Популярная художественная энциклопедия. Книга 2. — Москва, 1986
ФИНЛЯНДИЯ (Suomi), Финляндская Республика, государство на С. Европы, в бассейне Балтийского моря. К древнейшим пам. культуры на терр. Ф. относятся жилые постройки эпохи мезолита, близкие жилищам финно-угров, ямочно- гребенчатая керамика, наскальные росписи и петроглифы, резные зооморфные навершия каменных ножей, глин. антропоморфные идолы и др. произв. иск-ва эпохи неолита. В эпоху бронзы и раннего железа распространились произв. «звериного стиля». Местные традиции кам. арх-ры в Ф. складывались в 12—13 вв. под воздействием романского зодчества Швеции (замок и собор в Турку). Также заимствованный из Швеции тип небольшой сельской церкви с нефами равной высоты, кам. стенами и кирп. сводами постепенно трансформировался под влиянием местных условий.
Финляндия. Церковь в Холлоле. 15 в.
В 14—15 вв. торцовые стены церквей завершала узорная кирп. кладка щипцов (церковь в Хаттуле); в кон. 15 в. в орнамент и форму щипцов, в конструкцию сводов проникают элементы готики (церковь в Холлоле). Дерев. крест. зодчество, сохранявшее относит. независимость от стилистич. развития кам. арх-ры, оказывало существ. влияние на стр-во дерев. церквей (церковь в Торнио, 1686) и гор. жилых домов. Монумент. живопись 14 — нач. 16 вв. отличается привязанностью к нар. орнаменту, яркому локальному цвету, наивной правдивостью стиля (росписи церквей в Перниё, Хаттуле, Лохье). В монумент. живописи 17—18 вв. заметно проявились тенденции барокко (росписи церкви в Палтамо, 1780). Напряжённой экспрессией образов, сочетающейся со сдержанностью пластич. трактовки, отмечены произв. дерев. скульптуры 15—17 вв.
Финляндия. А. Галлен-Каллела. «Мать Лемминкяйнена». 1897. Атенеум. Хельсинки.
С нач. 19 в. процесс осознания нац. самостоятельности стал основой для формирования фин. художеств. школы. В арх-ре и живописи возрождались традиции нар. ремесла, дерев. резьбы, монумент. живописи. Развитие арх-ры в 1-й пол. 19 в. было отмечено влиянием классицизма — русского (архит. ансамбли центра Хельсинки, арх. К. Л. Энгель (э)) и шведского, представлявшего более камерный вариант стиля (Трапский дворец в Турку). К кон. 19 в. господствовавший с середины века эклектизм вытесняется арх-рой нац. романтизма, предст. к-рого (Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, Элиель Сааринен (с), Л. Сонк), опираясь на фин. фольклор, сканд. мифологию, традиции ср.-век. зодчества, стремились к созданию специфич. нац. арх-ры, обращённой к истокам фин. иск-ва (Центр. вокзал в Хельсинки). Реакцией на несколько произвольную живописность нац. романтизма и развивавшегося одновременно фин. варианта стиля «модерн» (постройки арх. город Нюстрёма, С. Линдквиста) стал возврат к регул. архит. решениям в духе неоклассицизма (здание Нац. парламента в Хельсинки, арх. И. Сирен (с)). Свобода пространственной композиции, тесная связь с ландшафтом свойственны произв. фин. функционализма 20—30-х гг. (санаторий в Патио близ Турку, 1929—33, арх. А. Аалто (а)). В основу широко развернувшегося после 2-й мировой войны 1939—45 жил. и обществ. стр-ва были положены разработанные ещё в 1910-х гг. идеи Сааринена, подразумевающие децентрализацию городской структуры, активное взаимодействие арх-ры с природной средой («г.-лес» Отаниеми, ген. план 1952, арх. Аалто). В совр. арх-ре Ф. сосуществуют разл. тенденции. Выразительность архит. форм, функц. целесообразность, умелое использование фактуры и конструктивных возможностей новых и традиц. (кирпич, гранит, дерево, медь) строит. материалов, слитность построек с природной средой выделяют произв. арх. Аалто (Дворец «Финляндия» в Хельсинки), В. Г. Ревелля, А. Эрви, К. и X. Сирен, Р. Пиетиля. Молодые архитекторы, представляющие т. н. арх-ру систем (А. Русувуори, Б. Лундстен и др.), обращаются к строгим формам застройки.
Финляндия. В. Аалтонен. Памятник «Дружба» в Турку. Бронза. 1952.
Формирование в 1-й пол. 19 в. нац. школы изобразит. иск-ва, предтечами которой были жанрист А. Лауреус и портретист Г. Финберг, предопределило интерес фин. живописцев к нац. истории и нар. жизни (тв-во Р. Экмана, названного «отцом фин. искусства»), родной природе (драматически-эмоц. пейзажи В. Холмберга, эпич. полотна В. Вестерхолма, наивно-идиллич. произв. бр. фон Вригт). Нар.-демокр. тенденции фин. культуры с наиб. полнотой раскрылись в 1880—1900-х гг. в тв-ве автора празднично-ярких картин на темы нар. жизни А. Эдельфельта, тяготевшего к монумент.-эпич. решению нар. темы П. Халонена, мастера классически завершённых по композиции жанр. картин Э. Ярнефельта. Тенденции нац. романтизма, «модерна», символизма переплетались в тв-ве крупнейшего фин. живописца и графика этого периода А. Галлен-Каллела. Фин. скульптура 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. представлена произв. работавшего в Ф. шведа К. Шёстранда, классициста В. Рунеберга, автора монумент. памятников Э. Викстрёма, обратившегося к традициям нар. дерев. пластики Э. Халонена. Богатство пластич. решений присуще работам В. Аалтонена. Фин. живопись 20 в. развивается в процессе взаимодействия нац. традиций и осн. направлений совр. бурж. иск-ва. Рядом с модернистскими течениями реалистич. иск-во сохраняет прочные позиции, творчески развивая традиции нац. художеств. школы (живопись В. Вионои, М. Коллина, А. Канервы, Н. Хюттинена, графика В. Асколы, Т. Тапиовары, скульптура Э. Кайносто, Э. Хилтунен и др.). Фин. дизайн, благодаря ориентации на потребности быта современного человека, стремлению к конструктивности и простоте решений, занял одно из ведущих мест в мире. Фин. дизайнеры (Т. Вирккола, Э. Арно, И. Тапиовара, арх. А. Аалто) тонко используют естественные свойства и природные формы материала.
Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИИ, т. 2 (кн. 1), т. 6 (кн. 1), М., 1960-65; ВИА, т. 4, 7, 10, 11, Л.—М., 1966—73; А. В. Иконников, Новая архитектура Финляндии, (М., 1972); Racz I., Peltola L. Suomen taidetta 1940—1975, Helsinki, 1977.
Приложения
ААЛТО (Aalto) Алвар (1898—1976), фин. архитектор. Видный предст. функционализма и органической архитектуры, идеям к-рых дал нац. истолкование. Окончил Полите. ин-т в Хельсинки. Работал в Финляндии, Швеции, США и др. странах. Сочетал железобетон и стекло с традиц. строит. материалами (камень, кирпич, дерево), достигал свободы и выразительности объёмно-пространств. композиции зданий, естеств. взаимосвязи арх-ры с ландшафтом и гор. окружением (санаторий в Паймио, 1929—30; Дворец «Финляндия» в Хельсинки, 1967—71). Один из создателей фин. дизайна (проекты мебели из фанеры, светильников из стекла и металла и т. п.).
Лит: А. П. Гозак, Алвар Аалто, М., 1976; А. Аалто. Архитектура и гуманизм, Сб. ст., пер. с фин., англ., франц. и нем. Сост., вступ. ст. и коммент. под ред. А. П. Гозака, М., 1978.
А. ААЛТО. Дворец «Финляндия» в Хельсинки. 1967—71
СААРИНЕН (Saarinen) Элиель (1873—1950), фин. архитектор, дизайнер, теоретик арх-ры. В 1893—97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в ун-те и Политех. ин-те. В начале тв-ва — крупнейший предст. т. н. нац. романтизма в фин. арх-ре; сотрудничал с арх. А. Линдгреном и X. Гезеллиусом (совм. постройки — фин. павильон на Всемирной выставке в Париже, 1900, Нац. м. в Гельсингфорсе, 1906—09). Испытал воздействие амер., англ. и нем. арх-ры кон. 19 в. В поисках нац. стиля обращался к традициям фин. нар. зодчества, применял местные строит. материалы (дерево, гранит), нарядный, геометрически чёткий орнамент. декор, стремился к рациональной организации пространства (Центр. вокзал в Гельсингфорсе, 1904—14). С 1923 работал в США (с 1937 совм. с сыном — Эро Саариненом). Созданный С. проект «Большого Гельсингфорса» (1915—18, не осуществлён), основанный на принципах децентрализации гор. структуры, стремлении к единству арх-ры и ландшафта, оказал влияние на градостр-во 20 в.
Соч.: The city. Its growth, its decay, its future, N. Y., [1943]; Search for form, N. Y., [1948].
Лит.: (О. Кюэсти), Архитектор Э. Сааринен… Выставка, М., 1957; Christ-Janer A., E. Saarinen, Chi., [1948].
СИРЕН (Siren) Йохан (1889—1961), фин. архитектор. Лидер неоклассицизма кон. 1920—30-х гг. С 1931 проф. Высшей тех. школы в Хельсинки. Для построек С. характерны строгая симметрия, монолитность объёмно-пространств. композиции, упрощённая трактовка ордерных элементов (здание парламента в Хельсинки, 1927—31).
ЭНГЕЛЬ (Engel) Карл Людвиг (1778—1840), фин. архитектор. Учился в берлинской АХ у Ф. Жилли. Тв-во Э. сложилось под воздействием арх-ры рус. классицизма (в 1809—16 работал в Ревеле, ныне Таллин, и в Петербурге). Автор ос. классицистич. построек и ансамблей Хельсинки (здание муниципалитета. 1817—18; б. Сенат, 1818—22; собор св. Николая, 1830—52; комплекс зданий ун-та, 1828—45). Тв-во Энгеля оказало большое влияние на сложение и характер фин. классицизма 1-й пол. 19 в.
Лит.: К. L. Engel, Katalog, B., 1970.