Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Фортепiано — этимъ названiемъ означаются три струнныхъ клавишныхъ инструмента различныхъ формъ, но имѣющiе въ своей основѣ тотъ же принципъ, а именно ударъ мягкаго молотка, приводимаго въ движенiе клавишей. Эти три инструмента: Pianoforte, пiанино и рояль или флигель. Первый изъ нихъ имѣетъ форму продолговатаго стола; металлическiя струны натянуты въ горизонтальномъ положенiи. Въ пiанино струны въ вертикальномъ положенiи; рояль или флигель имѣетъ форму крыла, со струнами въ горизонтальномъ положенiи. Всѣ эти инструменты отличаются отъ стариннаго флигеля главнымъ образомъ тѣмъ, что благодаря молоточкамъ, изобрѣтеннымъ Кристофали въ Италiи и Шретеромъ въ Германiи (см. Флигель), ударъ по струнамъ получаетъ разные оттѣнки силы, отъ fortissimo до pianissimo. Вотъ почему эти инструменты называются Ф. Они подвергались многимъ улучшенiямъ, что продолжается и по-нынѣ. Фабрики всего болѣе способствовавшiя усовершенствованiю концертнаго рояля: во Францiи — Плейель, Эраръ, въ Англiи — Эраръ, въ Германiи — Бехштейнъ, въ Америкѣ — Стейнвей, въ Россiи — Беккеръ, Шредеръ, Мюльбахъ, Дидрихсъ. Объемъ Ф. — семь октавъ, считая отъ ля въ четвертой октавѣ внизъ. Ф. имѣетъ двѣ педали, изъ которыхъ одна служитъ для увеличенiя звука и поднимаетъ демпферъ, лежащiй на струнахъ, другая — una chorda — передвигаетъ молоточки, вслѣдствiе чего они бьютъ не по всѣмъ тремъ струнамъ, натянутым для каждаго звука, а по одной. Благодаря механизму двойной репетицiи, введенной въ позднѣйшее время, клавиши могутъ подчиняться всевозможнымъ тонкимъ намѣренiямъ виртуоза-пiаниста. См. Paul, «Die Geschich t e des Claviers» (Лпц., 1868). Н. С.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ФОРТЕПИАНО, струнный ударно-клавишный муз. инструмент; изобретён в Италии в 1711 Б. Кристофори, позднее был усовершенствован. Существуют 2 вида Ф.: рояль и пианино. Диапазон Ф., более 7 октав, охватывает большинство употребляемых в музыке звуков. Богатые динамич. и выразительные средства, возможность воспроизводить многоголосную музыку выдвинули Ф. как важнейший муз. инструмент для исполнения соло, аккомпанемента и всевозможных переложений симфонич., оперной и др. музыки.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ФОРТЕПЬЯНО (итал. fortepiano), струнный ударно-клавишный муз. инстр-т. Сконструирован в 1709—11 в Италии изобретателем ударной молоточковой механики Б. Кристофори. Предшественник совр. форм рояля и пианино.
Большая российская энциклопедия. Том 33. — Москва, 2017. — С. 490-491. Электронная версия
ФОРТЕПИА́НО, фортепьяно (от итал. fortepiano; итал. pianoforte, англ., франц. piano, нем. Klavier), муз. инструмент, ударно-клавишный хордофон. Название объединяет все разновидности роялей и пианино, а также ранний вариант Ф. – хаммерклавир (или молоточковое фортепиано). Гл. конструктивные элементы совр. Ф.: струны (225–230), резонансная дека, опорные конструкции, клавишный и педальный механизмы, корпус. Струны изготавливаются из стальной проволоки, басовые обвиты медной канителью; натягиваются над декой, склеенной из еловых досок толщиной 7–11 мм. Струны и дека крепятся к опорной конструкции, которая представляет собой 2 рамы: деревянную с колковой доской и чугунную – цельную отливку сложного решетчатого строения. Клавишный механизм состоит из клавиатуры и механики. Конструктивно клавиатура представляет собой систему рычагов, качающихся на штифтах. 85–88 клавиш, вырезанных из древесины хвойных пород, расположены на клавиатурной раме. Игровая часть клавиш группируется по октавам, в каждой из которых 7 белых клавиш (как правило, облицованных слоновой костью) и 5 чёрных (т. н. клавиатура фортепианного типа). Механика у Ф. разных типов и фирм устроена по-разному, однако в ней есть 3 осн. узла – т. н. узел фигуры, узел молоточка, узел демпфера. Узел фигуры передаёт движение от нажатой клавиши к молоточку. Головки молоточков обтянуты фильцем (прессованным войлоком) и имеют разную массу и форму: чем выше регистр, тем они меньше и легче. Когда молоточек занимает исходное положение, демпфер опускается на струну и глушит её. Педальный механизм включает обычно 2 педали. Правая через систему передач и рычагов поднимает все демпферы, что позволяет резонировать всем струнам одновременно. Левая педаль несколько смягчает звук.
Совр. Ф. имеет равномерно-темперированный строй. Обычный диапазон концертного Ф. – 7 с четвертью октав: от «ля» субконтроктавы до «до» 5-й октавы, диапазон пианино и кабинетных роялей – 7 октав. Звук Ф. сильнее и протяжённее, чем у его предшественников – клавесина и клавикорда, до полного угасания он может длиться 12–15 с. В отличие от клавесина, на Ф. возможны плавные переходы от форте к пиано и наоборот; передача тонких динамич. градаций – основная особенность фортепиано.
В 18 в. Ф. сосуществовало с клавесином и клавикордом, постепенно вытесняя их из концертной практики: распространение публичных концертов в больших залах требовало от инструментов большей громкости и яркости звучания. Первые Ф. созданы Б. Кристофори (сохранились 3 инструмента 1720-х гг.). Разновидности молоточковой механики независимо от Кристофори были изобретены франц. мастером Ж. Мариусом и нем. мастером И. Г. Шрётером. Одним из первых известных музыкантов, игравших на инструментах Кристофори, был Д. Скарлатти. Механику Кристофори усовершенствовал Г. Зильберман, его поздние модели высоко ценил И. С. Бах. В Англии строительство Ф. разивалось с 1760-х гг., после переезда туда И. К. Баха – одного из первых концертирующих пианистов.
С распространением Ф. развивалось иск-во игры на нём. Один из первых трактатов, где описана специфика игры на Ф., – «Опыт правильного способа игры на клавире» К. Ф. Э. Баха (ч. 1–2, 1753–62); Ф. считалось тогда наиболее подходящим для ансамблевого музицирования и аккомпанемента. Самым ранним из опубликованных сочинений, написанных специально для Ф., считается сборник 12 сонат Л. Джустини (1732). Для Ф. создано большинство клавирных произведений В. А. Моцарта и Й. Гайдна (поздний период). В последней четверти 18 в. образовались 2 ведущие исполнит. школы – венская, культивировавшая «блестящий стиль» (Моцарт, И. Н. Гуммель, И. Мошелес, К. Черни и др., а также М. Клементи), и лондонская (И. Б. Крамер, Дж. Филд и др.) – с мягким звукоизвлечением, предпочтением игры легато, постоянным применением правой педали. Л. ван Бетховен и пианисты рубежа 18–19 вв. подготовили взлёт романтич. фортепианной виртуозности в 1830–40-е гг. в лице Ф. Калькбреннера, С. Тальберга, Ф. Листа, Ф. Шопена. Во 2-й пол. 19 в. исполнит. школы сформировались во многих странах, в России развернулась деятельность А. Г. Рубинштейна и Н. Г. Рубинштейна, из организованных ими консерваторий вышло множество выдающихся пианистов и фп. педагогов: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. А. и Р. Я. Левины, К. Н. Игумнов, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.; вне названных консерваторий также сформировались крупнейшие пианисты – В. С. Горовиц, Г. Г. Нейгауз. Среди самых значит. зарубежных пианистов кон. 19 – 20 вв. – Ф. Бузони, М. Лонг, И. Гофман, А. Корто, А. Шнабель, Э. Фишер, Артур Рубинштейн, В. Гизекинг, А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гульд. Совр. фп. репертуар чрезвычайно широк, вершины фп. музыки – сочинения Й. Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Шопена, Листа, И. Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, Скрябина, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока, О. Мессиана, С. С. Прокофьева и др. композиторов.
Во 2-й пол. 19 – нач. 21 вв. изготовление Ф. имеет характер крупного фабричного произ-ва, при этом звуковые качества инструментов, особенно после 2-й мировой войны, несколько стандартизировались. Самые известные фп. фирмы – «Бехштейн», «Блютнер» (Германия), «Бёзендорфер» (Австрия), «Бродвуд» (Великобритания), «Эрар» (Франция), «Стейнвей» (США) и др. В нач. 21 в. фп. произ-во растёт за счёт япон. («Ямаха», «Каваи»), кит. и юж.-кор. фирм. В связи с развитием аутентичного исполнительства некоторые фирмы стали производить молоточковые Ф. по образцам 18 – нач. 19 вв.
Библиография
Лит.: James P. Early keyboard instruments: from their beginning to the year 1820. L., 1967; Piano-Nummern deutscher, europäischer und überseeischer Instrumente / Bearb. von H. K. Herzog. 7. Aufl. Fr./M., 1989; Palmieri R. Piano information guide: An aid to research. N. Y., 1989; Ehrlich C. The piano: a history. Oxf., 1990; Novak Clinkscale M. Makers of the piano. Oxf., 1993–1999. Vol. 1–2; Cole M. The pianoforte in the Classical Era. Oxf., 1998; Piano roles: Three hundred years of the piano. New Haven; L., 1999; Грохотов С. В. Фортепиано // Музыкальные инструменты: Энциклопедия. М., 2002.