Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 74—81
Эпоха татарскаго завоеванiя.
§ 33. Появленiе татаръ и Батыевъ погромъ.
§ 34. Tатарская власть на Руси.
§ 35. Нѣмцы и Литва.
§ 33. Появленiе татаръ и Батыевъ погромъ. Въ то время, когда совершился упадокъ Кiева и обозначились вмѣсто стараго Кiева иные центры — Новгородъ, Владимиръ Суздальскiй и Галичъ, то-есть въ первой половинѣ XIII столѣтiя, на Руси появились татары. Появленiе ихъ было совершенно неожиданно, а сами татары были для русскихъ людей вовсе невѣдомы и незнаемы 1).
1) „Явишася языки, говоритъ лѣтопись, ихже никтоже добрѣ ясно не вѣсть, кто суть и отколѣ изидоша и что языкъ ихъ и котораго племени суть и что вѣра ихъ".
Родиною монгольскаго племени татаръ была нынѣшняя Монголiя. Разрозненныя кочевыя и дикiя племена татарскiя были объединены ханомъ Темучиномъ, который принялъ титулъ Чингисъ-хана, иначе «великаго хана». Въ 1213 году онъ началъ свои огромныя завоеванiя покоренiемъ сѣвернаго Китая, а затѣмъ двинулся на западъ и дошелъ до Каспiйскаго моря и Арменiи, всюду внося разоренiе и ужасъ. Передовые отряды татаръ отъ южныхъ береговъ Каспiйскаго моря прошли черезъ Кавгазъ въ Черноморскiя степи, гдѣ столкнулись съ половцами. Половцы просили помощи у южнорусскихъ князей. Собрались князья кiевскiй, черниговскiй, галичскiй (все Мстиславы по имени) и многiе другiе и пошли въ степь навстрѣчу татарамъ. Они говорили, что надо помочь половцамъ противъ татаръ, иначе половцы подчинятся татарамъ и умножатъ тѣмъ силу враговъ Руси. Не одинъ разъ татары присылали сказать русскимъ, что воюють не съ ними, а только съ половцами. Русскiе князья шли впередъ и впередъ, пока не встрѣтились съ татарами въ далекихъ степяхъ на рѣкѣ Калкѣ (нынѣ Калмiусъ). Произошелъ бой (1223); князья бились храбро, но недружно, и потерпѣли полное пораженiе. Татары жестоко замучили плѣнныхъ князей и воиновъ, преслѣдовали бѣжавшихъ до Днѣпра, а затѣмъ повернули назадь и скрылись безвѣстно 2).
2) „Сихъ же злыхъ татаръ таурменъ не свѣдаемъ, откуду были пришли на насъ и гдѣ ся дѣли опять; только Богъ вѣсть", говоритъ лѣтописецъ, пораженный страшнымъ бѣдствiемъ.
Прошло немного лѣтъ. Чингисъ-ханъ умеръ (1227) но татарскiя завоеванiя продолжались. Одинъ изъ внуковъ Чингиса, Батый (Бату, сынъ Джучи), пошелъ на завоеванiе западныхъ странъ с ь цѣлою ордою подвластныхъ ему татаръ и вступилъ въ Европейскую Россiю черезъ р. Уралъ (по старинному наименованiю «Яикъ»). На Волгѣ разгромилъ онъ Волжскихъ болгаръ и разорилъ ихъ столицу Великiй Болгаръ. Переправясь черезъ Волгу, въ концѣ 1237 года подошелъ Батый къ предѣламъ Рязанскаго княжества, гдѣ княжили Ольговичи (§ 18). Батый потребовалъ oтъ рязанцевъ дани — «со всего десятину», но получилъ отказъ. Рязанцы просили помощи отъ другихъ земель русскихъ, однако не получили ея и должны были одни своими силами отражать татаръ. Татары одолѣли, разгромили всю Рязанскую область, пожгли города, избили и плѣнили населенiе и пошли дальше на сѣверъ. Они разорили городъ Москву (бывшiй прикрытiемъ съ юга Суздалю и Владимиру) и вторглись въ Суздальскую область. Великiй князь владимирскiй Юрiй Всеволодовичъ, бросивъ свою столицу Владимиръ, ушелъ на сѣверо-западъ собирать войско. Татары взяли Владимиръ, убили княжескую семью, сожгли городъ съ его чудными храмами, а затѣмъ опустошили и всю Суздальскую землю. Князя Юрiя они настигли на рѣкѣ Сити (впадающей въ р. Мологу, притокъ Волги). Въ битвѣ (4 марта 1238 года) русскiе были разбиты, а великiй князь убитъ. Татары двинулись далѣе на Тверь и Торжокъ и вступили въ Новгородскiя земли. Однако они не дошли до Новгорода и повернули назадъ въ степи. На дорогѣ имъ пришлось долго осаждать городокъ Козельскъ (на р. Жиздрѣ), который палъ послѣ необыкновенно храброй защиты. Такъ въ 1237—1238 гг. совершилъ Батый покоренiе Cѣверо-восточной Руси.
Основавъ свои кочевья на нижнемъ теченiи Дона и Волги, Батый оттуда предпринялъ завоеванiе южной Руси. Въ 1239 году онъ разорилъ Переяславль и Черниговъ, а въ 1240 году пошелъ большимъ походомъ на Кiевъ. Въ концѣ 1240 года татары овладѣли Кiевомъ послѣ жестокаго сопротивленiя и разорили городъ и область. Oтъ, Кiева они двинулись на Волынь и Галичъ, овладѣли ими и перешли черезъ Карпаты въ Венгрiю и Польшу. Тамъ Батый не удержался и, встрѣтивъ мужественный отпоръ въ Чехiи, пошелъ назадъ въ степи, гдѣ и основаль Золотую или Кипчакскую орду; ея столицею сталъ новый городъ Сарай на низовьяхъ Волги.
§ 34. Tатарская власть на Руси. Съ образованiемъ Золотой орды началась постоянная политическая зависимость Руси оть татаръ. Будучи кочевниками, татары не остались жить въ русскихъ областяхъ, богатыхъ лѣсами; они ушли на
югъ, въ открытыя степи, а на Руси оставили, для наблюденiя, своихъ намѣстниковъ, баскаковъ, съ военными отрядами. Особые татарскiе чиновники, численники или пусцы, изочли и переписали все населенiе Руси, кромѣ церковныхъ людей, и наложили на него дань, получившую названiе выхода. Сборомъ этой дани и вообще управленiемъ татарскимъ на Руси завѣдовали въ Золотой ордѣ особые чиновники, даруги или дороги: когда русскихъ князей для поклона или дѣлъ вызывали въ орду, то тамъ ихъ «брали къ себѣ въ улусъ» (въ кочевье) «дороги», вѣдавшiе ихъ княжества. Пока Золотая орда сохраняла свою зависимость отъ великихъ хановъ въ Монголiи, pyccкie князья должны были ѣздить и въ далекую Монголiю на поклонъ великимъ ханамъ.
Татарскiе порядки были очень тяжки для Руси. Баскаки и другiе татарскiе чиновники съ ихъ вооруженной свитой сильно обижали народъ, дань татарская была тяжела и унизительна. Во многихъ городахъ (Новгородѣ, Ростовѣ, Суздалѣ, Владимирѣ и др.) народъ не выдерживалъ, поднимался противъ татаръ и избивалъ ихъ. Князьямъ стоило много труда и униженiй отводить отъ себя и отъ своихъ людей ханскую грозу и склонять народъ къ повиновенiю и уплатѣ выхода. Первое время татарской власти всѣмъ на Руси казалось очень мрачнымъ и постыднымъ. Легче стало только тогда, когда князьямъ удалось добиться у татаръ позволенiя самимъ собирать дань для орды и самимъ же доставлять ее въ орду (§ 43). Этотъ порядокъ избавлялъ населенiе отъ прямыхъ сношенiй съ татарами, а стало быть, и отъ частыхъ насилiй и обидъ татарскихъ.
Надобно, однако, помнить, что и въ первое время татарскаго ига церковные и политическiе порядки на Руси остались въ прежнемъ видѣ. Татары назвали Русь своимь «улусомъ», то-есть своею волостью или владѣнiемъ; но они оставили въ этомъ улусѣ его старое устройство. Къ русской вѣрѣ и русскому духовенству они относились съ терпимостью и уваженiемъ, какъ относились терпимо вообще ко всѣмъ инымъ религiямъ съ ихъ духовенствомъ или жречествомъ. Русскiй митрополитъ съ церковными людьми былъ освобожденъ отъ татарскаго «выхода» и прочихъ платежей и повинностей въ пользу татаръ. Русская церковь получала отъ хановъ особыя льготная грамоты («ярлыки»), которыми обезпечивались права духовенства. Такiе же ярлыки получали отъ хановъ и русскiе князья на ихъ княженiя. Татары оставили на Руси прежнiй порядокъ княжескаго владѣнiя и обыкновенно только утверждали князей на великомъ ихъ княженiи или на «удѣлахъ». Когда княжеские столы наслѣдовались правильно и мирно, татары не измѣняли дѣйствовавшаго порядка перехода столовъ отъ брата къ брату или отъ отца къ сыну. Когда же начинались между князьями ссоры и усобицы и князья обращались къ татарамъ сами за судомъ и помощью, тогда ханы проявляли свою державную волю, давали ярлыки на княженiя по своему произволу и наказывали строптивыхъ князей, сажая въ тюрьму и даже убивая ихъ самихъ и разоряя ихъ земли своими татарскими ратями. Иногда князья погибали въ ордѣ и не вслѣдствiе политическихъ причинъ, а потому, что не желали подчиниться татарскимъ обычаямъ, считая ихъ несовмѣстимыми съ христiанскою вѣрою. Такъ погибъ въ ордѣ черниговскiй князь Михаилъ Всеволодовичъ съ своимъ бояриномъ Ѳеодоромъ, за что церковь наша и чтить ихъ святыми мучениками. Но такого рода случаи не нарушали того общаго порядка княжеского владѣнiя, къ которому привьисли князья и народъ: на Руси оставалась старая династiя и старое княжеское управленiе. Это важное обстоятельство помогло нашимъ предкамъ собрать понемногу силы и средства для освобожденiя родины отъ чужого ига.
Знакомство съ новыми господами Руси но могло пройти безслѣдно для нравовъ и обычаевъ русскихъ людей. Татарское завоеванiие повело къ полному разобщенiю Суздальской Руси, испытавшей всю силу монгольскаго гнета, съ Русью Новгородской и Русью юго-западной. Въ Новгородѣ и на юго-западѣ татарская власть чувствовалась меньше и раньше пала. Тамъ сильнѣе были западныя влiянiя: нѣмецкое въ Новгородѣ и польское въ юго-западной Руси. И вотъ въ то время, какъ новгородцы и южноруссы убереглись отъ долгаго и прямого татарскаго воздѣйствiя, населенiе Суздальской и Рязанской областей поневолѣ воспринимало отъ татаръ нѣкоторые ихь порядки (денежный счетъ, административные обычаи) и было лишено возможности широкаго и свободнаго общенiя съ оторванными отъ него другими вѣтвями русскаго племени и съ европейскимъ западомъ. Вотъ почему на русскомъ востокѣ въ татарскую эпоху XIII—ХIV вѣковъ наблюдается нѣкоторый культурный застой и отсталость и нѣкоторый налеть «татарщины». Великорусскому племени, которое многострадально заслонило собою отъ татарскаго насилiя всю Европу, пришлось испытать на себѣ нѣкоторое влiянiе монгольскихънравовъ и порядковъ. Не слѣдуетъ, однако, преувеличивать силы этого татарскаго культурнаго влiнiя. Въ первые вѣка татарщины русскiе люди не могли ничего добровольно перенимать у «поганыхъ» татаръ, которыхъ они гнушались и ненавидѣли и которые сами тогда были на очень низкомъ уровнѣ культуры. Нѣкоторое сближенiе произошло позднѣе — съ той поры, когда иго ослабѣло и татары, переставъ быть угнетателями и господами, сами являлись на службу къ русскимъ князьямъ, селились съ ихъ согласiя на Руси (въ Касимовѣ, Елатьмѣ, Романовѣ), занимались здѣсь торговлей и земледѣлиемъ и такимъ образомъ мирно сходились съ своими русскими сосѣдями. Тогда — съ XV вѣка — вмѣстѣ съ восточными товарами русскiе начали перенимать восточныя моды и обычаи «поганыхъ» татаръ и даже роднились съ ними посредствомъ браковъ.
§ 35. Нѣмцы и Литва. Одновременно съ татарскимъ завоеванiемъ началось движенiе германскихъ силъ на западныя окраины Русской земли. Шведы, датчане и нѣмцы начали колонизовать восточные берега Балтiйскаго моря и покоряли финскiя и литовскiя племена, жившiя на морскихъ побережьяхъ. Шведы овладѣли Финляндiей и «примучивали» финновъ къ христiанству; датчане заняли Эстляндiю, гдѣ построили крѣпкiй Ревель; нѣмцы изъ Германiи колонизовали устья Зап. Двины и Нѣмана. Двигаясь на востокь и распространяя вглубь страны свои владѣнiя, шведы и нѣмцы придвигались все ближе и ближе къ русскимъ областямъ и, наконецъ, въ серединѣ ХIII вѣка вступили сь русскими въ борьбу, пытаясь овладѣть русскими городами. Такимъ образомъ, поражаемая съ востока татарами, Русь должна была на западѣ; отбиваться отъ германцевъ. Покушенiя шведовъ были отбиты скоро (§ 36); борьба же съ нѣмцами затянулась надолго и отличалась большимъ напряжениемъ и сложностью.
Первое появленiе нѣмцевъ въ устьяхъ Зап. Двины въ серединѣ ХII вѣка носило характеръ мирный: нѣмцы изъ сѣверной Германiи ѣздили на Двину торговать съ туземцами. За купцами явились нѣмецкiе миссiонеры проповѣдывать христiанство между ливами (финнами) и литовцами. Проповѣдъ ихъ не имѣла успѣха: уже крещеные, туземцы-дикари при первой возможности погружались въ Двину, чтобы «смыть» съ себя крещенiе и по водѣ отослать его обратно къ немцамъ. Тогда на помощь священникамъ папа послалъ крестоносное ополченiе. Оно прибыло въ устья Двины, основало городъ Ригу (1200) и, опираясь на эту крѣпость, начало покоренiе окрестной страны. Чтобы просвѣтить Ливонiю (страну ливовъ) свѣтомъ христiанства и подчинить нѣмецкой власти, придумали основать здѣсь орденъ духовныхъ рыцарей по образцу военныхъ орденовъ въ Палестинѣ. Новый орденъ получилъ названiе «меченосцевъ» (gladiferi), потому что его рыцари носили бѣлый плащь съ краснымъ крестомъ и мечемъ на плечѣ. Управлялся орденъ магистромъ и находился въ ленной зависимости отъ Рижскаго епископа. Съ тѣхъ поръ рыцари-меченосцы не переставали распространять свои владѣнiя во всѣ стороны отъ Риги; въ земляхъ, покоренныхъ ими, ставили они крѣпкiе замки и изъ этихъ замковъ держали въ повиновенiи туземцевъ.
Немногимъ позднѣе (1225 — 1230) между Нѣманомъ и Вислой — на Балтiйскомъ побережьѣ — основался другой духовный рыцарскiй орденъ — Тевтонскiй. Образованный для Палестины, удержаться въ Палестинѣ онъ не могъ, такъ какъ тамъ, все болѣе и болѣе торжествовали мусульмане. Одинъ изъ польскихъ князей (Конрадъ Мазовецкiй) обратился къ ордену съ предложенiемъ поселиться въ его владѣнiяхъ съ тѣмъ, чтобы защищать польскiя земли отъ набеговъ литовскаго племени пруссовъ. Орденъ принялъ предложенiе. Пруссы, державшiе въ страхѣ поляковъ, вступили въ борьбу и съ тевтонами; но нѣмцы оказались сильнѣе ихъ. Постепенно завоевывали рыцари Прусскую землю и, наконецъ, покорили ее всю. На мѣстѣ племенныхъ прусскихъ областей образовалось нѣмецкое государство ставшее въ ленную зависимость отъ императора. Такимъ образомъ на восточномъ побережьѣ Балтiйскаго моря, на устьяхъ главнѣйшихъ рѣкъ этого побережья, Зап. Двины, Нѣмана и Вислы, въ ХIII вѣкѣ укрѣпились нѣмцы, сильные какъ своимъ военнымъ устройствомъ, такъ и тою поддержкою, какую они могли имѣть отъ папы и императора изъ Германiи.
Нѣмецкiй натискъ двояко отразился въ жизни западныхъ русскихъ областей (Новгородской, Псковской, Полоцкой и Волынской). Во-первыхъ нѣмцы, покорили низовья Зап. Двины, пришли въ прямое соприкосновенiе съ русскими владѣнiями. Они напали на владенiя полоцкихъ князей по р. Двинѣ и покорили ихъ. Они приближались къ Новгородскимъ и Псковскимъ землямъ, взяли русскiй городъ Юрьевъ (по-нѣмецки Дерптъ, Dorpat) и на время овладѣли даже Псковомъ, откуда, какъ дальше увидимъ, выбилъ ихъ князь Александръ Ярославичъ Невскiй. Во-вторыхъ, вторженiе нѣмцевъ въ литовскiя земли возбудило и подняло литовскiя племена. Подъ напоромъ безпощаднаго врага разрозненная и слабая литва стала соединяться въ большiя скопища и искала вождей для борьбы съ нѣмцами. Иногда она шла на нѣмцевь съ русскими (полоцкими) князьями; иногда же въ средѣ литовцевъ являлись свои князья, подъ властью которыхъ охотно объединялись многiе литовскiе роды и племена. Тѣснимые нѣмцами, литовскiе князья нерѣдко обращались на русскiя земли и захватывали ихъ, чтобы вознаградить себя за отнятое нѣмцами. Такъ попали подъ власть литовскихъ князей многiя земли Полоцкаго княжества, отнятыя княземъ Миндовгомъ; а позднѣе стали попадать области Кiевскiя и Волынскiя. Стало быть, съ появленiемъ нѣмцевъ на западныхъ русскихъ границахъ у Руси оказалось два новыхъ врага: сами нѣмцы, мечтавшiе о завоеванiяхъ на Руси, и литва, начавшая объединяться подъ угрозой нѣмецкаго завоеванiя.
Начало книги ◀ ▶ § 36. Событiя въ Руси Сѣверной. Св. князь Александръ Невскiй. Развитiе удѣльнаго порядка.