КАЛЕНДАРЬм. (календы,у римлянъ, первый день мѣсяца) роспись всѣхъ дней въ году, съ показанiемъ и другихъ, къ сему относящихся, свѣденiй; мѣсяцесловъ. Святцы составляютъ часть календаря, а свѣденiя астрономическiя, по суточному и годовому обращенiю земли и планетъ, другую. Врутъ всѣ календари!Гриб.Кто по календарю сѣетъ, тотъ рѣдко вѣетъ. Календарнымъ тепломъ не угрѣешься,ему не вѣрятъ. Календарникъм. составитель календарей.
КАЛЕНДАРЬ (или летоисчисление), система счёта больших промежутков времени, К. возник древности из потребностей материальной жизни общества, гл. обр. для учёта смен времён года (солнечный К.) или смен лунных фаз (лунный К.), Основной единицей солнечного К. служит год, имевший первоначально у различных народов неодинаковую длину (у египтян ─ 365 дней, у римлян ─ 355 дней, и др.). Реформа солнечного К. была произведена в 46 до н. э. при Юлии Цезаре по предложению астронома Созигена. В юлианском К. из каждых 4 лет 3 года имеют по 365 дней и 1 год, високосный, номер к-рого делится на 4, имеет 366 дней. Т. о., длина года получается в среднем 365,25 дня, что на 0,0078 дня длиннее тропич. года (периода смены времён года); за 400 лет это даёт запаздывание начала календарного года на 3 суток. В связи с этим в 1582 папа римский Григорий XIII произвёл новую реформу К., пропустив 10 дней (после 4 окт. считали сразу 15 окт.) и перестав считать високосными те года, номера к-рых делятся на 100, но не делятся на 400 (напр., год 1700). Разница между григорианским и юлианским К. возрастает: в 17 в. она составляла 10 дней, в 18 в.─11 дней, в 19 в.─ 12 дней. Длина года григорианского К. равна в среднем 365,2425 дня, что всего лишь на 0,0003 дня длиннее тропич. года. В СССР григорианский К. (или т. н. новый стиль) был введён с 14 февр. (1 февр. ст. ст.) 1918, когда различие с юлианским К. (т. е. старым стилем) достигало 13 дней.
КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв.— долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счёта больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиб. распространен солнечный К., в основу к-рого положен солнечный (тропич.) год. Соврем. К. наз. григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием ХIII в 1582 и заменил юлианский К. (старый стиль), к-рый применялся с 45 до н. э. В юлианском К. ср. длительность года в интервале 4 лет равнялась 385,25 сут, что на 11 мин 14 с длиннее тропич. года. Длина года в григорианском К. в ср. равна Зб5,2425 сут, что лишь на 28 с превышает тропич. год. Григорианский К. более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения К. со счетом тропич. лет. В СССР григорианский К. введён с 14 февр. 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 20 в. 13 сут. В ряде мусульм. стран пользуются не солнечным, а лунным К., в к-ром начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодич.) составляет 29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут, к-рый оказывается на 11 сут короче тропич. года. Существовал еще лунно-солнечный К., в к-ром смена фаз Луны согласовывалась с началом астрономического года. В этом К. важную роль играет период в 19 солнечных лет = 235 лунных мес (т. н. Метонов цикл).
КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ, произведения нар. устно-поэтич. творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки, подблюдные песни и др.).
«КАЛЕНДАРНЫЕ БЕСПОРЯДКИ», движение бюргерской оппозиции (чл. Большой гильдии, цеховые ремесленники, плебс) в Риге в 1584—89 против магистрата и Речи Посполитой. Повод — введение по указу польск. короля григорианского календаря и восстановление прав иезуитов. Подавлены.
КАЛЕНДАРЬ, справочное издание, содержащее последоват. перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием разл. др. сведений и иллюстрациями.
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — С. 113—114
IV. История и современность.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСАННЫЕ И НЕПИСАННЫЕ
Календарь в общественную практику введен на основании исчисления времени египтянами еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. С древнейших времен у них были развиты начальные формы астрономии, тесно связанные с нуждами земледелия, определением времен года, периодов хозяйственных работ, связанных с разливами Нила.
Египетский год, как и наш, равнялся 365 дням, но високосного года у них не было. Началом нового года египтяне считали 19 июля нашего календаря, день, когда при восходе солнца на восточном горизонте появляется яркая звезда Сириус.
По именному указу Петра I в России в 1699 году началось новое летоисчисление. Петр I изменил прежний обычай, по которому летоисчисление вели от так называемого «сотворения мира», произвольно отнесенного к 5 508 году до нашей эры.
По допетровскому летоисчислению наш 1963 год был бы 8471 годом.
Основной единицей солнечного календаря служит год, имевший первоначально у различных народов неодинаковую продолжительность (у египтян — 365, у римлян — 355 и т. д.). Реформа солнечного календаря была произведена в 46 году до нашей эры при Юлии Цезаре по предложению астронома Созигена. В юлианском календаре из каждых 4 лет 3 года имеют по 365 дней и 1 год, високосный номер которого делится на 4, имеет 366 дней, Средняя продолжительность года получается 365,25 дня, что на 0,0078 дня длиннее тропического года (периода смены времени года); за 400 лет это дает запаздывание начала календарного года на 3 суток. В связи с этим в 1852 году папа римский Григорий ХIII произвел новую реформу календаря, пропустив 10 дней (после 4 октября считали сразу 15 октября) и перестав считать високосными те годы, номера которых делятся на 100, но не делятся на 400 (например год 1700). Разница между григорианским и юлианским календарями возрастает: в 17 веке она составляла 10 дней, в 18—11, в 19—12 дней.
В 1918 году, когда различие григорианского календаря (нового стиля) достигло с юлианским календарем (старым стилем) 13 дней, у нас, в СССР, 14 февраля (1 февраля по старому стилю) было введено летоисчисление по григорианскому календарю.