикъ есть простѣйшая К. обскура, описанная въ первый разъ знаменитымъ Леонардо-да-Винчи, но дѣйствительный изобрѣтатель настоящей К. обскуры съ выпуклымъ стекломъ есть Порта. Изображенiя, составляемыя такимъ стекломъ, которое можетъ имѣть значительные размѣры, гораздо свѣтлѣе, чѣмъ въ камерѣ съ малымъ отверстiемъ, пропускающимъ лишь очень небольшое количество свѣта. Причина составленiя изображенiя въ камерѣ съ простымъ отверстiемъ состоитъ въ томъ, что цвѣтные лучи, идущiе отъ нѣкоторой части предмета чрезъ отверстiе темной комнаты достигая стѣны образуютъ на ней того-же цвѣта пятно, имѣющее форму отверстiя: бесчисленное множество такихъ маленькихъ пятенъ, лежащихъ одно около другого, образуютъ изображенiе предмета, опрокинутое, потому что лучи, идущiе отъ верхняго края предмета, помѣстятся на стѣнѣ всего ниже, а идущiе отъ нижняго края предмета составятъ, напротивъ, верхъ изображенiя. Изображенiе, составляемое оптическимъ стекломъ, также будетъ опрокинутое (см. Стекла оптическiя). Если задняя стѣнка К. будетъ стеклянная матовая, то на ней будетъ видно изображенiе. Въ наше время К. обскура имѣетъ обширнѣйшее примѣненiе въ свѣтописи (фотографiя, см. Камера фотографическая); для этой цѣли вмѣсто простого выпуклаго стекла употребляется болѣе или менѣе сложная система стеколъ, составляющая такъ назыв. объективъ фотографическiй (см. * Впрочемъ, фотографическая камера можетъ быть устроена и безъ стекла, но съ малымъ отверстiемъ въ непрозрачной пластинкѣ. По малому количеству свѣта, проникающему чрезъ такое отверстiе въ камеру, фотографированiе идетъ медленно.). Вмѣсто выпуклаго стекла можетъ служить прямоугольная призма, въ которой двѣ плоскiя грани (катеты) замѣнены выпуклыми (сферическими отрѣзками); лучи, попадающiе на одну изъ такихъ граней, доходятъ до плоской грани (гипотенузы) и послѣ отраженiя отъ нея (см. Призма оптическая), выходятъ чрезъ другую выпуклую грань, и въ нѣкоторомъ от нея разстоянiи образуютъ изображенiе, которое можетъ быть принято на бумагу. Весь приборъ имѣетъ вид треноги, наверху которой находится призма вышеописаннаго устройства, по серединѣ — полка съ листомъ бумаги; вся тренога, кромѣ стекла, завѣшена темной и непрозрачной матерiей. К. обскура въ такомъ видѣ можетъ служить для рисованiя, по крайней мѣрѣ въ нѣкоторыхъ случаяхъ.

К. клара можетъ быть получена изъ К. обскуры съ обыкновеннымъ выпуклымъ стекломъ, если лучи, проходящiе чрезъ него въ камеру, будутъ отражены обыкновеннымъ плоскимъ зеркаломъ вверхъ на матовое стекло, вдѣланное въ верхнюю крышку ящика и полузакрытое съ трехъ сторонъ. Изображенiе, составляющееся на матовомъ стеклѣ свѣтлѣе, чѣмъ въ К. обскурѣ съ бумагой. На матовое стекло можно наложить прозрачную бумагу, на которой можно рисовать. Употребляется рѣдко.

К. люцида тоже можетъ служить для рисованiя и по своей переносности удобнѣе предыдущихъ. Она не составляетъ собственно камеры, а состоитъ изъ стеклянной призмы маленькихъ размѣровъ съ полнымъ внутреннимъ отраженiемъ; глядя въ эту призму сверху, можно видѣть изображенiе внѣшнихъ предметовъ. Перемѣщая глазъ, можно имъ видѣть листъ бумаги, располагаемый подъ призмою, и движенiя карандаша, которымъ наблюдатель и рисуетъ на этой бумагѣ. К. люцида можетъ служить для рисованiя изображенiй предметовъ, видимыхъ въ микроскопъ въ тѣхъ случаяхъ, когда почему нибудь нельзя пользоваться приспособленiемъ фотографической К. для полученiя свѣтописныхъ изображенiй. Употребленiе К. люциды требуетъ нѣкотораго навыка, но вообще она, какъ и К. другихъ видовъ, можетъ служить только для очерчиванiя, а не для настоящаго рисованiя.

Ѳ. Петрушевскiй.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024