Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 108, 466
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ — см. Половые извращения.
ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (перверзии) —противоестественные формы полового влечения. Они образуются в период полового созревания, когда недифференцированное, ещё не имеющее определённого направление половое влечение почему-либо находит неистественный путь для своей реализации. Половая слабость, истинная или психологически обусловленная робостью, чувством неполноценности, является благоприятной почвой для извращённых влечений, если они оказывают более возбуждающее действие или более достижимы. В образовании нек-рых форм извращений имеют значение особенности личности, напр., мужеподобность у женщин или женоподобность у мужчин.
С а д и з м — половое удовлетворение, сочетающееся с причинением боли, мучений объекту влечения. Одной из редко встречающихся и очень опасных форм садизма является «наслаждение убийством», к-рое может сопровождаться половым актом с убитой.
М а з о х и з м — стремление испытывать боль, причиняемую сексуальным партнёром. Садизм и мазохизм — явления противоположные — могут встречаться одновременно у одного лица.
Г о м о с е к с у а л и з м — половое влечение к лицам своего пола.
П е д о ф и л и я — половое влечение к детям, к подросткам. Она появляется большей частью пpи половой слабости, к-рая в этих случаях приводит к поискам возбуждающих моментов. Наблюдается гл. обр. в позднем возрасте при артериосклерозе, у хронических алкоголиков.
Ф е т и ш и з м — форма полового влечения, направленного на определённую часть тела, на предметы, играющие в воображении фетишиста самодовлеющую роль и являющиеся обязательным условием полового удовлетворения. В своей крайней форме фетишизм у мужчин бывает направлен на части женского туалета (туфли, чулки, подвязки, бельё).
Наличие П. и. может служить основанием к признанию невменяемости только тогда, когда они являются признаком душевного заболевания (шизофрения, олигофрения в выраженной степени, тяжёлые формы психопатии и т. д.). Психопатические П. и в большинстве случаев не дают никаких оснований для признания невменяемости. Эти вопросы решаются при участии судебно-психиатрической экспертизы (см.).
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 448
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, извращённое половое влечение к лицам своего пола. В проявлении Г. играют роль моменты социального порядка (развращённость господствующих классов капиталистич. общества, неправильность бурж. воспитания) или психич. заболевания. Г. уголовно наказуем.
\
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 325
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (от гомо... и лат. sexus — пол), разновидность полового извращения, половое влечение к лицам своего пола.
Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 390. Электронная версия
ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ (от гомо… и сексуальность) (гомофилия, гомосексуализм, гомоэротика, сексуальная инверсия, однополая любовь), сексуальное влечение к лицам одноимённого пола, которое может быть как эпизодической, временной девиацией сексуальной, так и постоянной сексуальной ориентацией. Термин «Г.» (Homosexualität) ввёл в 1869 австр. писатель и публицист К. М. Бенкерт (1824–82). Мужскую Г. обозначают также терминами «мужеложство», «педерастия».
Мужчины-гомосексуалы часто называют себя геями (от англ. gay, которое в прованс. наречии обозначало куртуазную любовь трубадуров, а позднее – женщин и мужчин лёгкого поведения). Женскую Г. называют лесбийской любовью (лесбиянством) или сапфизмом (по имени др.-греч. поэтессы Сапфо, родившейся и жившей на о. Лесбос).
Г. – явление многомерное и многозначное. А. Кинзи установил (1948), что эротич. чувства и сексуальное поведение людей часто не совпадают. Совр. сексология концептуально разграничивает сексуальное влечение (либидо), сексуальное поведение, сексуальные фантазии, эмоциональные предпочтения, социальные предпочтения, стиль жизни и самоидентификацию (см. Идентичность). Отд. аспекты и компоненты сексуальной ориентации формируются в разное время. Непроизвольное эротич. влечение к лицам собственного пола часто появляется уже в раннем детстве. Целостный «сексуальный сценарий» формируется под влиянием среды и воспитания, в процессе взаимодействия с др. людьми, а сексуальная идентичность и соответствующий стиль жизни предполагают выбор и индивидуальное самоопределение. Поэтому на вопрос о процентном соотношении лиц с гетеро-, гомо- и бисексуальной ориентацией нельзя ответить однозначно. Напр., из опрошенных в 1992 американцев наличие у себя гомосексуального влечения признали 7,7% мужчин и 7,5% женщин; гомосексуальный опыт после 18 лет имели 4,9% мужчин и 4,1% женщин (со времени полового созревания – 9,1% и 4,3% соответственно); считали себя гомо- или бисексуальными 2,8% мужчин и 1,4% женщин. Поэтому любые «усреднённые» показатели проблематичны и ненадёжны.
В психологии Г. обычно определяют по сексуальной идентичности лица, а в эпидемиологич. исследованиях – по его поведению («мужчины, имеющие секс с мужчинами»). Поскольку сексуальность традиционно рассматривают в репродуктивном контексте – как стимул и средство продолжения рода, чему Г. явно не способствует, Г. производит впечатление странного и загадочного феномена. Совр. наука не имеет единой теории происхождения Г. По мнению З. Фрейда, Г. покоится на тех же психофизиологич. основаниях, что и разнополая любовь: человек по природе бисексуален, в его воображении присутствуют как гетеро-, так и гомоэротич. компоненты, а их «баланс» определяется в процессе индивидуального развития. Биологич. науки, прежде всего генетика и эндокринология, считают предрасположенность к Г. врождённой. Многочисл. исследования показывают, что Г. находится под определённым генетич. контролем и статистически достоверно связана с рядом особенностей [леворукость, длина пальцев, строение слухового аппарата, соотношение циклов сна и бодрствования, особенности протекания некоторых иммунных процессов, атипичное гендерное поведение в детстве (см. в ст. Гендерная психология), обусловленное нарушением гормонального баланса в период внутриутробного развития]. Однако эти показатели не могут служить ни диагностическими критериями, ни объяснением Г. как таковой. Поскольку Г. наблюдается у многих видов животных, эволюционная биология считает, что она могла выполнять какие-то адаптивные функции. Общественные и гуманитарные науки связывают Г. прежде всего с социальными и культурными факторами, особенностями воспитания и жизненным опытом ребёнка. Иногда гомосексуальные поведение и контакты обусловливаются не врождёнными, а внешними, ситуационными факторами (длительное пребывание в однополых коллективах – тюрьмах, казармах и др., стремление «разнообразить» сексуальную жизнь). Обычно такая временная, эпизодическая (т. н. вторичная) Г. при изменении обстоятельств уступает место гетеросексуальной активности, хотя в некоторых случаях они могут существовать одновременно (у т. н. бисексуалов).
Г. существовала во все времена и во всех человеческих обществах, она широко отражена в мифологии, лит-ре и иск-ве. Некоторые древние культуры относились к ней терпимо и даже положительно. Нередко она была элементом подростковых инициаций. В античной Греции допускались гомосексуальные отношения между мужчиной и мальчиком-подростком (педерастия). Однако Г. не способствует продолжению рода, маргинальна по отношению к институту брака и семейным ценностям. Мн. религии (христианство, ислам, иудаизм) считают Г. одним из наиболее серьёзных грехов. В средние века Г. стала уголовно наказуемой. В Новое время её стали считать болезненным проявлением, в связи с чем возник вопрос о справедливости привлечения к уголовной ответственности людей, оказавшихся жертвами «ошибки природы». Во 2-й пол. 20 в. Г. перестала быть «неназываемым пороком», гомосексуальные «гетто» превратились в общины со своей субкультурой, а сексуальные меньшинства стали заметной политич. силой. Декриминализация однополой любви (отмена уголовного преследования за гомосексуальные отношения между взрослыми людьми по взаимному согласию) в большинстве стран Запада произошла в 1960–70-е гг., в РФ – в 1993 (Франция осуществила её ещё в 1810). За этим последовала её «депатологизация», т. е. отказ от диагноза «гомосексуализм», определяющего Г. как психич. расстройство, сексуальное извращение. Исследования А. Кинзи и др. учёных показали, что Г. распространена значительно шире, чем было принято считать, и вполне совместима с психич. здоровьем. Амер. психиатрич. ассоциация в 1973 исключила Г. из перечня психич. болезней. В 1990 это сделала ВОЗ, в 1995 – Япония, в 1999 – Россия, в 2001 – Китай.
Со 2-й пол. 20 в. в мире наблюдается нормализация отношения общества и государства к однополой любви. Европейское сообщество считает дискриминацию людей по признаку их сексуальной ориентации юридически и морально неприемлемой. В нач. 21 в. ускорился процесс легализации однополых сожительств. В ряде стран, учитывая чувства верующих, такие союзы предпочитают называть иначе (напр., зарегистрированными партнёрствами) и ограничивают их права на усыновление детей.
Библиография
Лит.: Алексеев Н. А. Правовое регулирование и положение сексуальных меньшинств. М., 2001; Клеймо и сексуальная ориентация. Предрассудки в отношении общества к лесбиянкам, гомосексуалистам и бисексуалам. Хар., 2002; Мондимор Ф. Гомосексуальность. Естественная история. Екатеринбург, 2002; Crompton L. Homosexuality and civilization. Camb. (Mass.); L., 2003; Бутовская М. Л. Гомосексуализм и эволюция. [М.], 2005; Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. 2-е изд. М., 2006.