ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. — Москва, 1978


ЭМИГРАНТЪ м. фрн. выходецъ на чужбину, бол. по политчск. причинамъ. Эмиграцiя, выселенiе, выселъ, переселенiе, выходъ на чужбину, въ новое отечество.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 683


ЭМИГРАЦИЯ, вынужденное или добровольное перемещение населения из своего отечества в др. страну по политич., экономич., религиозным и пр. причинам. В эпоху капитализма Э. обуславливается гл. обр. наличием армии безработных и полубезработных, различиями в уровне зарплаты в отдельных странах и т. д.

ЭМИГРАНТЫ, люди, находящиеся в эмиграции.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1562


ЭМИГРАЦИЯ (от лат. emigro — выселяюсь), выезд граждан из своей страны в др. страну на пост. жительство (или на более или менее длит. срок) по политич., экономич. и др. причинам.

ЭМИГРАНТЫ, лица, добровольно или вынуждено покинувшие страну, гражданами к-рой они являются, и поселившиеся в к.-л. др. стране.

 

 

ЭМИГРАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


Эмиграция

Эмиграция из России до 1917

Выезд отдельных лиц или групп из России по политическим, религиозным и национальным мотивам без специального поручения или царского позволения фиксируется с 16–17 вв.: отъезд в Великое княжество Литовское князя Андрея Курбского (1564; написал политический памфлет «История о великом князе Московском») и в Речь Посполиту первопечатника Ивана Фёдорова (1566), а затем в Швецию подьячего Г. К. Котошихина (1664; по заказу шведского правительства составил соч. «О России в царствование Алексея Михайловича»). После указа 1685, предусматривавшего смертную казнь для мятежных старообрядцев, началась, хотя и в незначительных количествах, эмиграция представителей этого религиозного направления, селившихся в Османской империи и на австрийских землях. С 18 в. эмиграция приобретала массовый характер. После подавления восстания под предводительством К. А. Булавина в 1707–08 казаки-некрасовцы ушли сначала на Кубань, а затем в Турцию (1740). В 1760–1780-х гг. территорию Российской империи покинули татары и ногайцы (ок. 200 тыс. чел.), запорожские казаки (ок. 10 тыс. чел.). В 1771 ок. 200 тыс. калмыков перекочевало в Джунгарию.

Эмиграция 19 – нач. 20 вв. подразделялась на трудовую (экономическую), национальную, религиозную и политическую. По данным зарубежной статистики (в России не велась в связи с отсутствием закона, регулировавшего эмиграцию), в 1820–1916 Россию покинули св. 4,5 млн.чел. (из них ок. 75% нелегально, пользуясь услугами контрабандистов). Ок. 3 млн.чел. уехали в США, динамика их отъезда была следующей: в осн. менее 100 чел. в год (1820–57), 100–1000 (1858–69); св. 1 тыс. (с 1870), св. 10 тыс. (с 1881); 45 тыс. (в 1891), св. 100 тыс. (в 1902), св. 291 тыс. чел. (в 1913). В 1899–1913 большинство рос. иммигрантов в США (статистика по этнической принадлежности велась с 1898) составляли евреи – 41% и поляки – 29%, литовцев и латышей насчитывалось 9%, финнов и эстонцев – 7%, русских – 7% (сюда следует, очевидно, включить также украинцев и белорусов), немцев – 6%, прочих – 1,0%. Евреи и немцы, судя по половозрастному составу эмигрантов, изначально намеревались покинуть Россию навсегда.

В 19 в. из Российской империи уезжали ногайцы и татары Таврической губ. (св. 190 тыс.чел.), горцы Западного Кавказа (ок. 470 тыс. чел.), бежавшие в Турцию в результате Кавказской войны (1817–64). В 1881–1914 эмигрировали 1,98 млн. евреев, из них 1,56 млн.чел. (78,6%) – в США (незначительная часть – в Палестину, Аргентину, европейские страны). Еврейская эмиграция приветствовалась в рос. правительственных кругах, видевших в ней разрешение еврейского вопроса; уехавшим запрещалось возвращаться обратно. В дореволюционный период Российскую империю покинули ок. 500 тыс. русских.

Выезжали из России на заработки в двух направлениях – в Европу (Германия, Швеция и Дания) и за океан (США, Канада, Южная Америка, Австралия). В 1894 в Германию отправились ок. 80 тыс. чел., в 1902 – 348 тыс. чел. В среднем в нач. 20 в. уехавших на заработки насчитывалось ок. 400– 500 тыс. чел. ежегодно. Отъезд в Германию облегчался благодаря межгосударственному соглашению 1897, регулировавшему движение сезонных рабочих. В осн. Россию покидали жители зап. губерний, 90% которых составляли поляки.

По религиозным мотивам из России уехало, по-видимому, не менее 30 тыс. чел. Наиболее интенсивно эмиграция проходила в 1890–1905 (ок. 18 тыс.чел.). В 1898 получено разрешение МВД на эмиграцию духоборов, которым запрещалось возвращаться на родину. В Канаду при поддержке английских и американских квакерских организаций, а также Л. Н. Толстого, передавшего на переселение гонорар за роман «Воскресение», выехало в 1898–99 ок. 7,5 тыс. чел. Меннониты, штундисты (св. 1 тыс.) переселялись в Америку, духовные молокане, субботники – в Палестину.

Первым политическим эмигрантом 19 в. стал декабрист Н. И. Тургенев, приговорённый на родине к смертной казни. В 1-й пол. 19 в. Россию покинули М. А. Бакунин, В. С. Печерин, И. Г. Головин (автор первых революционных брошюр, вышедших за рубежом: «La Russie sous Nicolas I», Париж, 1845; «Катехизис русского народа», Париж, 1849), Н. И. Сазонов и др. В 1853 А. И. Герцен открыл в Лондоне Вольную рус. типографию, заложив основы свободной рус. печати. Издания Герцена (альм. «Полярная звезда», газ. «Колокол», сб-ки «Голоса из России», «Исторические сборники» Вольной рус. типографии, отдельные книги и брошюры) пользовались популярностью в рос. образованном оппозиционном обществе. В 1860-е гг. складывается «молодая эмиграция» (А. А. Серно-Соловьевич, Н. И. Утин, Н. Я. Николадзе, М. К. Элпидин и др.). В 1865 центром рус. эмиграции стала Швейцария (Женева, Цюрих, Берн). В то же время возникли и затем обострились разногласия между «молодой», радикально настроенной эмиграцией, и эмиграцией «старой». В Швейцарии С. Г. Нечаев выпускал свои агитационные издания и «Колокол», перешедший на некоторое время под его контроль (Нечаев был одним из первых эмигрантов, выданных швейцарскими властями рос. правительству). В период подъёма народнического движения число эмигрантов и эмигрантских изданий увеличилось, за рубежом оставались или уехали туда идеологи народничества – Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Последователи Лаврова издавали журнал (1873– 1877) и газету (1875–76) «Вперёд!», бакунисты – газ. «Работник» (1875–76) и ж. «Община» (1878), последователи Ткачёва и П. Г. Заичневского – ж. «Набат» (1875–81). В нач. 1880-х гг. в Париже обосновались уцелевшие лидеры «Народной воли» (Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина), выпускавшие ж. «Вестник "Народной воли"» (1883–86); в 1890-х гг. образовалась Группа старых народовольцев (Лавров, Ошанина, И. А. Рубанович и др.), издававшая «Материалы для истории рус. социально-революционного движения» (1893–96). В 1883 в Женеве Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом, В. И. Засулич и др. создана 1-я социал-демократическая группа «Освобождение труда» (сб. «Социал-демократ», 1888, 1890–92, и др.). В 1880– 1890-х гг. на страницах эмигрантской печати шёл спор о разл. путях революционного движения. Наряду с пропагандой социал-демократических идей предпринимались попытки сочетать либерализм с народовольчеством («Свободная Россия» В. Л. Бурцева и В. К. Дебогория-Мокриевича), пропагандировался терроризм («Народоволец» Бурцева). В 1890-х гг. в среде политических эмигрантов определились два наиболее влиятельных направления – социал-демократическое и социал-революционное. С 1900 издавалась марксистская «Искра», печатные органы социал-демократов-экономистов – «Рабочая мысль» (1897– 1902), «Рабочее дело» (1899–1902) и др. В 1901–02 образовалась Партия социалистов-революционеров (ПСР; центральные издания – газ. «Революционная Россия», 1900–05, и ж. «Вестник русской революции», 1901–05). За границей велась разработка многих террористических актов Боевой организации ПСР. Там же возникали анархистские группы разл. толка, находившиеся под влиянием П. А. Кропоткина. С 1902 в Штутгарте (затем в Париже) выходил двухнедельник «Освобождение» (1902– 1905, редактор П. Б. Струве), ставший органом либерального «Союза освобождения». Всего в 1855–1917 рос. политические эмигранты издавали в Европе ок. 290 наименований газет и журналов, из них 109 – в Женеве, 95 – в Париже, 42 – в Лондоне, 17 – в Берлине, остальные – в др. городах. После начала 1-й мировой войны внутри революционной эмиграции произошёл раскол. Патриотическую позицию заняли Плеханов, Кропоткин, Бурцев (вернулся в Россию, где был арестован и предан суду). Против войны выступали меньшевики-интернационалисты, часть эсеров. Представители этих партий участвовали в международных социалистических Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) конференциях. Эсеры В. И. Лебедев, Б. В. Савинков, С. Н. Слетов добровольцами вступили во французскую армию. Пораженческую позицию заняли большевики, лидер которых В. И. Ленин выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. После Февр. революции 1917 большинство политических эмигрантов при финансовой поддержке Временного правительства и при содействии рос. посольств вернулось в Россию. Некоторые из них (Ленин, М. А. Натансон) сочли возможным проехать через территорию Германии в специальных вагонах, пользовавшихся правами экстерриториальности.

Русское зарубежье 1917–45

Рос. эмиграция после Окт. революции 1917 отличалась массовостью, политическим характером и стремлением сохранить национальную и культурную идентичность. Её формирование происходило гл. обр. в 1917–21. За границей оказались гражданские лица, покинувшие отечество сразу после революции, военнопленные 1-й мировой и советско-польской (1920) войн, солдаты и офицеры антибольшевистских воинских формирований после Новороссийской катастрофы армии А. И. Деникина (март 1920) и эвакуации из Крыма армии П. Н. Врангеля (ноябрь 1920) вместе с гражданскими лицами (ок. 150 тыс. чел.) и др. Эмиграция пополнялась лицами, высланными из Сов. России (в 1922 – ок. 200 общественных и политических деятелей, учёных, философов и писателей), и «невозвращенцами» (сов. служащие, оставшиеся за границей).

Постановлением СНК от 28.9.1921 рос. гражданство не предоставлялось лицам, добровольно служившим в армиях, сражавшихся против сов. власти, или участвовавшим в контрреволюционных организациях, а также лицам, выехавшим из России после 25.10(7.11).1917 без разрешения властей. Указом от 15.12.1921 все быв. граждане России, находившиеся за границей, лишались гражданства, если они не получили сов. паспорта до 1.6.1922.

Точная численность эмигрантов первой волны неизвестна. По данным американского Красного Креста, на 1.11.1920 она составляла ок. 2 млн.чел. Первоначально осн. центрами пребывания рус. беженцев в Европе были район Константинополя («Русская армия» Врангеля разместилась на Галлиполийском п-ове и на о. Лемнос), Берлин, Париж, Прага, а также Харбин (Дальний Восток). К кон. 1921 рос. военные контингенты переведены из Турции в Сербию и Болгарию. Часть из них оказалась в пограничной страже Королевства сербов, хорватов и словенцев, часть – на «трудовом положении», работала на постройке дорог, в шахтах, каменоломнях и т. п.

Подавляющее большинство эмигрантов принадлежало в России к непривилегированным слоям (городские обыватели, студенты, мелкие землевладельцы, квалифицированные рабочие, крестьяне, казаки, офицерство). В конечном счёте их судьба, несмотря на первоначальные мытарства, сложилась гораздо благополучнее, чем у их соотечественников, оставшихся на родине. Однако в эмиграции оказались и представители интеллектуальной, культурной, политической и деловой элиты – писатели, художники, политические и государственные деятели, учёные, крупные предприниматели. Первую волну отличал сравнительно высокий уровень образования: почти все имели начальное образование, приблизительно 2/3 – среднее, каждый седьмой – университетское. По этнической принадлежности большинство эмигрантов были русскими. Кроме того, в эмигрантском сообществе были представлены евреи, украинцы, армяне, грузины, немцы и др.

Приведённые в табл. 1 данные неполны, ибо не все эмигранты были зарегистрированы. В то же время многие, натурализовавшись и формально перестав быть эмигрантами, сохраняли нац. идентичность и считали принятие иностранного гражданства формальным актом. Сокращение численности рус. эмигрантов объясняется несколькими факторами: высокой смертностью, натурализацией, неблагоприятной демографической ситуацией – большинство эмигрантов были одинокими мужчинами, что обусловило низкую рождаемость. За 1921–31, после объявления политической амнистии в 1921, в сов. Россию (СССР) вернулось св. 181 тыс.чел., пик пришёлся на 1921 (ок. 122 тыс. чел.). Большинство из них, по данным эмигрантской печати, было репрессировано.

Многие рос. эмигранты сумели быстро адаптироваться за границей. Этому способствовала ситуация на рынке труда, испытывавшем дефицит рабочей силы из-за убыли мужского населения в период 1-й мировой войны, помощь со стороны правительств отдельных государств, благотворительных и международных организаций. Огромное значение для эмигрантов имело введение в 1922 т. н. нансеновского паспорта (получил распространение с 1924; Ф. Нансен – первый комиссар по делам беженцев Лиги Наций), обладатель которого получал право на жительство и трудоустройство. По этому паспорту можно было получать визы, переезжать из страны в страну и т. д. За выдачу и возобновление паспорта взимался довольно высокий сбор (5 золотых франков), который шёл на нужды беженцев через международные организации в Женеве и местные благотворительные организации.

Существенную помощь рос. эмигрантам оказал американский Красный Крест. В 1919 за границей воссоздано Рос. общество Красного Креста (председатель – гр. П. Н. Игнатьев). В 1921 в Париже образован Земско-городской комитет помощи рос. гражданам за границей (Земгор, председатель – кн. Г. Е. Львов), отделения которого действовали в Чехословакии (Прага), на Балканах, в Германии и др. странах и регионах. Помощь оказывало Совещание рос. послов (М. Н. Гирс, В. А. Маклаков и др.) в Париже через Финансовый совет при Совещании. Эмигрантами создавались сотни объединений по профессиональному, национальному и иным принципам, которые позволяли им легче адаптироваться в чуждой среде.

За границу представители первой волны эмиграции «вывезли» политические противоречия, бывшие на родине. Серьёзные дискуссии велись вокруг вопроса о формах дальнейшей борьбы с большевиками. Генерал Врангель пытался сохранить армию, надеялся на продолжение вооружённой борьбы. В армии поддерживалась военная дисциплина, действовали военно-полевые суды, приводились в исполнение смертные приговоры. Под председательством Врангеля образовался Рус. совет как совещательный орган при главнокомандующем. Однако попытки немедленно начать борьбу с сов. властью оканчивались, как правило, неудачами. Деятельность тайной организации «Центр действия» (ноябрь 1920 – сер. 1923) свелась к сбору информации о ситуации в СССР. Попытки Савинкова установить связи с антибольшевистскими силами в СССР привели к тому, что он попал в сети ГПУ, оказался на сов. территории и был арестован в авг. 1924. Убийства в 1923 сов. представителя на Лозаннской конференции В. В. Воровского и в 1927 сов. полпреда в Польше П. Л. Войкова – дело рук одиночек, не связанных с к.-л. организацией. Лишь в 1927 генералу А. П. Кутепову удалось заслать в СССР несколько групп боевиков, одна из которых осуществила террористический акт – взрыв в партийном клубе в Ленинграде. Остальные были арестованы или уничтожены.

В среде эмигрантской интеллигенции возникло движение сменовеховства (по названию сб. «Смена вех»; Прага, 1921). Идеологами были публицисты Ю. В. Ключников, Н. В. Устрялов, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин и др. Сменовеховцы приветствовали восстановление сов. властью «великой России», призывали к примирению и сотрудничеству с ней, к преодолению большевизма изнутри. Они полагали, что в России начался переход от утопии к здравому смыслу, в большевистской революции усматривали воплощение мессианства, свойственного рус. народу. Наиболее точно суть идеологии сменовеховства отражена в сформулированном Устряловым понятии «национал-большевизм». Ведущими изданиями течения были еженедельник «Смена вех» (Париж, 1921–22), затем газ. «Накануне» (Берлин, 1922–25; получала субсидию из Москвы). В нач. 1920-х гг. издавались также сменовеховские газеты «Новая Россия» (София), «Новости жизни» (Харбин), «Путь» (Гельсингфорс), «Новый путь» (Рига). Почти все вернувшиеся в Россию сменовеховцы репрессированы в 1930-х гг.

П. Н. Милюков в записке «Что делать после Крымской катастрофы?» (дек. 1920) сформулировал «новую тактику», суть которой – ставка на эволюцию сов. системы, её разложение, преодоление большевизма изнутри. Одной из важнейших задач деятели либерально-демократического направления считали объединение антибольшевистских сил на демократической платформе, создание «суррогата» национального представительства. В янв. 1921 в Париже состоялось Совещание членов Учредительного собрания: 33 чел. – эсеры (большинство) и кадеты. Совещание выбрало Исполнительную комиссию во главе с Н. Д. Авксентьевым, но через год деятельность этой организации прекратилась за отсутствием средств.

В противовес Совещанию в февр. 1921 в Париже быв. членами Гос. думы и Гос. совета образован Рус. парламентский комитет. В его инициативную группу входили А. И. Гучков, В. Д. Кузьмин-Караваев, Г. А. Алексинский и др. Свою задачу члены комитета видели в защите «рус. дела» перед иностранными правительствами. Председателем Рус. парламентского комитета в 1921– 1923 был Гучков. Аналогичные комитеты образовались также в Лондоне, Берлине и Константинополе.

В июне 1921 в Париже прошёл съезд Рус. национального объединения. В подготовке и проведении съезда видную роль играли кадеты А. В. Карташёв, В. Д. Набоков, М. М. Фёдоров и др. Это была попытка создать надпартийное объединение. На съезде избран Национальный комитет (председатель Карташёв). Объединение стремилось к уничтожению в России «политического и социального строя, приведшего к порабощению всего населения в интересах коммунистической партии». Цель объединения заключалась в восстановлении отечественной государственности на демократических основах, которые обеспечивали бы полное гражданское равноправие и политическую свободу.

Для «старых» рос. партий в эмиграции характерна непрерывная череда расколов. В июне 1921 Милюковым, М. М. Винавером и др. создана Парижская демократическая группа Партии народной свободы, преобразованная в 1924 в Республиканско-демократическое объединение при участии пражской эсеровской группы «Крестьянская Россия». Центром правых кадетов стал Берлин, а рупором – газ. «Руль» (1920–31), которую редактировал И. В. Гессен.

Эсеры разделились на правых, левых и занимавших центристскую позицию. Дважды, в нояб. 1923 в Праге и апреле – мае 1928 в Париже, эсеры провели съезды заграничных организаций ПСР. Эсеров разделяло отношение к происходившему в России. В 1940–41 часть лидеров партии бежала от нацистской угрозы в Нью-Йорк. Группа просуществовала до сер. 1960-х гг.

Заграничная делегация РСДРП (меньшевиков) образовалась вокруг ж. «Социалистический вестник» (Берлин, 1921– 1932, Париж, 1933–40, Нью-Йорк, 1940– 1965, с 1964 в виде сборников). Меньшевики отвергали к.-л. соглашения с большевиками, указывали на коренное противоречие между политической системой сов. России и экономическими принципами НЭПа. У меньшевиков выделилась правая группа «Заря», названная так по журналу, издававшемуся в Берлине в 1922–25. Группа признавала вооружённые методы борьбы с большевиками. В 1933 меньшевистский центр переместился из Берлина в Париж. В 1940–41 почти все видные меньшевики перебрались в США.

Попытки объединения предпринимались монархистами. На съезде в Рейхенгалле (Германия) в мае 1921 избран Высший монархический совет (ВМС), председатель – Н. Е. Марков. ВМС объединял ок. 100 монархических организаций. Однако во Франции правые создали собственную организацию – Совет монархического объединения во главе с А. Ф. Треповым. Монархистов разделял династический вопрос: одни ориентировались на великого князя Николая Николаевича (двоюродный дядя Николая II), другие – на великого князя Кирилла Владимировича (двоюродный брат Николая II). Последний сначала провозгласил себя местоблюстителем престола, а 31.9.1924 в Кобурге (Германия) – императором всероссийским. Если Николай Николаевич заявлял, что он «не предрешает будущего образа правления России», то Кирилл Владимирович выдвинул лозунг «За веру, царя и отечество!». Потомки Кирилла Владимировича признаются частью совр. монархистов легитимными претендентами на рос. престол... Читать оригинал

 

 

Ссылка


  • Эмиграция — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024