ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 108, 466


ГОМОСЕКСУАЛИЗМсм. Половые извращения.

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (перверзии) —противоестественные формы полового влечения. Они образуются в период полового созревания, когда недифференцированное, ещё не имеющее определённого направление половое влечение почему-либо находит неистественный путь для своей реализации. Половая слабость, истинная или психологически обусловленная робостью, чувством неполноценности, является благоприятной почвой для извращённых влечений, если они оказывают более возбуждающее действие или более достижимы. В образовании нек-рых форм извращений имеют значение особенности личности, напр., мужеподобность у женщин или женоподобность у мужчин.

С а д и з м — половое удовлетворение, сочетающееся с причинением боли, мучений объекту влечения. Одной из редко встречающихся и очень опасных форм садизма является «наслаждение убийством», к-рое может сопровождаться половым актом с убитой.

М а з о х и з м — стремление испытывать боль, причиняемую сексуальным партнёром. Садизм и мазохизм — явления противоположные — могут встречаться одновременно у одного лица.

Г о м о с е к с у а л и з м — половое влечение к лицам своего пола.

П е д о ф и л и я — половое влечение к детям, к подросткам. Она появляется большей частью пpи половой слабости, к-рая в этих случаях приводит к поискам возбуждающих моментов. Наблюдается гл. обр. в позднем возрасте при артериосклерозе, у хронических алкоголиков.

Ф е т и ш и з м — форма полового влечения, направленного на определённую часть тела, на предметы, играющие в воображении фетишиста самодовлеющую роль и являющиеся обязательным условием полового удовлетворения. В своей крайней форме фетишизм у мужчин бывает направлен на части женского туалета (туфли, чулки, подвязки, бельё).

Наличие П. и. может служить основанием к признанию невменяемости только тогда, когда они являются признаком душевного заболевания (шизофрения, олигофрения в выраженной степени, тяжёлые формы психопатии и т. д.). Психопатические П. и в большинстве случаев не дают никаких оснований для признания невменяемости. Эти вопросы решаются при участии судебно-психиатрической экспертизы (см.).

 

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 1, с. 448


ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, извращённое половое влечение к лицам своего пола. В проявлении Г. играют роль моменты социального порядка (развращённость господствующих классов капиталистич. общества, неправильность бурж. воспитания) или психич. заболевания. Г. уголовно наказуем.

 

\

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 325


ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (от гомо... и лат. sexus — пол), разновидность полового извращения, половое влечение к лицам своего пола.

 

 

 

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ // Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 390


ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ (от го­мо… и сек­су­аль­ность) (го­мо­фи­лия, го­мо­сек­суа­лизм, го­мо­эро­ти­ка, сек­су­аль­ная ин­вер­сия, од­но­по­лая лю­бовь), сек­су­аль­ное вле­че­ние к ли­цам од­но­имён­но­го по­ла, ко­то­рое мо­жет быть как эпи­зо­ди­че­ской, вре­мен­ной де­виа­ци­ей сек­су­аль­ной, так и по­сто­ян­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей. Тер­мин «Г.» (Homosexualität) ввёл в 1869 австр. пи­са­тель и пуб­ли­цист К. М. Бен­керт (1824–82). Муж­скую Г. обо­зна­ча­ют так­же тер­ми­на­ми «му­же­лож­ст­во», «пе­де­ра­стия».

Муж­чи­ны-го­мо­сек­суа­лы час­то на­зы­ва­ют се­бя гея­ми (от англ. gay, ко­то­рое в про­ванс. на­ре­чии обо­зна­ча­ло кур­ту­аз­ную лю­бовь тру­ба­ду­ров, а позд­нее – жен­щин и муж­чин лёг­ко­го по­ве­де­ния). Жен­скую Г. на­зы­ва­ют лес­бий­ской лю­бо­вью (лес­би­ян­ст­вом) или сап­физ­мом (по име­ни др.-греч. по­этес­сы Сап­фо, ро­див­шей­ся и жив­шей на о. Лес­бос).

Г. – яв­ле­ние мно­го­мер­ное и мно­го­знач­ное. А. Кин­зи ус­та­но­вил (1948), что эро­тич. чув­ст­ва и сек­су­аль­ное по­ве­де­ние лю­дей час­то не сов­па­да­ют. Совр. сек­со­ло­гия кон­цеп­ту­аль­но раз­гра­ни­чи­ва­ет сек­су­аль­ное вле­че­ние (ли­би­до), сек­су­аль­ное по­ве­де­ние, сек­су­аль­ные фан­та­зии, эмо­цио­наль­ные пред­поч­те­ния, со­ци­аль­ные пред­поч­те­ния, стиль жиз­ни и са­мо­иден­ти­фи­ка­цию (см. Иден­тич­ность). Отд. ас­пек­ты и ком­по­нен­ты сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции фор­ми­ру­ют­ся в раз­ное вре­мя. Не­про­из­воль­ное эро­тич. вле­че­ние к ли­цам соб­ст­вен­но­го по­ла час­то по­яв­ля­ет­ся уже в ран­нем дет­ст­ве. Це­ло­ст­ный «сек­су­аль­ный сце­на­рий» фор­ми­ру­ет­ся под влия­ни­ем сре­ды и вос­пи­та­ния, в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия с др. людь­ми, а сек­су­аль­ная иден­тич­ность и со­от­вет­ст­вую­щий стиль жиз­ни пред­по­ла­га­ют вы­бор и ин­ди­ви­ду­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние. По­это­му на во­прос о про­цент­ном со­от­но­ше­нии лиц с ге­те­ро-, гомо- и би­сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей нель­зя от­ве­тить од­но­знач­но. Напр., из оп­ро­шен­ных в 1992 аме­ри­кан­цев на­ли­чие у се­бя го­мо­сек­су­аль­но­го вле­че­ния при­зна­ли 7,7% муж­чин и 7,5% жен­щин; го­мо­сек­су­аль­ный опыт по­сле 18 лет име­ли 4,9% муж­чин и 4,1% жен­щин (со вре­ме­ни по­ло­во­го со­зре­ва­ния – 9,1% и 4,3% со­от­вет­ст­вен­но); счи­та­ли се­бя гомо- или би­сек­су­аль­ны­ми 2,8% муж­чин и 1,4% жен­щин. Поэ­то­му лю­бые «ус­ред­нён­ные» по­ка­за­те­ли проб­ле­ма­тич­ны и не­на­дёж­ны.

В пси­хо­ло­гии Г. обыч­но оп­ре­де­ля­ют по сек­су­аль­ной иден­тич­но­сти ли­ца, а в эпи­де­мио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях – по его по­ве­де­нию («муж­чи­ны, имею­щие секс с муж­чи­на­ми»). По­сколь­ку сек­су­аль­ность тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ют в ре­про­дук­тив­ном кон­тек­сте – как сти­мул и сред­ст­во про­дол­же­ния ро­да, че­му Г. яв­но не спо­соб­ст­ву­ет, Г. про­из­во­дит впе­чат­ле­ние стран­но­го и за­га­доч­но­го фе­но­ме­на. Совр. нау­ка не име­ет еди­ной тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния Г. По мне­нию З. Фрей­да, Г. по­ко­ит­ся на тех же пси­хо­фи­зио­ло­гич. ос­но­ва­ни­ях, что и раз­но­по­лая лю­бовь: че­ло­век по при­ро­де би­сек­суа­лен, в его во­об­ра­же­нии при­сут­ст­ву­ют как ге­те­ро-, так и го­мо­эро­тич. ком­по­нен­ты, а их «ба­ланс» оп­ре­де­ля­ет­ся в про­цес­се ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия. Био­ло­гич. нау­ки, пре­ж­де все­го ге­не­ти­ка и эн­док­ри­но­ло­гия, счи­та­ют пред­рас­по­ло­жен­ность к Г. вро­ж­дён­ной. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что Г. на­хо­дит­ся под оп­ре­де­лён­ным ге­не­тич. кон­тро­лем и ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­но свя­за­на с ря­дом осо­бен­но­стей [ле­во­ру­кость, дли­на паль­цев, строе­ние слу­хо­во­го ап­па­ра­та, со­от­но­ше­ние цик­лов сна и бодр­ст­во­ва­ния, осо­бен­но­сти про­те­ка­ния не­ко­то­рых им­мун­ных про­цес­сов, ати­пич­ное ген­дер­ное по­ве­де­ние в дет­ст­ве (см. в ст. Ген­дер­ная пси­хо­ло­гия), обу­слов­лен­ное на­ру­ше­ни­ем гор­мо­наль­но­го ба­лан­са в пе­ри­од внут­ри­ут­роб­но­го раз­ви­тия]. Од­на­ко эти по­ка­за­те­ли не мо­гут слу­жить ни ди­аг­но­стическими кри­те­рия­ми, ни объ­яс­не­ни­ем Г. как та­ко­вой. По­сколь­ку Г. на­блю­да­ет­ся у многих ви­дов жи­вот­ных, эво­лю­ци­он­ная био­ло­гия счи­та­ет, что она мог­ла вы­пол­нять ка­кие-то адап­тив­ные функ­ции. Об­ще­ст­венные и гу­ма­ни­тар­ные нау­ки свя­зы­ва­ют Г. пре­ж­де все­го с со­ци­аль­ны­ми и куль­тур­ны­ми фак­то­ра­ми, осо­бен­но­стя­ми вос­пи­та­ния и жиз­нен­ным опы­том ре­бён­ка. Иног­да го­мо­сек­су­аль­ные по­ве­де­ние и кон­так­ты обу­слов­ли­ва­ют­ся не вро­ж­дён­ны­ми, а внеш­ни­ми, си­туа­ци­он­ны­ми фак­то­ра­ми (дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в од­но­по­лых кол­лек­ти­вах – тюрь­мах, ка­зар­мах и др., стрем­ле­ние «раз­но­об­ра­зить» сек­су­аль­ную жизнь). Обыч­но та­кая вре­мен­ная, эпи­зо­ди­че­ская (т. н. вто­рич­ная) Г. при из­ме­не­нии об­стоя­тельств ус­ту­па­ет ме­сто ге­те­ро­сек­су­аль­ной ак­тив­но­сти, хо­тя в не­ко­то­рых слу­ча­ях они мо­гут су­ще­ст­во­вать од­но­вре­мен­но (у т. н. би­сек­суа­лов).

Г. су­ще­ст­во­ва­ла во все вре­ме­на и во всех че­ло­ве­че­ских об­ще­ст­вах, она ши­ро­ко от­ра­же­на в ми­фо­ло­гии, лит-ре и иск-ве. Не­ко­то­рые древ­ние куль­ту­ры от­но­си­лись к ней тер­пи­мо и да­же по­ло­жи­тель­но. Не­ред­ко она бы­ла эле­мен­том под­ро­ст­ко­вых ини­циа­ций. В ан­тич­ной Гре­ции до­пус­ка­лись го­мо­сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду муж­чи­ной и маль­чи­ком-под­ро­ст­ком (пе­де­ра­стия). Од­на­ко Г. не спо­соб­ст­ву­ет про­дол­же­нию ро­да, мар­ги­наль­на по от­но­ше­нию к ин­сти­ту­ту бра­ка и се­мей­ным цен­но­стям. Мн. ре­ли­гии (хри­сти­ан­ст­во, ис­лам, иу­да­изм) счи­та­ют Г. од­ним из наи­бо­лее серь­ёз­ных грехов. В сред­ние ве­ка Г. ста­ла уго­лов­но на­ка­зуе­мой. В Но­вое вре­мя её ста­ли счи­тать бо­лез­нен­ным про­яв­ле­ни­ем, в свя­зи с чем воз­ник во­прос о спра­вед­ли­во­сти при­вле­че­ния к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти лю­дей, ока­зав­ших­ся жерт­ва­ми «ошиб­ки при­ро­ды». Во 2-й пол. 20 в. Г. пе­ре­ста­ла быть «не­на­зы­вае­мым по­ро­ком», го­мо­сек­су­аль­ные «гет­то» пре­вра­ти­лись в об­щи­ны со сво­ей суб­куль­ту­рой, а сек­су­аль­ные мень­шин­ст­ва ста­ли за­мет­ной по­ли­тич. си­лой. Дек­ри­ми­на­ли­за­ция од­но­по­лой люб­ви (от­ме­на уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния за го­мо­сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду взрос­лы­ми людь­ми по вза­им­но­му со­гла­сию) в боль­шин­ст­ве стран За­па­да про­изош­ла в 1960–70-е гг., в РФ – в 1993 (Фран­ция осу­ще­ст­ви­ла её ещё в 1810). За этим по­сле­до­ва­ла её «де­па­то­ло­ги­за­ция», т. е. от­каз от ди­аг­но­за «го­мо­сек­суа­лизм», оп­ре­де­ляю­ще­го Г. как пси­хич. рас­строй­ство, сек­су­аль­ное из­вра­ще­ние. Ис­сле­до­ва­ния А. Кин­зи и др. учё­ных по­ка­за­ли, что Г. рас­про­стра­не­на зна­чи­тель­но ши­ре, чем бы­ло при­ня­то счи­тать, и впол­не со­вмес­ти­ма с пси­хич. здо­ровь­ем. Амер. пси­хи­ат­рич. ас­со­циа­ция в 1973 ис­клю­чи­ла Г. из пе­реч­ня пси­хич. бо­лез­ней. В 1990 это сде­ла­ла ВОЗ, в 1995 – Япо­ния, в 1999 – Рос­сия, в 2001 – Ки­тай.

Со 2-й пол. 20 в. в ми­ре на­блю­да­ет­ся нор­ма­ли­за­ция от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва к од­но­по­лой люб­ви. Ев­ро­пей­ское со­об­ще­ст­во счи­та­ет дис­кри­ми­на­цию лю­дей по при­зна­ку их сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции юри­ди­че­ски и мо­раль­но не­при­ем­ле­мой. В нач. 21 в. ус­ко­рил­ся про­цесс ле­га­ли­за­ции од­но­по­лых со­жи­тельств. В ря­де стран, учи­ты­вая чув­ст­ва ве­рую­щих, та­кие сою­зы пред­по­чи­та­ют на­зы­вать ина­че (напр., за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ны­ми парт­нёр­ст­ва­ми) и ог­ра­ни­чи­ва­ют их пра­ва на усы­нов­ле­ние де­тей.

Библиография

Лит.: Алек­се­ев Н. А. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние и по­ло­же­ние сек­су­аль­ных мень­шинств. М., 2001; Клей­мо и сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция. Пред­рас­суд­ки в от­но­ше­нии об­ще­ст­ва к лес­би­ян­кам, го­мо­сек­суа­ли­стам и би­сек­суа­лам. Хар., 2002; Мон­ди­мор Ф. Го­мо­сек­су­аль­ность. Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия. Ека­те­рин­бург, 2002; Crompton L. Homosexuality and civilization. Camb. (Mass.); L., 2003; Бу­тов­ская М. Л. Го­мо­сек­суа­лизм и эво­лю­ция. [М.], 2005; Кон И. С. Ли­ки и мас­ки од­но­по­лой люб­ви. Лун­ный свет на за­ре. 2-е изд. М., 2006.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024