ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, представительное учреждение в России в 1906—17, созданное царским пр-вом в ходе революции 1905—07; преследовало задачу — сплотить буржуазию и помещиков, подавить революцию. Выборы в Г. д. были многостепенными по 4 неравноправным куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей); больше 1/3 населения было лишено права голоса (женщины, св. 2 млн. рабочих-мужчин, кочевые народы, военнослужащие, молодёжь до 25 лет и др.). Выборы в Г. д. 1-ю (27 авр.— 8 июля 1906) и 2-ю (20 февр.— 2 июня 1907) производились на основе антидемократич. закона от 11 дек. 1905. Землевладельцы имели 1 выборщика на 2 т. ч., крестьяне — на 30 т. ч., рабочие — на 90 т. ч. Выборы в 1-ю Г. д. большевики бойкотировали; выборы во 2-ю, 3-ю (1 нояб. 1907— 9 июня 1912) и 4-ю (15 нояб. 1912 — 25 февр. 1917) Г. д. они использовали, как и трибуну Думы, для разоблачения политики царизма и организации сил революции. Октябристско-черносотенные 3-я и 4-я Г. д. созывались на основе закона от 3 июня 1907 (см. Третъеиюньский переворот), обеспечившего большинство помещикам и крупной буржуазии и ещё больше урезавшего избират. права рабочих, крестьян и нац. меньшинств. Эти Г. д. были послушным орудием в руках царского пр-ва. Октябристы и кадеты использовали Г. д. для борьбы с революцией и укрепления царского самодержавия. Либеральная буржуазия, опираясь на Г. д., пыталась добиться для себя от царского пр-ва политич. уступок. 4-я Г. д. была распущена указом царя 26 февр. 1917. Образовавшийся 27 февр. Временный комитет Государственной думы безуспешно пытался спасти монархию. Г. д. официально распущена 6 окт. 1917. Окончательно ликвидирована Великой Октябрьской социалистической революцией.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, законосовещательное, представительное учреждение Росс. империи (1906—17). Учреждена Манифестом 17 окт. 1905. Рассматривала законопроекты, к-рые затем обсуждались в Гос. совете и утверждались царём. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельч., гор., крест., рабочая). Половина нас. (женщины, студенты, военнослужащие) не имели избират. прав. 4 созыва: кадетско-либеральные — 1-й (27.4—8.7.1906) и 2-й (20.2—2.6.1907); третьеиюньский переворот 1907 обеспечил черносотенно-октябристское большинство в 3-м (1.11.1907—9.6.1912) и 4-м (с 15.11.1912). Врем. к-т Гос. думы 27.2(12.3). 1917 сформировал Врем. пр-во. Формально продолжала существовать до 6(19) окт. 1917.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 516


ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА, 1) в Рос. им­пе­рии в 1906–17 выс­ший за­ко­но­да­тель­ный гос. ор­ган на­ря­ду с ре­фор­ми­рован­ным Государственным советом; фак­ти­че­ски ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та. Об­ра­зо­ва­на в со­от­вет­ст­вии с ма­ни­фес­том имп. Николая II от 6(19).8.1905 как за­ко­но­со­ве­щат. уч­ре­ж­де­ние (по­лу­чи­ла назв. «Бу­лы­гин­ская ду­ма»), в ре­зуль­та­те раз­ви­тия Ре­во­лю­ции 1905–07 Ма­ни­фе­стом 17 ок­тяб­ря 1905 про­воз­гла­ше­на за­ко­но­дат. ор­га­ном. Её пол­но­мо­чия бы­ли окон­ча­тель­но оп­ре­де­ле­ны в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. Г. д. за­се­да­ла в Тав­ри­че­ском двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге.

В 1906–17 годах высший законодательный государственный орган Российской империи

Здание Государственной думы Российской империи. Таврический дворец (С.-Петербург). 1783–89. Архитектор И. Е. Старов.

В соответствии с избират. законом от 11(24).12.1905 избират. правами обладали рос. подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствовавшие ряду требований. Из числа избирателей были исключены «бродячие инородцы» (кочевые народы), студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осуждённые. Выборы депутатов для разных категорий населения были двух-, трёх- и четырёхстепенными; в Европ. России производились по 4 куриям. В курию землевладельцев входили земельные собственники и крупные домовладельцы, в гор. курию – лица, платившие промысловый налог, получавшие содержание или пенсию на гос. и обществ. службе или железной дороге (кроме низших служащих и рабочих), а также квартиронаниматели и владельцы частных предприятий; в курию крестьян и казаков – домохозяева, в курию рабочих – рабочие тех предприятий, на которых было занято св. 50 чел. Одного выборщика, который затем на губернском избират. собрании участвовал в выборах депутатов, избирали 2 тыс. избирателей землевладельч. курии, 4 тыс. – городской, 30 тыс. – крестьянской и казачьей, 90 тыс. – рабочей. Представительство населения Царства Польского, Сибири, Кавказа и Ср. Азии было меньшим, чем населения Европ. России; выборы в этих регионах производились по куриям, образованным гл. обр. по вероисповедно-нац. принципу с предоставлением преимуществ православному и рус. населению.

Первоначально Г. д. должна была состоять из 524 депутатов, с 1907 – из 442, с 1910 – из 446. Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Г. д. избирались на 5 лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов (при этом он был обязан назначить срок новых выборов). Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Г. д. руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Г. д. пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Дума рассматривала: проекты новых законов и штатные расписания всех гос. учреждений; гос. роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Мин-ву имп. двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906); отчёты Государственного контроля по исполнению гос. росписи, часть дел об отчуждении гос. доходов или имуществ; дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны. В случае отказа Г. д. утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части гос. бюджета существенно ограничило бы возможности соответствующих ведомств. Утверждённые Г. д. законопроекты поступали на рассмотрение Гос. совета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Гос. совета и одобрен ими, Г. д. рассматривала его и, в свою очередь, в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору. Из ведения Г. д. были изъяты постановления по строевой, технич. и хозяйств. части, а также положения и наказы учреждениям и должностным лицам Воен. и Мор. министерств (если они не касались предметов общих законов и не требовали нового расхода из казны или этот расход покрывался за счёт финансовой сметы воен. или мор. ведомств). Законопроект мог быть внесён в Г. д. министрами или, если законодат. инициатива исходила от самих депутатов, а соответствующее ведомство отказывалось разрабатывать законопроект, – группой депутатов Г. д. в количестве не менее 30 чел. Г. д. была лишена права законодат. инициативы, направленной на изменение Основных гос. законов. В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные гос. законы, законы о Г. д., Гос. совете и выборах в них); с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утверждён, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главноуправляющим о незаконных, с точки зрения депутатов, действиях должностных лиц. Главы центр. ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа сделать таковые. Если 2/3 членов Г. д. признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов Думы представлялся на рассмотрение императора.

Государственная дума 1-го созыва

[од­на сес­сия; 27.4(10.5)–8(21).7.1906]. Пред. – С. А. Му­ром­цев. К кон­цу ра­бо­ты Ду­мы в ней на­счи­ты­ва­лось 499 деп. (из­бра­ние 11 чле­нов Ду­мы бы­ло ан­ну­ли­ро­ва­но, один сло­жил пол­но­мо­чия де­пу­та­та, 6 де­пу­та­тов не ус­пе­ли при­быть на за­се­да­ния Ду­мы, из­бра­ние не­сколь­ких де­пу­та­тов не ус­пе­ло со­сто­ять­ся). Чис­лен­ность круп­ней­ших по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний Ду­мы на 26.6(9.7).1906 со­став­ля­ла: фрак­ция Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (КДП) – 176 деп., тру­до­вая группа – 102, поль­ское коло – 33, фрак­ция мир­но­об­нов­лен­цев (впо­след­ст­вии об­ра­зо­ва­ли мир­но­го об­нов­ле­ния пар­тию) – 26, фрак­ция со­циал-де­мо­кра­тов (вхо­ди­ли боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки; соз­да­на в ию­не де­пу­та­та­ми, до это­го вхо­див­ши­ми в тру­до­вую груп­пу) – 18 деп.; 100 деп. от­но­си­ли се­бя к бес­пар­тий­ным, ок. 40–50 из них при­дер­жи­ва­лись пра­вых взгля­дов.

Ра­бо­та 1-й Г. д. про­хо­ди­ла в об­ста­нов­ке ост­рой кон­фрон­та­ции с пра­ви­тель­ст­вом. Ка­де­ты вы­дви­ну­ли тре­бо­ва­ние ус­та­но­вить от­вет­ст­вен­ность пра­ви­тель­ст­ва пе­ред Ду­мой, их под­дер­жа­ла зна­чит. часть др. де­пу­та­тов. Ду­ма на­пра­ви­ла св. 260 за­про­сов ми­ни­ст­рам (в осн. ка­сав­ших­ся смерт­ных каз­ней, аре­стов, «на­си­лий по­ли­цей­ских вла­стей» и пр.), при­ня­ла 2 законопроекта – об от­ме­не смерт­ной каз­ни и её за­ме­не бес­сроч­ной ка­тор­гой (был вне­сён са­ми­ми чле­на­ми Ду­мы, за­дер­жан в Гос. со­ве­те) и об от­пус­ке средств на по­мощь го­ло­даю­щим (вне­сён пра­ви­тель­ст­вом, стал за­ко­ном).

Члены 1-й Государственной думы послееё роспуска (слева направо):Г. Н. Шапошников, Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков,С. А. Муромцев.

Центр. вопросом, обсуждавшимся в Г. д., стал аграрный. Для его решения были внесены три законопроекта. Проекты фракций КДП и трудовой группы предусматривали передачу крестьянам гос., удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель, а также принудит. выкуп (проект трудовой группы предусматривал и случаи безвозмездного отчуждения) части частновладельч. земли (в проекте трудовой группы – всей земли, превышавшей «трудовую норму»). Эти проекты были переданы в комиссию Думы для дальнейшей разработки. Третий проект («проект 33-х»), разработанный гл. обр. депутатами-эсерами, предусматривал уничтожение частной собственности на землю и её уравнит. распределение между всеми желающими заниматься с. х-вом (этот проект был отклонён). Ввиду радикального, по мнению императора и его окружения, характера деятельности Думы она была досрочно распущена. Сразу после этого часть быв. депутатов Г. д. обратилась к населению с Выборгским воззванием, призывавшим население к пассивному неповиновению властям в знак протеста против досрочного роспуска Думы.

Государственная дума 2-го созыва 

[од­на сес­сия; 20.2(5.3)–3(16).6.1907]. Пред. – Ф. А. Го­ло­вин. В ра­бо­те уча­ст­во­ва­ли 518 де­пу­та­тов. Со­став 2-й Г. д. ока­зал­ся бо­лее ра­ди­каль­ным по срав­нению с со­ста­вом 1-й Г. д.: тру­до­вая группа – 104 деп., фрак­ция КДП – 98, фрак­ция со­ци­ал-де­мо­кра­тов (боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки) – 65, поль­ское коло – 46, «Со­юз 17 ок­тяб­ря» и груп­па «уме­рен­ных» – 44, фрак­ция со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тии (ПСР) – 37, му­сульм. фракция – 30, ка­за­чья группа – 17, фрак­ция На­род­но-со­циа­ли­сти­че­ской партии – 16, груп­па пра­вых и мо­нар­хистов – 10 деп. Бес­пар­тий­ны­ми объ­яви­ли се­бя 50 деп. Пра­ви­тель­ст­во вне­сло в Г. д. св. 250 за­ко­но­про­ек­тов, из них Ду­ма рас­смот­ре­ла 26, при­ня­ла 20. Про­ект гос. бюд­же­та Г. д. рас­смот­ре­ла час­тич­но. Чле­на­ми Ду­мы был при­нят ряд собств. за­ко­но­про­ек­тов, три из них ста­ли за­ко­на­ми (два об ас­сиг­но­ва­нии средств на по­мощь по­стра­дав­шим от не­уро­жая и один об ус­та­нов­ле­нии кон­тин­ген­та при­зыв­ни­ков в ар­мию на 1907). Аг­рар­ная ко­мис­сия Г. д. вы­ска­за­лась за пре­кра­ще­ние дей­ст­вия ука­за имп. Ни­ко­лая II от 9(22).11.1906, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым на­ча­лась сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма. Аг­рар­ная ко­мис­сия Г. д. вновь об­су­ж­да­ла за­ко­нопро­ек­ты, вы­дви­ну­тые КДП и тру­до­вой груп­пой, а так­же вне­сён­ные эсе­ра­ми («со­циа­ли­за­ции» зем­ли) и на­род­ны­ми со­циа­ли­ста­ми («му­ни­ци­па­ли­за­ции» зем­ли). Пре­об­ла­да­ние и во 2-й Г. д. оп­по­зи­ци­он­ных на­строе­ний так­же пре­до­пре­де­ли­ло её до­с­роч­ный рос­пуск им­пе­ра­то­ром. По­во­дом для не­го по­слу­жи­ло сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ное об­ви­не­ние в ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ном за­го­во­ре фрак­ции со­ци­ал-де­мо­кра­тов (её чле­ны на­ка­ну­не рос­пус­ка Ду­мы бы­ли аре­сто­ва­ны). При рос­пус­ке Ду­мы был од­но­вре­мен­но опуб­ли­ко­ван но­вый из­би­рат. за­кон. В со­от­вет­ст­вии с ним в Ев­роп. Рос­сии чис­ло вы­бор­щи­ков от зем­ле­вла­дель­цев бы­ло уве­ли­че­но, а от крестьян – со­кра­ще­но, пред­ста­ви­тель­ст­во на­се­ле­ния Цар­ст­ва Поль­ско­го, Си­би­ри и Кав­ка­за умень­ше­но, про­ве­дение вы­бо­ров в Ср. Азии пре­кра­ще­но. Из­ме­не­ние по­ряд­ка вы­бо­ров в Г. д. в на­ру­ше­ние Ос­нов­ных гос. за­ко­нов бы­ло рас­це­не­но оп­по­зи­ци­ей как «третье­июнь­ский пе­ре­во­рот» 1907.

Государственная дума 3-го созыва 

[пять сес­сий; 1(14).11.1907–9(22).6.1912]. Председатели – Н. А. Хо­мя­ков (1907–1910), А. И. Гуч­ков (1910–11), М. В. Род­зян­ко (1911–12). Вы­бо­ры в со­от­вет­ст­вии с но­вым из­би­рат. за­ко­ном пре­дос­та­ви­ли боль­шин­ст­во мест в Ду­ме пра­вым и уме­рен­ным по­ли­тич. си­лам: фрак­ция «Сою­за 17 ок­тяб­ря» (на неё опи­ра­лось пра­ви­тель­ст­во) – 154 деп. (к 5-й сес­сии – 121), фрак­ция уме­рен­но пра­вых – 70, фрак­ция КДП – 54, фрак­ция пра­вых – 51, про­грес­сив­ная груп­па (на её ос­но­ве в 1912 соз­да­на про­грес­си­стов пар­тия) – 28 (37 чел. в 5-ю сес­сию), на­цио­наль­ная группа – 26, со­ци­ал-де­мо­кра­тич. фракция – 19, тру­до­вая груп­па – 14, поль­ское коло – 11 деп. В 1909 на­цио­наль­ная груп­па и фрак­ция уме­рен­но пра­вых объ­е­ди­ни­лись в рус. на­цио­наль­ную фрак­цию (91 деп.). Ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния в Г. д. 3-го со­зы­ва за­ви­се­ли от по­зи­ции ок­тяб­ри­стов. В Г. д. 3-го со­зы­ва бы­ло вне­се­но (по­дав­ляю­щая часть – пра­ви­тель­ст­вом) ок. 2,5 тыс. за­ко­но­про­ек­тов, св. 95% из них бы­ли одоб­ре­ны Ду­мой. Важ­ней­шие из одоб­рен­ных Ду­мой законопроектов – еже­год­ные гос. бюд­же­ты, за­ко­ны о сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­ме [от 14(27).6.1910 и 29.5 (11.6).1911], стра­хо­ва­нии ра­бо­чих от не­сча­ст­ных слу­ча­ев [от 23.7(5.8).1912], ме­ст­ном су­де [от 15(28).6.1912]. Из при­ня­тых Ду­мой за­ко­но­про­ек­тов Гос. со­ве­том от­кло­нён 31, в т. ч. за­ко­но­про­ек­ты о вве­де­нии земств в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке (бы­ли раз­ра­бо­та­ны по ини­циа­ти­ве чле­нов Ду­мы) и о вве­де­нии все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния (раз­ра­бо­тан Мин-вом нар. про­све­ще­ния).

Государственная дума 4-го созыва

Члены Государственной думы после приёма у императора Николая II. Фото. 26 июля (8 августа) 1914.

[пять сес­сий; 15(28).11.1912–6(19).10.1917]. Пред. – М. В. Род­зян­ко. Боль­шин­ст­во в Ду­ме по-преж­не­му со­став­ля­ли пра­вые и уме­рен­ные по­ли­тич. си­лы. В мае 1914 фрак­ция рус. на­цио­на­ли­стов и уме­рен­но пра­вых на­счи­ты­ва­ла 86 чле­нов (в 1915 из неё вы­де­ли­лась груп­па про­грес­сив­ных националистов – ок. 30 деп.), фрак­ция зем­цев-октябристов – 66, фрак­ция правых – 60 (в 1916 вы­де­ли­лась груп­па не­за­ви­си­мых правых – 32 де­пу­та­та), фрак­ция КДП – 48, груп­па центра – 36, фрак­ция прогрессистов – 33, груп­па «Сою­за 17 ок­тяб­ря» – 20, не­за­ви­си­мая группа – 13, тру­до­вая груп­па – 10 деп. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны сес­сии Ду­мы со­зы­ва­лись не­ре­гу­ляр­но, пра­ви­тель­ст­во ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­ло чрез­вы­чай­но-указ­ное за­ко­но­твор­че­ст­во. На чрез­вы­чай­ной од­но­днев­ной сес­сии 26.7(8.8).1914 Ду­ма вы­ра­зи­ла под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ву и одоб­ри­ла пре­дос­тав­ле­ние ему чрез­вы­чай­ных во­ен. кре­ди­тов, впо­след­ст­вии одоб­ря­ла др. чрез­вы­чай­ные ме­ры, пред­при­ня­тые пра­ви­тель­ст­вом в свя­зи с вой­ной. Под влия­ни­ем по­ра­же­ний рос. ар­мии на фрон­те в 1915 сре­ди чле­нов Ду­мы рас­про­стра­ни­лись оп­по­зи­ци­он­ные на­строе­ния, в ре­зуль­та­те ко­то­рых боль­шин­ст­во объ­е­ди­ни­лось во­круг тре­бо­ва­ния сфор­ми­ро­вать но­вое пра­ви­тель­ст­во из поль­зо­вав­ших­ся до­ве­ри­ем Ду­мы по­ли­тич. дея­те­лей (гл. обр., из са­мих де­пу­та­тов Г. д.) и в авг. 1915 соз­да­ло Про­грес­сив­ный блок (в не­го так­же во­шла зна­чит. часть чле­нов Гос. со­ве­та). Кри­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва с дум­ской три­бу­ны рез­ко уси­ли­лась с но­яб. 1916. В свя­зи с вол­не­ния­ми в Пет­ро­гра­де пред. СМ Н. Д. Го­ли­цын, вос­поль­зо­вав­шись раз­ре­ше­ни­ем имп. Ни­ко­лая II в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти при­ос­та­но­вить за­се­да­ния Ду­мы, имп. ука­зом от 25.2(10.3).1917 пре­рвал 5-ю сес­сию Г. д. (долж­на бы­ла во­зоб­но­вить­ся не позд­нее апр. 1917). Од­на­ко де­пу­та­ты не ра­зо­шлись и в ча­ст­ном по­ряд­ке 27.2 (12.3).1917 об­ра­зо­ва­ли Врем. ко­ми­тет Г. д. для во­дво­ре­ния по­ряд­ка в Пет­ро­гра­де и для сно­ше­ния с уч­ре­ж­де­ния­ми и ли­ца­ми. Ко­ми­тет стал од­ним из двух (на­ря­ду с Пет­ро­со­ве­том) цен­тров вла­сти в хо­де Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917; его пред­ста­ви­те­ли А. И. Гуч­ков и В. В. Шуль­гин вы­еха­ли в Псков, где пы­та­лись убе­дить имп. Николая II от­речь­ся от пре­сто­ла в поль­зу це­са­ре­ви­ча Алек­сея, но им­пе­ра­тор [2(15).3.1917] от­рёк­ся от пре­сто­ла и за се­бя и за сы­на в поль­зу вел. кн. Ми­хаи­ла Алек­сан­д­ро­ви­ча, од­на­ко по­след­ний 3(16)мар­та от­ка­зал­ся при­нять власть, пре­дос­та­вив ре­ше­ние во­про­са Уч­ре­ди­тель­но­му со­б­ра­нию. 2(15).3.1917 Врем. ко­ми­тет Г. д. объ­я­вил о соз­да­нии Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва, б. ч. порт­фе­лей в ко­то­ром по­лу­чи­ли чле­ны ко­ми­те­та или де­пу­та­ты Г. д. Врем. пра­ви­тель­ст­во вос­пре­пят­ст­во­ва­ло во­зоб­нов­ле­нию 5-й сес­сии Г. д., а 6(19).10.1917 пре­кра­ти­ло де­пу­тат­ские пол­но­мо­чия чле­нов Г. д. в свя­зи с на­ча­лом вы­бо­ров в Уч­ре­дит. со­б­ра­ние.

Одна из двух палат российского парламента – Федерального собрания РФ

2) Одна из двух палат рос. парламента – Федерального собрания РФ. Создана указом Президента РФ (1993). Г. д. – т. н. нижняя палата парламента, которая формируется путём общенациональных выборов и представляет население страны в целом (в отличие от верхней палаты – Совета Федерации, представляющей субъектов РФ).

Согласно Конституции РФ, Г. д. состоит из 450 депутатов. Это примерно на 200 мандатов меньше, чем численность нижней палаты в парламентах Великобритании, ФРГ, Франции. Депутаты избираются на 4 года на основе всеобщего равного прямого избират. права при тайном голосовании. С 2007 формируется на основе пропорциональной избират. системы по единому федеральному округу, кандидаты выдвигаются только политич. партиями (списки партий). Партии, не собравшие 7% и более голосов избирателей («заградительный барьер»), мест в Г. д. не получают.

Г. д. – орган нар. представительства и законодат. орган. Осн. функцией Г. д. является законотворчество. Г. д. принимает федеральные и федеральные конституц. законы (в т. ч. поправки к ранее принятым). Для принятия федерального закона требуется большинство голосов депутатов от установленной численности Г. д. (т. е. как минимум 226). Федеральные конституц. законы требуют для принятия 2/3 голосов. Законы, принятые Г. д., требуют одобрения Совета Федерации. По ключевым вопросам, перечисленным в Конституции РФ, это одобрение обязательно, по другим – необязательно, если Совет Федерации в установленный срок решил не рассматривать закон. Т. о., Дума может принять закон без Совета Федерации, а последний принять его без Г. д. не может. Совет Федерации может отклонить законопроект, принятый Г. д. (право вето). Вето Совета Федерации может быть преодолено повторным принятием законопроекта Думой большинством в 2/3 голосов.

Г. д. назначает некоторых высших должностных лиц, является органом парламентского контроля и участвует в определении осн. направлений внутр. и внешней политики государства. Так, выдвигаемая Президентом РФ кандидатура на пост Председателя Правительства РФ должна получить одобрение Г. д. (решение принимается открытым или тайным голосованием, требуется большинство голосов от установленной численности депутатов Г. д.). Дума назначает на должность и освобождает от должности некоторых др. должностных лиц – председателя Центр. банка РФ и 12 членов Совета директоров Банка, председателя Счётной палаты РФ и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, 1/3 часть членов Центр. избирательной комиссии РФ.

Осуществляя парламентский контроль, Г. д. вправе выразить недоверие Правительству РФ. Это не означает обязательного ухода правительства в отставку, Президент РФ рассматривает вопрос об отставке только после второго вотума недоверия, если он последует в течение 3 мес. В этом случае он вправе уволить Правительство РФ либо назначить нового Председателя Правительства РФ и распустить Г. д. с назначением даты новых выборов. Президент может также распустить Г. д. в случае отказа в доверии (путём голосования большинства от установленной численности Г. д.), если вопрос о доверии будет поставлен перед Думой Председателем Правительства РФ.

Г. д. обладает и др. полномочиями. Только она утверждает ежегодный государственный бюджет (законом, принятым совместно с Советом Федерации) и отчёт о его исполнении. Г. д. объявляет амнистию (объявлялась более 10 раз). Г. д. принимает решения на пленарных заседаниях, которые правомочны в присутствии большинства депутатов. Г. д. систематически (по расписанию в определённый день недели) проводит «правительственный час», на котором заслушивает министров, др. высших должностных лиц по заранее переданным им вопросам (но принимать в их отношении к.-л. обязательные решения Г. д. не вправе). В работе Думы используются парламентские (от имени палаты) и депутатские запросы. Парламентарии могут проводить также парламентские расследования, создавая для этого объединённую комиссию Г. д. и Совета Федерации.

Здание Государственной думы Российской Федерации в Москве. 1932–35. Архитектор А. Я. Лангман. Фото 2006. Фото А. И. Нагаева

Внутр. организация и порядок работы Г. д. определяются принимаемым ею регламентом. Работой Г. д. руководят избираемые ею председатель (иногда называемый спикером) и 10 заместителей председателя. Председателем Думы по традиции избирается представитель наиболее крупной парт. фракции в Г. д., его заместителями – представители др. фракций. Внутр. руководящим органом является также Совет Г. д., на заседаниях которого решающий голос имеют председатель Г. д. и его заместители, лидеры парт. фракций участвуют с правом совещат. голоса. Внутри Г. д. депутаты группируются по парт. фракциям. Переход из одной партии (от которой депутат избран) в др. партию (и фракцию) влечёт лишение депутатского мандата. Внутр. органами являются также постоянные комитеты и постоянные комиссии, создаваемые на период сессии. Какие именно комитеты и комиссии и в каком количестве, определяется регламентом Думы (как правило, их более 20). Состав комитетов формируется пропорционально численности парт. фракций, обычно это делается «пакетным соглашением» между фракциями (партиями), когда договариваются о замещении должностей заместителей председателя Г. д., председателей комитетов, их заместителей, количестве членов. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Комитеты предварительно рассматривают законопроекты, проекты постановлений Г. д., делают доклады и содоклады по этим документам. Для подготовки отд. вопросов создаются врем. комиссии. Для работы с избирателями депутаты выезжают на места и используют др. формы работы. Дума работает в сессионном порядке – две сессии в год: весенняя (январь – июнь) и осенняя (сентябрь – декабрь). В случае необходимости после консультаций председателя Г. д. с лидерами фракций Дума принимает решение о продлении или созыве сессии досрочно. Г. д. имеет свой аппарат, который обеспечивает организац. и технич. работу.

Законодательный орган государственной власти в ряде субъектов РФ

3) Законодат. орган гос. власти в ряде субъектов РФ – Астраханской обл., Ставропольском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и др.

Источн.: Государственная дума. Стенографические отчеты: [Созыв 1–4]. СПб.; П., 1906–1917; Законодательные акты переходного времени. 1904–1908 гг. СПб., 1909; Законотворчество думских фракций 1906–1917 гг. М., 2006.

Лит.: Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995; Власть и реформы. СПб., 1996; Демин В. А. Государственная дума России (1906–1917). М., 1996; Донесения Л. К. Куманина из министерского павильона Государственной думы, декабрь 1911 – февраль 1917 // Вопросы истории. 1999. № 1–12. 2000. № 1–6; Николаев А. Б. Государственная дума в Февральской революции: Очерки истории. Рязань, 2002; Представительная власть в России: История и современность. М., 2004; Государственная дума России, 1906–2006. Энциклопедия: В 2 т. М., 2006.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации (сокращённо Государственная дума, Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024