Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страна |
СССР |
---|---|
Статус |
район |
Входил в |
Ленинградскую область |
Административный центр |
посёлок Ефимовский |
Дата образования |
1927—1965 |
Официальный язык |
русский |
Население (1959) |
28 562 |
Плотность |
6,6 чел./км² |
Национальный состав |
русские — 83,40 %, |
Площадь |
5136 км² |
Часовой пояс |
MSK (UTC+3) |
Ефи́мовский райо́н — административно-территориальная единица Ленинградской области, существовавшая с 1927 по 1965 годы.
Административный центр — посёлок Ефимовский (е).
История
Был образован в сентябре 1927 года в составе Череповецкого округа Ленинградской области, тогда же создан районный комитет партии (протокол бюро РК 3 сентября 1927 года). В 1930 году в связи с ликвидацией округов перешёл непосредственно в областное подчинение.
25 июля 1952 года Анисимовский, Стругский, Самойловский и Окуловский сельсоветы Ефимовского района перешли в состав вновь образованного Бокситогорского района.
1 февраля 1963 года Ефимовский район был преобразован в Ефимовский сельский район, в который также вошли некоторые сельсоветы упразднённых Бокситогорского и Капшинского районов. При этом Ефимовский районный совет депутатов трудящихся был передан в подчинение Ленинградскому областному (сельскому) совету депутатов трудящихся.
В 1964 году административный центр района Ефимовский получил статус посёлка городского типа.
12 января 1965 года Ефимовский сельский район был упразднён, его территория вошла в состав вновь образованного Бокситогорского района.
Население
По итогам всесоюзной переписи населения 1939 года население района составило 33 985 человек, в том числе русские — 83,40%, вепсы — 8,95%.
По итогам всесоюзной переписи населения 1959 года население района составило 28 562 человек, в том числе в райцентре посёлке Ефимовский - 4 624 чел.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ЕФИМОВСКИЙ, посёлок, районный центр Ленинградской области РСФСР, железно-дорожная станция. Предприятия местной промышленности.
Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Лениздат. 1974
Ефимовский — рабочий поселок в Бокситогорском районе. Расположен при пересечении р. Тихвинки железной дорогой Ленинград — Вологда; ж.-д. станция Ефимовская в 274 км от Ленинграда.
Назван по имени первопоселенца, крестьянина Ефимова, принимавшего участие в строительстве шлюзов Тихвинской водной системы. По преданию, Петр I освободил Ефимова от крепостной зависимости и наделил его землей.
Развивается главным образом как центр лесной промышленности. Леспромхоз треста «Ленлес», лесодеревообрабатывающий комбинат, быткомбинат, молокозавод, крупный консервный цех Ефимовского лесхоза по переработке грибов, ягод и других даров природы — первое такое предприятие в области. Школьный и больничный городки. Зональная гидрометеорологическая станция.
Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия
ЕФИМОВСКИЙ, городской поселок в Бокситогорском р-не. Нас.— 3,9 тыс. чел. Расположен при рр. Валченка, Быстрая и Соминка. В нач. ХХ в.— пристанционный пос. на жел. дороге СПб.— Вологда. Назв. получил по близлежащей дер. Ефимово. С 1927 — центр созданного в Лен. обл. Ефимовского р-на (существовал до 1965), в 1964 – рабочий пос. Находясь на ж.-д. магистрали, Е. занимает выгодное трансп. положение, имеется также выход на автомоб. трассу Новая Ладога — Ярославль. До сер. 1960-х здесь функционировал судоходный путь (см. Тихвинская водная система). В течение ХХ в. пос. развивался как трансп., адм., культурный, с.-х. и пром. центр края. В процессе развития и застройки включил в свой состав ближайшие населенные пункты: пос. Быстрорецкий, Ярославский шлюз, дер. Машнево и Нос. До 1960-х застройка велась дерев. зданиями, в том числе двухэтажными. В 1970-е — 1990-е в центральной части Е. построен жил. микрорайон с многоэтажн. крупнопанельн. домами и объектами соц.-культурного назначения. В Е. имеются районный дом культуры, муз. школа, б-ка. Установлен обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ. В юж. части пос. находится действующий кам. храм Св. Пророка Илии (1908). В 5 км к северу от Е., на юж. берегу Тихвинского кан., на месте сгоревшего путевого дворца расположен кам. монумент с металлич. крестом «В память посещения Императора Петра Великого между 1712 и 1716 годами».
Лит.: Калинин М. А., Федяев А. И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Базарова М. И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003.
С. Б. Егоров
Основав Санкт-Петербург, Петр I решил соединить его водным путем с Волгой. Это позволило бы снабжать Санкт-Петербург продовольствием, дровами и стройматериалами. В 1703—1709 годах была сооружена Вышневолоцкая водная система, но она оказалась мелководной и имела низкую проходимость. Петр I решил построить новый путь. В 1710 году он поручил английскому инженеру Джону Перри произвести обмер рек Сяси, Тихвинки, Валчины, Чагодощи, Мологи, Соминки, Чагоды с целью устройства нового водного пути. Перри исполнил приказ и создал проект водной системы в 1712 году. Петр I приказал капитан-поручику Кормчину и князю Гагарину начать строительство водной системы. Между 1712 и 1716 годами Петр I сам побывал на трассе будущей водной системы и наметил прорыть канал между озерами Лебедино и Крупино. К этому же времени по преданию и относится возникновение деревни Ефимово, которая получила свое название по имени первопоселенца крестьянина Ефима, принимавшего участие в строительстве ряда шлюзов Тихвинской водной системы. Первое упоминание о деревне появилось в летописи 6 октября 1811 года. Петр I сам бывал несколько раз на проектируемой системе, исследовал водораздельный путь. На берегу озера Крупино, где в период с 1712—1717 гг останавливался Пётр Великий, на северной стороне Тихвинского канала, в полутора километрах от дороги, соединяющей пос. Ефимовский и дер. Радогощь, был построен для временного пребывания Петра I деревянный дворец на каменном постаменте. Но, к сожалению, в середине 19 века произошёл пожар и дворец сгорел. После этого было принято решение из фундамента дворца сложить памятник Петру I, который был установлен и освящён в 1862 году — к 150-летию посещения Петром I края. Памятник сооружён в виде опоры с вертикальной лицевой стеной. Высота верхней площадки 4 метра. Вершина памятника служит основанием для креста, высота которого 2.85 метра. До революции крест видели все, проплывавшие по Тихвинской водной системе, крестясь на него и с благодарностью вспоминая создателя водного пути. Тихвинская водная система сыграла видную роль в развитии коммуникаций и в жизни края. Было время, по ней ходили суда местного производства («тихвинки» и «соминки») и даже пароходы. Древний водный путь, прослужив людям полторы сотни лет, активно использовался до середины 60-х годов ХХ века. Сам поселок возник в начале XX века, как пристанционный, на железной дороге Санкт-Петербург-Вологда, первые поезда по которой пошли 1 января 1906 года. Название получил по близлежащей деревне Ефимово. С 1927 года – центр Ефимовского района. Статус рабочего поселка присвоен 20 января 1931 года. В январе 1965 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменении в административно-территориальном делении Ленинградской области» Ефимовский район был упразднен. В 1964 году присвоен статус поселка городского типа. Находясь на железнодорожной магистрали, и имея выход на автомобильную трассу Новая Ладога — Ярославль, Ефимовский занимает выгодное транспортное положение. В течение ХХ в. поселок развивался как транспортный, административный, культурный, сельскохозяйственный и промышленный центр края. В процессе развития и застройки включил в свой состав ближайшие населенные пункты: пос. Быстрорецкий, Ярославский шлюз, дер. Машнево и дер. Нос. До 1960-х годов застройка велась деревянными домами. В 1980-е в центральной части поселка построен жилой микрорайон с многоэтажными крупнопанельными домами и объектами социально-культурного назначения.
См.— Деревня Никольское