ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


Грейг, рус. воен.-мор. и гос. деятели: 1) Самуил Карлович (1736—88), адмирал. В составе эскадры Г. А. Спиридова командовал отрядом в Чесменском бою (1770). Команд. Балт. флотом в рус.-швед. войне 1788—1790. 2) Алексей Самуилович (1775—1845), сын предыдущего, адмирал. Командовал отрядом кораблей в Архипелагской экспедиции Д. Н. Сенявина (1806—07) и Черномор. флотом в 1816—33, успешно действуя в русско-турецкой войне 1828—29. 3) Самуил Алексеевич (1827—87), рус. гос. деятель, сын предыдущего. В 1874—78 гос. контролёр, в 1878—80 мин. финансов. Проводил политику протекционизма.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГРЕЙГ, Самуил Карлович (1736—1788), русский адмирал, выходец из Шотландии. Отличился в Чесменском бою (1770), в к-ром был сожжён тур. флот. Под его командованием была одержана блестящая победа над шведским флотом при Гогланде (1788).

 

 

ГРЕЙГ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ГРЕЙГ Самуил Карлович [12.12.1735, г. Инверкитинг, Шотландия – 15(26).10.1788, Ревель, ныне Таллин, Эсто­ния], рос. воен.-мор. деятель, адм. (1782), поч. чл. Петерб. АН (1783). Отец А. С. Грейга. В 1750–64 плавал на разл. кораблях брит. флота. Участник Семилетней войны 1756–63, в брит. воен.-мор. флоте получил чин лейтенанта.

С. К. Грейг. Портрет работы И. П. Аргунова. 1772.

По приглашению имп. Екатерины II перешёл на рос. службу, в 1764–69 командовал разл. кораблями Балт. флота. В рус.-тур. войну 1768–74 возглавлял отд. отряды кораблей в эскадре адм. Г. А. Спиридова. В Чесменском сражении 1770 советник главнокоманд. гр. А. Г. Орлова и командир флагманского корабля «Три иерарха», руководил кордебаталией (центром эскадры) в Хиосском бою и авангардом при уничтожении тур. флота в Чесменской бухте (за отличие пожаловано потомственное рус. дворянство). В 1775 по приказу гр. Орлова арестовал на флагманском корабле «Исидор» самозванку – «княжну Тараканову» – и во главе эскадры доставил её в Кронштадт, произведён в вице-адмиралы и назначен гл. командиром Кронштадтского порта. Г. предложил ряд усовершенствований на кораблях (новую парусную оснастку, пушечные замки, картечь нового типа, вентиляторы, корабельную аптечку и др.), разработал проект 66-пушечного корабля (построено 9 судов), руководил реконструкцией Кронштадтской крепости, создал рус. свод сигналов для флота и др. В рус.-швед. войну 1788–90 командовал Балт. флотом, одержал победу в Гогландском сражении 1788 и блокировал швед. флот в Свеаборге. Заболел, был доставлен в Ревель, где умер на борту своего флагманского корабля «Ростислав».

Награждён орденами Св. Георгия 2-й степени (1770), Св. Александра Невского (1776), Св. Владимира 1-й степени (1782), Св. Андрея Первозванного (1788) и др.

Соч.: Собственноручный журнал капитан-командора, впоследствии адмирала, С. К. Грейга в Чесманский поход. СПб., 1850.

Лит.: Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. 2-е изд. М.; Л., 1939; Крючков Ю. С. С. К. Грейг. М., 1988.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


ГРЕЙГЪ — русскiй дворянскiй родъ, происходящiй изъ Шотландiи, гдѣ предки его въ XIII в. владѣли помѣстьями. О выдающихся представителяхъ его см. ниже. Родъ Г. внесенъ во II часть родословной книги С.-Петербургской губернiи.

ГРЕЙГЪ: 1) Самуилъ Карловичъ — русскiй адмиралъ (1736—1788); въ 1764 г. принят на русскую службу капитаномъ 1-го ранга, и вскорѣ ему поручено командованiе фрегатомъ «Св. Сергiй» и кораблемъ «Трехъ Iepapховъ». Особенно отличился 26 iюня 1770 г. при сожженiи турецкаго флота въ Чесменском заливѣ. Въ 1773 г. командовалъ эскадрой въ Архипелагѣ, въ 1788 г. побѣдилъ шведскiй флотъ при Гохландѣ. Погребенъ въ Ревелѣ, въ вышгородской лютеранской церкви, гдѣ Екатерина II воздвигла ему гробницу изъ бѣлаго мрамора.

2) Алексѣй Самуиловичъ, сынъ предыдущаго...

В. Судейкинъ.
 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Самуил Карлович Грейг
Greyg Samuil Karlovich color.jpg
Адмирал С. К. Грейг на портрете неизвестного художника (круг Д. Г. Левицкого). После 1788 г.
Награды и премии

 Орден Святого Андрея Первозванного

 Орден Святого Александра Невского

 Орден Святого Георгия II степени

 Орден Святого Владимира I степени

 Орден Святой Анны I степени

 

Самуил Карлович Грейг (имя при рождении Сэмюэль Грейг, англ. Samuel Greig; 30 ноября 1736, Инверкитинг, Шотландия — 15 октября 1788, Ревель) — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском (1770) и Гогландском (1788) сражениях. Отец адмирала Алексея Грейга.

Биография

До поступления на русскую службу

Дом Грейгов в Инверкитинге

Родился 30 ноября 1736 года в селе Инверкитинг, Файф, по национальности был шотландцем. Его отец был капитаном торгового судна; сам Грейг тоже стал моряком и ходил матросом в плавания на судах своего отца, затем перешёл в 1750 году на Королевский военно-морской флот Великобритании.

Cлужил сначала волонтёром, в 1758 году получил звание помощника капитана; в ранний период службы проявил рвение к службе и неукоснительное исполнение порученных обязанностей. Во время Семилетней войны участвовал в нескольких морских сражениях и штурмах крепостей, в том числе во взятии Горэ (1758), сражении в бухте Киберон (1759) и осаде Гаваны (1762). В 1761 году получил временное повышение до лейтенанта флота, однако Королевский флот утвердил его в этом звании лишь через несколько лет.

Когда российское правительство обратилось к правительству Великобритании с просьбой направить нескольких британских морских боевых офицеров в Россию для помощи в модернизации российского флота, Грейг оказался в числе выбранных для этой миссии. Уже вскоре после поступления на русскую службу он хорошо себя зарекомендовал, получив в 1764 году звание капитана 1 ранга. В первый период службы в России Грейг командовал несколькими кораблями Балтийского флота, в том числе фрегатом «Святой Сергий» и линейным кораблём «Трёх Иерархов».

Русско-турецкая война

Грейг на портрете работы Христинека, 1775

В 1770 году, через два года после начала Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, Грейг был поставлен во главе нескольких отрядов кораблей, находившихся в составе эскадры под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова, отправившейся в военную экспедицию в Средиземное море.

В Хиосском сражении Грейг командовал кордебаталией (центром эскадры). Турецкий флот, состоявший из 15 линейных кораблей, а также нескольких фрегатов и галер, значительно превосходил по мощи русский флот из 9 линейных кораблей и 3 фрегатов, с которым встретился у Чесменской бухты к западу от турецкого побережья. После тяжёлого и кровопролитного, но завершившегося неясным исходом боя турецкий флот ночью отступил непосредственно к Чесменской бухте, усилив тем самым свою мощь за счёт располагавшихся там береговых батарей. Несмотря на столь выгодную позицию, занятую врагом, русское командование решило продолжить сражение, предприняв попытку уничтожить вражеский флот с помощью брандеров.

В 1:00 ночи капитан Грейг во главе брандеров атаковал вражеские корабли и в результате этой успешной атаки уничтожил большую часть турецкого флота. Капитан Грейг вместе с другим британским офицером, лейтенантом Дрисдейлом, своим помощником, собственными руками поджигал брандеры. Выполнив эту опасную миссию, он и Дрисдейл прыгнули за борт и поплыли к своим лодкам, находясь одновременно под плотным турецким огнём и непосредственной угрозой гибели от взрыва подожжённых ими брандеров. Русский флот, развивая его успех, атаковал крепость и береговые батареи, и к девяти часам утра как от крепостных укреплений, так и от вражеского флота практически ничего не осталось. После битвы капитан Грейг, который имел звание капитана на момент назначения возглавлять брандеры, был немедленно возведён графом Орловым в звание адмирала; впоследствии это назначение было утверждено письмом от императрицы Екатерины II.

В 1772 году руководил морской атакой на Чесменскую крепость. С 1774 по 1775 год возглавлял эскадру, отправленную в Средиземное море из Кронштадта. В 1775 году привёз в Кронштадт похищенную Алексеем Орловым княжну Тараканову.

Губернатор Кронштадта

Грейг на портрете Н. Аргунова

В 1775 году Грейг получил должность губернатора (главнокомандующего командора) Кронштадтского порта. В период его пребывания в должности была проведена масштабная реконструкция порта, в том числе строительство новых доков, расширение порта и возведение госпиталя для моряков.

В 1777—78 годах возглавил флотскую дивизию. Некоторые линкоры в России были заложены по его непосредственной инициативе. В 1782 году был избран членом Королевского общества. В 1785 году по его инициативе совет Адмиралтейства был переведён из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Русско-шведская война

После начала Русско-шведской войны Грейг командовал Балтийским флотом, сумев блокировать шведский флот в Свеаборге, в то время как сам успешно действовал в открытом море. 17 июля 1788 года состоялось Гогландское сражение. Силы флотов были примерно равны, но командовавший шведами герцог Карл Сёдерманландский (будущий король Карл XIII) большую часть сражения провёл заперевшись в своей каюте, в отличие от Грейга, который на 100-пушечном корабле «Ростислав» атаковал шведский «Принц Густав» под командованием вице-адмирала Густава Вахмейстера, вынудив того отступить, а затем и сдаться. Сражение длилось шесть часов в густом пороховом дыму, и под покровом ночи шведские корабли, начавшие испытывать нехватку боеприпасов, были вынуждены под атаками Грига отойти к побережью.

Через несколько дней после одержанной над противником победы он заболел лихорадкой (на флоте в то время свирепствовала эпидемия брюшного тифа), из-за которой был отправлен в Ревель для лечения, но скончался 26 октября 1788 года на борту своего корабля «Ростислав» после нескольких дней болезни в возрасте 53 лет. Узнав о его болезни, беспокоившаяся за жизнь Грейга Екатерина II приказала своему лучшему придворному медику доктору Роджерсону немедленно отправиться в Ревель и сделать всё возможное для спасения жизни адмирала. Тот отправился в путь, однако в итоге ничего не сумел сделать. За Гогландское сражение адмирал был удостоен ордена св. Андрея Первозванного.

Похороны

Дж. Кваренги. Надгробие Грейга в Домском соборе

Церемония похорон Грейга была проведена в лютеранском (так как Грейг исповедовал лютеранство) Ревельском соборе с большой пышностью и помпезностью. За несколько дней до этого его тело было выставлено для прощания в зале Адмиралтейства, а затем доставлено к месту погребения в богато украшенном гробу в карете, запряжённой шестёркой лошадей в чёрных попонах; в траурной церемонии приняли участие большое количество дворян, духовенства и морские офицеры всех званий. В процессии участвовали крупные подразделения всех родов войск, она сопровождалась колокольным звоном и стрельбой орудий крепостных стен и кораблей. Проектом внешнего вида мраморного надгробного памятника Грейгу в стиле классицизма по приказу Екатерины II занимался архитектор Джакомо Кваренги. Похороны Грейга в соборе стали исключением, поскольку ещё в 1772 году императрица запретила хоронить умерших в окрестностях церквей. Екатерина II также покровительствовала его семье, выделив им для проживания Ревельский казённый дом.

Значение

Грейг внёс большой вклад в развитие и перевооружение русского флота. В 1760-е — 70-е годы Грейг разработал и усовершенствовал систему парусного вооружения кораблей (утверждена Адмиралтейств-коллегией в 1777 году), внёс ряд усовершенствований в конструкции корпусов кораблей и судовых устройств. В 1783 году под руководством Грейга впервые в практике русского флота была обшита медными листами подводная часть корабля, что значительно улучшило его ходовые качества.

Дневник

Дневник Грейга в переводе с английского на русский был впервые издан в 1849 году в «Морском сборнике». Он содержит в числе прочего подробные описания сражений при Хиосе и Чесме.

Награды

Сарра Грейг на портрете работы Христинека, 1775
  • Орден Святого Георгия 2-й степени за Чесменское сражение (1770)
  • Орден Святой Анны 1-й степени по окончании Русско-турецкой войны (1768—1774) (1774)
  • Орден Святого Александра Невского (1776)
  • Орден Святого Владимира 1-й степени (1782)
  • Орден Святого Андрея Первозванного за Гогландское сражение (1788)

Семья

Был женат на Сарре (Александровне) Кук (1752 — 13 августа 1793). Сыновья — Алексей, Иван, Карл, Самуил. Дочери — Евгения, Евдокия, Шарлотта.

Алексей Грейг (1775—1845) сделал успешную карьеру в Российском императорском флоте: был командующим Черноморского флота, известен также как основатель Пулковской обсерватории.

Дань памяти

Мемориальная доска в родном городе Грейга

Именем адмирала Грейга названы:

  • Улица в Кронштадте, идущая от Цитадельского шоссе к Мясоперерабатывающему заводу на Кроншоссе, стала именоваться улицей Адмирала Грейга. На месте завода была дача адмирала.
  • Бухта в Анадырском заливе в 1876 году (название дано экспедицией на клипере «Всадник»).

Литература

  • В. Судейкин,. Грейг, адмиралы и государственные деятели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Крючков Ю. С. Самуил Карлович Грейг. М, Наука, 1988.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

БРАНДЕРЫ, суда для поджигания и взрыва неприятельских кораблей или для затопления на входных фарватерах у неприятельских морских баз. Б. наполнялись горючими или взрывчатыми веществами, а те, к-рые предназначались для затопления, — тяжёлым грузом.

ГАЛЕРА, деревянное гребное воен. судно, полечившее наибольшее распространение в средневековье. Прототипом Г. были нек-рые суда в древности. В России Г. были введены Петром I.

КОРДЕБАТАЛИЯ (устар.), средняя часть (центр) походного или боевого порядка флота или эскадры. Иногда К. называли главные силы армии.

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ (линкоры) бронированные военные корабли крупного водоизмещения (до 50 тыс. т и выше) с толщиной брони 300─450 мм, вооружены мощной артиллерией калибром до 406 мм и др. Скорость хода 28─33 узла, дальность плавания 8─12 т. миль (св. 22 т. км), экипаж ─ ок. 3 т. ч. и более. Л. к. предназначаются для уничтожения кораблей противника арт. огнём и арт. удара по береговым объектам.

Линейный корабль

ФРЕГАТ, 1) в парусном флоте 3-мачтовый воен. корабль с сильной артиллерией. Ф. имели до 60 пушек, отличались хорошей остойчивостью и сравнительно большой скоростью хода. Предназначались для крейсерской и разведывательной службы. 2) Во время 2-й мировой войны 1939—45 Ф. стали называть воен. корабли водоизмещением 1—1,5 тыс. т, применявшиеся для охраны транспортов и борьбы с подводными лодками.

Энциклопедический словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024